Классный час « Этикет в общественных местах».
Цель: познакомить с правилами поведения
в театре, на концерте, в музее и цирке.
План:
1. Введение в
тему.
2. Решение этических задач.
3. Правила вежливости в общественных
местах.
4. Правила поведения в театре и на
концерте.
5. Правила поведения в музее.
6. Деловая игра.
1. Введение в тему.
- Как вы понимаете выражение «умение
общаться»? (Умение вести беседу.)
- Что мы называем общественными местами?
(Театр, кино, магазин, библиотека.)
В общественных местах
бывает немало людей разного возраста. Каждому из них надо уметь общаться друг
с другом. Какие правила нужно соблюдать во время разговора?
2. Решение этических задач.
Нужно ли приходить в театр, на
концерт заранее?
а) не нужно;
б) нужно.
в) желательно, но
не обязательно.
В какой одежде ходят в кино?
а) в нарядной;
б) в
спортивной;
в) в
будничной.
Что лучше одеть, собираясь в
театр?
а) свитер и джинсы;
б) нарядную одежду по сезону;
в) желательно - брючный костюм.
Может ли девушка находиться в
театре в головном уборе?
а) может;
б) не может;
в) в любом, кроме большой меховой
шапки;
г) только в небольшом, являющемся
частью нарядного вечернего костюма.
У кого должны находиться входные билеты?
а) у девушки;
б) у юноши;
в) у того, кто их приобрел.
Кто покупает программу в театре, на
концерте?
а) девушка;
б) юноша;
в) не имеет значения.
Кто входит первым в театральный зал - юноша или
девушка?
а) юноша;
б) девушка;
в) юноша и девушка одновременно - под
руку.
Кто выходит первым из
театрального, концертного зала или кинозала?
а) юноша;
б) девушка;
в) юноша и
девушка одновременно - под руку.
Как проходят по ряду перед сидящими
зрителями?
а) спиной к сидящим, наклоняясь
вперед, чтобы не загораживать сцену;
б) лицом к сидящим;
в) боком к
сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
Можно ли занимать оба подлокотника
кресла в кино, театре?
а) можно, если успеешь сделать это
первым;
б) желательно;
в) нежелательно.
Можно ли одолжить бинокль и
программу у соседа по ряду?
а) можно, ничего особенного в этом
нет;
б) нельзя, программу и бинокль каждый
приобретает сам;
в) на ваше усмотрение.
Можно ли аплодировать, когда
занавес еще не поднят?
а) можно;
б) нельзя;
в) нежелательно.
Можно ли аплодировать, когда
занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?
а) нельзя;
б) нежелательно;
в) можно - в знак
одобрения декораций.
Традиционные аплодисменты в опере:
а) после окончания первого акта;
б) перед началом последнего акта;
в) перед началом второго акта;
г) перед началом каждого акта?
Можно ли вслух комментировать
спектакль?
а) можно, если это интересно вашим
соседям;
б) нежелательно, если вы не уверены в
реакции ваших соседей;
в) нельзя - подождите антракта.
Можно ли на концерте, в театре подпевать
артистам?
а) можно, если у вас хороший слух и
голос;
б) желательно - чтобы подбодрить
артистов;
в) нельзя.
Как
правильно вести себя на концерте, в театре при сильном насморке или кашле?
а) взять с собой несколько носовых
платков;
б) ничего особенного не
предпринимать - окружающие увидят ваше нездоровье и посочувствуют вам;
в) в таком состоянии лучше
остаться дома.
3. Правила вежливости в общественных местах.
Вступительное слово.
Каждый
из нас бывает в кинотеатре, магазине. Мы остаемся довольны покупкой или
спектаклем, если у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо
сказанное слово оставляет в душе след на целый день.
Находясь в
обществе, вам приходится выполнять правила общения. Выполнять правила
вежливости. Какие?
Стихотворение Э. Мошковской
«Вежливое слово»
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
А олень: ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень
попросил:
Мне, жене и дочке,
Во втором рядочке
Дайте
лучшие места.
Вот мое
ПОЖАЛУЙСТА!
Говорит
дворовый Пес:
Поглядите,
что принес!
Вот мое ЗДОРОВО - вежливое слово.
Вдруг ворвался Косолапый.
Отдавил хвосты
и лапы,
Стукнул зайца пожилого...
- Касса, выдай мне билет!
- Ваше вежливое слово?
- У меня такого нет.
- Ах, у вас такого нет?
Не получите билет...
Ничего кассир не дал.
Косолапый зарыдал
И ушел он со
слезами,
И пришел к лохматой маме.
Мама
шлепнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то...
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе...
- До свиданья! Здравствуйте!
Доброй ночи! и рассвета!
Замечательной зари!
И кассир дает билеты –
Не один, а целых три!
- За какие слова кассир давала билеты?
Беседа:
- Собираясь в кинотеатр, изменишь ли
ты свой внешний вид? (Нарядная одежда.)
- Стоит ли спешить к началу сеанса
или представления? (Почитать афиши, купить программу, сдать одежду и получить
номерок.) Или лучше прийти к последнему звонку? О чем предупреждают звонки?
- О чем нужно вспомнить, сдавая пальто в
гардероб? (О деньгах, о платочке.)
Стихотворение
А. Барто «В театре»
Когда мне было восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки...
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы!
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка,
Вдруг вижу - нету номерка...
Может он под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в девятый ряд ползу.
Удивляются ребята?
- Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
– Мне очень нравится балет, -
Ребятам я сказала.
- Почему это грустная история?
- Какие правила этикета
в общественном месте нарушили девочки?
- А как бы поступили вы?
Спектакль
или фильмы идут 1-2 часа. Многие, проголодавшись, начинают шуршать оберткой от
конфет, грызть семечки.
