Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыКлассный час «Белые голубки» (сестры милосердия в Первой мировой войне, 1914-1918 гг.)

Классный час «Белые голубки» (сестры милосердия в Первой мировой войне, 1914-1918 гг.)

Скачать материал

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Сурковская средняя общеобразовательная школа

Тогучинского района Новосибирской области

 

 

 

 

 

Классный час «Белые голубки»

(сестры милосердия в Первой мировой войне,

1914-1918 гг.)

               Форма: литературно-музыкальная композиция

 

               Класс: 7-11 классы

 

 

                               Автор: учитель истории

                                      МКОУ Тогучинского района

                                                                        Сурковской СОШ

                                      Залевская Наталья Ивановна

 

 

                                 Адрес: 633423

                                               Новосибирская область

                                        Тогучинский район

                          с. Сурково

                         

 

 

 

 

 

с. Сурково, 2014 г.

 

Цель мероприятия: духовно-нравственное воспитание обучающихся на примере подвигов сестер милосердия  в годы Первой мировой войны.

Задачи:

Образовательные:

1.      Расширить  знания  обучающихся  о событиях Первой мировой войны;

2.      Основываясь на исторических фактах, показать мужество и героизм сестер милосердия - участниц войны.  

Развивающие:

1.      Продолжить  формирование  у  учащихся  умений  использовать дополнительные источники информации;

2.      Развивать  информационно-коммуникативные умения (составлять презентации, видеоролики, слайд-шоу);

3.      Развивать творческие способности.

Воспитательные:

1.      Формировать позитивное отношение обучающихся к понятиям «патриотизм», «гражданский долг», «милосердие»;

2.      Воспитывать в детях человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни;

3.      Воспитывать уважительное отношение к женщине (матери, сестре).

Ожидаемые результаты:

В области знаний:

Обучающиеся познакомятся:

-  с неизвестными фактами и событиями Первой мировой войны;

- с жизнью и подвигами сестер милосердия Первой мировой войны.

В области умений:

Обучающиеся:

-  научатся работать с разными источниками информации (печатными, электронными);

- смогут подготовить мультимедийную презентацию, видеоролик по теме классного часа.

В области опыта:

Обучающиеся получат:

-  опыт выступления на большой аудитории;

- уроки сценического искусства, выразительного чтения, исполнения музыкальных произведений.

В области отношений, ценностей, внутренних установок:

Обучающиеся:

- сформируют свое отношение к понятиям: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность».

Оборудование: 1. Экран,  мультимедийный проектор, ПК;

                           2. Фонограммы: Дж. Каччини «Ave, Maria», минусовка песни «Сестра милосердия».

                           3. Стихи: Р. Верзакова «У войны неженское лицо», Н. Гумилёв «Ответ сестры милосердия», Н. Николаев «Белый платочек и крест на груди».

Предварительная подготовка: обучающиеся готовят презентации, видеоролик; находят необходимую информацию (музыку и песни, фото и т.п.); разучивают стихи и песни времен Первой мировой войны, посвященные сестрам милосердия, а также произведения современных авторов; учитель готовит сценарий классного часа, подбирает исполнителей из числа обучающихся, а также привлекает для репетиций специалистов – руководителей кружков Дома культуры, школы.

Методика проведения классного часа: используются элементы театрализации, приемы ИКТ, осуществляется деятельностный поход.

Ход мероприятия.

1 ведущий: 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России. На следующий день в Петербурге толпы демонстрантов, люди разных чинов, званий и состояний, двинулись к Зимнему дворцу, чтобы получить монаршее благословение на священную войну. Столичные рабочие, враз прекратившие забастовки, вышли на улицы с царскими портретами в руках. На Дворцовой площади коленопреклоненная толпа пела «Боже, царя храни». Желание постоять за честь родины было едва ли не всеобщим.

2 ведущий: Патриотический подъем не миновал и женщин. Война заставила представительниц всех сословий принять посильное участие в помощи фронту. Почти в каждом губернском и уездном городе спешно развертывались госпитали и лазареты; печать призывала богатых людей предоставить под лазареты и госпитали, а также санатории для выздоравливающих раненых дачи, усадьбы. Женщины и девушки в массовом порядке записывались на курсы сестер милосердия. Женщины, привыкшие к умственному труду, заменяли ушедших на фронт мужчин, работали продавщицами в магазинах, разносчицами газет, стрелочницами на железнодорожных путях, кондукторами трамваев.

1 ведущий: Агрессия германских солдат побудила  женщин в России к тому, что многие из них решили принять непосредственное участие в боях. Они остригали волосы, переодевались в мужскую одежду и бежали на фронт – к своим мужьям, отцам и братьям на помощь. Но, чаще всего, их возвращали домой (звучит фонограмма Дж. Каччини «Ave, Maria»).

