Звучит музыка « Дорогие мои старики»
Заставка.
«Дорогие мои старики»
Эпиграф «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит»
(А.С.Пушкин)
Учитель
Говорят о зрелости общества можно судить по тому, как оно относится к детям и старикам. Возможно, так
оно и есть, ибо старики - наше прошлое, а дети - будущее, и мы, не можем
существовать полноценно без этого извечного
родства, без этой неразрывной связующей нити.
Основная
тема нашей встречи - старость. Сегодня мы попытаемся определить свою жизненную позицию, выяснить, что значит это понятие для каждого из нас. О толерантном отношении к
людям пожилого возраста.
Водеоролик «Как
мы стареем»
Задание 1.
Какие ассоциации возникают у вас при слове
старость?
Мудрость, беззащитность, рассудительность, опытность, доверчивость,
терпимость, ворчливость, ранимость, немощность, смерть.
Что же такое
старость?
Геронтолог:
На сегодняшний день геронтология - наука о старении и
ювентология -наука о молодости, оказались
искусственно разделёнными. На самом деле они - одно, потому что едины
претензии, предъявляемые к ним человеком. Ведь
по точному замечанию Свифта: «Каждый хочет жить долго, но никто не хочет быть старым». Древние греки сочинили на эту же тему очаровательный миф об Эндимионе. Эндимионом
звался прекрасный юноша, в которого
влюбилась богиня Луны Селена. Она выпросила у Зевса для юноши вечную жизнь, но забыла попросить вечную
молодость. Эндимион жил, всё более и
более усыхая, пока не превратился в кузнечика. Думаю, разделить судьбу Эндимиона и сейчас нашлось не много желающих, поэтому проблема длительности жизни и
её полноценности остаётся, по
существу, единой проблемой.
Сегодня пожилым считают человека
достигшего 60- ти летнего возраста.
Историк:
История знает несколько легендарных фигур, поражающих
воображение своим
долгим веком Мафусаил - 969 лет, китайский мудрец Пэн-цзу - 800 лет,
основатель йоги Патанджали - 300 лет, греческий мудрец и жрец Эпименид - 299
лет. Однако, чем ближе к нам по времени оказывается
такого рода информация, тем короче делается век долгожителей. По
сведениям « Книги рекордов Гиннеса» рекордсменом долгожителем является японец
Сингийо Идзуми, умерший в 1986 году 120 лет
от роду. Эта единственная цифра на сегодняшний день, в достоверности которой нет оснований сомневаться.
Эколог:
Около 50
тыс. лет назад на земле появился Homo sapiens. Положительную
роль в этот период сыграло развитие важного человеческого качества -
альтруизма, т.е. бескорыстной заботы о других людях.
Благосклонное отношение даже к физически немощным, но умудрённым опытом старикам позволило создавать и
передавать потомкам «банки устной
информации», накопленные ими знания и навыки, что способствовало формированию простейшей системы
образования детей и подростков.
Задание 2. Почему учёные считают, что забота
о стариках в древнем обществе привела
человечество к прогрессу?
Слово группам. Выступление одного участника.
Учитель:
У вас, конечно же, есть какая-то
заветная вещица: марка, монета, вырезка из газет, фотографии или письма,
ордена, а может быть игрушка, которая досталась вам от бабушки или дедушки.
Задание 3. Расскажите о том, что вы храните
для себя, на память о своих предках, как
заветную вещь.
Рассказываем и
показываем вещи.
Нет! Никогда не умирает тот,
Чья жизнь прошла светло и беспорочно,
Чья память незабвенная живёт,
В сердцах людей, укоренившись прочно.
(Лопе де Вега)
Учитель
Память - преодоление времени, преодоление смерти. В этом
величайшее нравственное значение памяти.
Будь прост, как ветер, Неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Задание 4. Прослушайте рассказ В.А.
Сухомлинского и ответьте на вопросы.
Учащийся
Безродный дятел
В одной весёлой радостной роще жили
дятлы. У каждого из них было гнездо. Летом в гнезде появлялись маленькие дятлы,
и родители учили их находить жучков под корой деревьев.
Жил в роще один беззаботный дятел. У него не
было ни гнезда, ни дятлихи. летал он себе летом, песни пел, Жучков искал, а на зиму перелетел в другую рощу. Все дятлы удивились и
спрашивают:
- Откуда ты прилетел дятел? Где твоя роща? Где твоя
дятлиха? Где
твои детки?
Беззаботный дятел в ответ заключал клювом по дубу и запел:
- Я певун, я летун, беззаботный говорун.
Где хочу - бываю. Куда хочу - летаю.
Нет у меня дятлихи, нет у меня дятлят.
Лучше жить
без забот, вот так
!Дятлам стало
ясно. Они сказали: «Если у тебя нет ни дятлихи, ни детлят, значит,
нету тебя и своей рощи. Ты безродный дятел!» с тех пор беззаботного дятла так и называли -безродный.
