Тема классного
часа: «Семья и семейные ценности».
Цель: Определить
понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».
Задачи:
1.
Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.
2. Развивать речь,
внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого
самовыражения учащихся, проявления их активности.
3.
Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения,
эстетический вкус.
Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Оборудование: компьютер; презентация; эскиз
дома, «кирпичики» - карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями;
пословицы; загадки; викторина «И в шутку и всерьёз»; высказывания В.
Сухомлинского о семье; ромашки
Ход
занятия.
1.Организационный
момент. Психологический настрой.
Я рада вас видеть на нашем занятии, надеюсь вас будет
сопровождать хорошее настроение.
- От чего зависит наше настроение?
- Когда оно всегда бывает хорошим?
2.
Определение темы занятия. Целеполагание.
- По загадкам прошу отгадать тему нашего занятия? (1-2 слайд)
1. Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт?
(бабушка)
2. С кем же я ходил на пруд?
Там у нас рыбалка,
Только рыбы не клюют,
Что, конечно, жалко!
Дня четыре или пять
Не приносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
«И на том
спасибо»!
(дедушка)
3. Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
Кто заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
(мама)
4. Он всё может, всё умеет,
Всех храбрее и сильнее,
Штанга для него как вата,
Ну, конечно, это - …
(папа)
5. Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот
существо, но его очень любят… (ребёнок).
- Кто догадался: о чём пойдёт
речь? Кто сможет сформулировать
тему нашего урока ( «Семья»).
- Мы будем говорить о самом важном что есть в
жизни каждого человека – это семья и о семейных ценностях.
– «Семья и семейные ценности». (3 слайд)
- Прочитайте слова великого
педагога В. Сухомлинского. (4
слайд)
- Как вы понимаете смысл данного
высказывания?
(на слайде появляются слова
В.А.Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить
добро»).
- Нам с вами предстоит ответить
на вопросы: (5
слайд)
- Что такое семья?
- Какая семья называется
счастливой?
- Что такое семейные ценности?
3. Работа по
теме.
Давайте проверим
себя, как мы разбираемся в родственных связях:
1.
Мама твоей мамы или папы? ( бабушка)
2.
Папа твоей мамы или твоего папы? ( дедушка)
3.
Сестра мамы или папы? ( тётя)
4.
Брат мамы или папы? ( дядя)
5. Дочь тёти или дяди?
( двоюродная сестра)
- Как одним словом? (Это члены семьи).
- Так что же такое семья?
«Семья – это дом, где тепло и уютно,
где тебя любят ».
«Семья – это родные друг другу люди».
«Семья – это близкие друг другу люди, которых
объединяют общие интересы».
- Где мы
можем узнать точное значение этого слова?
- Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю.
Шведовой ( 6
слайд)
«Семья – группа живущих вместе
близких родственников».
Совершенно верно, люди, с которыми
мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты –
это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье
мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»?
«Что плохо»? «Что можно»?
«Что нельзя»? Приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные
поступки и получаем их оценку; учимся
сами оценивать поступки других и свои собственные.
-А как вы считаете,
а какая должна быть семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают;
заботятся друг о друге, помогают).
-Ребята как же
появилась дружная семья?
- Я хочу,
чтобы вы послушали одну легенду.
« Как появилась дружная
семья».
Ученик:
Давным
–давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия.
Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к
мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей
и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам
нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью».
Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы
семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих
качеств:
- Ребята, каких качеств надо
придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья?
(Понимание, Любовь,
Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба)
- Совершенно верно, семья строится на
доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого
фундамента для семьи – семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не
рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя
купить, а можно их только приобрести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу
ока. (7
слайд)
- Хорошо, когда семья большая,
однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но
если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая
семья.
- Я вам предлагаю заглянуть в
гости в одну семью.
Сценка : «Какой хороший вечер»
Какой
хороший вечер!
Как
хорошо быть вместе!
С
газетой папа дремлет.
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню.
Глаза мои закрылись
Раскрыть бы их пошире.
Глядеть бы удивлённо.
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я уже уснувший
У мамы на коленях.
- Хотелось ли вам жить в такой
семье? Почему?
- Выберите слова, которые «живут» в такой семье? (8 слайд)
(на слайде слова: уют, спокойствие, вражда, здоровье,
болезнь, любовь,
ненависть, чистота, добро,
счастье, ссора, дружба, согласие, грубость).
