Права и обязанности
Классный
час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября),
Конвенции «О правах ребенка».
Права
детей учитель запишет на доске, затем в ходе классного часа прочитает детям. Не
следует подробно разъяснять суть каждого права, лучше сосредоточить внимание
на игровых ситуациях, которые побуждают детей к высказываниям, к осознанию
своих прав и обязанностей.
Сценарий
содержит ряд игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у детей.
Поэтому желательно, чтобы игровые сценки исполнили сами дети. Хотя все реплики
может прочесть и учитель.
Цели: обобщить
знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и
«обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное
отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав,
воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию
активной жизненной позиции.
Подготовительный этап работы с детьми:
Подготовить группу детей, которые будут
участвовать в сценках (роли: мама, сын, учитель, ученик, ученица, Маугли, Гарри
Поттер). Сценки очень короткие, репетировать их не надо, достаточно раздать *
детям слова.
Оформление класса:
На
перемене перед классным часом написать на доске: Права
и обязанности детей
20
ноября - Всемирный день прав ребенка
Конвенция
«О правах ребенка» (1989 г.)
Дети
- все человеческие существа до 18 лет (статья 1)
Право
на жизнь
Право
на имя при рождении
Право
на медицинскую помощь
Право
на образование
Право
на отдых и досуг
Право
иметь имущество
Право
свободно выражать свои взгляды
Право
на свободное перемещение
Право
на заботу и воспитание родителями
Право
на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок
не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)
Право
на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
План классН0**0 часа
1. Игра
«Имена».
2. Интерактивная
беседа «Право на имя».
3. Мини-лекция
«Конвенция о твоих правах».
4. Ролевая
игра «Юридическая консультация».
5. Разбор
ситуаций «Права и обязанности».
6. Подведение
итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Игра «Имена»
Классный руководитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это
Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция
«О правах ребенка».
Сегодня
мы и будем говорить о правах детей.
Но
сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро
подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое
начинается на ту же букву. Я начинаю первой.
Учитель
называет свое имя, например: «Анна - аккуратная». Учитель показывает на
ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по
цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему
прилагательное[1].
II. Интерактивная беседа «Право на имя»
Классный руководитель. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы
считаете? Дети. Конечно, имеем.
Классный руководитель. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так,
а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?
Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения
записаны в свидетельстве о рождении.
Классный руководитель. Да, это первый ваш документ. А что там еще
записано, кто знает?
Дети. Там еще записаны имена наших
родителей.
Классный руководитель. Правильно, а еще там записано, что вы являетесь
гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в
том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они
записаны? Кто их утверждал?
Примерные ответы детей:
- В
Конституции, законах, указах и т. п.
-
Разрабатывали
президент, депутаты и т. п."
III. Мини-лекция
«Конвенция о твоих правах»
Классный руководитель. Ребята, все права детей всего мира записаны в
специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20
ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная
организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков
миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей
мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К
сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии,
стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут
противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они
даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.
Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция
- это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту
Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие
же права есть у всех детей мира?
Учитель
показывает на доску, на которой записаны права детей, читает записи.
IV. Ролевая
игра «Юридическая консультация»
Классный руководитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся
за консультацией к юристу.
Консультация -это совет, разъяснение, .i
юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Полунин юридическую
консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте
поиграем с вами в игру «Юридическая консультация» Представьте
себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны
на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску,
подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права.
Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах
детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах
ребенка"...»
Маугли. Так случилось, что я жил
долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей.
Имею ли я такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
-
Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является
каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет,
значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
М а
у г л и. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и
птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным!
Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
-
Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет
права унижать ваше человеческое достоинство.
-
Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет
права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.
-
Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право
на свободу перемещения.
-
Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право
на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.
Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже
в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства.
А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.
Гарри Поттер.
Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает
ли он при этом мои права? Примерные ответы детей:
-
Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок
имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
-
Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок
имеет право на уважение его достоинства.
Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему права детей не
всегда соблюдаются?
Примерные ответы детей:
- Не
все знают права детей.
- Не
считают детей полноценными людьми.
- Не уважают
(презирают) детей, считают их глупыми.
Классный руководитель. Да, я согласна с вами, что многие взрослые не
считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают
их прав.
V. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Классный руководитель. Ребята, у каждого человека есть права. Но
пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей.
Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это
делаем?
Предлагаю
вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
Чьи
права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише!
Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
С ы
н. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь
не прав.
Дети. Сын нарушает право соседей на
отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная,
вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Дима. Вы не имеете права заставлять меня
дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Классный руководит е л
ь. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Дети. Кроме прав у Оли есть и
обязанности - дежурного (как
и
всех детей класса). Кроме того, есть
обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют,
если не нарушают права других
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал
парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!
VI.Подведение
итогов (рефлексия).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.