Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКлассный час "Семья и семейные ценности"

Классный час "Семья и семейные ценности"

Скачать материал

Тема классного часа:  «Семья и семейные ценности».

Цель:  Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья»,  выявить ее особенности.

           2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

                3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения,

                   эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование: компьютер; презентация;  эскиз дома, «кирпичики» - карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями; пословицы; загадки; викторина «И в шутку и всерьёз»; высказывания В. Сухомлинского о семье; ромашки

 

Ход занятия.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

 Я рада вас видеть на нашем занятии, надеюсь вас будет сопровождать хорошее настроение.

- От чего зависит  наше  настроение?

- Когда оно всегда бывает хорошим?

 

2. Определение темы занятия. Целеполагание.

- По загадкам прошу отгадать тему   нашего  занятия?     (1-2 слайд)

1. Кто на кухне с поварёшкой
    У плиты всегда стоит,
    Кто нам штопает одёжку,
    Пылесосом кто гудит?

    Кто на свете всех вкуснее
    Пирожки всегда печёт,
    Даже папы кто главнее
    И кому в семье почёт?      

                                     (бабушка)

   2.  С кем же я ходил на пруд?

        Там у нас рыбалка,

        Только рыбы не клюют,

        Что, конечно, жалко!

        Дня четыре или пять

        Не приносим рыбы…

        Скажет бабушка опять:

        «И на том спасибо»!                    

                                      (дедушка)

3.  Кто любовью согревает,
     Всё на свете успевает,

     Даже поиграть чуток?
     Кто тебя всегда утешет,
     И умоет, и причешет, 
     Кто заботится о вас,
     Hе смыкая ночью глаз?   

                                              (мама)   

 4.   Он всё может, всё умеет,

        Всех храбрее и сильнее,

        Штанга для него как вата,

         Ну, конечно, это - … 

                                                       (папа)

5. Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его     очень любят… (ребёнок).

 

- Кто догадался: о чём пойдёт речь?  Кто сможет сформулировать тему нашего урока   (  «Семья»).

- Мы будем говорить о самом важном  что есть в жизни каждого человека – это семья и  о семейных ценностях.

«Семья и семейные ценности».     (3 слайд)

- Прочитайте слова великого педагога В. Сухомлинского.   (4 слайд)

- Как вы понимаете смысл данного высказывания? 

 

 (на слайде появляются слова В.А.Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро»).

 

  

 - Нам с вами предстоит ответить на вопросы:    (5 слайд)

- Что такое семья?

- Какая семья называется счастливой?

- Что такое семейные ценности?

 

3. Работа по теме.

Давайте проверим себя, как мы разбираемся в родственных связях:

1.     Мама твоей мамы или папы? ( бабушка)

2.     Папа твоей мамы или твоего папы? ( дедушка)

3.     Сестра мамы или папы? ( тётя)

4.     Брат мамы или папы? ( дядя)

5.     Дочь тёти или дяди? ( двоюродная сестра)

- Как одним словом?   (Это члены семьи).

 

 - Так что же такое семья? 

       «Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». 

       «Семья – это родные друг другу люди».

    «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».

 - Где мы можем узнать точное значение этого слова?

- Из толкового  словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой   ( 6 слайд)

«Семья – группа живущих вместе близких родственников».

Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»?  «Что можно»? «Что нельзя»? Приобретаем хозяйственные навыки;  совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку;  учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.

 

-А как вы считаете, а какая должна быть семья?   (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся  друг о друге, помогают).

-Ребята как же появилась дружная семья?

     - Я хочу, чтобы вы послушали одну легенду.

             « Как появилась дружная семья».

Ученик:

   Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

 

 - Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой;  на чём же должна строиться семья? 

   (Понимание, Любовь, Уважение,  Доверие,  Доброта, Забота,  Помощь, Дружба)

- Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании.  Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это  общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только приобрести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока.    (7 слайд)

- Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

- Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.

    Сценка :   «Какой хороший вечер»

                        Какой хороший вечер!

                          Как хорошо быть вместе!

                          С газетой папа дремлет.

