Классный час
«Путешествие по Тюменской области»
Цель:
расширить кругозор детей знаниями о Тюменской области.
Задачи: -
углублять знания детей о природе области, её экологических проблемах, коренном
населении, истории области, её людях и профессиях;
- развивать память, речь, логическое мышление;
- воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней,
уважение к труду людей.
Оборудование: проектор, карточки, плакаты,
картинки. Ход
занятия.
I.Организация
начала занятия.
Каждый
день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько
сидим.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок -
путешествие. II.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся. -
Прочитайте буквы только в ёлочках и вы узнаете о чём пойдёт речь на уроке. (
Тюмень)
В С Т
А Р Ю Л К М Ш
Е Я Н О Ь
- Правильно, вы отправитесь в
путешествие по Тюменской области. Назовите место вашего проживания. А что вы
знаете о своей малой родине? А хотите узнать больше? Тогда отправимся в
путешествие.
III. Актуализация
знаний. 1. Ученики
читают стихотворение:
«Сибирь
– не просто расстоянье,
А состояние души!
А у нее свои приметы.
Свои цветы. Своя полынь.
И те иртышские рассветы.
И та байкальская глубынь.
И тот размах, что чтится свято.
И честь в чести. Таков закон.
И я горжусь, что был когда-то
Сибирской женщиной рожден». 2.
Викторина:
- Как называется округ, в котором вы живёте? (Ханты
– Мансийский Автономный округ) -
Какие вы знаете города округа? (Сургут, Ханты – Мансийск, Нижневартовск,
Когалым, Урай, Лангепас, Покачи, Нефтеюганск и
др.) -
Какие коренные народы живут в нашем округе? (ханты и манси)
- Чем занимаются северные народы? (охота, рыбалка,
оленеводство) - Как
называются жилища коренных жителей? (Чум) -
Из чего строят свои жилища ханты и манси? (конические каркасные постройки из
жердей крытые оленьими шкурами)
- Чем славится наш округ? III.
Первичное усвоение новых
знаний.
1. Краткая беседа (сопровождается слайдами
презентации)
-
Первые научные сведения о Западной Сибири получены ещё в XVII веке, тем
не менее земля сибирская полна загадок, и их ещё предстоит решить нашим
современникам. Тюменская область – это удивительный край лесов, рек, озёр и
болот. На пути к Северному Ледовитому океану его пересекают две великие реки
Сибири – Обь и Иртыш. По берегам рек и озёр тянутся к небу густые хвойные леса
– зелёные «лёгкие» Земли. На западе высятся горные вершины Северного и
Приполярного Урала. В недрах этого района геологи обнаружили множество
полезных ископаемых: золото, серебро, алюминий, вольфрам, железо, медь,
молибден, платина, титан, хром, а также горный хрусталь, мрамор и самоцветы. В
предгорьях открыты залежи бурого угля. А на равнинах – нефть, природный газ и
торф. Богата Тюменская область растительным и животным миром. Больше половины
территории области занимают леса. Среди лесов самая обширная – зона средней
тайги. В тайге растут кедр, ель, лиственница, пихта, сосна, берёза. В северных
районах распространены лишайники – там пасутся северные олени. В лесах и на
болотах целые плантации клюквы, брусники, черники, голубики, морошки, малины,
черёмухи, рябины. Животный мир особенно многочислен беспозвоночными, которых
насчитывается несколько тысяч видов. Здесь встречаются крупные стрекозы коромысла,
жук – усач, коротконадкрыл большой, бабочки трифиза беложилковая, махаон и
др. Позвоночных насчитывается 369 видов,
в том числе: лиса, медведь, песец, белка, соболь, куница, рысь, горностай,
колонок, норка, ласка, выдра, заяц, крот, бурундук, дикий северный олень,
лось и др. В области встречается 256 видов птиц, из них 14 видов занесены в
Красную книгу РФ. В реках и озёрах водится 42 вида рыб, среди них очень ценные
– осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир, пелядь, сиг, сосьвинская сельдь.
