МКОУ
Бродовская СОШ
Тема: «Что такое толерантность?»
(Внеклассное занятие в 1 и
3 классах).
Подготовила и
провела: Фролова О.М.,
учитель
начальных классов.
2014-2015
учебный год.
Цели:
Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к
окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте. Предоставить учащимся возможность узнать своих
одноклассников, развивать умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки
и поступки друг друга.
Развивать
стремления быть терпимым в обществе людей.
(Вход в класс по листочкам).
I.1.Ребята, к
нам на занятие пришли гости, а когда приходят гости нужно
здороваться. А знаете, что вы ведь не просто
поздоровались, а подарили нашим гостям частичку здоровья, потому что
сказали: «Здравствуйте! Здоровья желаю!» Русская народная поговорка говорит:
“Здороваться не будешь, здоровья не получишь”. У нас хорошее, радостное
настроение. Мы все бодрые и веселые. Начинаем
наше занятие.
Сейчас
посмотрим маленький мультфильм.
- Почему все
смеялись над существом зелёного цвета?
- Что случилось,
когда прошёл дождик?
- Какова главная
мысль этого мультфильма?
-
Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные,
какие у вас бантики красивые.
-
А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
-
Прошу подняться ребят, у которых тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?
-
Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей)
-
А что же нас объединяет? (страна, село, школа) Стихотворение (Тома)
-
Значит «Мы разные, но мы вместе». Это девиз нашего сегодняшнего мероприятия.
-
А тему скажем позже.
2.Сейчас
я прошу вас выйти на середину зала. Мы проведём небольшое упражнение
Упражнение.
«Изгой»
Учитель
сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака,
корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному,
как правило самому озорному, сообщается слово «ворона».
Задание
детям: Не
говоря того слова, что я вам сказала, а, произнося лишь звуки, которые издают
эти животные, найдите «своих».
Вопросы
для обсуждения:
- Как
вы узнали где ваша группа?
- Легко
ли было найти своих?
Обращаясь
к вороне:
- Почему
никто не обращал на тебя внимания?
- Как
ты себя чувствовал?
- Ребята
почему вы не обращали на него внимания?
- Хотели
ли вы быть на месте вороны?
- Тяжело
ли быть не похожим на всех?
- Как
вы должны относиться к такому человеку?
II.
Садимся на места. Я предлагаю вам в группах обсудить ситуации.
1.Заканчивая
выражение, вы выбираете вариант ответа или добавляете свой.
В итоги мы
сформулируем правила общения людей.(после каждого обсуждения на доске
появляется правило)
1. Ты
поссорился со своей сестрой.
-
Ты попытаешься объясниться с ней.
- Ты обижаешься и мстишь.
2.
Цвет кожи у Джо отличается от твоего...
-
Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
3.
Пожилая женщина медленно идет.
-
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
4.
На твоих глазах нападают на одноклассника...
-
Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
5.
К тебе подходит ребенок-инвалид...
-
Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
6.На
уроке одноклассник говорит неправильный ответ…
-
Ты перебиваешь и споришь с ним.
-
Ты внимательно выслушиваешь его.
7.
На уроке физкультуры тебя случайно задели и ты упал…
-
Ты поднимаешь крик.
-
ты спокойно реагируешь, поднимаясь, не упрекаешь товарища.
Посмотрите,
что получилось на доске.
Правило первое- уметь договариваться.
Правило второе –понимать и принять
другого человека таким, каков он есть
Правило третье – помогать старшим, ведь со временем ты
будешь таким.
Правило четвертое – всегда помогать людям в сложных
ситуациях.
Правило пятое – проявлять сострадание и
милосердие
Правило шестое - уважать мнение другого человека.
Правило седьмое - уметь прощать и быть снисходительным.
А все
эти правила, ребята, можно объединить одним словом. Каким?
Все
эти понятия можно объединить одним словом толерантность.
Какова
же тема нашего занятия?
2.
Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно
совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для
существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет
свою историю.
