Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Классному руководителю / Классный час "Чернобыльской трагедии посвящается..."

Классный час "Чернобыльской трагедии посвящается..."

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


hello_html_69cfd8ae.gif









В год 29-летия аварии на Чернобыльской АЭС считаю необходимым поднимать на уроке Мужества наряду с проблемами экологическими, проблемы нравственности с использованием литературных произведений на данную тему.



Оборудование на уроке:


  • Физическая карта Советского Союза

Фрагмент учебного фильма о ядерном взрыве

  • Песня В.Высоцкого «На чём проверяются люди».

Фрагменты видеофильма о Чернобыле после аварии.


На таком уроке очень важен эмоциональный настрой учащихся, поэтому были использованы стихи современных авторов, написанные о чернобыльской аварии, песня В.Высоцкого.


  • Урок начинается с показа фрагмента видеофильма о Чернобыле под чтение стихотворения о Чернобыле:



1 чтец: В этом городе

Больше никто не живёт.

В этом городе

Нет ни птиц, ни зверей.

Только ветер

В разбитые окна поёт

Под скрипенье и стук

Приоткрытых дверей.

2 чтец: Он покинут жильцами

На верную смерть.

Но за что он покаран –

Никак не поймёт.

Он в дыму и пожарах

Сумел уцелеть.

Но зачем? Всё равно

В нём никто не живёт.

3 чтец:

На качелях разбитых

Качается дождь,

И над парком взметнулся

Остов Колеса.

Заплатил за ошибки

«Помеченный» вождь.

Ну, а городу снятся

Детей голоса …


  • Вступительное слово учителя:

В настоящее время, ребята, на нашей планете Земля существует много различных проблем: демографические, продовольственные, энергетические, сырьевые, проблемы мира и разоружения. Но мы сегодня поговорим об экологических проблемах на Земле. Их, к сожалению, становится всё больше и больше.


  • Беседа с учащимися:


- Скажите, пожалуйста, что такое экология?

- Какие экологические проблемы вы можете назвать?

- Как можно назвать экологическую проблему, касающуюся очень большого количества людей, может быть, даже стран? (экологический кризис).

Вот о таком экологическом кризисе, случившемся 29 лет назад в нашей стране, которая тогда ещё называлась Советским Союзом, мы сегодня и поговорим. Таким экологическим кризисом стала авария на ЧАЭС (Чернобыльской атомной электростанции).


  • Чтобы представить последствия этой аварии, необходимо знать географическое положение и особенности природы той территории, где была расположена АЭС.

(Учитель показывает территорию расположения ЧАЭС)

- Посмотрите на карту.


Чернобыльская АЭС расположена на востоке большого региона, именуемого белорусско-украинским полесьем, на берегу реки Припяти, впадающей в реку Днепр. Места в основном равнинные с плоским рельефом, с очень небольшим уклоном поверхности в сторону реки и её притоков. Общая длина реки Припяти до впадения её в Днепр – 748 км. Площадь водосбора у створа АЭС – 106 тысяч квадратных километров. Я рассказываю вам об этом так подробно, ребята, чтобы вы смогли представить, какая огромная площадь оказалась заражённой радиацией в результате аварии на атомной станции в Чернобыле. Именно с этой площади радиоактивность уходит в грунт, а также смывается дождями и талыми водами. Кроме этого, достигнув определённой глубины, радиоактивность разносится грунтовыми водами всё дальше и дальше.

Во время катастрофы в 30-тикилометровой зоне вокруг АЭС проживало приблизительно 110 тысяч человек, из которых половина в городе Припяти, а 13 тысяч человек в районном центре Чернобыль.

Чернобыль. Небольшое милое провинциальное местечко, утопающее в зелени, всё в яблонях и вишнях. Здесь любили отдыхать многие киевляне, москвичи, ленинградцы, готовили на зиму соленья и варенье, собирали грибы, загорали, ловили рыбу. Казалось, что вся красота полесской природы ужилась здесь с четырьмя блоками АЭС, упрятанными в бетон. Древний Чернобыль дал своё горькое название (чернобыль – полынь обыкновенная) мощной атомной электростанции, основанной 4 февраля 1970 года. А жили энергетики в основном в городе Припяти (18 км от Чернобыля). Он основался вместе с АЭС. Средний возраст жителей города был 26 лет. Но слишком короткой оказалась жизнь этого города. Он погиб в страшную ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в результате аварии, случившейся на ЧАЭС.


  • Как же случилась авария? Почему?


На ЧАЭС готовились к остановке четвёртого энергоблока на планово-предупредительный ремонт. Стали останавливать энергоблок, постепенно снижая мощность реактора. Была отключена система аварийного охлаждения реактора – одна из грубейших и роковых ошибок. Мощность реактора падала, и началось интенсивное отравление реактора продуктами распада. Работники испугались такого развития событий и стали поднимать мощность, тем самым подписав себе смертный приговор. Реактор стал неуправляемым. Произошёл взрыв. Реактор был мёртв, но незнание и боязнь заставляли людей говорить, что он жив и его надо спасать. И мероприятия по спасению реактора ещё усугубили экологическую катасторофу.

