Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Начальные классы / Классный час "Тайна старого леса" (4 класс)

Классный час "Тайна старого леса" (4 класс)

Скачать материал


Классный час в 4-м классе (УМК « Начальная школа ХХI века»)


Тема: «Тайна старого леса». 22 апреля - День Земли и защиты окружающей среды.


Киданова Марина Николаевна

учитель начальных классов МОУ «Бехтеевская СОШ» Корочанский район Белгородской области


Авторский медиапродукт : презентация


Цель: воспитывать любовь и уважение к своей земле; довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе, любви к животным.


Ход занятия:

Чтец:

Плач Земли


О, люди! О, люди!

Как вы допустили,

Вы самое главное

В жизни забыли,

Забыли о том,

Что природа - ваш дом,

А в доме не убрано,

Грязно жить в нем.

Текли, извиваясь, речушки-сестрицы,

А вы посмотрите, что сними творится?

Завалены мусором,

Нефтью залиты.

О, люди! О, люди!

Ну, что вы творите?

Зачем обижаете маленьких птичек?

Зачем пестрых бабочек ловите в поле?

Все звери и птицы хотят жить на воле,

Но скоро вы их не увидите боле!

Деревья редеют. А что за причина?

Ребята гурьбой отдыхали в лесу.

Костер разожгли, пили, ели, смеялись,

Собрали вещички, домой разбежались.

Костер не потушен. Зачем суетиться?

Скорее домой. А пожар приключился!

Не мучьте меня, задыхаюсь от боли.

Что делать, не знаю,

И жить - то мне как?

О, люди, зачем поступаете так?

Учитель: Нам, людям, давно стоит задуматься над этим. Многие поступки человека наносят вред природе и ее обитателям.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы открыть тайну старого леса. Для этого мы отправимся в путешествие.

Загадка

Богатырь стоит богат, Почему мы с лесом дружим,

Угощает всех ребят: Для чего он людям нужен?

Ваню - земляникой. Лес -это наше богатство.

Таню - костяникой, Лес - это зеленый наряд нашей

Машеньку - орешком, земли.

Петю - сыроежкой, Лес -это дом для зверей и птиц.

Катеньку - малинкой. Лес - это наш друг: задерживая

Васю - хворостинкой. влагу, он помогает человеку

(Лес). выращивать хороший урожай.

Лес -это богатая кладовая.


Чтец: Здравствуй, лес, дремучий лес, Ночью темной, грозовою?

Полный сказок и чудес! Что там шепчешь на заре,

Ты о чем шумишь листвою Весь в росе, как в серебре?

С. Погореловский


Учитель: Первая станция на нашем пути - станция «Кукушкино гнездо».

По ходу путешествия учитель вывешивает на доску рисунки станций.


«Пойманная птичка.»

Дети: А, попалась, птичка, стой! Не уйдешь из сети; Не расстанемся с тобой Ни за что на свете!

Птичка: Ах, зачем, зачем я вам, Миленькие дети? Отпустите полетать, Развяжите сети!

Дети: Нет, не пустим, птичка, нет! Оставайся с нами: Мы дадим тебе конфет, Чаю с сухарями...

Птичка: Ах, конфет я не клюю, Не люблю я чаю: В поле мошек я ловлю, Зернышки сбираю ...

Дети: Там замерзнешь ты зимой Где-нибудь на ветке; А у нас-то в золотой Будешь жить ты клетке!

Птичка: О! Не бойся: в теплый край Улечу зимою. А в неволе - светлый рай Будет мне тюрьмою.

Дети: Птичка, птичка! Как любить Мы тебя бы стали! Не позволили б грустить: Все б тебя ласкали.

Птичка: Верю, детки; но для нас Вредны ваши ласки:

С них закрыла бы как раз Я навеки глазки.

Дети: Правда, правда! Птичка, ты Не снесешь неволи ... Ну, так Бог с тобой - лети И живи на воле!


«Кукушка и воробей»

Учитель: Ребята, у меня есть небольшая сказка в стихах. Называется она «Кукушка и воробей». Но прочитать эту сказку одной мне не хочется. Гораздо интересней ее прочитать при вашем участии. Я попрошу левую часть класса громко произнести слово «Кукушка». Приготовились!

