Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКлассный час на тему:"ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОПОНИМОВ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ"

классный час на тему:"ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОПОНИМОВ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ"

Скачать материал

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОПОНИМОВ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ

Молодкина И.С.

 

Человеческая жизнь очень тесно связанна с различными местами, которые обозначаются с помощью особых слов – географических названий или топонимов. Географическое название с древнейших времен служит человеку, удовлетворяет его экономические и культурные потребности. Топонимы Костанайской области несут на себе отпечаток истории нашей области, представляют большой интерес с лингвистической точки зрения. Сведения о происхождении некоторых топонимов уже утрачены. С течением времени установить происхождение других топонимов будет сложнее. Поэтому сейчас как никогда актуально изучение региональных топонимов в лингвистическом аспекте.

      Актуальность данного исследования связанна также с недостаточной изученностью вопросов, касающихся местных топонимов.

      Цель исследования – объяснить происхождение топонимов Костанайской области.

      В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:

1)собрать и обобщить  имеющиеся  сведения о происхождении топонимов нашей области

2)объяснить по мере возможности топонимы  - тюркизмы

3)произвести этимологический и словообразовательный анализ русских топонимов

Объектом исследования являются  топонимы Костанайской области.

      Источником языкового материала исследования является справочная общегеографическая карта Костанайской области 1984 года.      Топонимика помогает понять название и лучше его запомнить. Например, возьмем топоним Костанайской области  −село Алаколь. Дословный перевод «ала» - пестрый, « коль» − озеро. Пестрое озеро понятное название легко запоминается. Очень важным является воспитательное значение топонимов.          Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В ходе работы было проанализировано около 500 топонимов области. В топонимии Костанайской области выделяется два основных слоя – казахский и русский. Казахские названия преимущественно распространены на юге области, а русские – на севере. Топонимы тюркского и русского происхождения в топонимике области находятся примерно в равном количестве. Так, топонимов тюркского происхождения около 250, что составляет 58%, а топонимов славянского происхождения 42%. В начале работы мы обратились к топонимам тюркского   происхождения. Топонимическая система области складывалась постепенно. Для характеристики топонимов Костанайской области  мы опирались на классификацию Е.Койчубаева, основанную на моделях словообразования.

Важным аспектом исследования топонимов Кустанайской области является их словообразовательный анализ. Словообразовательный анализ предполагает соотнесение данного слова с мотивирующей основой, определение словообразующего форманта и способа словообразования.

При работе мы использовать классификацию М.М. Шанского, который выделил следующие способы словообразования:

1.Лексико-синтаксический способ, 2.Морфолого-синтаксический способ, 3.Морфологический способ словообразования, 4.Базаффиксный способ образования слов. 5.Аффиксация 6. Аббревиация.

Таким образом, топонимы области образуются лексико-семантическим и      морфологическим способами словообразования,

   В ходе исследования выяснили: самым распространённым способом словообразования является морфологический способ, им образовано около 80% топонимов,  менее распространён лексико-семантический способ  словообразования – 20%, в морфологическим типе словообразования самой многочисленной группой (90%) является группа топонимов, образованных суффиксальным способом образования.

Как мы уже отмечали, аффиксация является самым продуктивным способом образования слов. Это же подтверждается на примере топонимического материала области. Отсюда ещё одно подтверждение, что топонимика неотделима от системы языка. Она подчиняется и развивается по законам языка.

Итак, в процессе работы был исследован топонимический материал Костанайской области. Проведена работа с русскими и казахскими топонимами Костанайской области.

Вся работа ещё раз наглядно подтверждает вывод о том, что наука топонимия неотрывна от лингвистики. При исследовании топонимических образований основной упор делается на лингвистические методы анализа, а затем уже применяются элементы исторического и географического названия.

Разнообразна этимология русских  и казахских названий. Каждый топоним – это отдельный и увлекательный рассказ о жизни нашего народа, его истории, его достижениях. Огромное значение имеют топонимы-мемориалы, своеобразные исторические памятники. Различное время возникновения топонимов подтверждает вывод о том, что топонимическая система области развивается с развитием человеческого общества, человеческих отношений. Словообразовательный анализ русских  и казахских топонимов позволяет судить об особенностях русского и казахского языков, законов тюркского и русского языков. Топонимы строятся по законам языка, отражают основную структуру языка. Топонимы обладают теми же грамматическими категориями, что и обычные слова. Использование топонимического материала приносит огромную пользу в воспитании школьников. На примере топонимического материала воспитывается чувство интернационализма, любви к Родине, истории и культуре родного края.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час на тему:"ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОПОНИМОВ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель организации

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОПОНИМОВ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ

Молодкина И.С.