Чтец:  Нет! У войны не женское лицо.

Хоть имя женское заключено в неё.

Противоречит сути женщины война,

Не для убийства Богом ей любовь дана.

Имеет женщина над миром свою власть –

Любви томление, огненную страсть.

И женщины удел – хранить очаг.

Продленье жизни – в бесконечность шаг.

Мужчину ждать домой; переносить нужду.

Руками нежными предотвращать беду.

И в чистоте блюсти родимое крыльцо,

Растить детей в традициях отцов.

Нет! У войны не женское лицо…

2 ведущий:  И тогда нашелся другой способ попасть на войну: записаться в сестры мило-сердия. К 1916 году по официальным спискам на фронт было отправлено 17436 сестер, которые обслуживали более двух тысяч полевых и тыловых учреждений Красного Креста.

1 ведущий: Многие женщины работали в лазаретах и госпиталях. Пример истинного, а не показного служения подавала сама императрица Александра Федоровна. Закончив курсы Красного креста, она с двумя дочерьми — Ольгой Николаевной и Татьяной Николаев-ной — ухаживала за ранеными. Стоя за хирургом, проводившим операцию, государыня, как обычная операционная сестра, умело и ловко подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем, и стойко выносила запахи и ужасные картины военного госпиталя времен войны.

2 ведущий: Императрица Александра Федоровна писала о своей работе в лазарете:

 Ученица (в роли сестры милосердия):  "Слава Богу за то, что мы, по крайней мере, имеем возможность принести некоторое облегчение страждущим и можем им дать чувство домашнего уюта в их одиночестве. Так хочется согреть и поддержать этих храбрецов и заменить им их близких, не имеющих возможности находиться около них!"

1 ведущий: Столь же ответственно относилась к своим обязанностям медсестра лазарета Евгеньевской общины города Ровно великая княгиня Ольга Александровна.  Всегда одетая, как простая сестра милосердия, разделяя с другой сестрой скромную комнату, она начинала свой рабочий день в 7 утра и часто не ложилась всю ночь подряд, когда надо было перевязывать раненых. Иногда солдаты отказывались верить, что сестра, которая так терпеливо за ними ухаживала, была родной сестрой государя и дочерью императора Александра III. Сестрами милосердия становились княгини и графини, баронессы и фрейлины императрицы.

(включается ролик «Сестры милосердия»)

Чтец (на фоне фонограммы песни «Сестры милосердия»):

Добрые, кроткие русские лица…

Белый платочек и крест на груди…

Встретишь тебя, дорогая сестрица,

Легче на сердце, светлей впереди.

Молодость, силы и душу живую,

Светлый источник любви и добра, -

Все отдала ты в годину лихую, -

Неутомимая наша сестра!

Тихая, нежная… Скорбные тени

В кротких очах глубоко залегли…

Хочется встать пред тобой на колени

И поклониться тебе до земли…

1 ведущий: Положение сестер милосердия было ужасным. Им приходилось сталкиваться со смертью, с невежеством и безразличием. Одна из сестер милосердия, дочь Л.Н. Толстого,  Александра Львовна вспоминала:

Ученица (в роли сестры милосердия): «Наш отряд переместился в деревню Каракалису Алашкертскую, где в небольших убогих домах были размещены раненые, их было мало, но большинство из них - зараженные тифом всех трех видов: брюшным, сыпным и воз-вратным. Не хватало питания в тех случаях, когда задерживался караван верблюдов, являвшихся основным грузовым транспортом в этих краях. Ночью сестры дежурили по очереди. Четыре палаты по 40-50 больных в каждой. На каждую палату один дежурный санитар, а на все палаты одна сестра. Почти все больные - тифозные. Всю ночь бегаешь из одной палаты в другую. Стонут, мечутся, бредят. Чувствуешь свое полное бессилие как-то облегчить, помочь. Минутами делается страшно. Особенно, когда стоны превращаются в хрип... Подбегаешь, дыхания почти нет, больной затих, пульса нет. Только успеешь пере-крестить, закрыть глаза – помер».

2 ведущий: Однажды с Александрой Львовной произошла такая история… (сценка).

Ученица (в роли А.Л. Толстой, обращаясь к другой сестре):  «Нам приказано органи-зовать передвижной санитарный отряд. Уже приехали 8 врачей, 30 сестер, а также сани-тары.  Да вот беда, лошадей не хватает. Не приложу ума, где же их взять?»

Ученица (в роли сестры милосердия):  «Александра Львовна, вы же начальник госпиталя, попробуйте попросить у начальника транспорта. В память о вашем папеньке, графе Тол-стом, он не посмеет отказать. Идите, больше некому просить».