Встречается 4 вида пресмыкающихся и 3 вида земноводных. На территории
Тюменской области проживают люди разных национальностей: коми, ненцы, манси,
ханты, татары, зыряне, русские, белорусы, украинцы и др. IV.
Первичное закрепление. 1.
Ученики читают стихотворение:
Малиновые брови глухаря
Покрасила весёлая заря,
А ночь глухая глухарю дала
Два сильных, крепких
Вороных крыла.
А чтоб легко в полёте
Тело нёс,
Таёжный ветер дал
Красивый хвост.
И старый кедр, иголками горя,
Приветствует красавца глухаря!
А он росу серебряную пьёт,
А он бруснику спелую клюёт…
И, счастлив от раздолья и простора, Серебряную
песню дарит бору. (А. Тарханов)
2. Впиши названия птиц,
обитающих в Тюменской области, которые начинаются с буквы «К». (Работа на
карточках в парах)
Ответы:
клёст, коршун, кукушка, кедровка, куропатка.
3. Пройди
по «тропинке» и прочитай фразу.
Т
Ц ___ А
П И Ы
Н Ш
И
Я
Ь З У Р Д
-
Что ты делаешь, чтобы помочь зимующим птицам пережить суровую зиму?
4. Вставь гласные буквы и прочитай названия зверей. Что ты можешь
рассказать про этих животных?
Л
|
|
С
|
|
|
Б
|
|
Л
|
К
|
|
|
П
|
|
С
|
|
Ц
|
|
С
|
|
Б
|
|
Л
|
Ь
|
|
К
|
|
Л
|
|
Н
|
|
К
|
|
Р
|
|
С
|
|
М
|
|
Х
|
|
|
Г
|
|
Р
|
Н
|
|
С
|
Т
|
|
Й
|
(Лиса, белка,
песец, соболь, колонок, росомаха, горностай)
5. Ученик читает
стихотворение.
Ягодные
острова.
Прячет хитрая листва
ягодные острова,
Только всё нашли мы сами,
Ходим с синими усами.
Потому такие лица, что повсюду голубица,
Плохо спрятала трава ягодные
острова. (П. Бромлей)
6. Игра «Путаница». -
Собери рассыпавшиеся слова и назови ягоды Тюменской области.
КЛЮ МОРО
НИКА НА ЧЕР
ШКА КВА
БРУС МАЛИ НИКА
НИКА ЗЕМЛЯ КОСТЯ
НИКА
(Клюква, морошка, брусника,
земляника, малина, костяника, черника)
7. Отгадайте
загадку:
В лес идёт пустым – пусто,
А из лесу густым – густо. (Корзина с грибами)
8. Ученик читает
стихотворение:
Хорошо бродить леском.
С невысоким туеском,
Хорошо в тени укромной
Вдруг увидеть гриб огромный.
- Боровик! – вскричать азартно,
Подбежать и не сорвать,
Чтобы завтра, чтобы завтра
Отыскать его опять. (В. Иванов)
- Какие грибы вы собираете в наших
лесах? Отгадайте гриб по картинке:
(подосиновик, подберёзовик,
боровик, мухомор, моховик, маслёнок, груздь, лисичка)
9. Собери пословицы,
как вы их понимаете?
Глупа та
птица, окрыляет
сердце.
Своя земля
и которой своё
гнездо не мило.
Каждому свой в
горсти мила.
Любовь к
Отчизне край сладок.
10. «Экологическая
тропа»
- В своём путешествии мы вышли на
«экологическую тропу». Работая в группах, придумайте плакаты на тему: «Береги
свой край!»
V. Рефлексия
(подведение итогов занятия) «Дерево
успеха». -
Если
на занятии всё получилось, то вешаете на дерево листик зелёного цвета, если не
всё получилось, то желтого, если было сложно и ничего не получилось, то
красного.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.