Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыКлассный час на тему "Люди! Покуда сердца стучатся, –помните!"

Классный час на тему "Люди! Покуда сердца стучатся, –помните!"

Скачать материал

13

Люди! Покуда сердца стучатся, –помните!

Плакат:

Люди!

Покуда сердца стучатся, —

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, —

Пожалуйста, помните! (Р. Рождественский)


Звучит песня «Журавли».

Вступительное слово преподавателя. Сегодня мы празднуем великий день – день Победы над фашистской Германией. 69 лет прошло! Дети, родившиеся после войны, уже стали бабушками и дедушками…Война постепенно уходит в прошлое, становится лишь страницей истории. Но память наша не должна угасать… Наш долг- сберечь память о подвиге. Мы собрались сегодня, чтобы поклониться живым и мертвым, бессмертным и бесстрашным. И тем, кто принял первый бой на рассвете 22 июня у стен Брестской крепости, и тем, кто, пройдя через всю войну – такую войну! – добил врага.

Ведущий 1. К счастью, мы родились в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война — история.

Ведущий 2. Памяти наших дедов и прадедов, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах ВОВ, посвящается…

Ведущий 1. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне посвящается.

Голос Ю. Левитана о начале войны.

Звучит песня «Священная война».


Ведущий 2. Это была самая тяжелая и самая кровопролитная война в истории нашего народа. Продолжалась она 4 года- 1418 дней и ночей. Немцы дошли до Волги. На карте обозначены некоторые места, где были бои. 22 июня на рассвете, в один из самых продолжительных дней в году, Германия начала войну против советского народа. Гитлер хотел истребить большую часть русского народа, украинцев, белорусов, а оставшихся превратить в рабов. Он заявлял: «Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которая размножается, как черви…».
Ведущий 1. «Россия должна быть ликвидирована», - объявил Гитлер на совещании в своей ставке. «Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию по крайней мере 100 миллионами людей германской расы». «Уцелевших от уничтожения русских расселить в Южной Америке и Африке, 65% украинцев выслать в Сибирь, 75% белорусов выселить с занимаемых ими территорий, оставшиеся 25% белорусов подлежат онемечиванию. Немецкие поселения распространяются до Дона и Волги, как я надеюсь, и до Урала».
Ведущий 2. У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей обращения с русскими», в которой говорилось: «Вы должны сознавать, что являетесь представителем Великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жесткие и самые безжалостные меры. Убивать всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».
Ведущий 1. В приказе Гитлера предписывалось: при отходе немецких войск, в частности, с территории Белоруссии и Украины, «там не должно оставаться ни одного человека, ни одной головы скота, ни одного центнера зерна, ни одного рельса, чтобы не остались в сохранности ни один дом, ни одна шахта, которая не была бы выведена на долгие годы из строя, чтобы не осталось ни одного колодца, который не был бы отравлен. Противник должен найти сожженную и разрушенную страну».

Именно так и было с деревней Хатынь.

22 марта 1943 года небольшую Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей.

Ведущий 2. Весь наш народ поднялся на борьбу: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили, приписывая себе годы. Поток добровольцев не иссякал всю войну. Много наших солдат не вернулись домой, многие возвратились ранеными и покалеченными. Но погибли не только солдаты, ведь очень много жертв было среди мирных жителей. Конечно, тогда все воевали – и под словами «мирные жители» понимали людей, не способных в силу своего физического состояния взять оружие в руки и идти на фронт. Это были дети, женщины, старики, инвалиды.
Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения, гасили на крышах зажигательные бомбы, чтобы спасти от пожара свои дома, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей. Главным девизом всей страны стало: «Всё для фронта, всё для победы!»

Преподаватель. Все до одной страницы войны чудовищны. Невозможно рассказать обо всех злодеяниях. Вспомним некоторые из них.

Страница 1. Блокада Ленинграда.

Звучит «Реквием» Моцарта, на фоне которого - слова ведущих.

Ведущий 1. 30-го августа 1941 года Ленинград оказался в кольце окружения – в блокаде. Гитлер приказывал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить».