 

Человеческая жизнь очень тесно связанна с различными местами, которые обозначаются с помощью особых слов – географических названий или топонимов. Географическое название с древнейших времен служит человеку, удовлетворяет его экономические и культурные потребности. Топонимы Костанайской области несут на себе отпечаток истории нашей области, представляют большой интерес с лингвистической точки зрения. Сведения о происхождении некоторых топонимов уже утрачены. С течением времени установить происхождение других топонимов будет сложнее. Поэтому сейчас как никогда актуально изучение региональных топонимов в лингвистическом аспекте.

      Актуальность данного исследования связанна также с недостаточной изученностью вопросов, касающихся местных топонимов.

      Цель исследования – объяснить происхождение топонимов Костанайской области.

      В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:

1)собрать и обобщить  имеющиеся  сведения о происхождении топонимов нашей области

2)объяснить по мере возможности топонимы  - тюркизмы

3)произвести этимологический и словообразовательный анализ русских топонимов

Объектом исследования являются  топонимы Костанайской области.

      Источником языкового материала исследования является справочная общегеографическая карта Костанайской области 1984 года.      Топонимика помогает понять название и лучше его запомнить. Например, возьмем топоним Костанайской области  −село Алаколь. Дословный перевод «ала» - пестрый, « коль» − озеро. Пестрое озеро понятное название легко запоминается. Очень важным является воспитательное значение топонимов.          Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В ходе работы было проанализировано около 500 топонимов области. В топонимии Костанайской области выделяется два основных слоя – казахский и русский. Казахские названия преимущественно распространены на юге области, а русские – на севере. Топонимы тюркского и русского происхождения в топонимике области находятся примерно в равном количестве. Так, топонимов тюркского происхождения около 250, что составляет 58%, а топонимов славянского происхождения 42%. В начале работы мы обратились к топонимам тюркского   происхождения. Топонимическая система области складывалась постепенно. Для характеристики топонимов Костанайской области  мы опирались на классификацию Е.Койчубаева, основанную на моделях словообразования.

Важным аспектом исследования топонимов Кустанайской области является их словообразовательный анализ. Словообразовательный анализ предполагает соотнесение данного слова с мотивирующей основой, определение словообразующего форманта и способа словообразования.

При работе мы использовать классификацию М.М. Шанского, который выделил следующие способы словообразования:

1.Лексико-синтаксический способ, 2.Морфолого-синтаксический способ, 3.Морфологический способ словообразования, 4.Базаффиксный способ образования слов. 5.Аффиксация 6. Аббревиация.

Таким образом, топонимы области образуются лексико-семантическим и      морфологическим способами словообразования,

   В ходе исследования выяснили: самым распространённым способом словообразования является морфологический способ, им образовано около 80% топонимов,  менее распространён лексико-семантический способ  словообразования – 20%, в морфологическим типе словообразования самой многочисленной группой (90%) является группа топонимов, образованных суффиксальным способом образования.

Как мы уже отмечали, аффиксация является самым продуктивным способом образования слов. Это же подтверждается на примере топонимического материала области. Отсюда ещё одно подтверждение, что топонимика неотделима от системы языка. Она подчиняется и развивается по законам языка.

Итак, в процессе работы был исследован топонимический материал Костанайской области. Проведена работа с русскими и казахскими топонимами Костанайской области.

Вся работа ещё раз наглядно подтверждает вывод о том, что наука топонимия неотрывна от лингвистики. При исследовании топонимических образований основной упор делается на лингвистические методы анализа, а затем уже применяются элементы исторического и географического названия.

Разнообразна этимология русских  и казахских названий. Каждый топоним – это отдельный и увлекательный рассказ о жизни нашего народа, его истории, его достижениях. Огромное значение имеют топонимы-мемориалы, своеобразные исторические памятники. Различное время возникновения топонимов подтверждает вывод о том, что топонимическая система области развивается с развитием человеческого общества, человеческих отношений. Словообразовательный анализ русских  и казахских топонимов позволяет судить об особенностях русского и казахского языков, законов тюркского и русского языков. Топонимы строятся по законам языка, отражают основную структуру языка. Топонимы обладают теми же грамматическими категориями, что и обычные слова. Использование топонимического материала приносит огромную пользу в воспитании школьников. На примере топонимического материала воспитывается чувство интернационализма, любви к Родине, истории и культуре родного края.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 790 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.12.2014 683
    • DOCX 29.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Молодкина Ирина Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Молодкина Ирина Станиславовна
    Молодкина Ирина Станиславовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16965
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Вероятность и статистика в рамках обновленного ФГОС

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»