Учитель делает взмах рукой, ребята, сидящие в левой половине класса, громко произносят:

- Кукушка!

- Теперь попрошу правую часть класса по взмаху моей руки громко сказать: «Воробей!» Приготовились!

Репетируют.

- Очень хорошо. Итак, начинает чтение левая сторона, вот эта,

громко произносит: «Кукушка!»; по взмаху правой руки правая сторона

говорит: «Воробей!» Будьте внимательны!

Жила-была одна Кукушка

И жил-был старый Воробей...

Как лента узкая, речушка

Лишь разделяла двух друзей.

Пестра, нарядна, как игрушка,

Встречая радостно гостей,

Была горда весьма Кукушка,

Когда в гостях был Воробей.


Наш Воробей имел свой угол

В лесной сторожке, над окном,

Он был известен всей округе,

Как лучший врач в краю лесном.

Лечил он птиц и насекомых -

Козявок, бабочек, стрекоз...

Среди больных - его знакомых -

Был даже сам почтенный дрозд.


Ну, а Кукушка не из знатных

(Она в глуши лесной жила). _

Зато у птиц - подруг пернатых -

Вещуньей доброю слыла... ,

Пестра, нарядна, как игрушка,

Встречая радостно гостей,

Была горда весьма кукушка,

Когда в гостях был Воробей.


Но как-то раз моя вострушка

Спор подняла среди друзей.

«Полезней я!» - кричит Кукушка.

«Нет, я!» - щебечет Воробей.

Сова, кукушкина подружка,

Всем говорила: «Верьте ей:

Три дня проплакала Кукушка,

Не плакал только Воробей…»


Прошла зима, весна и лето,

Промчалась осень им во след,

Ну, а друзья за время это

Не помирились еще, нет...


Давно не слышала опушка И впрямь, лежит в жару Кукушка,

Веселый шум лесных друзей: А пульс то чаще, то слабей,

Была упрямою Кукушка, Болит живот, крыло и ушко.

Настойчив был и Воробей... Ах, где ты, доктор Воробей!..

Однажды белка увидала: _ А Воробей, узнав про горе,

Лежит Кукушка на боку... Поник печально головой.

«Неужто птица захворала... Забыв о тягостном раздоре,

Кому ж кричать теперь: «Ку-ку»? Спешит на помощь он к больной...


Болезнь прошла, жива старушка.

И вот опять среди друзей

На солнце греется Кукушка,

А рядом - доктор Воробей!


Учитель: Ребята, кто из вас помнит, из-за чего поссорились Кукушка и Воробей?

(Дети отвечают).

- Правильно, Кукушка и Воробей поспорили между собой, кто из

них полезней. Кто же, по-вашему, из них полезней - кукушка или

воробей?

(Дети отвечают).

- Совершенно верно! И кукушка, и воробей полезны! Полезны

тем, что уничтожают вредных для полей и лесов насекомых.

Для проведения этой игры учитель может подготовить две таблички с рисунками. На одной табличке может быть нарисована кукушка, на другой- воробей.

Когда дети должны хором подхватывать то или иное слово, учитель показывает им соответствующий рисунок.

Учитель: Очень часто приходится видеть, как мальчишки обижают птиц. Камнями в них кидают, из рогаток стреляют, гнезда палками разоряют. А задумывались ли вы над тем, какую пользу приносят птицы? Птицы разносят косточки ягод в разные места. Потом на тех местах вырастает рябина, клюква и другие растения.

Без птиц в лесу было бы скучно и пусто. Давайте послушаем, что они сами нам об этом скажут.

(Учитель включает магнитофонную запись «Голоса птиц»).


Станция «Цветочная поляна»

Детям предлагается коллекция полевых цветов (на карточках или в гербарии), название которых они должны определить. Среди прочих должны быть цветы, занесенные в Красную книгу. Например, тюльпан Шренка.

На втором этапе детям предлагается вспомнить как можно больше лекарственных трав.

Станция «Родник»

Учитель: Невозможно представить себе жизнь без воды. Но и здесь

человек обижает природу.