Ведущий 2. В городе не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт.
Ведущий 1. Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой было -41, за водой ходили к Неве.
Ведущий 2. Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать только с 21 ноября 1941 года. Шли днем и ночью по льду озера машины и доставляли в город до 6—7 тысяч тонн продовольствия, вооружения, боеприпасов.

Ведущий 1. По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей — всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.
Ведущий 2. Молодежь и школьники наравне со взрослыми боролись за победу. Девушки-комсомолки обошли 282 000 квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных. Их доставляли в больницы. За другими — ухаживали на дому. 10 тысяч детей были устроены в дома малюток и детские сады.
Преподаватель. Давайте посмотрим, как это было.


Хроника о блокаде Ленинграда.


Преподаватель. Сейчас «голодные пайки» блокады выставлены как экспонаты в Музее истории Ленинграда. Мы попробовали испечь хлеб войны по одному из рецептов.

Песня О. Воронец «Хлеб- всему голова».

Хлеб из лебеды и отрубей
Так как сейчас лебеду взять негде, её мы заменили шпинатом.
Шпинат – 150 г
Отруби – 150 г (Это то, что остаётся от помола зерна, т.е.твёрдая оболочка зерна. Использовались для корма скота)
Вода – 100 г


Возможно, хлеб на войне был не совсем таким, как получился у нас. Пекли мы его в духовке, а не в глиняной печке, как это чаще всего бывало в то время. Не добавляли древесные опилки, обойный клей…

Пусть никому и никогда больше не придется есть такой хлеб!


Страница 2. Детство, растоптанное войной

Песня «Дети войны».

Их миллионы. И детство их оборвалось 22 июня 1941 г. Они рано повзрослели, их детство было растоптано войной. По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…


Преподаватель.

Многие из вас слышали о Тане Савичевой.

О жизни Тани и её семьи написал книгу Илья Миксон.

Девочка жила в Ленинграде, на начало войны ей было 11 лет. Семья состояла из 9 человек: мама, бабушка, 5 детей, 2 дяди.

Даже во время блокады дети учились в школе.

Дети, — сказала в первый день занятий учительница, — мы начинаем новый учебный год в городе-фронте. Когда-нибудь вас спросят, что вы делали в исторические дни Отечественной войны? И вы с гордостью сможете ответить: «Мы учились в Ленинграде».

В школьной столовой кормили, давали по 2 порции, но выносить еду из столовой не разрешалось. Это было строго запрещено, взрослые следили. Чтобы дети ели.

Голод.

Если в один присест выпить литр горячей воды, даже без крошки хлеба, возникает ощущение сытости. Будто две тарелки супу съел, бульоном пообедал. Увы, скоро, чересчур скоро организм разоблачает обман, голод возникает с новой силой. Злоупотребление жидкостью приводит к водянке: распухают руки и ноги, вздувается живот, расплывается лицо. Больная полнота еще хуже, чем худоба и голодное измождение. Все это знают, читали, слышали, но как, чем заглушить, задавить неотступное желание, постоянную потребность, саму мысль о еде!

Ёлка.

Для детей устроили даже новогоднюю ёлку. Каждый получил хлеб, почти целую пайку. Солдаты-повара наливали армейскими черпаками горячий чечевичный суп. На второе — по две — две! — котлетки с макаронами. И это не все. На третье выдали желе, неизвестно из чего приготовленное, но сладкое и вкусное — королевское блюдо!

Соседка на Новый год принесла Тане подарок-3 апельсиновые корочки, которые до войны в шифоньере от моли хранила- компот сварить можно.

Обдирали обои, они же на клейстере были приклеены- болтушку сварить можно.

Акация

Весной 42-го объели всю акацию. С той блокадной поры она и не цветет на Васильевском острове.

Смерть.

Первой умерла Женя. Таня записала дату смерти в блокнот. После её похорон бабушка просто и безбоязненно сказала:

Скоро и за мной придет.

Вы мои карточки сразу не сдавайте, — продолжала свое бабушка. — Ты меня не пугайся, маленькая, я тихонько полежу.

Через месяц умерла бабушка. Через 2 месяца брат Лёня (Лёка). Через месяц один дядя. Ещё через месяц – другой. Ещё через 3 дня – мама. Это было в 1942 г.