На
рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался
тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных
дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в
умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом
сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять
ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С
именем этого человека и связано понятие "толерантность".
Дать
определение толерантности довольно-таки трудно из- за того, что в разных языках
оно трактуется по- разному. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
3.
У вас на столах в конверте карточки, на которых даны определения толерантности
разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: "Что общего в
определениях?"
Дети зачитывают:
- Толерантность -
способность признавать, отличные от своих собственных, идеи или мнения.
(Испанский).
- Толерантность -
отношение, при котором допускается, что другие могут думать или
действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)
- Толерантность -
позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
- Толерантность -
прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание,
благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Арабский)
Посмотрите, как
похожи все эти определения на наши правила.
Дети по очереди
читают стихи.
1.Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.А быть может это то, что маме
Я на день рождения принёс?
3.Понял я, что это - уважение
К мнению не только своему.
4.Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5.Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7.Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.
10.Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.Оставайся им всегда и
Будь ещё галантен.
13.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.Если каждый друг к другу будет терпим,(3
класс)
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Физминутка:
Поднимите
все ладошки
И потрите их
немножко.
Дружно
хлопните раз пять: 1,2,3,4,5.
Продолжайте
потирать!
Мой сосед
такой хороший-
Я ему пожму
ладоши.
И другой
сосед хороший-
И ему пожму
ладоши.
Руки вверх
поднять пора.
Дружбе
крикнем мы: Ура!
III. А теперь , ребята, проведём
несколько упражнений на понимание слова «толерантность». В первом участвуют
ребята первой группы. Выйдите, пожалуйста, на середину зала.
1.
Упражнение «Комплименты»
Каждому
из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно
когда заслуженно.
Любой
человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам
просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от
этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас
каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебный мяч,
узнает о себе много хорошего, все остальные ребята будут называть положительные
качества этого человека.
- Вам
понравилось это упражнение?
- Почему?
- Что
нового вы узнали друг о друге?
- Были
комплименты одинаковыми или разными?
- Почему
разные?
Действительно,
ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая
своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на
свете было бы просто не интересно.
2.
Упражнение «Сказочный герой». Участвуют ребята второй группы.
Я буду называть сказочного героя, а
вы - отвечать, какой он и
какой поступок совершил.
- Всех добрых героев сказок можно
назвать толерантными – они внимательные, добрые, умеют дружить. А
всех злых героев мы будем называть нетолерантными. (баба-яга, Колобок, почтальон Печкин, Кот
Матроскин, Змей Горыныч, красная Шапочка, поросёнок Наф-Наф)
III.
Упражнение «Волшебный микрофон». Участвуют ребята третьей группы.
Каждый,
кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса
- Ваше
увлечение (чем вы любите заниматься?)
- О
чем вы мечтаете?
-
-
- Узнали
ли вы о своих друзьях что–то новое?
- Что
нового вы узнали?
- Что
вас удивило, что понравилось?
Теперь
вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только
не занятиях.
4.
Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...». участвуют ребята четвёртой группы.
Учитель
говорит слова:
«Когда
я была совсем маленькой, меня звали…, в школе меня называли…, а когда я стала
учителем, меня стали называть...»
Для
многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при
этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на
будущее, на взросление. Назовите себя по примеру.
Вывод: Нам
хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но
для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться
никого не обижать.
5 упражнение. (для всех групп). Придумайте и нарисуйте свой символ
толерантности.
III.Итог занятия.
У каждого из
вас листок . Вы услышали много слов –понятий толерантности. Напишите на своём
листочке одно понятие, которое запомнили. Прикрепим листочки на глобус –
модель нашей общей земли.
Теперь ученики
3 класса прочтут стихи.
- Что
запомнилось в сегодняшнем занятии?
-Что поняли?
_ О чём
расскажите дома?
Теперь давайте возьмемся все за руки,
чтобы заключить весь мир в один большой хоровод дружбы, в один круг радости, в
один дружный хоровод.
Звучит
песня «Большой хоровод»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.