КЛАССНЫЙ
ЧАС
«ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА
ЛАВРА И НИКОЛО-УГРЕШСКИЙ МОНАСТЫРЬ»
Пояснительная
записка
Одной
из самых актуальных проблем нашего времени является духовно-нравственное
воспитание личности, становление человека в человеке. Развивать у детей нравственные
качества необходимо с раннего возраста. Именно в детстве разгадка взрослых тайн
человеческой души, именно детство становится ключиком к пониманию поступков,
побед и неудач взрослого человека. Семья закладывает основы воспитания, а
школа развивает личность, опираясь на модели, программы, системы.
Проведение данного мероприятия способствует не только формированию
познавательного интереса учащихся, но и помогает преодолевать равнодушие ребят
к историческим и духовным истокам своей страны. Только на основе патриотических
ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую
личность.
Воспитательные
мероприятия патриотического характера способствуют не только формированию
патриотических понятий, но и совершенствованию интересов и идеалов. Учащиеся
составляют то ядро, которое будет формировать будущее нашей страны, развивать
идею российской государственности.
Цели:
·
Дать учащимся основные знания о
деятельности Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, об известных подмосковных
монастырях;
·
Формировать умения давать собственную
оценку событиям, нравственным качествам исторических личностей.
·
Вырабатывать высокого
ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию
русского народа.
·
Воспитывать качества
гражданственности, патриотизма, любви к Родине, к ближнему, чести и долге, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные
качества
Задачи:
·
Ознакомить учащихся с биографией и
наиболее примечательными событиями из жизни Преподобного Сергия Радонежского,
создании монастырей в Подмосковье;
·
Рассказать краткую историю становления и
развития главной русской обители – Троице-Сергиевой лавры, показать её влияние
на основные исторические события нашей Родины.
Участники мероприятия:
учащиеся 5 Б класса
Форма
проведения: Внеклассное мероприятие
Оборудование: Мультимедийный
проектор, экран, материал для творческого занятия ( цветная бумага, клей,
картон)
Ход мероприятия
(Звучит звон колоколов)
Вступительное
слово учителя:
В нашей школе есть
замечательная традиция - следовать маршрутами духовного краеведения. Сегодня на нашем занятии мы с вами
познакомимся с православными святынями- Троице-Сергиевой лаврой и
Николо-Угрешским монастырем, поговорим о жизни и деятельности двух великих
людей- Сергии Радонежском и Дмитрии Донском.
Мы
договаривались о том, что этот классный час вы будете вести сами, я лишь
немного помогу вам.
Итак,
мы с вами начинаем.
(
На экране фотографии храмов)
1 ученик.
БОЖИЙ
ХРАМ.
Божий
храм, разбуди меня звоном,
Отвари
предо мною врата,
Дай
припасть к чудотворным иконам,
Дай
принять благодать от Креста.
Божий
храм, ты очисти мне душу,
Благовоньем
кадил обними,
В
покаяньи склониться послушно,
Перед
Богом моим вразуми…
Божий
храм, примири меня с Небом,
Растворись
во мне кровью Христа,
Дай
мне веры насущного хлеба,
Как
и все, ни за что, просто так.
2 ученик
ЗА
ГОРАМИ, ЗА ЖЕЛТЫМИ ДОЛАМИ…
За
горами, за желтыми долами,
Протянулась
тропа деревень,
Вижу
лес и вечернее полымя,
И
обвитый крапивой плетень.
Там
с утра над церковными главами
Голубеет
небесный песок,
И
звенит придорожными травами
От
озер водяной ветерок.
Не
за песни весны над равниною
Дорога
мне зеленая ширь-
Полюбил
я тоской журавлиною
На
высокой горе монастырь.
3 ученик
Каждый
вечер, как синь затуманится,
Как
повиснет заря на мосту,
Ты
идешь, моя бедная странница,
Поклониться
любви и кресту.
Кроток
дух монастырского жителя,
Жадно
слушаешь ты ектенью,
Помолись
перед ликом Спасителя
За
погибшую душу мою.
3 ученик
Монастыри. Место, где живут монахи- святые люди. Их много на Руси. Но сегодня я
вам расскажу об одном из самых красивых монастырей- Троице-Сергиевой лавре.
