Классный
час на конкурс «Учитель года-2013»
в
номинации «Самый классный классный»
учителя
начальных классов Шаймардановой Ларисы Юрьевны
МКУ
СОШ № 4 города Аши Челябинской области
Слоган «Красота мира начинается с красоты души».
Тема: « Берегите друзей!»
Цель – обогащение представлений учащихся о настоящем друге
Задачи:
- Раскрыть понятие
«друг», определить основные качества человека как друга, установить
правила дружбы.
- Развивать
способность анализировать и давать нравственную оценку поступкам людей.
- Укреплять
взаимоотношения в детском коллективе.
Ход классного часа.
На доске: Дерево крепко корнями, а человек
друзьями.
I. Организационный
момент.
- Здравствуйте.
Давайте познакомимся. Нужно назвать своё имя и одно из лучших качеств личности.
Лариса Юрьевна, весёлая.
(дети представляются)
- Спасибо за вашу
отзывчивость и откровенность. Я рада с вами познакомиться.
II. Сообщение
темы.
- Сегодня наш
разговор пойдёт о дружбе и умении дружить, о том каким должен быть настоящий
друг.
III. Раскрытие
правил дружбы
- Говорят, что
счастлив и богат тот человек, у которого есть друг.
- Ребята, поднимите
руку у кого есть друг?
- По каким правилам,
законам могут дружить люди?
- На партах в конвертах лежат варианты ответов. Выберите те, которые
являются, по вашему мнению, правилами дружбы.
(учитель
вывешивает правильные варианты ответов детей на доску)
- Не оставляй друга в
беде.
- Всегда найди время
выслушать друга.
- Не обманывай друга.
- Друг не имеет права
говорить тебе правду.
- Останови друга,
если он делает что-то плохое.
- Относись к своему
другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
- Говори другу только
комплименты.
- Не бойся у друга
попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду.
- Не спорь с другом
по пустякам и не ссорься.
- Умей принять
помощь, советы и замечания друга.
- Береги друга, ведь
друга потерять легко.
-
Все ли варианты ответов вы использовали. Зачитайте, какие остались?
- (Друг не имеет
права говорить тебе правду. Говори другу только комплименты.)
-
Каким качествам друга противоречат эти высказывания?
(честности, искренности, откровенности)
IV. Работа со
сказкой
На чтении уходит
2мин.40 сек. Д.Биссет. «Сказка про слона, про костер и про белую уточку».
Жил-был на свете
слон, очень большой, совсем некрасивый, но очень добрый. Звали его Лони.
Однажды он пошел
гулять. Шел, шел и пришел к пылающему костру.
Возле костра грелась
белая уточка, а рядом был пруд. Уточкин пруд. И высокое пламя костра отражалось
в нем как в зеркале.
Лони остановился,
чтобы полюбоваться и на костер, и на его отражение в воде, и на белую уточку.
Но тут набежала тучка и стал накрапывать дождь. Костер испугался.
— Если дождь
разойдется, я погиб! — всхлипнул он.
— Ах, что ты, не
плачь, — сказала белая уточка, — не то сам себя зальешь слезами.
Уточку звали Миранда.
— Постараюсь, —
сказал костер.
— Не унывай, дружище!
— сказал Лони и подул на костер.
Костер чуть
разгорелся и повеселел. Но дождь лил все сильнее, и тогда Лони попросил белую
уточку лететь скорее к тучке и сказать ей, что, если она не перестанет поливать
дождем, он, Лони, так дунет, так дунет, что развеет всю тучу и от нее ни
облачка не останется.
Миранда полетела к
тучке и все ей сказала, как велел Лони.
- Ох, прости,
пожалуйста, — сказала тучка. — дело в том, что, когда я увидела тебя, я
подумала: «Утки больше всего на свете любят плескаться в воде», — и я полила
тебя дождем. Больше я не буду .
- Спасибо, — сказала Миранда и полетела назад.
А тучка полетела в
другую сторону.
Не жалея сил, Лони дул и дул на костер, и костер разгорался ярче прежнего. Он
был очень доволен, но теперь Миранда загрустила.
