Цели и задачи:
·
познакомить с традициями и обрядами русского праздника
Масленицы;
·
развивать художественную эрудицию, артистические умения и
навыки;
·
предоставить учащимся возможность развивать эстетическое
восприятие произведений народного искусства, воспитывать чувство прекрасного.
Материалы и оборудование:
·
Персональный компьютер,
·
мультимедийный проектор,
·
экран.
Ход урока
Организационный момент: “Живая
цепочка”
Учитель: Давайте возьмёмся за руки и
мысленно поделимся друг с другом частичкой тепла своего сердца и хорошего
настроения.
Танец в исполнении девочек под песню “Выйду ль на улицу”
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем
смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь
это относится к нашему прошлому, которое оказывается мы знаем поверхностно.
К сожалению это очень плохо, что мы стали забывать многие
традиции, обряды, праздники - без которых люди раньше не могли обходиться. Если
бы мы могли окунуться в прошлое, тогда, когда ещё жили наши прабабушки и
прадедушки, и посмотреть, как складывался их уклад жизни, их быт, их традиции -
то это было бы не только интересно, но и возможно приобрело бы нравственно -
поучительный оттенок в наших глазах Сегодня мы хотели бы познакомить вас с
зимним праздником, который считается одним из самых весёлых - это Масленица
(слайд 1).
Звучит музыка Римского-Корсакова из оперы “Снегурочка”
Учитель: Вот и
пришла оттепель, осели, замаслились на солнце сугробы, и кажется, уже не
угомонить весенних воробьёв. Даже чёрные галки завели свои хороводы, и их гомон
манит куда-то. Люди выходят на улицу, глядят на ошалевших птиц, на солнце. Вот
и прошла зима! Голод, холод – всё позади. Радость и весна наполняют душу. В такой
день - говорили в народе, - у Бога все равны.
Ещё древние славяне отмечали праздник проводы зимы и встреча
весны. Наши предки зазывали живительные силы природы, чтобы они помогли удачно
посеять, чтобы уродились хлеба, травы, плоды, здоровым был скот.
После принятия христианства на Руси, праздник этот сохранился и
с 16 века стал называться Масленицей (слайд 2).
Масленица — самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день
недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается
делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь масленичная
неделя у нас — обычная рабочая неделя. Но узнать о них будет интересно. Ведь
Масленица — это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в
гостях, и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека —
помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные
традиции.
(слайд 3-13)
Учитель ученикам:
1. Народ исстари дал Масленице разные прозвища. Вспомните, какие
обращения к Масленице вы слышали или знаете?
В народе называли её "весёлой", "широкой",
"пьяной", "обжорной", "разорительницей"
2. Как встречали весну?
Варианты ответов:
С весельем потому что Масленица была русским карнавалом,
справлявшимся шумно, весело и разгульно.
Масленица справлялась уже с загадом на весну. Древний смысл был
в том, чтобы сегодняшним изобилии вызвать ещё больший достаток в будущем.
С первых дней Масленицу старались отпраздновать как можно
веселее, сытнее, богаче и радостнее. Масленица это прежде всего обильная пища,
а также хороводы, песни, пляски, игры. Народ провожает надоевшую зиму и
встречает долгожданную весну.
По красоте, поэтичности, озорству - это один из самых
продолжительных и веселых предвесенних праздников.
Учитель: В
народном календаре февраль называется "сечень", тo есть месяц
отсекающий зиму. И хотя ещё поскрипывает снег под ногами, а мороз пощипывает
щеки, это уже никого не пугает.
А ещё на Руси в этот праздник было принято:
·
...есть до икоты,
·
Пить до перехоты,
·
Петь до насады,
·
Плясать до упаду.
Учитель: Масленица
нашла широкое отражение в литературе, изобразительном искусстве.
Не только в простых крестьянских семьях, но и в дворянских свято
чтили народные традиции. Об этом пишет А.С.Пушкин, рассказывая о семье Лариных
в своём романе “Евгений Онегин”:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины,
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
Ученик 1: Драматург
А. Н. Островский, задумав ввести в пьесу "Снегурочка" сцену проводов
масленицы, записывал обрядовые праздничные песни, услышанные в русских
деревнях. И в "Снегурочке" племя берендеев, жившее в
"доисторические времена", прощалось с масленой неделей так же, как и
современники драматурга, как, может быть, и сейчас еще прощаются с ней в
русской глубинке:
Масленица – мокрохвостка!
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
Весна – красна.
Наша ладушка пришла!
Ученик 2: Известный
русский поэт XIX века П.А.Вяземский красочно описал проводы зимы:
Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.
И блинами и настойкой
Закутит крещёный мир.
В честь тебя и ей Россия,
Православных предков дочь,
Строит горы ледяные
И гуляет день и ночь.
Игры, братские попойки,
Настежь двери и сердца!
Пышут бешеные тройки.
Снег топоча у крыльца.