Таня умерла в 1944.

Звучит «Баллада о Савичевой Тане» в исп. Э.Пьехи.

Страница 3. Женщина и война. Видеоклип на песню Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая…»

Преподаватель. Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы... Женщина и война...
В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир.

В один день их мир разделился на прошлое - то, что было еще вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем... А в настоящем времени была война. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым, как дыхание.


Девушки рассаживаются у костра.

Песня «Вьётся в тесной печурке огонь» (минусовка)


Юлия Друнина
Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!


С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии потом...


1-я девушка: У нас у всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: «Подрастите, девочки, вам еще рано на фронт»... Нам по 16 лет было, но я добилась своего, меня взяли. Мама потом несколько дней сторожила на станции, когда нас повезут. Увидела, как мы уже шли к составу, передала мне какую-то еду и упала в обморок.

2-я девушка: Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идет, смотрит. Подходит ко мне «Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте делать-то будешь? Может, вернешься к маме, подрастешь?» А мамы у меня тогда уже не было.

3-я девушка: А я взяла с собой на фронт любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке... А еще духи взяла... Думала, ненадолго еду, война скоро кончится.

4-я девушка: Стоим как-то мы с подругой на посту, охраняем склад. А в Уставе говорится, что если кто-то идет, надо его остановить словами:
«Стой! Кто идет? Стрелять буду!» Подруга моя увидела командира полка и кричит: «Стой! Кто идет? Вы меня извините, но я стрелять буду».

5-я девушка:

Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно.
Тот ничего не знает о войне.


6-я девушка: А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязала одного раненого, второго, третьего. Но тут услышала крик: «Танк! Танк!», и увидела бегущих солдат ...Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, ушибаясь, но не чувствуя боли. А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала не от фашистского, а от своего танка.

7-я девушка: А я когда увидела впервые раненого, упала в обморок. А когда первый раз поползла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через десять дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама себе и перевязала.

Звучит песня «Фронтовая сестра».

Юлия Друнина посвятила свои стихи памяти однополчанки и подруги Герою Советского Союза Зине Самсоновой.


Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.

Знаешь, Юлька, я - против грусти.
Но сегодня она - не в счет.
Дома, в яблочном захолустье.
Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом...
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет...
Знаешь, Юлька, я - против грусти.
Но сегодня она - не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг - приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светловолосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи.
По воронкам и буеракам.
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светловолосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские ветры пели.
О рязанских глухих садах.

...Знаешь, Зинка, я - против грусти.
Но сегодня она - не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье.
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом.
За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
...Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?

Преподаватель: Какой бы ужасной ни была действительность, но и на войне женщина остается женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавесочки из портянок. Мелочи военного быта вызывали улыбки.

1-я девушка: Однажды в лесу после боя я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала букетик и привязала к штыку. Пришли в военный
лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу из строя ... и забыла, что у меня цветы на винтовке. А он меня начал ругать: «Солдат должен быть солдатом, а не сборщиком цветов...». Ему было непонятно, как это в такой обстановке можно о цветах думать.

2-я девушка: У нас был добрый командир полка, берег нас, заботился. Под Москвой еще не остановлено наступление немцев, самое страшное время для всех. А он нам говорит: «Девушки, Москва рядом. Я привезу к вам парикмахера. Я хочу, чтобы вы красивые были». Представляете, и правда привез парикмахера. Мы сделали завивки, покрасились. И такие счастливые в бой пошли.

Преподаватель. Именно о таких девчонках написал Б. Васильев в своей повести «А зори здесь тихие…».
Война… Умирают девушки, почти ваши ровесницы У каждой своя судьба, свои мечты, стремления, тайны. Война резко, грубо, жестоко прерывает, комкает их жизни. Мечты, стремления остаются где –то очень далеко. Тем, что погибли, к ним никогда не вернуться.

Девушки все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…»

С этой повестью перекликается стихотворение Р. Рождественского.

Р. Рождественский. Баллада о зенитчицах.