Ученица (в роли А.Л. Толстой, обращается к начальнику транспорта): «Господин пол-ковник, у нас много раненых, а лошадей для их перевозки не хватает. Пожалуйста, распо-рядитесь выделить три сотни лошадей».

Ученик (в роли начальника транспорта, сидит за столом и что-то пишет): «Вы что,  с ума сошли, сударыня! У меня лошадей не хватает снаряды перевозить. А вы со своими ране-ными… Нет лошадей, и не просите!».

Ученица (в роли А.Л. Толстой): «Я вам не сударыня, а начальник санитарного отряда, полковник Толстая!»

1 ведущий:  Начальник транспорта в грубой форме вновь отказал Александре Львовне.  

Ученица (в роли А.Л. Толстой): "Я так разозлилась да так хватила рукой по столу, не видя по близорукости иглу, на которую накалывают бумаги, что проткнула руку насквозь. Я вырвала иглу из руки, кровь залила письменный стол. Начальник транспорта перепугался и сразу исполнил мою просьбу».

2 ведущий: Как, наверное, знатным барышням, трудно было настолько отречься от себя, чтобы не гнушаться даже самой черной работой. А как тяжело им приходилось, когда нужно было вытаскивать раненого с поля боя, под огнем врага, рискуя при этом жизнью! Именно сестры милосердия  спасали тяжело раненных, унося их с линии фронта.  Их ласково называли «белые голубки».  Но мало кто знает, как драматична на самом деле была история многих сестер милосердия…

(презентация «Белые голубки»)

1 ведущий: Девушки, становившиеся сестрами милосердия, рисковали своей жизнью. Они знали, что война не щадит никого. Но не испугались. Они встали на защиту своей Родины наравне с мужчинами. И в братских могилах похоронены не только солдаты, но и сестры милосердия, спасавшие раненых. Благодарность солдат, спасенных сестрами милосердия, была безгранична.  Их благодарили, им писали такие трогательные письма:

Ученик (в роли солдата): «Прощайте, Клавдия Алексеевна! Быть может, мы с Вами больше не увидимся. Вас не будет в Пскове, но Вы всегда будете передо мной. И то вели-кое дело, сделанное Вами, я не могу позабыть и клянусь, что не позабуду до конца моей жизни. Вы будете всегда жить в моей памяти. И что из самых чувствительных и благо-родных отношений к кому-либо, то это будет отнесено к Вам. Я очень жалею, что Вы уезжаете, а еще больше жалею Ваших слез от 8 июля. Я их также никогда не позабуду. И Вы, глубокоуважаемая сестрица Клавдия Алексеевна, будьте за меня всегда спокойны, в том смысле, что я когда кому-либо причиню невинному зло. Я пишу эти строки, и слезы у меня текут из глаз. Я не могу в письме и на деле отнестись без сердечного сочувствия к Вам. Пока всего хорошего, будьте счастливы. Желаю скорейшего Вашего возвращения в Псков. Остаюсь с сердечным прискорбием. М.Тарасов».

Ученица (в роли сестры милосердия): «Неужели забудут наши голод и холод, наши раны и жертвы, и нашу любовь, нашу веру, наши недопетые песни, недосказанные слова?»

Чтец: Я не верю, не верю, милый,
В то, что вы обещали мне,
Это значит, вы не видали
До сих пор меня во сне.
И не знаете, что от боли
Потемнели мои глаза.
Не понять вам на бранном поле,
Как бывает горька слеза.
Нас рождали для муки крестной,
Как для светлого счастья вас,
Каждый день, что для вас воскресный.
То день страданья для нас.
Солнечное утро битвы,
Зов трубы военной — вам,
Но покинутые могилы
Навещать годами нам.
Так позвольте теми руками,
Что любили вы целовать,
Перевязывать ваши раны,
Воспаленный лоб освежать.
То же делает и ветер,
То же делает и вода,
И не скажет им «не надо»
Одинокий раненый тогда.
А когда с победы славной
Вы вернетесь из чуждых сторон,
То бебрян рукав Ярославны
Будет реять среди знамен.

2 ведущий: На конец 1915 года 28 сестер скончались, заразившись инфекционными за-болеваниями, четверо погибло в результате несчастных случаев, пятеро было убито, две-надцать покончили жизнь самоубийством.  После войны предполагалось издать "Золотую книгу" с биографиями всех умерших сестер. Этот проект так и не осуществился, однако в Москве была предпринята попытка создать своего рода мемориал на месте сада села Всехсвятского в виде всероссийского Братского кладбища, где с августа 1915 года были особо выделены участки для сестер милосердия, скончавшихся в Первую мировую войну. К 1917 г. на территории Братского кладбища были похоронены 51 сестра милосердия, 14 врачей. Сколько всего сестер милосердия погибло в Первой мировой войне – не под-считано до сих пор (включается слайд с фотографией памятника Российским сестрам милосердия).