Ученик 3: Самым
любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у
кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные
упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром
или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки,
вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели
конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Просто
поглядев на эти шедевры, можно услышать звон бубенцов, веселый хохот,
почувствовать запах сбитня и блинов...
Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв
строгие наставления своего батюшки, сам с упоением качался на качелях вместе с
офицерами-преображенцами.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I,
устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под
названием "Торжествующая Минерва". Три дня ездила по городу
маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить
различные общественные пороки - казнокрадство, чиновничью волокиту и другие,
Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. А пороки,
с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее
скипетром расцвели еще более пышным цветом.
Если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в
балаганы, чтобы посмотреть "Битву русских с кабардинцами" или
"Взятие Карса", то жители маленьких провинциальных городков и
деревень сами становились действующими лицами необычной баталии - взятия
снежного городка - помните яркую, динамичную картину Сурикова? Собравшись от
мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и
двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали
полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали
крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и
метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало
испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам
игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.
Учитель: (Дать опережающее задание детям)
Масленицу стараются встретить и проводить достойно. Русская
пословица молвит “Хоть с себя юбченку заложить, да Маслёну проводить” А какие
пословицы или поговорки связынные с масленицей вы знаете:(приложение
1)
Учитель: На
масленичной неделе было положено:
·
ходить в гости и звать к себе на блины
·
обязательно кататься с гор мальчикам на скамеечках, на ледянках,
а девочкам в замороженном решете
·
строить и штурмовать крепости. Кстати, а оборонялись осаждённые
вениками и мётлами
·
одеваться ряжеными
·
устраивать кулачные бои
·
гадать на женихов
·
устраивать представления в балаганах, смеяться над скоморохами
·
плясать вокруг костров, водить хороводы, играть
·
делать чучело Масленицы и масленичные колёса.
Приметы на масленицу:
·
Ненастье в воскресенье перед маслёной – к урожаю грибов.
·
Если на Масленицу идёт снег – будет урожай гречихи.
Каждый день имеет свое название:
·
Понедельник - встреча,
·
Вторник - заигрыш,
·
Среда - лакомка,
·
Четверг - разгул,
·
Пятница - тёщины вечерки,
·
Суббота - золовкины посиделки,
·
Воскресение - проводы, прощание, прощенный день или
целовальник
Ученик 1:
Широкая Масленица – Сырное веселье!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студеную из дому прогнать!
Ученик 2:
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят (слайд 14-15).
Учитель: Народ
встречу Масленицы начинал посещением родных. К первому дню Масленицы
устраивались общественные качели, балаганы для скоморохов. Дети, устраивают
снежные горки, скороговоркою причитают: "Душа ль ты моя, Масленица,
Приезжай ко мне в гости на широк двор, на горках покатаемся, в блинах
поваляемся, сердцем потешимся, умом повеселимся, речью насладимся. После этой
встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: "Приехала Масленица!".
Вопрос: Ребята,
а как вы думаете, почему к этому празднику готовят горы? Это тоже своеобразное
колдовство: чем выше гора — тем выше рожь и пшеница, чем дольше прокатишься с
горы — тем длиннее лен.
Ученик 3:
"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин! (слайд 16-17).
Учитель: А
сейчас ребята расскажут вам об играх масленичной недели (приложение
2).
Ученик 4:
Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовется.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – все им удается.
Пироги и блинчики – все на стол мечи! (сайд 18-19)
Ученик 5:
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" смеётся.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами, песня звонко льётся,
Парни ищут девушек – суженых своих (слайд 20).
Ученик 6:
ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЕЩИ"...
Теща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и семгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, медом, с маслом ели мы (слайд 21-22).
Ученик 7:
Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ! (слайд 23).
Ученик 8:
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень... (слайд 24).
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать! (слайд 25).
Учитель: И
наконец, последний день - воскресенье. Его называли по-разному: “Прощеный
день”, “Проводы”.
В этот день существовал хороший обычай: вместе с уходящей зимой
отпускать все обиды, накопившиеся за год. Очистить душу, простить всех и
получить прощение для себя. В этот день враги и недруги приносят друг другу
извинение. Обнимались и приговаривали: "Да не зайдёт солнце в гневе
нашем". И даже в простом быту люди после утрени и обедни отправлялись с
возами калачей в острог, в яму, подавали нуждающимся посильные подачки и
милостыню, выслушивая раскаяние, прощение.
Россияне в этот день как бы были одной большой семьёй. В этот
день ходили на кладбище, поминали родителей, оставляя на могилах блины.
А.Дементьев "Прощеное воскресение"
Прощаю всех, кого простить нельзя.
Кто клеветой мостил мои дороги.
Господь учил: "Не будьте к ближним строги.
Вас все равно всех помирит земля ".
Прощаю тех, кто добрые слова
Мне говорил, не веря в них нисколько.
И все-таки как ни было мне горько,
Доверчивость моя была права.
Прощаю всех я, кто желал мне зла.
Но местью душу я свою не тешил.
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
Кого-то и моя нашла стрела.