Учитель
У каждого дятла есть
свое гнездо, своя роща.
Что есть у человека?
Для чего человеку нужна семья, нужна родина?
У каждого дятла есть свое гнездо, своя
роща
. Что есть у человека?
Для чего человеку нужна семья, нужна родина?
Историк:
«Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать
листьев, и всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево
имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем
мы жили вчера, год назад, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды.
Человеку важно знать
свои корни - отдельному человеку, семье, народу
- тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже
будет взрастившая нас земля и легче
будет почувствовать назначение и
смысл человеческой жизни».
(В.
Песков)
Учитель
Мы внуки своих дедов и прадедов, мы их
продолжение. Во многих семьях бережно хранят боевые и трудовые ордена, дорогие
реликвии и сувениры. Не будьте равнодушными к этим святым вещам. Пусть они войдут в вашу
жизнь, ваше сердце! Перелистывая семейные альбомы, вглядитесь в глаза
молодых ещё бабушки и дедушки, прабабушки и прадеда. Всё, что есть в вас - от них! Они
смотрят на вас, они видят ваше будущее. Не
обманите и вы их веры, не предайте то, чему они посвятили свою жизнь, свою молодость.
Давайте послушаем небольшие сочинения, подготовленные в группах.
Читаем и смотрим презентации.
На экране портреты стариков
Отрывок из
сочинения Новиковой Альбины «Портрет прадеда».( если нет своих)
«...Передо
мной фотография, которая вызывает особые чувства. На ней мой прадедушка, которого, к сожалению, уже нет в
живых. Взгляд измученный, больной,
усталый, овальное лицо изрезано глубокими морщинами. Я вижу его большие
серо-голубые глаза, которые излучают добрый
свет, у него длинный прямой нос, тонкие губы. На голове залысина. На
коленях лежит большая морщинистая рука, а вместо другой
- протез. Во время войны прадедушка был ранен, и руку спасти не удалось.
Но я знаю, что это необыкновенно
сильный человек, который никогда не
сдавался перед жизненными
трудностями.
...Я с восхищением смотрю на фотографию. Передо
мной человек-легенда, необыкновенно выносливый, сильный, смелый,
очень трудолюбивый, а также добрый и заботливый».
Задание 5. Знаете ли вы своих предков?
Перечислите
их, составив родословное древо.
Ребята
представляют свои работы, рассказывая о родословных ( 3 выступления по 2
минуты)
Учитель
Есть
классическая бессмертная фраза Вильяма Шекспира:
«Порвалась
связь времён».
Что она означает
применительно к нашей эпохе?
Ребята размышляют.
Учитель
В рассказе В.Померанцева «Нет, нет по
дороге таможенники...» есть очень точное определение старости
«...старость плоха не нуждой. Она плоха тем, что не кому гостеприимство
оказывать... Дело не в том, что у меня обломки зубов. С пустым ртом можно смериться. Старость -
когда почтовый ящик пуст».
Видеоролик об одиночестве (читает старушка письмо)
Ученик
Приезжайте к родителям в гости, Чтобы совесть не
мучила после, Не
везите ни денег, ни славы -Будьте ласковы с ними
всегда. Мать, отец... Их предел недалече... Завтра может не быть уже встречи. Чтобы совесть не мучила после, Приезжайте
к родителям в гости.
Ученик
Ещё страшнее и больнее, когда старые люди,
имеющие детей, проживают последние годы в домах престарелых. Сколько
горечи и скорби в словах отца-старика, составившего необычный документ
под названием «Приговор сыну»:
«За нелюдское отношение к матери и ко мне я отрекаюсь от
тебя, ты мне больше не сын! Таким, как ты и твоя жена, чёрствым, жадным
людям, нет у меня прощения. Предав мать, ты можешь предать всё самое святое, даже и Родину»
Ученик
Для весёлых весенних ветвей
Корни более чем
родня...
Берегите старых людей
От обид,
холодов,
огня.
За спиной у них -
Гул атак,
Годы тяжких
трудов и битв...
Но у старости -
Ломок шаг
И неровен дыханья ритм,
Но у старости -
Силы не те.
дней не прожитых
мал запас...
Берегите старых людей,
Видео ВОРОБЕЙ
Задание.
Каким
ты видишь себя в старости?
Как
бы ты хотел чтоб к тебе относились в старости?
Выступление
по группам.
Учитель
Известно,
что относиться к окружающим надо так, как ты бы хотел чтоб относились к тебе.
Видео
Дорогие мои старики
Учитель
Большое
спасибо всем.
Прошу
еще раз подумать об отношении к людям пожилого возраста и не только к своим
близким, но и людям окружающим нас на улице, в транспорте, в магазине…
«Дорогие мои старики» Песня.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.