- А можно ли было это сделать иначе? (Пойти
в буфет во время антракта.)
- Если вы все же опоздали и вошли в зал
после звонка, как вы поступите?
- Почему надо проходить лицом к сидящим?
Актеры
не прочитали последние слова, еще не закрылся занавес, не зажегся свет, а в
зале шум и топот, встающие спешат в гардероб. (Закрывают сцену или экран,
мешают зрителям и актером.) Почему этого нельзя делать?
Во
время спектакля многие дети делятся своими впечатлениями с соседом. (Кому они
мешают?)
- Подумайте, зачем вы приходите в театр,
кино.
Правила поведения в музее чем-либо отличаются от правил
в театре? На
выставке?
4. Правила поведения в театре
и на концерте:
1.Приведи
себя в порядок.
2.Рассчитай
время: в кино - сними шапку, в театре - в гардеробе получи номерок.
3.Не сори, не
бегай в фойе.
4.Займи свое
место. По ряду проходи лицом к сидящим, извинись.
5.Не спеши
выходить из зала до окончания спектакля, это неприлично.
6.Не
разговаривай во время представления, не мешай зрителям.
7.Помни, что
ты и другие пришли отдохнуть.
5. Правила поведения в музее.
- Бывал ли ты когда-нибудь в музеях? Зачем
они нужны?
- Какие правила ты выполнял, находясь в
музее?
- Почему нельзя громко разговаривать?
- Как вести себя во время экскурсии по музею
с экскурсоводом?
- Почему нельзя трогать руками экспонаты?
- К кому и как обращаются в музее, если
хотят что-то узнать?
Правила поведения в музее:
1.Сдерживай
свои эмоции (восхищение, удивление, огорчение), воздержись от высказываний,
неодобрения.
2.Не
перебивай рассказ экскурсовода, выслушай, а потом вежливо задай вопрос.
3. Не загораживай экспонаты и
не трогай их руками.
6. Деловая игра
Цель: приучать к правилам этикета, проверить
знание этих правил. Закрепить умение вести себя в различных ситуациях.
1. Повторение правил поведения в цирке.
- Прочитать правила
поведения в цирке.
Вопросы:
- Что должен сделать мальчик у входа в
вестибюль?
- Что должен сделать мальчик, когда вошел в
вестибюль?
- Как нужно благодарить артистов за хорошее
исполнение?
2. Задания по группам.
Задание 1
В музее
Класс идет на
экскурсию в музей. Они громко разговаривают, смеются. Некоторые
пытаются «подставить ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск
«Мороженое». Ребята столпились, каждый хотел быстрее купить мороженое.
Ребята с мороженым пошли в музей. Мороженое таяло, ребята плохо слушали
экскурсовода. Некоторые что-то громко обсуждали, на них оглядывались
посетители. Два мальчика пытались трогать руками экспонаты. Но
несколько человек из класса слушали внимательно. Один из них тихонько сделал
замечание, но ребята никак не отреагировали.
- Проанализируйте поведение детей в этой
ситуации.
- Какие вы знаете правила этикета в
общественных местах?
Задание 2
После спектакля
Вот дети выходят гурьбой
после просмотра спектакля, толкаются у выхода. У гардероба впереди сильнейшие.
Эти ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают
соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице к выходу, споткнулся и упал. Один
бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться. Другой закричал: «Ну
что толкаешься?» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий.
Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили мимо, даже не взглянув на
пострадавшего.
- Кто из ребят вел себя правильно, а кто
нет?
- Что значит вежливо и деликатно вести себя?
Задание 3
В театре
- Покажите, как нужно правильно сесть на
свое место в театре.
- Что делать, если ваше место занято?
- Как надо благодарить артистов за хорошее
исполнение?
- Что и как должны делать мужчины, придя в
театр с женщиной и находясь у гардероба?
- Как вести себя, если тебе неинтересно?
Задание 4
В цирке
В школе давно объявили, что в воскресенье всем классом поедем в цирк.
Больше всех радовался Витя. Он давно решил стать акробатом. Наступил
долгожданный день. Витя встал, почистил костюм, пальто, ботинки. Быстро позавтракал и
отправился в школу. Через час все сидели в цирке и следили за выступлением
гимнастов.
Витина
мама и его маленькая сестренка Маша остались дома и смотрели представление по
телевизору. Собрались все соседи по квартире. На экране телевизоров они увидели
зрителей, а среди них Витя. Маша закричала: «Мама, смотри Витя!». А мама
покраснела и отвернулась. Ей стало стыдно. Ее сын сидел, болтал ногами, ел мороженое,
которое текло по вычищенному костюму. Вдруг он засвистел. Мама не могла больше
смотреть и молча вышла из комнаты.
- Что хотел сказать автор?
- Почему маме стало стыдно?
- Какие правила этикета нужно соблюдать в
цирке?
Задание 5
В кино
Ребята
всем классом пошли посмотреть фильм. По дороге забежали в магазин, купили
чупа-чупс, орешки в пакетах, а кое-кто успел купить семечки. Когда подошли к
кассе, у некоторых детей не хватало денег на билет. Ведь деньги были
истрачены в магазине. Началась суета, слышались крики, у кассы столпилось
много детей. Наконец все прошли в зал и сели на свои места. Денис не
хотел снимать шапку, он боялся ее потерять. А Зина не видела, что происходит
на экране и все время спрашивала соседку Лиду.
Сидящие на
последнем ряду мальчики подпрыгивали, строили из пальцев различные теневые
фигуры на экране. Это было, как им казалось, очень смешно.
- Было ли смешно другим детям в зале?
- Найдите нарушения правил этикета
в общественных местах.
7. Домашнее задание. Повтори правила поведения в общественных местах.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.