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

Насвистывает песню.

Глаза мои закрылись

Раскрыть бы их пошире.

Глядеть бы удивлённо.

Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.

Лишь мама

Посередине мира.

И я уже уснувший

У мамы на коленях.

 

- Хотелось ли вам жить в такой семье?  Почему? 

- Выберите слова, которые  «живут» в такой семье?   (8 слайд)

(на слайде слова:  уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие, грубость).

 

О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются пословицы. Я предлагаю вам поработать в паре:

- Закончите пословицу о семье:    (9 слайд)

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

 

-Проверим выполнение задания

В каждой семье существуют разные традиции.

Что такое семейные традиции?

Давайте, посмотрим в словаре Ожегова значение этого слова.

( Семейные традиции- это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми)

Давайте поразмышляем о них:

Работа в группах( раздаются тексты  и объясняют, о какой семейной традиции они прочитали)

 

 

 

 

 

Текст для 1 группы:

 

Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации.

 

 

 

Текст для 2 группы:

 

Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание  зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?

 

- А какие традиции есть в вашей семье?

 

- В современной песне поётся:

Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей, надёжный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

 

- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов.

 Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?

- Я предлагаю вам поиграть в «Строителей».

- При строительстве дома необходимо  соблюдать  ряд требований:

      1. Начало и конец работы по команде.

           2.   Согласие и несогласие движением руки.

- Правила понятны? Есть такая традиция перед началом строительства скрепить бригады общем символическим рукопожатием.

Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом  «Дом».

- «Дом» – это…  .

Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья».    «Семья – это…   .

Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить  для крепости семейных отношений.

Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности»  в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

(на подготовку 5 - 10 минут)

- Все бригады готовы, осталось только построить дом.  (12 слайд)

 

- Строительство дома начинается с фундамента.

 

I бригада

 «Прораб» зачитывает ответы:  Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

 

- Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

 

II бригада

«Прораб» зачитывает ответы:  Семья – это…  (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

 

- Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

- Что нужно для крепости  семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб»  III бригады.

 

III бригада.

«Прораб» зачитывает ответы:   понимание,  уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

 

- IV бригада расскажет нам «Технику безопасности»  в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.

Нельзя: огорчать; ругаться;  предавать; грубить; повышать голос;  быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду;  бездельничать, когда взрослые трудятся.

 

- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души. Пора сказать «Приходите к нам в гости». Удача празднования зависит не только от подаваемых угощений, но от царящей атмосферы хозяев дома. (10 слайд)

 

- Много серьёзных слов было сказано о семье.  Я  предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку  и в серьёз».  (11 слайд)

1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,

«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)

3. Цветок – символ семьи (ромашка).

4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника?   (мать-и-мачеха)

5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? 

 (о матрёшке)

6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?   («Яблоко от яблони недалеко падает»).

7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики?   (в доме)

8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?   (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).

 

4. Итог урока

- Наш  урок подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:

- Интересно вам было строить дом?

- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

 

- Что на свете всего дороже?    ( 14 слайд) (Семья).

- А что значит семья? (Это – семь я).

- Без чего не может быть она? (Без папы, мамы и меня).

- А чем же скреплена она? (Любовью, заботой и теплом).

 

 

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните её! Берегите! (15 слайд)

 

 Урок окончен.

И в заключении давайте  исполним песню  муз. Ермолаев  « Моя семья»

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час "Семья и семейные ценности""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Раскрыть понятие "Семья", формировать понятие "счастливая семья", создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего покаления. Как появилась дружная семья? Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласие. Устали от раздоров. Обратились к мудрецу, чтобы научил их жить дружно. Никто не научит Вас жить счастливо, вы должны понять сами, что Вам нужно для счастья напишите, какой вы хотите видеть свою семью. Собралась семья на семейный совети и решили, чтобы семья дружной была,надо относиться к друг другу, придерживаясь качеств: Понимание,Любовь, Уважение, Доверие, Доброта.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 309
    • DOCX 64 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кин Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кин Наталья Ивановна
    Кин Наталья Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13080
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 211 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 424 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 256 человек

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе