Классный
час по теме «Моя малая родина»
Цель: Показать значение родины в жизни
каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Коррекционная: коррекция и развитие личностных качеств учащихся,
эмоционально-волевой сферы
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае,
своей малой Родины.
Оборудование: мультимедийное
оборудование, презентация.
Ход занятия.
«Хорош
ли плох мой край, я здесь рождён
Мои здесь корни и моё гнездовье,
Здесь день от утренней зари заряжен,
Здесь всё, что есть одной со мною крови …»
1. Учитель
читает стих-е З.Александровой «Родина»:
Если
скажут слово «родина»
Сразу
в памяти встаёт
Старый
дом, в саду смородина,
Толстый
тополь у ворот.
У
реки берёзка-скромница
И
ромашковый бугор…
А
другим, наверно, вспомнится
Свой
родной московский двор.
В
лужах белые кораблики,
Под
скакалкой топот ног
И
большой соседней фабрики
Громкий
радостный гудок.
Или
степь от маков равная,
Золотая
целина…
Родина
бывает разная,
Но
у всех она одна.
2.
Вступительное слово учителя:
У
каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется
особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо и бывают мгновенья,
когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие
человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…
Понятие
«Родина» имеет для нас несколько значений: это великая страна с великой
историей. (Россия).
Это
и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков,
где он познавал первые радости и неудачи. Неслучайно в трудные критические
минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую
родину. Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине, о родной деревне
Караульная Гора Нурлатского района Республики Татарстан.
3.
Показ презентации
Работа
с картой
А сейчас посмотрите на карту, (слайд 2) сравните нашу
страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую
площадь?
В какой стране мы с вами живем?
Гражданином какой страны вы являетесь?
Как называется столица нашей Родины?
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата.. Все это наша Родина. - Что каждый из вас
считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
(Слайд 3)
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в
которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его
предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
. Основная часть:
- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без
тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь
секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а
все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными
пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а
вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу
людей, объединённых кровным родством (Родня).
Проводится конкурс «Родня» (слайд 4).
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ,
народность, родник, родной и др.) (слайд 4)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной,
изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало
всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с
этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья,
работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья
детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие
ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому
из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в
самом сердце.
Чтение исторической справки о деревне Караульная Гора (слайд 5)
Фотоальбом
Родина – это … (слайды 6-10)
Игра составь пословицу (слайд 11)
Родина – мать, Родине служить.
Жить- , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.
- Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные
просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего
этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе
место: это твоя малая родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край,
это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?
(слайд 12)
- Когда слово «Родина» пишется с большой
буквы?
- Когда слово «родина» пишется с маленькой
буквы?
- Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают
ваши родственники?
- Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать?
7. Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»
Инструкция: выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности,
место жительства)?
o Знаю все о своих родителях
o Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
o Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
o Затрудняюсь ответить
o Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи
проживали в этом селе)?
o Да
o Нет
o Затрудняюсь ответить
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
o Не знаю
o Знаю (укажите)_______________________________________________
4.Знаете ли Вы историю своего края (области)?
o Особенности речи
o Традиции праздников
o Особенности местного костюма
o Легенды, сказки, предания
o Другое
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего
класса хорошо осведомлены о своей малой родине.
4.А сейчас послушаем стих-е,
которое прочитает А. Богдан.
Слышишь
песенку ручья?
Это
Родина моя!
Слышишь
голос соловья?
Это
Родина моя!
Видишь
звёздочки Кремля?
Это
Родина моя!
Школа,
где мои друзья?
Это
Родина моя!
Руки
матери моей,
Звон
дождей
И
шум ветвей,
И
в саду смородина –
Это
тоже Родина.
5.Подведение
итогов.
Россия,
Родина, Отечество, родная сторона.
Жизнь
разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где бы мы ни были, родной край
будет для нас тем светлым огоньком, который будет ярким светом звать нас в родные
края. Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий
себя человек, любой гражданин России.
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной России!
Ученики
читают стихи.
А
в родимом краю и берёзки стройнее,
И
душистей сирень, зеленей тополёк.
Много
мест на Земле, только в нашей России,
Каждый
может по сердцу найти уголок.
Может
где-то в лесу, в чистом поле быть может,
Может,
у океана, на дикой скале,
Человек,
своей жизни, фундамент заложит
И
свой выстроит дом, лучший дом на земле.
И
куда бы он не был заброшен судьбою,
И
каких бы дорог после не было пройдено,
Человек
будет знать, у него за спиною,
Есть
всегда крепкий тыл – его малая Родина.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.