Самым оживлённым и многолюдным в прощеное воскресенье было
прощание с масленицей – чучелом. Его несли по деревне к костру или к реке.
Вокруг чучела плясали скоморохи и шуты. Костер складывали из всякого
деревянного хлама: В середине его пылало на шесте старое колесо и в костёр
бросали чучело. Когда костёр догарал, пепел и головешки собирали и разбрасывали
по полю. Ведь зола – это хорошее удобрение для посевов и крестьяне это знали. У
Масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много
песен. (Звучит песня “Выйду на улицу” слайд 26)
Учитель: -
Какой самый вкусный день Масленицы? - “Лакомка”
- А чем же лакомились на Масленицу? - Блинами (слайд
27-30).
Ребята, назовите русские народные загадки, имеющие отношение к
приготовлению блинов (приложение
3).
Основным атрибутом Масленицы были блины. Считалось блин – символ
солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару они подаются на стол. С
маслом, со сметаной, с икрой, с грибами, с севрюжиной или осетриной – выбирай
на любой вкус.
У всех блины должны были выйти белыми, рыхлыми, вкусными. В
некоторых деревнях хозяйки выносили первый блин на двор, клали на землю – в дар
грядущей весне, чтобы солнце скорее пригрело поля.
А кое-где был другой обычай: хозяйка посылала сына с блинами на
огород, мальчик скакал верхом на кочерге, бегал по огороду и кричал:
Прощай зима холодная,
Приходи, лето красное!
Соху мне, борону,
Пахать пойду.
Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов.
Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к
внучке и дальше. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки,
иногда с добавлением пшенной или манной крупы, картофеля, тыквы, яблок или
сливок.
Девочки: (говорят, что... или, а я знаю, что...)
- Муку надо просеивать в момент приготовления теста прямо в
посуду, в которой приготавливается тесто;
- Тесто не должно перестаивать, так, как оно может перекиснуть и
блины выйдут бледными;
- Блины необходимо разливать очень тонким слоем на хорошо
смазанную сковороду, а чтобы блин не приставал к сковороде, нужно взять кусочек
сала, наколоть на вилку и смазывать сковороду.
- Или в готовое тесто влить 2-3 ложки растительного масла и всё
это хорошо перемешать.
Учитель: Совершенно верно, все эти
советы необходимо учитывать, когда печем блины. В старину каждая хозяйка пекла
блины по своему рецепту и держала его в секрете, а наши хозяюшки поделятся с
нашими гостями своими секретами и рецептами. (Раздают рецепты)
Ученица 1:
Блины печь - дело сложное.
Растворю я квашенку на донышке,
Поставлю квашенушку на столбушке.
Будет моя квашенка полным - полна,
Полным - полна, с краями ровна!
Ученица 2: Для
выпечки блинов много секретов надо знать. Я ставлю тесто на снеговой воде, на
дворе, когда всходит месяц, да еще и приговариваю:
Месяц ты, месяц,
Выгляни в окошко,
Подуй на опару.
Ученица 3: К
блинам подавали: сметану, варенье, сливочное масло, мед, рыбью икру, яйца
сваренные жидко, молоко, квас, сбитень.
Учитель: Не
ходить на горы, не качаться на качелях, не потешиться над скоморохами, не
отведать яств — значило в старину жить в горькой беде, и то при старости,
лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног.
Ученик:
У русских душа хлебосольная!
Вот сейчас напеку блинов,
Приглашу к себе вольную-вольницу
И друзей своих, и даже врагов!
Приходите ко мне на масленицу!
Почитаю стихи и спою...
И романсы, и народные – гласные
Про любовь и печаль мою.
Приглашаю я всех на масленицу,
С самоварным медовым чайком!
Я зову домоседа и странницу,
Рад я свите и тем, кто тайком.
Удалые и пляски и песни,
Дедов наших священный устой,
Пусть живут, благоденствуют вместе-
Нашей русской широкой душой!
(слайд 31)
Учитель:
Пришло время с Масленицей проститься
И друг другу повиниться
Все обиды ссоры простить
Чтоб красиво и честно зажить.
Ученик и ученица:
В небе словно от побелки
Засиял уж Млечный путь.
Отшумели посиделки,
Путь домой не позабудь!
Час общенья - к делу века
Полуночничать всяк рад.
Славно будет, коль в потехе
Не потратим весь заряд.
Мы делились тем, что знали,
Попытались всех увлечь
Не прощаемся мы с Вами,
Словом: всем до новых встреч!
Учитель: Дорогие
гости! Дорогие ребята! С весной вас, с весенними праздниками, с солнечным
теплом и весельем. Желаем вам всегда хранить в сердце красоту народных русских
традиций, радость души, которая всегда была свойственна русскому человеку. Да,
у наших предков было, что вспомнить, что-то оставалось в их душе - то, чего,
возможно, никогда не испытаем. Мы разучились радоваться жизни, как это делали
наши предки. И не дай Бог, чтобы это перешло к нашим потомкам.
Приложение
4
Приложение
5
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.