Можем ли мы представить себе размер этой катастрофы? В начале урока мы не случайно показали вам ядерный взрыв. В истории Земли был такой факт – это атомные бомбы, сброшенные американцами на японские города Хиросиму и Нагасаки. Одна бомба весила 4,5 тонны. Это значит, что вес радиоактивных веществ, образовавшихся при взрыве, составил 4,5 тонны. Реактор же четвёртого энергоблока вышвырнул в атмосферу 50 тонн испарившегося топлива. В результате оказались заражёнными воздух, почвы, воды, растительность и животные и, наконец, люди получили очень сильную дозу радиации, для многих она оказалась смертельной.


  • Но предстояло ещё ликвидировать последствия этой аварии.

Рассказ участника ликвидации аварии на ЧАЭС.

(Представление участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС Платонова Александра Александровича).

  • Чтобы перейти к беседе о нравственности, о том, как же стала возможна такая авария, звучит песня В.Высоцкого «На чём проверяются люди» на фоне фрагмента учебного фильма о ядерном взрыве.



  • Почему же случилась авария? Почему люди оказались не подготовлены к экстремальной ситуации?

Всё дело в том, что наряду с теми проблемами, которые мы с вами перечислили в начале нашей беседы, существует ещё проблема нравственности. Что это значит? Это означает безответственность людей к порученному делу. Я вам процитирую слова академика В.А.Легасова: «Та техника, которой наш народ гордится, была создана людьми, стоявшими на плечах Толстого и Достоевского. Людьми, воспитанными на прекрасной литературе, на высоких нравственных чувствах. Эти высокие нравственные чувства были заложены во всём: в отношениях друг к другу, отношении к человеку, к своим обязанностям. Техника была для этих людей лишь способом выражения нравственных качеств, заложенных в них. А вот в следующих поколениях многие инженеры стоят на плечах «технарей» и видят только техническую сторону дела. Мне кажется, что общим ключом ко всему происходящему является то, что долгое время игнорировалась роль нравственного начала. А ведь всё это одна цепочка». Причину аварии В.А.Легасов видел в том, что был низок технический уровень, низок уровень ответственности людей, управляющих атомом. Это и есть нравственная проблема. Но проявили себя во время аварии и люди высокой нравственности. Например, можно говорить о подвиге пожарников, лейтенанта Правика, который со своим нарядом первым прибыл к месту катастрофы и тушил кровлю машинного зала; врача скорой помощи Валентина Белоконя, который оказал первую помощь облучённым; инженера-физика Ситникова, который заглянул в самое сопло реактора и сообщил, что он разрушен; Валентина Перевозчикова – начальника смены реакторного цеха, который спасал людей. И с большой гордостью мы можем говорить о нашем земляке-покровчанине Александре Петровиче Пономарёве, который с родного Урала поехал в далёкий чужой ему Чернобыль, хотя это было очень опасно – работать в заражённой зоне. Но так было надо, надо было помогать людям, которых ты даже не знаешь. Вот это, ребята, пример большого нравственного героизма. Вы должны знать, что такие люди живут рядом c нами.

    • В заключение звучит стихотворение М.Ножкина «Дыра» в исполнении нескольких чтецов.

Озонная дыра над Антарктидой!

А не было её ещё вчера.

Зачем она учёными открыта?

Неужто в вечность нам уже пора?

Неужто судный день для бела света

Подкрался вдруг космической тропой,

И под жестоким ультрафиолетом

Нам корчиться беспомощной толпой?

Неужто всё, что дорого и свято

В единой человеческой судьбе,

Вдруг будет уничтожено, распято,

Потоками диапазона «Б»?

На миллион квадратных километров

Пробита наша вечная броня,

И даже антарктические ветры

От страха взвыли, душу леденя?

Великая озонная защита

Разорвана отныне навсегда,

Виновников незримых не ищите,

Виновники мы с вами, - господа!

Природу мы так рьяно покоряем,

Уродуем творение творца,

Долбим, сверлим, копаем, ковыряем,

И травим, и взрываем без конца.

Бездумие своё реализуя,

Давно уж мирозданию хамим,

Давно на всю галактику газуем,

Давно на всю Вселенную гремим.

И с мудростью хвостатых наших предков,

И с вечным нетерпением ножа,

Всё спорим – у кого же лучше клетка

И у кого добрее сторожа?...

Озонная дыра над Антарктидой,

Как рана в сердце, как пожар в груди,

Одумайся, беспечный индивидуум.

И в будущее взор обороти!

И ощути всей плотью знак сей грозный,

И хоть на миг забудь о барышах,

Одумайся, пока ещё не поздно.

Пока не сделал свой последний шаг,

Пока другие дыры не пробиты

На нашем общем малом корабле,

Пока одна дыра над Антарктидой,

Пока один Чернобыль на Земле…




  • Классному руководителю
Описание:

 В настоящее время, ребята, на нашей планете Земля существует много различных проблем: демографические, продовольственные, энергетические, сырьевые, проблемы мира и разоружения. Но мы сегодня поговорим об экологических проблемах на Земле. Их, к сожалению, становится всё больше и больше.

 - Как можно назвать экологическую проблему, касающуюся очень большого количества людей, может быть, даже стран? (экологический кризис).

 Вот о таком экологическом кризисе, случившемся 29 лет назад в нашей стране, которая тогда ещё называлась Советским Союзом, мы сегодня и поговорим. Таким экологическим кризисом стала авария на ЧАЭС (Чернобыльской атомной электростанции).

Автор Доненко Рита Антоновна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 2831
Номер материала 41257
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»