ТЕМА: «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО» /классный
час/
Цель: Формировать у учащихся понимание
важности вежливого отношения к окружающим людям, развивать представления о
добре и зле, воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать
самооценку. Звучит музыка «Спешите делать добрые дела» Толкуновой и Мигули.
На доске тема классного часа «Спешите делать добро». Звучит припев из песни
Шуры «Твори добро»
ВЕДУЩИЙ: «Твори добро на всей земле, твори
добро другим во благо…» Слова этой песни были услышаны многими. Человек должен
жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим.
Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую
среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Сегодня
мы еще раз поговорим о таком человеческом качестве как доброта. Ведь они не
разделимы. А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова
(написаны на доске, читает его ученик):
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
ВЕДУЩАЯ: Ребята, как вы думаете, что такое
доброта? (дети говорят то, что они думают о доброте)
ВЕДУЩИ :Да! Многие из вас, верно понимают
и чувствуют, что такое доброта. А более точно посмотрим в «Словаре русского
языка» (у детей на столах словарь Ожегова, в котором они ищут определение):
«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»
Платон утверждал: «Стараясь о счастье
других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжал уже в I веке
н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во
всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для
других». Поэтому тема сегодняшнего классного часа – «Спешите делать добро».
Ребята, какие высказывания писателей о доброте знаете вы?
Ученики: (учащиеся по группам называют
высказывания о доброте, объясняя, как они их понимают) - «Доброта лучше
красоты» (Г.Гейне)- «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого,
как вежливость и доброта» (Мигель Сервантес) - «Истинная доброта заключается в
благожелательном отношении к людям» (Жан Жак Руссо) - «Чтобы оценить доброту в
человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» (Вильям
Шекспир) - «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях»
(Блез Паскаль) - «Знания должны увеличиваться с добротой» (Фазиль Искандер) -
«Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям» (М. Пришви
ВЕДУЩАЯ: Ребята, послушайте притчу
великого русского педагога В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек».
В жаркой, сухой степи колодец. Возле
колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут,
едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро
оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды
достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на
телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда
с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. – Что это за человек? –
спросил внук деда. – Это не человек, – ответил дед. В полдень проезжал мимо
дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке,
достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок,
спрятал ведро опять в солому и поехал. – Что это за человек? – спросил внук
деда. – И это еще не человек, – ответил дед. Вечером остановился у дедовой избы
третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды,
напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца. – А это
что за человек? – спросил внук. – Обыкновенный человек, – ответил дед. - Можно
ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему? - Про кого из проезжающих
дед сказал, что “это не человек”. Почему? - Почему третьего проезжего дед
назвал обыкновенным человеком? Каким еще человеком его можно назвать? -
Прочтите выказывания о добре и доброте. Какое высказывание подходит к рассказу?
- Чему учит эта притча?
Если в человеке есть чуткость, доброта,
вежливость, понимание и милосердие, он как человек состоялся.
Человеческая доброта, умение радоваться и
переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
1 ученик: Если человек любит только себя,
он не имеет ни друзей, ни товарищей, и , когда приходят трудные минуты, он
остаётся один. 2 ученик: Любовь к ближним и обществу определяется, прежде
всего, отношением к родителям, к друзьям, к животным, к родному краю.
Конечно, мы ещё не совсем взрослые и не
всегда имеем возможность помочь всем, но к этому нужно стремиться.
ПЕСНЯ «ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО»
3 ученик: Достаётся не дёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
4 ученик: Этой мерой измерятся
Все земные труды…
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
5 ученик: Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Плавок мирным трудом?
6 ученик: Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.
Учитель: Вспомните, ребята, когда
произошли страшные теракты в Москве и Беслане, вся страна помогала пострадавшим
людям.
(Звучит медленная грозная музыка. Бетховен
Симфония 9
Ученик: На планете Земля неспокойно.
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны -
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как земли неразумные дети
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасёт ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жильё,
Человек, полюби человека!
Только в этом спасенье твоё!
Добрый человек не забывает употреблять в
своей речи вежливые слова.
- А какие вежливые слова вы знаете?
( Дети читают стихи с карточками вежливых
слов)
1 ученик: Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали сколько раз.
2 ученик: Пожалуйста
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
3 ученик: Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я всё же забуду, -
Простите, я больше не буду.
4 ученик: Добрый день
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
5 ученик: Доброго пути
Нам желают: «Доброго пути!»-
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
6 ученик: Здравствуйте
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Учитель: Эти слова всем известны давно,
Видишь – они просты и не новы
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
Учитель: Дети, а можно сказать: «Он добрый
человек, потому что относится к людям хорошо»? А если он мучает животных,
портит природу, разве он добрый? Разве можно быть к людям добрым, а к животным
злым?
-Нет. Добрый – это тот, кто одинаково
хорошо относится ко всему и всем.
ПЕСНЯ »ДОБРОТА» в исполнении Мигули
Выходит ученик с поникшей головой.
Я предал пса, что был ко мне привязан,
Как добрый человек и друг большой.
Я подарил его, как дарят вазу,
Забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с такой тоской!
А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал, -
Я тоже был с разлукою знаком,-
И вот он у меня под боком дышит
И руку лижет вязким языком.
Ну что тут скажешь? – Рабская натура!
Давно ли от обиды голосил?
Ну, хоть бы раз в отместку или сдуру
Меня по-зверски яро укусил!
Учитель: Собаке за верность ставят
памятники. Может, людям есть чему поучиться у этих животных?
Вежливый человек всегда внимателен к
людям, которые его окружают. Он старается не причинить неприятностей, не
оскорблять других. Не ведёт себя грубо ни с родителями, ни с посторонними, ни с
друзьями. Какой человек внутри, всегда зависло лишь от него, его сердца.
1 ученик: Знай, мой друг, вражде и дружбе
цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать не спеши.
2 ученик: Может, друг твой сам
поторопился,
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
3 ученик: Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
4 ученик: Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
5 ученик: Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много.
Постарайтесь не терять друзей.
6 ученик: Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Сколько в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
7 ученик: После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!
8 ученик: И теперь я всех вас видеть
жажду.
Некогда любившие меня,
Мною не прощённые однажды
Или не простившие меня.
Учитель: Мы прослушали стихотворение
Расула Гамзатова.
Ребята, что хотел сказать автор?
- Надо дорожить друзьями, уметь быть
добрым и научиться прощать.
Учитель: А всегда ли вы хорошо обращаетесь
к своим друзьям, товарищам, близким?
Песня о дружбе. ПЕСНЯ «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ»
Учитель: - Как вы думаете, ребята, чего на
земле больше: добра или зла? Может, нам в этом помогут весы?
- На одну чашу весов мы будем класть «зло»
(тёмные фишки означающие «зависть», «предательство», «жадность», «грубость»,
«война»
- Чтобы победить зло, надо постараться,
чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы
совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с
добром.
(Дети выходят по одному к весам. Говорят о
своём добром деле и кладут на чашу яркую фишку. Вскоре чаша весов «добра»
перевешивает чашу «зла»)
- Вот видите, ребята, как можно победить
зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки –
в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый
след.
- Помогает человеку совершать добрые дела
дружба, любовь, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка.
- Давайте сейчас улыбнёмся и все вместе
споём песню «Улыбка».
Учитель: - Наш классный час подходит к
концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету
Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит,
что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это
здорово.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Лучами земля опоясана,
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Цветами земля опоясана,
Понять и исполнить желанье другого –
Ходите дорогами ясными,
Одно удовольствие, честное слово! Летайте
высокими трассами,
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
ПЕСНЯ «УЛЫБКА»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.