Классный час
«Конфликты» в 4 классе
Цель: формировать конфликтную
компетентность учащихся и способность толерантного поведения.
Задачи:
Образовательные:
·
формирование
представлений о различных вариантах человеческого общения;
·
ознакомление
учащихся с понятиями “конфликт”, “компромисс”;
Развивающие:
·
развитие
познавательного интереса учащихся;
·
развитие таких
личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность;
·
повышение
активности учащихся на занятиях;
Воспитательные:
·
воспитание
уважительного отношения к окружающим людям;
·
формирование
социально одобряемых форм поведения.
Ход занятия
Эпиграфы на доске:
Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая большая потребность - общение.
Самое большое богатство - здоровье.
Самый большой дар - любовь.
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твоё настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.
Э. Асадов
- Ребята, чтобы у вас было хорошее настроение, я
преподнесла каждому из вас жёлтый тюльпан, который лежит у вас на парте.
Возьмите его в руки. Тюльпан – солнечный цветок.
Цветки тюльпанов жизнерадостные растения, поэтому они
широко раскрываются солнцу и прячутся ночью и в пасмурную погоду. Так гласит и
легенда, повествующая о бутоне жёлтого тюльпана, в котором было заложено
счастье, до которого никто не мог добраться. Причина была в том, что он никак
не раскрывался, но однажды к прекрасному цветку подошел маленький мальчик со
счастливой улыбкой и тюльпан раскрылся перед ним. С тех пор счастье, отличное
настроение и очаровательная, солнечная улыбка сопровождают подаренный тюльпан.
- Тема нашего занятия “Конфликт и пути его решения”.
Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают
самооценку. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликт”, “компромисс”, причины
возникновения конфликта, а так же основные модели поведения человека в
конфликтных ситуациях.
Готовясь к этому
классному часу, вы рисовали ваше понимание конфликтной ситуации. Так давайте
рассмотрим их (анализ рисунков учащихся)
Так что же такое конфликт?
Конфликт - это спор, ссора, скандал, столкновение,
противоречие, которые зачастую, при неправильном поведении, порождают
враждебность, страх, ненависть между людьми.
Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её
решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки,
предания, былины на эту тему. Давайте мы посмотрим русскую народную сказку “Два
козлика” (инсценирование сказки)
Два козлика.
Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой - чёрный. И
до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то
встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей.
Сразу двоим перейти ручей было невозможно.
- Уступи мне дорогу, - сказал белый козлик.
- Вот ещё, какой важный барин, - ответил чёрный козлик.
- Пяться назад, я первый взошёл на мостик.
- Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать
тебе?
- Ни за что! - кричал белый козлик.
Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь
тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца
поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из
воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без
дружбы радости не бывать.
- Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?
- Как бы вы поступили на месте козликов?
- У нас в классе тоже иногда возникают
конфликтные ситуации. Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной
ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске -
“У меня причиной конфликта было то, что….”. (Дети называют свои предложения)
- Как мы видим, для возникновения конфликта
необходимы участники спора, предмет спора и мотивы, подталкивающие, людей, к
спору.
- Конфликты возникали по самым разным поводам,
но причины у всех схожие. Давайте же выясним, какие же бывают причины
конфликтов?
Причины конфликтов:
·
несовпадение целей и
желаний;
·
неуважение к другим людям;
·
неумение общаться;
·
разница чувств и
состояний;
·
незнания правил и норм
поведения, законов.
Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные
интересы, мечты, стремления. Это может вызвать конфликт. Существует даже наука
– конфликтология, которая изучает конфликты и помогает людям избегать
конфликтов. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.
Виды конфликтов.
1.
Внутренний конфликт или
внутриличностный.
2.
Межличностный конфликт.
3.
Межгрупповой конфликт.
4.
Политический конфликт.
На примере стихотворения «Вовочка
и Славочка» Г. Остера давайте рассмотрим и назовём причину конфликта, вид
конфликта и влияние конфликта на наше здоровье.
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамеечке
Боренька.
|
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты,
Славочка»
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты -
дурачище!»
|
|
Борище взял тетрадище,
Да как треснет по лбищу
Славищу.
|
|
Славище взял скамеище,
Да как треснет Борищу в шеищу.
|
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет
Боренька.
|
- Какой же
это вид конфликта? (Межличностный)
- Какова причина? (Использование при общении ругательных слов или
конфликтогенов).
А пути предотвращения подобного конфликта
следующие:
1.
Не употреблять
конфликтогенов.
2.
Не отвечать конфликтогеном
на конфликтоген.
3.
Проявлять эмпатию,
понимание к другому человеку и как можно больше
благожелательных посылов по отношению к нему.
Поссорившись, люди могут не общаться
длительное время, долгие годы, могут затаить обиду и вынашивать планы мести, а
это очень страшно.
В чём же вред конфликтов?
·
От конфликтов страдает
достоинство человека.
·
На каждую минуту конфликта
приходится 20 минут последующих переживаний.
·
Страдает физическое
здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому, правильное поведение при конфликте
сохранит ваше здоровье, нервы, сделает счастливее не только вас, но и
окружающих вас людей.
Я предлагаю вашему вниманию анимационный фильм
«Мост» (просмотр мультфильма)
Как вы думаете, а почему поступили герои
именно так? (ответы детей)
Давайте познакомимся с некоторыми правилами
поведения во время конфликта.
Методы выхода из конфликта:
·
найти в себе силы и
уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию, выйти из конфликта
первым;
·
найти авторитетного
третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
·
найти компромисс спорного
вопроса;
·
подчиниться, принять
правила или точку зрения противника;
·
понять другого и конфликт
мягко перевести в переговоры.
Практическая работа.
- Что нового и полезного для жизни вы сегодня узнали и выбрали для
себя?
- Что такое конфликт?
- Какие бывают конфликты?
- Почему возникают конфликты?
- Какими способами разрешения конфликтных ситуаций вы будете
пользоваться?
- Ребята, а что хотели бы вы пожелать друг другу, себе по теме нашего
классного часа?
И в заключение нашего классного часа мне снова хочется прочитать мудрые
строки моего любимого поэта Эдуарда Асадова, в которых, на мой взгляд, заложена
формула бесконфликтного общения.
- А теперь при помощи солнечного цветка тюльпана выскажитесь о том, как
вам понравился или не понравился наш классный час. Было ли вам интересно,
актуально ли его содержание. Выходя из класса, поставьте цветок в
соответствующую вазу.
(звучит песня о дружбе)
Используемые материалы ресурса ИНТЕРНЕТ:
1.
Час общения «Эти вредные
конфликты» Е.П. Нехай
2.
«Секреты бесконфликтного
общения» Е.А. Коржицкая
3.
Внеклассное мероприятие в
4-м классе «Конфликт и пути его решения» О.В. Паньшина
4.
Личностно-ориентированный
классный час «Конфликты» М.Г. Исханова
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.