Классный
час «Бескорыстие и великодушие»
Задачи классного
часа:
1. Раскрывать
значение понятий «бескорыстный человек»
2. Развивать
умение распознавать истинное и мнимое великодушие.
3. Воспитывать
потребность в бескорыстном служении обществу.
Оборудование
и наглядность:
- интерактивная доска;
- папка для подарков;
- картинки на тему «Человек
создан для добрых дел»
Ход классного
часа:
1. Слово учителя. «Добрый день,
дорогие ребята. Сегодняшний классный час мы назвали «Бескорыстие
и великодушие». Тема актуальна в наше бурное время. Тема, которая
затрагивает многие внутренние струны нашего с вами сознания. Сейчас
я прошу всех встать, взяться за руки, посмотреть рядом стоящему
однокласснику в глаза сказать комплимент и хорошее пожелание.
(Учащиеся образуют «Круг радости» и говорят друг другу слова
с пожеланиями хорошего настроения, успехов во всем) . А теперь,
уважаемые ребята, давайте послушаем стихотворение М. Исаковского «Вишня» Ученик
читает стихотворение.
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой,
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами на поля,
На дальнюю межу. И подумал:
«Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту,
И дорогу нашу украшая,
Каждый раз купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, тишине,
И, отведав сочных спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А, не вспомнят, экая досада,
Я об этом вовсе не тужу.»
И решил он: «Все равно на память
У дороги вишню посажу».
Вопросы для
обсуждения:
1. Скажите
ребята о чем мечтал старый человек?
2. Для кого
он хотел посадить вишню?
3. Кaков
философский смысл поступка старого человека?
4. Способен ли
современный молодой человек на подобный поступок?
Учитель: Уважаемые ребята!
Вы правильно поняли смысл стихотворения «Вишня»
А сейчас я прошу вас
сказать, что такое притча? Притча — это иносказательный рассказ
с нравоучением. И послушайте одну из притч человечества, которая
называется «Жизнь морской звезды»
Ученик читает притчу: Однажды
старик шел вдоль морского берега и увидел морскую звезду, выброшенную
на берег. Без воды эта рыба должна вскоре умереть. Он аккуратно
подобрал ее и бросил обратно в море. То же самое он сделал
и с другими морскими звездами, которые были выброшены
на берег. Один пострел внимательно наблюдал, как старик это делал,
и время от времени издавал дикий хохот. Не обращая никакого
внимания, старик невозмутимо продолжал свое занятие.
Наконец, мальчишка не выдержал
и обратился к нему с такими словами: «Эй, старик почему
ты впустую тратишь свое время, бросая этих рыб обратно в море?
Ты знаешь, сколько миллионов морских звезд выброшено на берег? Даже
если ты всю жизнь потратишь на такую работу, то и тогда это
будет малый процент от всех этих рыб, оказавшихся без воды.
И ты думаешь, что твоя работа что-то изменит?»
Старик подумал и ответил,
подбирая очередную рыбу: «Сынок, я признаюсь, что действительно
не знаю, что должно случиться со всеми морскими звездами, которых
вымывает на берег каждую минуту, но что касается этой, сказал он,
нежно поглаживая рыбу, которая была у него в руке, я уверен, для
нее моя работа что-то изменит.»
Учитель предлагает вниманию
учащихся еще одну притчу: «Потому что я — Человек».
Вечерело. По дороге шли два
путника — отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец
не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя,
он обошел камень и взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй
день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл
о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу.
На третий день отец и сын снова шли по той же дороге.
До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок,
надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже
не было. На обочине сидел седой старик.
— Дедушка, — сказал
мальчик, — вы не видели здесь камень?
— Я убрал его
с дороги.
— Что, вы тоже
споткнулись и ушибли ногу.
— Нет,
я не споткнулся и не ушиб ногу.
— Почему же
вы убрали камень?
— Потому что я — Человек.
Беседа учителя: Прежде, чем обсуждать
смысл этих двух притч, давайте, обратим внимание на слова: великодушный и
бескорыстный. (Слайд).
