- Наш классный час сегодня посвящен важной теме, мы будем вести
разговор о дружбе, об отношениях, которые должны быть между товарищами и одноклассниками.
Иметь друга – это настоящий подарок судьбы, так как не все люди
могут иметь друзей, некоторые просто путают понятия “знакомый”, “приятель”,
“друг”.
- Ребята, поднимите руку, кто из вас имеет настоящих друзей?
Вижу много таких детей. Я думаю, что к концу классного часа вы
поймете настоящие ли вы друзья?
- А как вы думаете, что же такое дружба?
- А при каких условиях, с чего может в классе возникнуть дружба?
(игры,
общение, общие дела, совместные игры)
ДРУЖБА –
близкие отношения основанные на взаимном доверии, привязанности, общности
интересов».
Друг, товарищ. Это кто?
«ДРУГ -
тот, кто связан с кем-нибудь дружбой»
«ТОВАРИЩ
- человек, близкий кому-нибудь по общности
взглядов,
деятельности, условий жизни…»
С.И. Ожегов
9 июня
-
международный
день
друзей!
Учитель:
Когда у тебя появляется друг, ты чувствуешь, что это именно
тот человек, который будет тебя понимать, ты сможешь рассказывать ему о своих
переживаниях, делиться с ним своими секретами.
- А еще с чего начинается дружба? Как поется в детской песенке?
- Это верно, а почему?
Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается
настроение, и тоже в ответ хочется улыбнуться. Улыбаясь, мы проявляем симпатию,
доверие, а именно с этого начинаются дружеские отношения.
О дружбе размышляли во все времена, философы, поэты, ученые
излагали свои мысли. Поэт Л.Измайлов написал очень хорошее стихотворение “Монолог
о дружбе”, послушайте его.
(1
часть стихотворения).
- Вы
согласны с автором, что именно это дружба? Так надо дружить?
(Дети
высказывают свои мнения)
- А какими качествами должен обладать настоящий друг? Давайте
составим модель слова ДРУГ:
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
|
Верный
|
Добрый
|
Скромный
|
Честный
|
Порядочный
|
Бескорыстный
|
(На доску прикрепляю таблички, дети называют качества)
Учитель:
-
Наверно и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.
Дружба
– это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в
мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба
должна быть бескорыстной.
(Вывешиваю на доску табличку).
Ведь
дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что – нибудь хорошее
делали, а для приятного общения. Надо уметь помогать друг другу, проявлять
внимание, чуткость.
Мой друг:
Посмотрите на выставку
книг. Здесь представлены произведения, для кого-то знакомые в большей степени, для кого-то - в меньшей. В свободное время вы можете прочитать любую из этих
книг. А сейчас проведем викторину и посмотрим,
насколько полон багаж ваших знаний по теме «О
дружбе и друзьях»:
• Собрались однажды
четыре музыканта, подружились. Вместе
концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили - не тужили... Назовите
этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)
• Григорий
Остер написал немало рассказов о Попугае,
Удаве, Мартышке и их дружной жизни в
Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)
• Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда
выручила своего друга Кая)
• Этот
герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной
в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство - малиновое
варенье)
• У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон)
• Кто
первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим
детенышем можно дружить? (Волк Акела)
Учитель:
- Ребята, а скажите, что может разрушить дружбу, дружеские
отношения?
(Рассуждения детей).
Старайтесь беречь дружбу, ведь у людей с такими качествами никогда
не будет друзей.
А иногда про дружбу говорят “Водой
не разольешь”, послушайте стихотворение
Б. Заходера “Мы – друзья”.
Учитель:
Вот какие бывают друзья, судите сами, как назвать такую
дружбу.
А теперь возьмите листы бумаги и нарисуйте посредине страницы ромашку так, чтобы по бокам, сверху
и
снизу осталось место для записей. Серединка
ромашки
- это вы. Напишите в ней свое имя. А лепестки - это ваши
друзья. Нарисуйте их или напишите имена, а потом
раскрасьте каждый лепесток в свой цвет. Например, друзья-взрослые - розовым
цветом, друзья-животные - желтым и т.д. - на ваш вкус.
Задание выполняется под песню «Улыбка».
В самой
нижней части страницы подпишем:
«Вот
как много у меня друзей! Я
счастливый человек!»
Друзей
у нас может быть много, а может, и нет, но
каждый занимает определенное место в нашей жизни. Поговорим об этом и от лепестков проведем линии
для подписей.
У
кого из вас друзья - взрослые? Почему вам нравится иметь взрослого друга? Чему он может вас
научить? Могут ли мама, бабушка, учитель быть друзьями?
Вывод
для записи после ответов детей: взрослый опытнее, он помощник,
советчик.
- Дружба
начинается в семье. Семья – начало нашей
жизни, мы растем в ней и взрослеем. Недаром пословица гласит: «Нет
лучше дружка, чем родная матушка».
Для чего дружить ровесникам?
Дети отвечают.
Учитель:
- Молодцы, я надеюсь, что отныне вы будете строить отношения по
правилам, будете знать кто настоящий друг, что такое настоящая дружба!
“Монолог о дружбе”:
Ну, а может дружба –
это если друг твой болен
И не может в школу приходить, –
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
- Ребята, великий педагог В.А Сухомлинский тоже составлял Законы
дружбы, давайте с ними познакомимся. Мне очень приятно, что ваши мнения
совпали со мнением великого педагога. Дружба – великое
чудо!
Основные законы дружбы
1. Один за всех и все за одного.
2.
Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3.
Радуйтесь вместе с друзьями.
4.
Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5.
Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не
предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его.
Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу.
7. Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными
книжками, игрушками.
8. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо
дружить- значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чём-то не
прав, скажи ему первый об этом.
9. Не ссорься с одноклассниками, не спорь по пустякам,
старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться
чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.
Мимическая гимнастика
Улыбнитесь друг другу
-
примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного
человека
-
какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека
Учитель:
Я хочу вам рассказать одно чудо! М.В.Водопьянов написал
поучительный и очень интересный рассказ “Один
за всех и все за одного”, послушайте
я зачитаю отрывок.
“Выдающийся математик Лев Семенович
Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза,
была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную
тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.
Однажды домой пришли Левины товарищи и
твердо заявили, что они всем классом помогут ему.
И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь
приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги.
Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на
доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в
театр, и на концерты, и на лекции.
С помощью верных друзей Лев Понтрягин с
отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись
хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался
талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и
членом-корреспондентом Академии наук”.
Вот оно чудо! Дружба спасла человека, верные друзья!
Представьте себе только, в 23 года слепой человек стал ученым, благодаря своим
друзьям. А ведь все могло быть иначе.
Судя по вашим ответам и высказываниям, я надеюсь, вы будете
настоящими друзьями и перенесете школьную дружбу и во взрослую жизнь.
Есть
ли у вас друзья-животные? Какие? Чем отличается дружба с животными от
дружбы с мальчиками или девочками? Что
самое хорошее в дружбе с животным?
Дети отвечают.
Вывод: преданность,
верность животных. Забота о них согревает сердце.
НЕОБЫЧНАЯ ДРУЖБА
Вы теперь ясно представляете, каким человеком должен
быть настоящий друг. Вашему вниманию предоставляется стихотворение о дружбе.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг.
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Мне хочется призвать вас помогать друг другу в трудную
минуту. Пусть у каждого из вас будет надежный и верный друг.
Давайте поговорим о нашем классе
Какие отношения между мальчиками и девочками в нашем классе?
Что желаем друзьям в праздники?
здоровья
успехов
благополучия
удачи
счастья
верных и преданных друзей
Как по-вашему чувствуют себя ученики, которых пересадили?
Великий Аристотель писал:
Дружба
не только неоценима, но и прекрасна;
мы восхваляем того, кто любит своих друзей, а некоторым даже кажется, что быть
хорошим человеком и другом - одно и то же.
Дружба - самое необходимое для жизни,
так как никто не пожелает себе жизни без друзей,
даже если б он имел все остальные блага.
Давайте немного
поиграем и посмотрим, как мы поняли нашу тему классного часа.
Игра «Собери пословицу»
Закончи пословицу:
Птица сильна
крыльями, а человек …
Вместе тесно, а
врозь …
Где дружба прочна,
там хорошо …
Человек без
друзей, что …
Дружбу помни, а …
Дружба не гриб, в
лесу…
Ребята, оцените себя!
В каждом
утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
поставьте короткое слово Я. Ну как,
получается? Прочитайте нам …
Настоящий
друг
– это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
Настоящий
друг
– это тот, кто не пожалеет поделиться со своим
другом всем, что сам имеет.
Настоящий
друг
– это тот, кто не станет смеяться над бедой или
неудачей своего друга.
Настоящий
друг
– это тот, с кем всегда интересно и никогда не
скучно.
Настоящий
друг
– это тот, кто постарается защитить от обидчика.
С детства дружбой дорожить учат в школе…
Ребята!
А вы считаете ваш класс дружным? Да!
Тогда я предлагаю вас всех встать в круг дружбы, взяться за руки и
сказать друг другу приятные слова:
В нашем классе – все
друзья!
Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.
В нашем классе - все друзья!
Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа!
В нашем классе - все
друзья!
Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Посмотрите на себя – вместе мы
сто тысяч “Я”!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.