Классный
час.
«Чем богат человек»
Цели: - расширить
понимание учащимися
значения слова «хорошо» и «плохо», показать необходимость
понимать и ценить добрые
поступки; показать, что о человеке думают и говорят по его поступкам и
поведению; объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок»;
- развитие умения отличать плохое от хорошего, развитие
у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в
реальных жизненных ситуациях;
- воспитание таких качеств характера, которые
составляют ценность духовного богатства человека (честность, доброта, отзывчивость,
чуткость, вежливость,…), готовности приходить на помощь, уважительного
отношения к окружающим.
КСО: два рисунка с изображением
сундучков (в одном сундуке видны драгоценности, а второй пока пуст), карточки
со словами: честность, доброта, отзывчивость, чуткость, внимание, вежливость,
хорошие поступки; записи на классной доске; рисунки с изображением солнышка.
Ход классного часа
I.
Орг. момент.
II.
Вступительное слово учителя:
- Вспомните, что в сказках складывают в сундучки, сундуки? (Жемчуг, драгоценности
и др.)
- Можно ли эти богатства потрогать руками? (Да. Украшения можно надеть.)
1. На доске карточки со словами:
Ø
Честность
Ø
Доброта
Ø
Отзывчивость
Ø
Чуткость
|
Ø
Внимание
Ø
Вежливость
Ø
Хорошие поступки
Ø
Весёлый нрав
|
Чтение
карточек со словами, по которым можно узнать, определить характер
человека. Одну из карточек «честность» учитель помещает во второй сундучок.
- А почему это
слово я поместила в сундучок? Кто догадался? (Это богатство.)
- Для кого? ( Для
себя и других.)
- Можно ли его
потрогать руками?(Нельзя.)
- Это и есть
богатство души человека. И оно проявляется в его отношении к людям, к делу.
2. - Послушайте стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое
плохо?» и выберите карточку, которую можно поместить во второй сундучок.
Крошка-сын
к отцу пришёл,
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое плохо?-
У меня секретов
нет,-
слушайте,
детишки,-
папы этого
для прогулок
плохо.
Дождь
покапал
и прошёл.
Солнце
в целом свете.
Это-
очень хорошо
и большим
и детям.
Если
сын
чернее
ночи,
грязь лежит
на рожице,-
ясно, это плохо очень
для ребячьей
кожицы.
Если
мальчик
любит мыло
и зубной
порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.
Если бьёт
дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
не хочу
даже
вставить в книжку.
Этот вот кричит:
- не трожь
тех,
кто меньше ростом! –
Этот мальчик
так хорош,
загляденье просто!
Если ты порвал
подряд
книжицу
и мячик,
про такого говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку пальчик,
|
ответ
помещаю
в книжке.
- Если ветер
крыши рвёт,
Если
град загрохал-
каждый
знает -
это вот
про такого
пишут тут:
он
хороший
мальчик.
От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень плохо.
Этот,
хоть и сам с вершок.
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни пригодится.
Этот
в грязь полез и рад,
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он плохой,
неряха.
Этот
чистит валенки,
моет
сам
галоши.
Он
хотя и маленький
но вполне хороший.
Помни
это
каждый сын.
Знай
любой ребёнок:
вырастет из сына
свин,
если сын –
свинёнок.
Мальчик
радостный пошёл,
и решила кроха:
«Буду
делать хорошо,
и не буду –
плохо».
|
-
Ребята, давайте продолжим предложения, которые записаны на доске.
Плохо,
когда…
Хорошо, когда…
- Как одним словом назвать
слова в правой колонке? (Хорошие поступки).
- Поместите нужную
карточку во второй сундучок.
3. Чтение
рассказа В. Осеевой «Плохо»
« Собака яростно
лаяла. Припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел
маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал.
Неподалёку
стояли два мальчика и ждали, что будет дальше…»
- Давайте
представим себе эту ситуацию и подумаем над тем, чем закончился этот
рассказ.(Учащиеся приводят различные варианты окончания этого рассказа.)
- Что мы можем
сказать об этих мальчиках?
- Встречались ли вы
с подобными ситуациями?
- А теперь
послушаем продолжение рассказа.
«В окно выглянула
женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку. Она сердито
крикнула мальчикам:
- Как вам не
стыдно!
- А что стыдно? Мы
ничего не делали – удивились мальчики.
- Вот это и плохо!
– гневно ответила женщина.»
- Почему женщина
была возмущена?
- Почему удивились
мальчики?
- Давайте изменим
окончание рассказа (мальчики помогли, женщина похвалила их).
Обратимся к нашему сундучку. Какие качества
характера можно в него доложить?
Пословицы на
доске: Доброе слово лечит, злое калечит.
Доброе дело питает душу и тело.
Чтение
стихотворения.
Ах, как нам добрые
слова нужны!
Не раз мы в этом
убедились сами,
А может не слова –
дела важны?
Дела – делами, а
слова – словами.
Они живут у каждого
из нас,
На дне души до
времени хранимы,
Чтоб их произнести
в тот самый час,
Когда они другим
необходимы.
М.
Лисянский
- Положите в
сундучок нужную карточку.
4. Сюжетно - ролевая игра.
Дети разыгрывают ситуацию: девочка помогает
старушке перейти дорогу.
- Какие положительные черты характера
проявила девочка в этой ситуации?(Карточка помещается в сундучок.)
5. Закончи фразу вежливым словом.
Если больше
есть не в силах,
Скажем маме
мы…(спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит…(добрый день).
Мальчик
вежливый и развитый
Говорит при
встрече…(здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим, извините…(пожалуйста).
И во
Франции, и в Дании
На прощание
говорят…(до свидания).
6. Сюжетно – ролевая игра.
Ø
Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?»
- Какие ошибки он допустил? (Скажите,
пожалуйста, который сейчас час, спасибо).
Ø
Одна девочка жалуется маме: «Во дворе мальчишка
такой невежливый, зовёт меня Галькой. – А как ты его зовёшь? – спросила мама. –
А я его вообще никак не зову, я ему кричу: «Эй ты».
- Скажите, права ли
Галя? А мальчик?
В сундучок помещается карточка «вежливость».
Но не только слова должны у вас быть добрыми,
надо чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не
пришлось за них краснеть и стыдиться.
v
Учитель зачитывает ситуации, дети объясняют их и
помещают карточку с качеством характера в сундучок.
- Развеселить
маленького ребёнка.
- Поднять
настроение своему товарищу в классе.
III.
Итог.
- Посмотрите на наш сундучок, он пополнился –
мы стали богаче. А вы поняли, какое бывает богатство?(Украшения, деньги;
богатство души человека, которое проявляется в отношении к людям.)
- Ребята, а могут ли похитить сундучок с
ценностями? (Да.)
- А сундучок с богатствами души могут
похитить?(Нет.)
Эти положительные черты характера
обогревают, как солнышко, не только самого человека, но и других людей.
(Дети на уроке рисования нарисовали своё
солнышко, рисунки прикреплены на доске.)
- Если вы хотите стать добрыми, отзывчивыми,
весёлыми, делать хорошие дела, то возьмите красный кружок. Если хочется
отличаться плохими поступками, то возьмите синий кружок.
(Из кружков выкладывается аппликация в виде
сердца.)
- Посмотрите, что у нас получилось.
Заканчивается классный час словами: «Буду
делать хорошо,
и не буду –
плохо».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.