1. От каких
словосочетаний образовано слово великодушный? (Великая душа)
2. Как
вы понимаете значение слово «великодушный»? (Ответы учащихся, обсуждение)
3. От каких
словосочетаний образовано слово «бескорыстный»? (Ответ: от слияния двух
слов: «Без» и «Корысть»)
4. А что
такое корысть? Корыстолюбие?
Ответ: (Стремление к личной
выгоде, а выгода — это какая-то материальная польза).
Вопрос: Что можно сказать
о человеке, который делает добро, не думая о награде? (Ответы
учащихся, обсуждение).
Вопрос: Может ли назвать
поступки людей, о которых мы услышали в притчах, бескорыстными?
(Ответ учащихся, обсуждение).
Учитель: Ребята! Давайте, обратим
внимание на цитаты классного часа. «Если хочешь жить для себя, живи для
других». (Сенека, древнегреческий философ). (слайд)
«Великодушие — это не что
иное как сострадание благородного сердца». (Шамфор Никола Себастьян,
французский писатель). (слайд)
(Обсуждение цитат. Выслушиваются
мнения учащихся).
Слова учителя: Уважаемые ребята!
У нас в гостях наш юный друг, ученик 5 класса. И он пришел
не просто так, он прочтет стихи Агнии Барто.
«Друг напомни мне
вчера»
Друг напомни мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(я в тот день забыл пенал)
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок —
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет!
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечет
Вопросы:
- Приходилось ли вам
встречать такого друга, о котором говорится в стихотворении?
- Чем отличается на ваш
взгляд великодушие от снисходительности? (ответы учащихся).
Учитель: Великодушие часто путают
со снисходительностью, но смысл этих слов не одинаков.
Ученик 1. Снисходительность —
одномоментное действие, высокомерное одолжение.
Ученик 2. А великодушие —
способность человека бескорыстно жертвовать своими интересами во имя
других.
Учитель: Ребята! А теперь
я предлагаю вам проявить небольшую творческую деятельность: «Шаг
к примирению». Вы должны сделать, оформить небольшую открытку.
Задание: Подарить эту открытку тому
человеку, с которым вы были в ссоре, проявите при этом
великодушие — сделайте первый шаг к примирению. Найдите теплые слова,
напишите их на открытке. (ребята зачитывают открытки и вручают,
кому они сделали.)
Учитель: Приятно было услышать ваши
добрые, идущие от сердца, слова, которые вы адресовали друг
другу.
Заключительная
часть:
Учащиеся встают в круг
«от сердца к сердцу» И читают стихотворение Редьярда Киплинга
«Заповедь»
Ученик 1.
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам себе наперекор Вселенной,
А маловерным отпусти их грех.
Пробьет твой час. Ты жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы. Не снисходи до них.
Умей прощать, но мне кажись прощая,
Великодушней и мудрей других.
Ученик 2.
Умей мечтать, не став рабом мечтаний,
И мыслить, мысли не обожествив.
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив.
Ученик 3.
Умей молчать, когда твое не слово
Калечит плут, чтоб обмануть глупцов.
Когда вся жизнь разрушена и снова.
Ты должен воссоздать ее с основ.
Ученик 4.
Умей поставить в радостной надежде
На карту все, что нажито с трудом.
Все проиграть: И нищим стать как прежде.
И никогда не пожалеть о том.
Ученик 5.
Умей принудить сердце, нервы, тело.
Тебе служить, когда в твоей душе
Уже давно все пусто, все сгорело,
И только воля говорит: «…Иди!»
Ученик 6.
Останься, прост, беседуя с царями.
Останься, честен, говоря с толпой.
Будь смел и прям с врагами и друзьями.
Пусть все в твой час считаются с тобой.
Учитель:
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь во владенье.
Тогда, мой сын, ты будешь человек.
Учитель предлагает
в заключение хором продекламировать слова: «Не забывай подарить
добро. Воспитателям, учителю и другу. Оно, как истинное Волшебство,
Вернется к вам по кругу»
Учитель: Позвольте, уважаемые
ребята, На этой ноте завершить наш классный час и поблагодарить всех
за участие. (В память об этом классном часе вручаются уч-ся
небольшие подарки: Открытки с добрыми пожеланиями от педагогов
и файловые папки)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.