Ученик: Родник


В угоре за деревней - Наверно, ради смеха

Заброшенный родник. Поставил в желобок.

Свалил в него коренья А этот- камень кинул,

Какой-то озорник, А этот - палкой ткнул,

Какой-то неумеха Насыпал липкой глины.

Дырявый свой сапог, Ушел и не взглянул.

Ученица:

А я о том не знала, И яростно копаю,

Я дома не была, И весело пою,

А то бы им попало И струйка голубая

За грязные дела! Спешит в ладонь мою.

Печаль твоя понятна, Несу по огороду

Звоночек мой родной! На утренней заре

Бегом бегу обратно Серебряную воду

За заступом домой. В серебряном ведре.

О. Фокина.

Учитель: Ребята, как я рада, что у родничка нашлись друзья, которые выручили его из беды.

А теперь я предлагаю вам прослушать поучительный рассказ.


Для чего говорят: «Спасибо!»

По лесной дороге шли двое - дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

- Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

Вы зачем сказали ручью «спасибо»? - спросил он дедушку. -

Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

- Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А

мы не волки, мы - люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит

«спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял

долгий...

Учитель: Вот такая история. Ребята, а вы догадались, кому нужно это

слово?

(Дети отвечают).

Учитель: Ребята, отгадайте загадку.

Загадка

Бегу я, как по лесенке, Издалека по песенке

По камушкам звеня, Узнаете меня.

(Ручей).

Учитель: Реки, озера, пруды и другие водные источники приносят неоценимую пользу. Но часто случается так, что человек забывает об этом.

Ученик:


Река

Лентой изумрудной А теперь и лодка

Вдаль течет река. Сядет на мели.

Вся горит под солнцем, Скоро речка высохнет,

Но уже мелка. Зарастёт травой.

Раньше в этом месте Обыватель молча

Плыли корабли, Лишь махнет рукой.

Олег Фрагин.


Учитель: Ребята, расскажите, как надо себя вести на водоемах, чтобы они подольше служили людям и оставались чистыми. (Дети рассказывают).


Станция «Древесное семечко»


Учитель: Лесные деревья, если бы умели говорить, обязательно бы пожаловались, что многие дети без причины обламывают ветки, кору ножом ковыряют. А то и совсем малые, неокрепшие деревца из земли с корнем вырывают.

А ведь деревья человеку только пользу приносят. Воздух очищают, красоту и уют создают. Согласитесь, станет плохо, если с Земли исчезнут все деревья!

Ученик:


Верный друг

Протянуло ветку Никому обидеть

деревце в окно: их не разрешу!

От моей вам тени, Деревцу я землю

люди, не темно? в лунке разрыхлю


Нет, она от зноя И полью водою,

нас убережет, стволик побелю.

От нее к нам в окна Утром друг мой веткой

ветерок течет. постучи т в окно.

Деревце довольно, «Здравствуй, просыпайся!

плещется в окно. Жду тебя давно!»

И лопочут листья, Л. Склярская.

шепчутся: «Шу-шу...».



Игра «Кусты и деревья»

Сев на стул лицом к классу, учитель обращается к ребятам:

- Вы были когда-нибудь в лесу? Ребята отвечают:

- Были.

- Скажите, какие бывают в лесу деревья? Кто знает?

Слышатся ответы:

- Береза, клен, сосна и т.д.

- Правильно... А не скажите ли вы, какие бывают сосны? Покажите...

Ребята показывают руками, что сосны высокие.

- А какие бывают кусты? Покажите!

Ребята, опустив руки вниз, показывают, какой высоты бывают кусты.

- Хорошо... Теперь я проверю, помните ли вы, какие бывают

сосны и какие бывают кусты... Покажите сосны!

Сказав «сосны», учитель одновременно поднимает вверх руки-Ребята делают то же самое.

- Кусты?

И учитель, и ребята опускают руки вниз.

- Сосны? - снова спрашивает учитель.

Ребята поднимают руки вверх.

- Сосны? - повторяет вопрос учитель.

А сам в это время опускает руки вниз. Несколько человек в классе

делают то же самое.

- Вот так сосны! - укоризненно качает головой.