Как разглядеть за днями след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след…
На батарее были сплошь – девчонки.
А старшей было восемнадцать лет.
Лихая чёлка над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро танки вышли прямо к Химкам.
Те самые. С крестами на броне.

И старшая, действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! –
И – залп!
И тут они заголосили, девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы вся бабья боль России
в девчонках этих вдруг отозвалась.
Кружилось небо – снежное, рябое.
Был ветер обжигающе горяч.
Былинный плач висел над полем боя,
он был слышней разрывов, этот плач!
Ему – протяжному – земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. –
И снова:
- Батарея-а-а! –
И уже пред ними, посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели неправдоподобно жарко
четыре чёрных танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою (в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность венчального стола.
Неслышанное:«Ты моя – навеки!..»
Несказанное: «Я тебя ждала…»
И губы мужа. И его ладони.
Смешное бормотание во сне.
И то, чтоб закричать в родильном доме:
«Ой, мамочка! Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку.
И дождик над Арбатом.
И ощущенье
полной тишины…
…Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем,
кто сам пришёл
с войны.

Страница 4. Поэты войны.

Видеоклип на песню В.Высоцкого «Он не вернулся из боя».

Ведущий 1. Поэзия была в те дни очень нужна! Стихи и песни поднимали боевой дух солдат, звали их на решительный бой с фашистами. Они укрепляли мужество людей! Напоминали о погибших, за которых надо мстить, о близких, которых надо защитить.

До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны — 417. Многие погибли. А в поэтической литературе они живы: Иосиф Уткин, Георгий Суворов, Николай Майоров, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Борис Котов, Всеволод Багрицкий, Борис Богатков, Борис Смоленский и многие другие.

Самому старшему из поэтов было 49 лет, самым младшим едва исполнилось 20. Они навеки так и останутся 20-летними.

***

Ведущий 2. Борис Котов. В 1942 г. добровольцем ушёл на фронт, вопреки решению врачебной комиссии, признавшей его непригодным к военной службе. Писал стихи на поле боя. Погиб при форсировании Днепра.


Теперь иные звуки…
Но, коль нагрянет враг,
Возьму винтовку в руки
И выровняю шаг!

Эти строки стали его клятвой. Борис Котов посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

***

Ведущий 1. Под Ленинградом навеки остался Всеволод Багрицкий (1922-1942). Писать стихи начал в раннем детстве. С первых дней войны рвался на фронт. Погиб в 42-ом. Ему было 19 лет.

***

Ведущий 2. Под Смоленском погибли – Борис Богатков и Николай Майоров. Борис Богатков на фронт ушёл добровольцем, но не успел как следует повоевать, не успел по-настоящему схватиться с врагом.

***

Ведущий 1. Н.Майоров умер, как сам предсказал: в бою. Доброволец-разведчик погиб, не дождавшись книги своих стихов, не доучившись в Литературном институте, не раскрыв всех возможностей. Все в его жизни осталось незавершенным... Это ему принадлежат строки:

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

***

Ведущий 2. Под Сталинградом погиб Михаил Кульчицкий. С первых дней войны он был в армии. В 1942 году он окончил пулеметно-минометное училище, в звании младшего лейтенанта отбыл на фронт.

***

Ведущий 1. Иосиф Уткин. Погиб в 1944 г. в авиационной катастрофе. Самолет упал недалеко от Москвы, в руках И. Уткина в момент гибели был томик стихов Лермонтова

Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это - другая.
Это значит... сырая земля.

Это значит, дубы-нелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с родиной мне.

***

Ведущий 2. Тяжело раненный Муса Джалиль попал в плен к гитлеровцам. Почти 2 года унижений, изматывающих допросов в гестаповских застенках и непрекращающейся борьбы. Он писал стихи, полные ненависти к врагам.


Варварство

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,--
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!


Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

Ведущий 1.

Пусть не всем присвоили звание героя Советского Союза, пусть им не поставлены памятники. Разве в этом дело? Главный памятник, главный обелиск им всем - это их поэзия.


Страница 5. Несбывшееся.

Следующие страницы войны – в стихах.

