МОУ СО
Скородумовская школа Каменского района Ростовской области
Классный час
Тема: «Загадки четырех
сестер»
(познавательная игровая программа)
Составила и провела: Антонова Ольга Васильевна, учитель начальных
классов
2013-2014 уч. г.
Тема: Загадки
четырех сестер (познавательная игровая программа)
Цель: -
формирование представлений о различных состояниях воды, огня, воздуха земли в
разные сезоны;
- знакомство с водной стихией, её
свойствами;
- формирование представлений о
холодных цветах: голубом, синем, фиолетовом.
Оборудование: таз
с водой, ленточки разных цветов (голубая, синяя фиолетовая, белая),
искусственные цветы, фонограмма записи музыки.
Ход
классного часа
Сказочная
ситуация «Четыре дочери Земли»
Учитель
уточняет: какое наступило время года? Какое было до этого? Какое время года
наступит после весны? После лета? (Ответы учеников)
Затем
рассказывает сказку о временах года «Четыре дочери Земли».
Учитель:
В огромном мире, называемом Космос, жило-было Солнце. И была у него любимая
сестра. Её звали земля. Солнце круглое, большое, жаркое, светлое, а Земля –
тоже круглая, но маленькая и зелёно-голубая. Солнце очень любило Землю и её
дочерей-красавиц. А у земли было четыре дочери.
Первую
звали Зима. Она была спокойная, величавая, бело-голубая. И Солнце дарило ей
много белого цвета, блеска, сияния.
Вторую
дочь звали Весна. Она была радостная, говорливая, улыбчивая, зелёная. И Солнце
дарило ей нежность, красоту, много голубого, синего, фиолетового, зелёного цветов.
Третью
дочь звали Лето. Она была шумная, весёлая, яркая, красивая, озорная. И Солнце
дарило ей радость, яркость и много красного, жёлтого, оранжевого и зелёного
цветов.
Четвёртую
дочь звали Осень. Она была добрая, щедрая, пёстрая. И Солнце дарило ей
богатство, красоту, величавость, много разных цветов: багряный, лимонный,
бурый, золотистый.
Четыре
дочери Земли были очень дружными, добрыми, заботливыми, трудолюбивыми. Каждая
помогала по-своему, жить на матушке – Земле людям и дарила им свои подарки: Зима
– катание на лыжах, коньках, санках, игры в снежки; Весна – говорливые ручейки,
первые цветы, голубое небо; Лето – тепло, купание в реке, много зелени, яркие
цветы, солнце; Осень – хлеб, плоды, ягоды, грибы.
Игра «Ветер, ветер»
Дети
имитируют дуновения ветерка в разное время года (вдох носом, выдох ртом –
без напряжения).
У
Весны ветер ласковый и нежный, тёплый (ф-ф-ф-ф-ф).
У
Лета – жаркий, согревающий (х-х-х-х-х).
У
Осени – прохладный (с-с-с-с-с).
У
Зимы – холодный, студёный (в-в-в-в).
А
как ведёт себя вода в разные времена года?
(упражнение «Водичка». Учащимся необходимо
подобрать по цвету ленточки: весной – вода голубая, летом – синяя, осенью –
серо-фиолетовая, зимой – белая.
Ситуация Удивительные свойства воды»
Представьте,
что вы бегаете босиком по воде. Вам весело, потому что вода …Какая? (холодная,
голубая, чистая и т. д.)
Подойдите
к тазу с водой, опустить руки в воду, набрать в ладошки и вылить.
Учитель: А вы знаете, ребята, что…
Точка кипения воды – 100 градусов – предел
существования многих животных организмов. Вот почему кипячением убивают
большинство болезнетворных бактерий;
Лед и снег также испаряются, как и жидкая вода, и
за зимний период испаряется 30 % выпавшего снега;
Без воды нет жизни, ни одна спора, ни одна семечка
не прорастёт и не будет развиваться;
Без воды не могут в листе образоваться сахар,
крахмал, жиры, кислоты т другие вещества;
вода «камень долбит», а в глубине земной коры при
высокой температуре растворяет все горные породы.
А
теперь выполним упражнение «Родник».
Теперь
вы должны под музыку, попеременно, поднимать всё выше и выше сжатые в кулачки
ладони.
Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна,
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьёт со дна.
Учитель: Вот такие подземные ключи – родники
дают воду в озёра и реки. Скажите, а могут ли прожить без воды люди, животные,
растения? Что с ними станет без воды?
Да
вода даёт нам жизнь, здоровье, снимает усталость. В сказках её называют
«матушка», «царица». Поэтому мы должны беречь её. А как надо беречь воду?
Да,
не надо её тратить зря, нельзя загрязнять реки и озёра, потому что оттуда вода
приходит в наши дома.
Загадочная история «Два лягушонка на двух кувшинках»
Учитель: Я зачитаю вам историю, а вы ответите
на мои вопросы.
В
тихой заводи большого пруда живут два весёлых лягушонка. Зовут их Аква и Бэква.
Они так похожи друг на друга, что различить их не может никто. Кроме, конечно
их мамы: уж она – то с первого взгляда безошибочно узнаёт, кто есть кто!
Днем,
после обеда, мама укладывает лягушат спать. У каждого лягушонка своя кроватка –
большой лист кувшинки, на котором водорослями вышита первая буква его имени: А
и Б. лягушата послушно ложатся на свои листы и сразу же притворяются спящими.
А
довольная мама отплывает от своих лягушат, чтобы к ужину наловить комаров и
других вкусных насекомых. Но как только мама скрывалась за камышами, лягушата
вскак4ивают и начинаю прыгать.
Прыгают
они вот как: оба лягушонка приседают и одновременно прыгают, меняясь
кувшинками. И они никогда не сталкиваются в полёте – такие они ловкие!
Мама
скоро замечает, что в их заводи творится, что-то неладное, и быстро-быстро
плывёт обратно.
И
что же она видит?
На
двух кувшинках спокойно спят её лягушата! И только по заводи, почему – то ,
ходят волны.
Тогда
мама внимательно присматривается : на своих ли кувшинках лежат лягушата?
В
один из дней лягушата успели сделать до маминого возвращения ровно 13 прыжков.
Как вы думаете: мог ли после этого каждый лягушонок оказаться на своём месте,
на своей кувшинке?
Учитель: Мы с вами много говорили о воде. А
давайте вспомним тему нашего классного часа. Вспомните, как звать всех сестёр
матушки Земли?
Давайте
пообщаемся с одной сестрицей. Её зовут Зима. А какой самый весёлый праздник
зимой? Правильно – Новый год
Я
предлагаю вам поиграть в игру «Кричалка под новогодней елкой»
Шуточная игровая ситуация «Кричалка под новогодней елкой»
Я
зачитываю вам стихотворение и показываю жестом , где надо кричать слова «Новый
год!»
Если взрослые, как
дети,
Дружно встали в
хоровод,
Значит, скоро будет
праздник –
Долгожданный … Новый
год!
И подарочки по
елкой
Каждый – стар и
млад – найдёт:
Нынче не Восьмое
марта,
А всеобщий … Новый
год!
Если до шести утра
Не ложится спать
народ,
Значит,…….. у
телеэкрана
Он встречает … Новый
год!
И, конечно, этим
утром
Не увидит он восход.
Утром люд храпит
усталый,
Несмотря на … Новый
год!
Если пусто в
магазинах,
Куплен самый старый
плод,
Значит, будем
объедаться
Дружно мы на … Новый
год!
…. … …… … … … … ..
… … … … … …
Игровая ситуация «Шуточные вопросы сестрицы Лето»
Учитель: А теперь свои шуточные
загадки-вопросы хочет задать Лето. Лето – веселая пора, поэтому и вопросы будут
весёлые, шуточные. Будьте внимательны.
Какой остров говорит про себя, что его можно носить
под рубашкой? (Ямайка)
Какой цветок имеет мужской и женский род? (Иван-да-Марья)
Назовите пять дней, не называя чисел и названий
дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Какая птица, потеряв одну букву, становится самой
большой рекой в Европе? (Иволга)
Первые пять букв в названии города летают, а две
бегают по земле. Какой это город? (Воронеж)
Какой город назван в честь большой птицы? (Орёл)
Назовите имя первой женщины в мире, освоившей
летательный аппарат. (Баба – Яга)
Чем больше ковыряешь, тем больше становится – что
это такое? (Дырка)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.