Классный
час «Пойми меня»
Социальный
педагог Лебедева Ольга Александровна
Цель
классного часа: дать детям представление о различных
формах проявлениях национальной нетерпимости; формировать отрицательное
отношение к насилию и агрессии в любой форме.
Задачи:
·
выработать у детей осознанного сосуществования разных человеческих
групп и общностей;
·
воспитать уважение разной этнонациональной, религиозной и иной
принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения;
·
обучить противостоянию нетерпимости, насилию и экстремизму
Продолжительность
урока – 45 минут
План классного часа:
1.
Вступительное слово. Притча «Рассказ об имени
винограда».
2.
Игра «Найди слово»
3.
Упражнение «Дебаты»
4.
Агитбригада «Мы вместе»
Ход классного часа:
1.
Вступительное слово.
Притча «Рассказ об имени винограда»:
Вот как непонимание порой
Способно дружбу подменить враждой,
Как может злобу породить в сердцах
Одно и то ж на разных языках.
Шли вместе турок, перс, араб и грек.
И вот какой-то добрый человек
Приятелям монету подарил
И тем раздор меж ними заварил.
Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем
На рынок и ангур приобретем!»
«Врешь, плут,- в сердцах прервал его араб,-
Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!»
А турок перебил их: «Что за шум,
Друзья мои? Не лучше ли изюм?»
«Что вы за люди:! -грек воскликнул им.-
Стафиль давайте купим и съедим!»
И так они в решении сошлись,
Но, не поняв друг друга, подрались.
Не знали, называя виноград,
Что об одном и том же говорят.
Невежество в них злобу разожгло,
Ущерб зубам и ребрам нанесло.
О, если б стоязычный с ними был,
Он их одним бы словом помирил.
«На ваши деньги,- он сказал бы им,-
Куплю, что нужно всем вам четверым,
Монету вашу я учетверю
И снова мир меж вами водворю!
Учетверю, хоть и не разделю,
Желаемое полностью куплю!
Слова несведущих несут войну,
Мои ж — единство, мир и тишину».
Педагог: В чем смысл данной притчи?
Дети делают вывод: люди по- разному воспринимают одни и те же вещи, явления,
потому часто не понимают друг друга, мы не можем договариваться между собой.
В современной российской реальности мы постоянно
сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее
время, доминирует агрессивность, нетерпимость, стремление с помощью насилия
добиться решения ближних целей. Противостоять этому может поведение, основанное
на толерантности.
2.
Игра «Найди слово»
Педагог
предлагает посмотреть на доску. Там записаны слова: гуманность,
интернационализм, террор, агрессия, толерантность, ассертивность, нацизм,
терпимость.
Педагог
зачитывает определение слова, дети должны определить, к какому понятию оно
относится.
1)
Любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности;
доброе отношение ко всему живому (Гуманность)
2)
Враждебность, стремление к захвату, к завладению (Агрессия)
3)
Идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями. (Интернационализм)
4)
Применение силы или угроза её применения в политических целях. (Террор)
5)
Способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок,
самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него (Ассертивность)
6)
Терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и
обычаям (Толерантность)
7)
Мировоззрение, ставящее во главу мира определенную нацию (расу или
народ) и ратующее за использование репрессивных мер по отношению к остальной
части человечества. (Нацизм)
Осуждение нацизма
основывается на этих репрессивных мерах и на том, что нет возможности выйти из
группы угнетаемых людей, принадлежность к которой обычно определяется при
рождении (изначально по расовым или национальным признакам).
Тематика
нацизма считается во многих развитых странах экстремистской. В ряде стран,
включая Россию, запрещено публичное изображение свастики и иной нацистской
символики.
3.
Упражнение «Дебаты».
Класс
делится на три рабочие группы.
Вопросы
для обсуждения (Обсуждение сопровождается трансляцией видеороликов,
согласно обсуждаемой теме):
1.
Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо
относились.
2.
День победы (9 Мая) – праздник не для всех, а только для ветеранов
и пожилых людей.
3.
Люди другой расы или национальности могут быть нормальными людьми,
но в друзья я предпочел бы их не брать.
4.
Большинство преступлений в нашем городе совершают люди, приехавшие
к нам из других мест.
5.
Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто
несправедливо, потому что россиян никто не любит.
6.
Надо запретить въезд в нашу страну беженцев из Азии Африки, так
как их приток увеличивает уровень преступности и заболеваний.
Подведение
итогов: каждый человек должен признавать права людей на иной, отличной
от его собственного образа жизни и свободное выражение своих взглядов. Должен
принимать иные культуры, положительно относиться к культурным отличиям, быть
восприимчивым к любым проявлениям дискриминации. Стремиться к пониманию,
проникновению в суть других культур, быть способным в избеганию в оценке
культурных предрассудков и стереотипов.
4.
Агитбригада «Мы вместе».
Детям раздаются слова агитбригады. Дается 2 минуты на
подготовку, выразительное чтение.
1 ученик.
Учитесь мечтать, учитесь дружить!
Учитесь близких своих любить
И жить благородно и смело!
2 ученик.
Главное в жизни без лишних слов -
Быть благосклонным, не враждовать,
В ногу друзьями мирно шагать!
3 ученик.
Учитесь, друзья, милосердно прощать,
Учитесь по совести сострадать.
Терпимо к другим относиться.
4 ученик.
Не просто быть чутким всегда и везде.
И чтобы быть критичным к себе,
Трижды не грех учиться!
5 ученик.
С готовой, толерантной душой навек
Отнюдь не рождается человек.
Ничто ведь само не строится.
6 ученик.
Но как это сделать? Легко сказать!
Как сделать? И душу тренировать
На искренность, на заботы?
7 ученик.
Как в спорте, как в музыке, как в труде,
Тренаж нужен людям всюду и везде.
Вот так и берут высоты!
8 ученик.
Ведь ради того, чтоб не зря весь век
Носили мы звание "Человек", -
Стоит, друзья, учиться!
Подведение итогов урока: человеческая личность ценна сама по себе –
вне зависимости от его (человека) национальной и расовой принадлежности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.