— Что с тобой? —
спросил ее Лони.
— Я... я... я... так
люблю дождик, — призналась Миранда. — Все утки любят.
— Ну, этому горю
нетрудно помочь, — сказал Лони.
— Он опустил хобот в
пруд, набрал побольше воды и обдал уточку настоящим ливнем.
Миранда захлопала
крыльями и закрякала от удовольствия.
- Настоящий дождь!
Даже лучше, чем дождь! - Радовалась она.
Лони снова опустил
хобот в пруд, набрал побольше воды и опять полил белую уточку дождем. А потом
набрал побольше воздуха и подул на костер.
Но вот пришло время
возвращаться ему домой. Лони сказал «до свидания» и пошел. Миранда долго
смотрела ему вслед, и ей казалось, что он становится все меньше и меньше.
Наконец Лони совсем
исчез из глаз. Тогда Миранда подбросила в костер веточек, спрятала голову по
крыло и заснула...
Вопросы:
-Назовите героев
сказки?
- Можно ли назвать их
друзьями? Объясните свой ответ.
- Уточка – друг?
Почему?
(Думаю, что уточка
– друг, т.к. беспокоилась о костре, полетела договариться с тучкой, хотя ей
самой нужна вода)
- Какое правило дружбы продемонстрировала нам уточка?
(Друг может
пожертвовать чем-либо ради своего друга)
- Костёр – друг?
Почему?
(Думаю, что костёр
– тоже друг, т.к. грел белую уточку).
- Можно ли назвать
слона другом? Объясните свой ответ.
(Лони – тоже
друг, т.к. обливал уточку водой, а в костёр постоянно дул, чтобы он не затух).
Вопрос: - Просили ли герои друг друга о помощи?
- Какое новое правило
дружбы узнали?
(Будь
внимательным, не жди когда тебя попросят, сам предложи свою помощь) – вывесить
на доску
V. Ситуация.
Дерево решений.
- Прочитайте
высказывание на доске. Как его понимаете?
Дерево крепко
корнями, а человек друзьями. (чем глубже
и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче
человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).
(дерево нарисовать
на доске, можно заранее)
«Маша пришла в
гости к Лене. Она увидела в серванте красивую статуэтку. Маша попросила
разрешения взять её в руки, чтобы рассмотреть. Лена разрешила: «Только
осторожно – это мамина любимая статуэтка». Лена сказала и вышла из комнаты,
чтобы налить гостье чаю. В это время Маша взяли статуэтку, она оказалась
скользкой, выпала из рук и разбилась о пол».
-Какая возникла
проблема?
(Разбилась
статуэтка) поместить в корень дерева
Попросить Лену не говорить маме о
случившемся.
|
|
- Что можно сделать? Как поступить? Рассмотрим все
варианты.
Работа в группах –
по рядам
- Продумайте, как вы
будете решать проблему, как вернёте статуэтку.
- Заполните табличку, положительные и отрицательные последствия каждого
выбора.
Извиниться перед мамой
|
Попросить
Лену не говорить маме о случившемся.
|
Не
говорить ни Лене, ни маме.
|
+призналась маме
+дружеские
отношения сохранились
+
+
|
+ выиграть время
для покупки новой статуэтки
+
+
+
|
+
+
+
+
|
-
-
-
-
|
- просить Лену
врать маме
-
-
-
|
- я вру всем
- могут нарушиться
дружеские отношения
-
-
|
- Как же поступить,
чтобы сохранить дружеские отношения?
(признаться сразу
маме и Лене, предложить купить новую или похожую статуэтку)
VI. Рефлексию
Упражнение с
«конфетой».
- Я попрошу вас,
передавая «волшебную конфету» друг другу, назвать черту, которая присуща
настоящему другу.
Начинайте такими
словами: Друг должен быть .........
VII. Выбор качеств
- На столе лежат
цветы с качествами личности человека. Выберите те, которые назвали вы и
повесьте их на дерево.
VIII.
Заключительные слова учителя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.