«Учимся быть толерантными»
Цель:
формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и
индивидуальности каждого.
Задачи:
1) Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
2) Демонстрация сходства и различия учащихся.
3) Формировать толерантность мышления и поведения учащихся.
Оборудование: карточки, фигурки людей, цветные карандаши, фломастеры,
ручки, листочки, мяч, презентация.
1.Чтобы узнать тему нашего занятия надо
отгадать ребус. У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым
надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но
чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на
обратной стороне.
т
|
о
|
л
|
е
|
р
|
а
|
н
|
т
|
н
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
400-
399
|
40:
20
|
333-330
|
240:60
|
25:5
|
126-120
|
56:8
|
56:7
|
72:8
|
900-
890
|
44:4
|
100-88
|
10+3
|
2.
Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.
Прочитайте,
какое слово получилось?
3.
Обсуждение понятия толерантность.
Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность?
(ответы детей)
4. Работа с притчей
Как мы судим о человеке
Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист
чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.
- Что вы здесь видите? - спросил старец.
- Точку. - ответил один.
- Черную точку. - подтвердил другой.
- Жирную черную точку, - уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
- Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? - удивились ученики.
Как вы думаете , ребята, почему заплакал учитель? А что вы
видите на этом чистом белом листе?
- Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую
черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа.
Что имел в виду учитель, когда так сказал?
Скажите, а в жизни так бывает, когда мы видим в человеке
что-то одно, а много другого хорошего не замечаем? В своей анкете вы указали
лучшие черты у своих друзей (хорошие, добрые, веселые, помогают, не предают).
Ведущий предлагает участникам придумывать
комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему
комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя
замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать
свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан
каждому участнику.
5. Творческая работа.
Раскрасить фигурки
людей
Заселение поляны
человечками. У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных
размеров.
Обсуждение, все
человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.
Какой хоровод из людей будет интереснее, если все будут
одинаковые или разные? (под музыку «Барбарики»)
6. Упражнение «Чем мы похожи?»
Процедура проведения: Члены группы
сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе
какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света,
выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или
мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света
выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
7. Работа с притчей
ГВОЗДИ
Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек
с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он
будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37
гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество
забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче,
чем забивать гвозди...
Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни
одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему
вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет
терпения.
Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он
вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:
– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в
ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то
ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь
собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его
вытащить, но рана всё равно останется.
Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана
останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья –
это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы
выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе
свое сердце.
Старайся не ранить их...
Ребята, чему учит эта притча? Нельзя обижать людей, друзей,
одноклассников. У вас анкете был вопрос: «Часто ли вы ссоритесь?» Только один
человек сказал, что часто. И я рада, что все остальные ссорятся редко с
друзьями или вообще не ссорятся. И чаще всего ваши ссоры бывают из-за ерунды,
мелочи, из-за непонимания.
Игра за столом. «Чем вы интересны одноклассникам?»
Ученикам раздаются листы бумаги и
ручка. Задаётся вопрос: «Чем вы интересны одноклассникам». Даётся время на
размышления. Обсуждение. Либо вариант: «Мне интересен одноклассник тем,
что…..». Затем зачитывается без называния фамилий, а класс пытается угадать, о
ком идёт речь.
9. Вопросы для
обсуждения: Какие качества присущи
толерантной личности? Зачем нужно быть толерантным? Трудно ли поставить себя на
место другого человека и понять его переживания?
Ведущий проходит по кругу с лукошком в котором
находятся различные мелкие предметы. участники, не заглядывая в лукошко, берут
какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти
какую-нибудь связь между этим предметом и понятие - толерантности. Рассказ
начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он
напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена
по всему миру». Дать представление об особенностях толерантной и интолерантной
личности и основных различиях между ними.
11. Подведение итогов (Стихотворение) Сегодня мы с вами задумались над проблемой
толерантности. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность?
Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы
измениться. И тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше! Успеха!!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.