О семье написано много произведений, рассказов,
стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются пословицы. Я предлагаю вам
поработать в паре:
- Закончите пословицу о
семье: (9
слайд)
Где любовь да совет, там и горя …
(нет)
Где мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший клад, когда в семье … (лад)
В гостях хорошо, а дома … (лучше)
В своём доме и стены … (помогают)
В семье разлад, так и дому … (не
рад)
Доброе братство лучше …
(богатства)
Вся семья вместе, … (так и душа на
месте)
-Проверим выполнение задания
В каждой семье существуют разные
традиции.
Что такое семейные традиции?
Давайте, посмотрим в словаре
Ожегова значение этого слова.
( Семейные традиции- это принятые
в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми)
Давайте поразмышляем о них:
Работа в группах( раздаются тексты и объясняют, о
какой семейной традиции они прочитали)
Текст для 1 группы:
Самой важной традицией в нашей
семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто ней нуждается. Недаром
говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть
родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой
ситуации.
Текст для 2 группы:
Мы
очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная
традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку,
сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами!
Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке,
катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве
рыбалка?
- А какие традиции есть в вашей
семье?
- В современной песне поётся:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей, надёжный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
- Я думаю, что вы согласитесь со
справедливостью этих слов.
Что может быть важнее уютного
дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой
дом «счастья»? С чего начать?
- Я предлагаю вам поиграть в
«Строителей».
- При строительстве дома
необходимо соблюдать ряд требований:
1. Начало и конец работы по команде.
2. Согласие и несогласие движением руки.
- Правила понятны? Есть такая
традиция перед началом строительства скрепить бригады общем символическим
рукопожатием.
Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно
связать со словом «Дом».
- «Дом» – это… .
Задание для 2 бригады: написать слова, которые
ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это… .
Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий,
которые вы можете предложить для
крепости семейных отношений.
Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые
неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .
(на подготовку 5 - 10 минут)
- Все бригады готовы, осталось
только построить дом. (12
слайд)
- Строительство дома начинается с
фундамента.
I бригада
«Прораб» зачитывает
ответы: Дом – это… (крепость, очаг, начало начал,
кров, причал).
- Молодцы, фундамент дома готов.
Начинаем строительство стен дома.
II бригада
«Прораб» зачитывает ответы: Семья – это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка,
сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).
- Молодцы, строительство стен в доме
завершено. Осталось покрыть дом крышей.
- Что нужно для крепости семейных отношений? Об этом нам
расскажет «прораб» III бригады.
III бригада.
«Прораб» зачитывает ответы: понимание, уважение, любовь, доверие,
верность, терпимость, доброта, сочувствие.
- IV бригада расскажет нам «Технику
безопасности» в конфликтных
ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым,
уверенным в себе, любить свою семью.
Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать
голос; быть агрессивным; выплёскивать
на других свой гнев, обиду; бездельничать,
когда взрослые трудятся.
- Наш дом построен. Молодцы
ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку
души. Пора сказать «Приходите к нам в гости». Удача празднования зависит не
только от подаваемых угощений, но от царящей атмосферы хозяев дома. (10
слайд)
- Много серьёзных слов было
сказано о семье. Я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и в серьёз». (11 слайд)
1. Какое выражение стало символом
большой семьи:
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
2. Есть буквенная семья, в
которой, согласно многочисленным стихам,
«33 родных сестрицы». Что это за
семья? (алфавит)
3. Цветок – символ семьи (ромашка).
4. Какое растение олицетворяет
собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)
5. О какой русской игрушке эта
цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт
в себе идею единства»?
(о матрёшке)
6. Как звучит русская «фруктовая»
пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или
матери? («Яблоко
от яблони недалеко падает»).
7. Какую погоду не в силах
предсказать синоптики? (в
доме)
8. На Руси, когда вся семья
собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой.
Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в
наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).
4. Итог урока
- Наш урок подходит к концу и
мне бы хотелось узнать ваше мнение:
- Интересно вам было строить дом?
- Считаете ли вы полезной работу,
которую мы делали с вами?
- Что на свете всего дороже? ( 14 слайд) (Семья).
- А что значит семья? (Это – семь я).
- Без чего не может быть она? (Без папы, мамы и меня).
- А чем же скреплена она? (Любовью, заботой и теплом).
Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите! (15
слайд)
Урок
окончен.
И в
заключении давайте исполним песню муз. Ермолаев « Моя семья»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.