Тема: «Толерантность
этнического и культурного многообразия России»
Цели:
- познакомить учащихся с понятием
“толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
- развить способности адекватно и
полно познавать себя и других людей.
Задачи:
- дать учащимся возможность
оценить степень своей толерантности;
- развитие внимания, памяти,
творческого мышления учащихся;
- воспитание чувства
коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного
отношения между учащимися.
Форма проведения: “круглый стол” с
сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Ход классного часа
- Сегодня наш разговор посвящён толерантности.
Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно
непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и
развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только
образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый
окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального
развития индивидуума, группы, общества в целом.
- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о
вечном, о любви.
Звучит музыка, рассказывается сказка.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей
было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому,
прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла
дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы
запоют, и роса ещё не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь
в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна
другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут
Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого
и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши,
и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну
из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза
каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и
продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула
ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
- Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы
максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после
окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в
профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся
профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств
является толерантность.
В жизни человек общается с представителями различных
национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно
научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей
другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того,
толерантность как качество личности считается необходимым для успешной
адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью,
проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует
от нас жизнь.
(Далее ведущий обращается к участникам мероприятия).
Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных
языках земного шара?
Толерантность – это уважение, принятие и правильное
понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и
способов проявления человеческой индивидуальности.
Определение слова толерантность на разных
языках земного шара звучит по-разному:
- в испанском языке оно означает
способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- во французском – отношение, при
котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели
ты сам;
- в английском – готовность быть
терпимым, снисходительным;
- в китайском – позволять, принимать,
быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском – прощение,
снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность,
терпение, расположенность к другим;
- в русском – способность терпеть
что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться
с существованием чего-либо, кого-либо).
Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения
различны? (Ответы).
А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
(Ответы).
(Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное,
делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение
мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная
нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя
позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного
взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или
социальной среды.).
- Слово толерантность я изобразила в виде
солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают
свои мнения). Например:
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс
неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы,
жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова:
беженец, жертва насилия...
В сегодняшнем обществе происходит активный рост
экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления
особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен
максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных
проблем.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В
одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но
иногда бывает и наоборот...
Сценка “Перед вами две дороги.
Выбирайте...”
Молодой человек и его девушка гуляли
по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась
сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, -
сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты
подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана
нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне
больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём
виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему
помогать?
- Я всё равно подойду. - Девушка
вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и
не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь?
Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к
мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину.
- Что с вашей ногой.
- Я сломал её... кровь у меня. Я не
знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я
посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к
молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка
вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая
исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони
мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа,
алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова
опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, -
проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к
телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина –
Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе
счастье.
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку
нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят
милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам
становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с
которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или
друг, - это и будет проявление доброты.
Мы видим, что есть два пути развития личности –
толерантный и интолерантный.
Упражнение “Толерантная и
интолерантная личности”
- Интолерантный путь характеризуется представлением
человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством
дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием
власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные
личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует
полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на
различиях между “своими” и “чужими”.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего
себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей
и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к
иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его
многообразии.
- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки,
где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты,
присущие интолерантной личности:
Терпение, чувство юмора, непонимание,
уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение
владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение
слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость,
любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
Толерантная личность
|
Интолерантная личность
|
Терпение
Чувство юмора
Уважение мнения другихи
|
Непонимание
Игнорирование
Эгоизм
|
Упражнение “Волшебная лавка”
Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких
качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Ведущий просит участников группы представить, что
существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение,
снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие,
альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать,
любознательность, способность к сопереживанию.
Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает
одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник.
Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те
качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель
просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в
каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то
взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в
избытке.
Заключительное задание “Дерево
толерантности”
- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что,
по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то
есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на
листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать,
чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на
символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)
- В конце мне хочется сказать, что класс – это
маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение,
взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.