- Раз, два, три,четыре, пять.... Шесть человек ошиблись: двое на этой стороне класса

и четверо на другой. Правая сторона класса будет состязаться с левой.

Какая команда совершит меньше ошибок, та и выиграет. Начинаем!

Учитель продолжает игру, время от времени делая движения, которые противоречат сказанному им. Ошибки играющих подсчитываются для каждой команды в отдельности. Выигрывает, в конечном счете, та сторона класса, у которой окажется меньше ошибок.


Станция «Лужайка»


Учитель: Скоро наступит лето. Вы обязательно отправитесь на прогулку в лес. Будете играть на полянах и цветочных лужайках. И здесь вы не должны забывать о насекомых, лесных жителях, травах и деревьях.

Вот послушайте одну историю, которая приключилась с моим

знакомым Антошкой. Я начну рассказ:


Сгреб кузнечика рукой Буд то жалуется всем:

На лугу Антошка, «Грустно мне без солнца.

В кулаке принес дом ой: Мне стеклянный этот круг

«Спой мне, хоть немножко... Холоден и тесен!

Ты ж весь день до темноты Отпусти меня на луг,

На лугу стрекочешь. В мир цветов и песен!

Почему же в банке ты Приходи ко мне потом.

Петь совсем не хочешь?» Я тебе за это,

Но кузнечик тих и нем, Не смолкая, день за днем

Лишь скребется в донце, Буду петь все лето».


- Отпусти меня, Антошка! Мне так хочется поскакать по зеленой травке.

- Извини меня, кузнечик. Отпускаю тебя.


Поймал кузнечика в траве, Когда я выпустил его

А он вдруг заскучал. Среди травы опять,

Он ничего не пил, не ел Он вновь про лето и про степь

И в склянке петь не стал Мне начал распевать.

В. Полынок.


- Вот такая история произошла с Антошкой. Ребята, а вы что-

нибудь поняли из этой истории?

Дети отвечают, а затем читают стихи.


Про ежа

Тропкой в лес иду спеша - Бабочка, давай дружить!

Отпустить хочу ежа. Веселее в дружбе жить.

Я нашел его вчера, Есть в саду у нас цветы,

Жил со мной он до утра. Поле тай над ними ты!

А теперь назад несу, Ну, а дождь пойдет над садом -

Пусть опять живет в лесу. Волноваться зря не надо!

Он, наверно, жил под елкой, Ни о чем не беспокойся -

Потому что тоже колкий. Под моей панамой скройся!

В. Мавродиев. А. Сарсеков.


Станция «Листок»


Понадобятся листья деревьев из бумаги разной формы и шаблоны

к ним. Каждая отдельная буква фразы: «Люди, берегите природу!» -

пишется на листьях деревьев.

Количество букв соответствует количеству листьев. Каждый лист имеет неповторимую форму и свое место на шаблоне. Дети самостоятельно раскладывают листья по своим местам и читают фразу: «Люди, берегите природу!», о которой заранее не знают. Это и есть тайна старого леса.

К каждому слову изготавливается отдельный шаблон. hello_html_1fe0e363.png


Учитель: Звери и птицы, трава и деревья делают жизнь человека радостной

и счастливой. А за их доброту мы, люди, тоже должны платить добром.

Человек - самый надежный, сильный, умный защитник природы





Классный час "Тайна старого леса" (4 класс)
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

22 апреля - День Земли и защиты окружающей среды.

 

Цель: воспитывать любовь и уважение к своей земле; довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе, любви к животным.

 

Нам, людям, давно стоит задуматься над тем, почему многие поступки человека наносят вред природе и ее обитателям.

 

Сегодня мы собрались с вами, чтобы открыть тайну старого леса. Для этого мы отправимся в путешествие.

 

Первая станция на нашем пути - станция «Кукушкино гнездо».

 

По ходу путешествия учитель  вывешивает  на доску рисунки станций.

 

Станция «Цветочная поляна»

Детям предлагается коллекция полевых цветов (на карточках или в гербарии), название которых они должны определить

Станция «Родник»

 

Станция  «Древесное семечко»

 

Станция «Лужайка»

 

Станция «Листок»

 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Киданова Марина Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 687
Номер материала 50671
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