Классный час «Особенные люди»
Обучающая цель:
- Сформировать представление о
здоровье как ценности человеческой жизни
- Сформировать представление об
"особом ребенке"
Ожидаемый
результат:
- Понимают важность и необходимость
ведения здорового образа жизни
- Знакомы с некоторыми
проблемами детей-инвалидов
Развивающая цель:
- Развивать чувство эмпатии к
детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Ожидаемый
результат:
- Сопереживают, сочувствуют
людям с ОВЗ, предлагают варианты решения некоторых проблем детей с
ограниченными возможностями здоровья
Воспитывающая
цель:
- Воспитывать чувство
ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и
готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни
Ожидаемый
результат:
- Используют принципы здорового
образа жизни (отслеживается в течение года)
Ход
занятия:
-Здравствуйте!
Любую нашу встречу мы начинаем именно этим словом. И
все вы знаете, что означают оно не только приветствие, но и пожелание здоровья
тому, кому обращено.
Здоровье очень важно для человека. Здоровье – это
подарок судьбы. Очень важно научиться беречь этот дар.
Но всегда ли только от желания зависит наше здоровье и
здоровье окружающих?
Цель нашего занятия:
-познакомиться с понятиями «особенный человек»,
«инвалиды»
- сформировать представление о здоровье как ценности
человеческой жизни.
Кто
же такие – инвалиды? (ответы) Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня
на занятии? Почему я предлагаю обсудить эту тему?
Мы узнаем, что означают слова «люди с ограниченными возможностями здоровья»,
«инвалиды».
- Что такое здоровье? Надо ли беречь свое здоровье и
здоровье окружающих? Как можно беречь здоровье?
Познакомитесь с некоторыми проблемами людей-инвалидов.
Инвалиды – это люди, возможности здоровья
которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут
обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
На доске: В «Большом энциклопедическом
словаре» написано: «Инвалид (от латинского invalidus – слабый,
немощный) – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность ».
- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем
городе, в других местах (ответы) да, действительно, они есть. Просто мы не
всегда замечаем их. Их очень много…
В немецком языке есть понятие «Sonderkind» (зондер
кинд) – особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым
детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем наших ребят «особенные дети».
Вопросы для обсуждения:
- Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие
к инвалидности?
- Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?
(Предполагаемые ответы на доске)
Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья:
подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и
другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени
подвержены каким-либо опасностям.
Все виды большого спорта, цирк тоже очень
травмоопасны.
И в жизни, в быту подстерегают нас опасности:
электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто
или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте
или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком
холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого
делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.
Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии:
авто- и авиакатастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы,
наводнения и т.п.
- После военных действий тоже появляются инвалиды
вследствие ранений и контузий.
Презентация 1 слайд
- Такое увечье получил в войну замечательный поэт
Эдуард Асадов. (Чтение воспоминания)
Эдуард Асадов: «…Что было потом?
А потом был госпиталь и 26 суток борьбы между жизнью и смертью. «Быть или не
быть»? – в самом буквальном смысле этого слова. Когда сознание приходило –
диктовал по 2-3 слова открытку маме, стараясь избежать тревожных слов. Когда
уходило сознание, бредил. Переезды, скальпели хирургов, перевязки. И вот самое
трудное – приговор врачей: «Впереди будет все. Все, кроме света».
Мы много говорили сегодня о здоровье. Здоровье –
это движение… сейчас я попрошу вас разбиться на пары, один человек в паре
–слепой, другой- поводырь. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны,
выполняя команды.
- Как чувствовал себя тот из вас, кто был в роли
слепого?
- Нуждаетесь ли вы в чьей-то помощи?
- Согласны ли вы, что с дружеской помощью вам было бы намного комфортнее,
надежнее?
(продолжение чтения воспоминания)
- Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с
проблемами зрения. Существует специальная азбука – азбука Брайля, чтобы эти
люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое
шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы и цифры, и нотные знаки (на
рисунке изображена сама азбука, а на рисунке 4 приведены примеры написания
слов, фраз и чисел).
- А как же люди живут с проблемами слуха? Ведь на
улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об
опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они?
А они общаются жестам, это – жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо
видеть руки и лицо собеседника.
- Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык – по
специальной программе Эмилии Леонгард в «Центре слуха» города Набережные Челны
их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить.
Попробуйте сказать что-нибудь друг другу и понять
собеседника.
- А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться
тогда? А тогда необходим контакт «Ладонь в ладонь». Тогда пальцы «говорящего»
пишут слово из букв на ладошке «Слушателя». Буквы эти особенные. Такой набор
«букв» называется дактильной азбукой (рисунок 3).Попробуйте сами (показываются
«буквы» дактильной азбуки). (Раздаются таблицы).
- Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие
дети учатся под Москвой и Загорской специальной школе-интернате. Школа эта –
одна на всю страну. Но четверо ее выпускников стали докторами.
- Случается, что человек заболевает. Но не все болезни
пока еще подчинились врачам.
- А иногда случается и так: малыш рождается уже
нездоровым. (Чтение стихотворения «Маленькие люди» Эдуарда Асадова) Есть люди,
у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не
слушаются своего хозяина. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней
помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать,
одеваться?
Паралимпи́йские и́гры (параолимпи́йские игры) — международные
спортивные соревнования для инвалидов (кроме инвалидов по слуху). Традиционно
проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1988 — на тех же
спортивных объектах; в 2001 эта практика закреплена соглашением между МОК
иМеждународным паралимпийским комитетом (МПК). Летние паралимпийские игры
проводятся с 1960, а зимние паралимпийские игры — с 1976.
Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать
инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который,
преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками,
ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на
практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт
условия для успешной жизнедеятельности.
Название первоначально было связано с термином paraplegia
паралич нижних конечностей, поскольку эти соревнования проводились среди людей
с заболеваниями позвоночника. Имеется в виду параллелизм и равноправие
параолимпийских соревнований с олимпийскими.
В 2001 году Международный олимпийский комитет и Международный
паралимпийский комитет подписали соглашение, по которому Паралимпийские игры
должны проходить в тот же год, в той же стране и использовать те же объекты,
что и Олимпийские игры. Это соглашение официально применяется, начиная с летних
игр 2012 года.
-Мы
пытаемся доказать, что люди с ограниченными возможностями могут являться
полноценными членами обществами и ни в чем не уступать обычным людям. Однако
наши предшественники на своем личном примере показали, что
определенные физические недостатки не могут помешать человеку быть
величайшими представителями человечества.
-Среди нас были и есть люди с ограниченными возможностями здоровья.
Многие из них стали известны во всем мире. (презентация)
- Помните вопросы в начале занятия? Мы ответили
сегодня на них? Давайте поговорим:
- Что такое здоровье? Что означают слова «особенный
человек», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «инвалид»?
-Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих?
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
-Что такое здоровый образ жизни?
Предполагаемые ответы:
Беречь здоровье необходимо, так как у здорового
человека больше возможностей и сил для достижения своих целей, исполнения
мечты, общения и т.д.
Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом,
не курить, не употреблять наркотики и спиртные напитки, соблюдать режим дня.
Выполняя советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранить и улучшать
экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.
Выводы:
Очень важно с самого раннего возраста приучать себя
вести и любить здоровый образ жизни. Когда каждое действие, сберегающее и
сохраняющее здоровье, становится доброй привычкой, доведенной до автоматизма.
3 декабря «отмечается» день Инвалида! Жаль, что только
в этот день мы говорим об этом.
И всегда помнить, что здоровье – это божий дар. И
тем, кого Господь «выделил» помогать в нашем, таком жестоком и
неприспособленном мире.
Видео «Инклюзивное образование».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.