Чтец:  Женщине не нужно воевать.
Пусть она, красивая и хрупкая,
Будет просто женщина и мать,
Свой очаг хранящая голубкою:
Ей готовы руки целовать
Все солдаты, старше и моложе.
Слава женской доблести!
И все же:
Женщине не нужно воевать.

1 ведущий: В России женщин на войну не призывали. Они шли сами, и проливали кровь, и погибали. Давайте помнить о них, известных и безымянных героинях Первой мировой войны (звучит песня «Сестра милосердия» в исполнении учащихся, выходят учащиеся с портретами сестер милосердия, ставят их на столиках и зажигают свечи).

2 ведущий: Спасибо всем за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых ресурсов

  1. " "Ставропольская правда", 23 сентября 2005 г.\ «Ставропольcкая дева»
  2. "Ставропольская правда", 4 августа 2000 г.
  3. http://gsga.eto-ya.com/2013/08/16/volnoopredelyayuschijsya-sergej-aleksandrovich-shlihter-i-sestry-miloserdiya-pogrebennye-na-bratskom-kladbische-geroev-pervoj-mirovoj-vojny-v-moskve/
  4. http://nnm.me/blogs/Vladimir2010-01/sestra-miloserdiya-lyubov-konstantinova-pogrebennaya-na-bratskom-kladbishe-geroev-pervoy-mirovoy-voyny/
  5. http://www.gazeta.bg/news/view/10568
  6. https://www.google.ru/search?q=сестры+милосердия+1+мировой+войне&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=Yt38Uo6aIcmO4ATIvIH4DQ&ved=0CAcQ_AUoAQ&biw=1360&bih=643#facrc=_&imgdii=_&imgrc=xNV2YgeZXpTquM%253A%3Bauylq_JtRCZ4DM%3Bhttp%253A%252F%
  7. http://vidok.forum2x2.ru/t110-topic
  8. http://nnm.me/blogs/Vladimir2010-01/prilozhenie-2-k-letopisi-vserossiyskogo-voennogo-bratskogo-kladbisha-geroev-pervoy-mirovoy-voyny/
  9. http://www.gazeta.bg/news/view/10568
  10. http://shemshur.narod.ru/Portfolio/Portfolio-3_6.htm
  11. http://foto-planeta.com/photo/470722.html

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час «Белые голубки» (сестры милосердия в Первой мировой войне, 1914-1918 гг.)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Медиатор

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Форма: литературно-музыкальная композиция

Класс: 7-11 классы.

Цель мероприятия: духовно-нравственное воспитание обучающихся на примере подвигов сестер милосердия  в годы Первой мировой войны.

Задачи:

Образовательные:

1.      Расширить  знания  обучающихся  о событиях Первой мировой войны;

2.      Основываясь на исторических фактах, показать мужество и героизм сестер милосердия - участниц войны.  

Развивающие:

1.      Продолжить  формирование  у  учащихся  умений  использовать дополнительные источники информации;

2.      Развивать  информационно-коммуникативные умения (составлять презентации, видеоролики, слайд-шоу);

3.      Развивать творческие способности.

Воспитательные:

1.      Формировать позитивное отношение обучающихся к понятиям «патриотизм», «гражданский долг», «милосердие»;

2.      Воспитывать в детях человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни;

 

3.      Воспитывать уважительное отношение к женщине (матери, сестре).

Оборудование: 1. Экран,  мультимедийный проектор, ПК;

                           2. Фонограммы: Дж. Каччини «Ave, Maria», минусовка песни «Сестра милосердия».

                           3. Стихи: Р. Верзакова «У войны неженское лицо», Н. Гумилёв «Ответ сестры милосердия», Н. Николаев «Белый платочек и крест на груди».

Предварительная подготовка: обучающиеся готовят презентации, видеоролик; находят необходимую информацию (музыку и песни, фото и т.п.); разучивают стихи и песни времен Первой мировой войны, посвященные сестрам милосердия, а также произведения современных авторов; учитель готовит сценарий классного часа, подбирает исполнителей из числа обучающихся, а также привлекает для репетиций специалистов – руководителей кружков Дома культуры, школы.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 985 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 645
    • DOCX 191.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Залевская Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Залевская Наталья Ивановна
    Залевская Наталья Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 8
    • Всего просмотров: 29190
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Уверенность, уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 31 региона

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 799 человек из 74 регионов

Курс повышения квалификации

Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 404 человека из 63 регионов

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Мини-курс

Карьера и развитие в современном мире

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 20 регионов