4 ученик
А я расскажу вам о его основателе- Сергии Радонежском.
На
экране появляется слайды презентации «Троице-Сергиевой лавра», в качестве
музыкального сопровождения звучит композиция Георгия Свиридова «Рождественская
песнь»
5
ученик
В
стенах обители святой,
Под
кровом кельи убогой,
Спасался
старец жизни строгой,
Каких
немного под луной.
Хотя
он скрылся от людей,
Служить
желая только Богу,
Но
каждый знал к нему дорогу,
Кто
о душе радел своей.
4
ученик показывает презентации и рассказывает о
жизни Сергия Радонежского.
В момент рассказа
о встрече Дмитрия Ивановича с Сергием Радонежским выходит
6
ученик
С
надеждой ждал их Преподобный,
Молитву
в храме возносил,
Он
предсказал и плач надгробный,
И
славу ратную Руси.
Благословил
идти без страха,
Коль
Русь святая дорога!
И
в подкрепленье двух монахов
Послал
на злобного врага.
Учитель ( По ходу рассказа учителя на экране появляются
изображения Николо-Угрешского монастыря) .Ордынцы уже
много лет собирали с русских дань, убивали людей, уводили их в плен.
Закончилось терпение у людей, решили они дать отпор врагу. Собрали огромную
рать, во главе этого войска встал князь Московский Дмитрий Иванович. Спросив
благословения у Сергия Радонежского, Дмитрий Иванович отправился навстречу
монголо-татарам. Сбор русских полков был назначен в Коломне. Основная часть
войска под предводительством самого князя Дмитрия шла вдоль реки Москвы. В 15
верстах от Москвы войско расположилось на ночлег. По преданию, ночью под сосной
в звездном сиянии великому князю было знамение: перед ним предстал образ
Святителя Николая. Обрадованный явным проявлением Божественной благодати,
Дмитрий, уверовав в победу, воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» («Это все
согрело сердце мое!»)
После победы на
Куликовом поле князь Дмитрий на месте знамения «повелел воздвигнуть храм во имя
Святителя Николая и устроить обитель иноческую». Так был основан Свято Николо
-Угрешский монастырь.
Этот монастырь
расположен рядом с нами- в городе Дзержинском. Многие из вас были в нем. Если
же вы там не были- обязательно съездите туда со своими родителями.
7 ученик
СВЯТАЯ
УГРЕША.
Святая
Угреша! Поет мое сердце
При
звуках родных этих слов.
В них
есть переливы божественный терций
Сакрального
гимна веков.
Аккорды
в них есть колокольного звона,
Плывущего
вдаль над Москвой,
Мелодия
древней молитвы с амвона,
И
шепот реки луговой.
Любовь
в моем сердце к тебе не остынет.
Рождая
вновь творческий взлет,
Угреша,
великой России святыня,
Тебе
моя лира поет.
Учитель. Этот монастырь расположен рядом с нами- в городе Дзержинском. Многие
из вас были в нем. Если же вы там не были- обязательно съездите туда со своими
родителями
8 ученик
Когда,
гоним тоскою неутешной,
Войдешь
во храм и станешь там в тиши,
Потерянный
в толпе необозримой,
Как
часть одной страдающей души.
Невольно
в ней твое потонет горе,
Почувствуешь,
что дух твой вдруг влился
Таинственно
в свое родное море.
И
заодно с ним рвется в небеса.
Учитель.
Сегодня мы с вами познакомились с двумя монастырями- Троице-Сергиевой лаврой и
Николо -Угрешским монастырем.
- Вам
понравился рассказ ребят?
-А
что вам запомнилось?
-
Что вам захотелось сделать, узнав об этих удивительных местах Подмосковья?
( Выслушиваются
ответы учащихся)
Сейчас мы с вами
выполним творческую работу. Перед вами на ваших столах лежат заготовки
аппликации, цветная бумага, ножницы, клей и картон. Вы должны создать свой
собственный храм. А потом мы с вами вместе рассмотрим получившиеся работы и
вместе решим, кто же лучше всех справился с заданием.
Учащиеся
приступают к выполнению заданий, В это время звучит спокойная мелодия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.