Игорь Кобзев

Первый поцелуй

Попал под пули взвод
У жаркой переправы,
И раненный в живот,
Упал солдат на травы.

– Воды! Глоток воды! –
Над ним сестра склонилась.
А солнце с высоты
Осколком вниз катилось.

Знал молодой боец:
Другой зари не будет,
Рассветных туч багрец
Его уж не разбудит!

А он цветов не рвал
И не был в дальних странах,
Вовек не целовал
Девичьих губ румяных!..

– Сестрица! Не бинтуй!
Пришел конец мне, видно!
Ты лучше поцелуй,
Чтоб не было обидно!

– Сейчас, солдат! Сейчас!
Терпи! – она шептала
И в жизни первый раз
Мальчишку целовала.

Тот первый поцелуй
Высоких слов достоин,
Ведь – что тут ни толкуй –
Он целой жизни стоил!


Рахманинов. 2-й концерт для фортепиано.

Ведущий 1.

4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 27 миллионов погибших людей!

Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже 67 лет всё ждут и ждут запоздавшие письма с войны жёны и дети, они не верят похоронкам. И невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: «Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня».
Достоверно подсчитано, что в каждую минуту войны погибло 10 человек. Из каждой сотни юношей 1923 г. рождения, кому в 41-ом было 18, с войны вернулся только 1.

Ведущий 2.

Так что же такое война?

СЛАЙД

Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.

Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.


Ведущий 1:
Людские потери СССР — 6800000 военнослужащих убитыми, и 4400000 попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население) — 26600000 человек.


Аудиозапись «Реквием» в исп. Ю.Редькова.


Ведущий 2. Мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь произносим: тысяча километров в час, миллионы тонн сырья, миллиард долларов прибыли… Но 27 миллионов человеческих жизней, оборванных пулей, бомбой, снарядом, голодом, душегубкой…Никогда раньше на земле не было такого кровопролития. С 1600-ого года и до 1941-ого все страны мира во всех войнах не потеряли убитыми столько же, сколько мы за эти четыре года.

Вы представляете, что это такое?

Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 32 года!
27 миллионов за 1418 дней – это значит, 19041 чел. убитых ежедневно, 793 человека в час, 13 человек в каждую минуту. Вот что такое 27 миллионов!


Р. Рождественский. «Реквием» №10

Помните!

Через века, через года, — помните!

О тех, кто уже не придёт никогда, — помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!


Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!


Люди!

Покуда сердца стучатся, —

помните!

Какою ценой завоёвано счастье, —

пожалуйста,

помните!


Детям своим расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

чтобы тоже запомнили!

Во все времена

бессмертной

Земли

помните!

К мерцающим звёздам

ведя корабли, —

о погибших

помните!


Встречайте трепетную весну,

люди Земли.

Убейте войну,

прокляните войну,

люди Земли!


Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придёт никогда, —

заклинаю, — помните!

Преподаватель.
Неугасима память поколений о тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье и в скорби постоим и помолчим!
Минута молчания.

И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года — день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах.

Ю. Левитан. Приказ о Победе.
Песня «День Победы»
Спасибо всем за участие. Предлагаю взять шары, выйти на улицу и, загадав желание, чтобы всегда был мир, отпустить их в небо.





Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час на тему "Люди! Покуда сердца стучатся, –помните!""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Классный час «Люди! Покуда сердца стучатся, –помните!» для учащихся старших классов. Сценарий сопровождается презентацией. Данное мероприятие приурочено к празднованию очередной годовщины Великой победы.
Цель мероприятия:
Воспитание эмоционально - ценностного, патриотического отношения к своей Родине.
Задачи:
-формирование жизненных ценностей, мировоззрения учащихся;
-развитие гражданской позиции на основе общечеловеческих ценностей;
-воспитание любви к Родине.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 754 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 589
    • DOCX 55.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Остроухова Людмила Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Остроухова Людмила Ивановна
    Остроухова Людмила Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 13558
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в детской музыкальной школе

Преподаватель детской музыкальной школы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Туризм и спортивное ориентирование: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования (туризм и спортивное ориентирование)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 268 человек из 55 регионов

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие мотивации к обучению

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 40 регионов

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе