Классный час «Поговорим о
толерантности»
Подготовила:
учитель 1 «а» класса
ГБОУ ООШ №21
г. Новокуйбышевска
Романова И.Н.
Новокуйбышевск – 2013
«Что такое толерантность?»
Цель:
формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и
индивидуальности каждого.
Задачи:
1) Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
2) Демонстрация сходства и различия учащихся.
3) Воспитание умения слушать другого человека.
Ход занятия:
1.Организационный
момент урока.
Ребята,
сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на группы. На
столах стоят солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Вы будете
брать один лучик и садится за тот стол, где солнышко того же цвета, что и твой
лучик.
Вы
разбились на команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки!
Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
2.
Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.
Чтобы узнать тему
нашего занятия надо отгадать ребус. У вас на столах лежат листочки, на них
написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать
название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы,
надо сосчитать примеры на обратной стороне
т
|
о
|
л
|
е
|
р
|
а
|
н
|
т
|
н
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
1-0
|
5-3
|
3+0
|
2+2
|
7-2
|
8-2
|
3+4
|
2+6
|
10-1
|
5+5
|
10+1
|
11+1
|
12+1
|
Прочитайте, какое слово получилось?
3. Обсуждение понятия толерантность.
Ребята,
а кто из вас знает, что такое толерантность?
Просмотр
презентации
Толерантность-это
уважение, принятие и понимание многообразия
мира.
Толерантность
– это способность признавать мнение людей , которые думают не так, как мы. Мы
допускаем, что кто-то может думать иначе, или действовать иначе, нежели ты сам
.
Толерантность
–
это благосклонность и уважение к другому.
4.
Инсценировка.
Автор
– Климова Д.
Негр
– Котенков Н.
Белый
чел. – Швец-Базарный Г.
Мудрец
– Ахмеров О.
Встретились раз белый
человек и чернокожий. Белый сказал :
-Как ты уродлив,
негр! Как будто весь сажей вымазан !
Чёрный презрительно
сощурился и сказал:
-Как ты уродлив,
белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они,
спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал
их мудрец и сказал белому:
-Посмотри, как красив
твой чёрный брат. Он чёрен, как южная ночь, и в ней, подобно звёздам, сияют
глаза его.
Затем мудрец
обратился к чернокожему:
-А ты, друг, посмотри
как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на
вершинах наших гор, а волосы его-цвета солнца…
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А мудрец думал о
будущем.И представилась ему такая картина..Кружатся в весёлом хороводе, танцуя
и распевая песни, белые, чёрные, жёлтые люди. С любовью смотрят они друг на
друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
- Как хорошо, что все
мы разные! А то жить было бы скучно!
16 ноября международный день толерантности.
Как
вы думаете, зачем он? Что может измениться.
5. Ребята, а можете вы привести
примеры героев художественных про-
изведений,
которые не могли найти себе друзей, т.к. они были не похожи на
остальных.
(гадкий утёнок, ёжик должен быть колючим, голубой щенок)
-Хотели бы вы оказаться на месте этих героев?
-Как называют
людей непохожих на других?( белая ворона)
6. Актуализация знаний.
- Ребята, скажите, а отчего дети часто ссорятся?
(Ребята высказывают свои мнения).
- Скажите, а отчего в фильмах, особенно в боевиках, герои
часто дерутся ?
-А отчего случаются войны на земле?
- Вы совершенно правы. Действительно, на земле очень много драк, войн, слез, потому что некоторые
люди не умеют и не хотят прощать друг друга, не умеют быть терпимыми. Самые
мудрые и добрые Люди на нашей планете давно это поняли и решили один день в
году 16 ноября посвятить терпимости, т.е. толерантности, между всеми народами
нашей Земли. А быть терпимыми, значит, уметь и прощать.
(Открывается презентация – 1 - 4 слайды)
Знакомство с понятиями «толерантность», «прощение»
7. Знакомство со сказкой. (Слайды с №5 по №21)
- Сегодня
мы и поговорим о том , как полезно уметь прощать, и по этому поводу давайте послушаем
сказку.
В далекой жаркой Африке в прохладной
воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и
заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители
озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.
В то самое утро очень-очень рано Бегемота
разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать,
прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл
наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его
спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто
случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц.
Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого
его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень
ему помогали.
Но в этот раз одна из птичек клюнула
Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно
рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно
наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно
рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был
большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь
поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от
Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того
чтобы простить и успокоиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким
лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до
берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не
захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.
Растревожили лягушки всех комаров,
мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели
комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на
спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его
спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он
опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и
погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.
Только к вечеру, когда все озеро ужасно
переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и
опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки
успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота,
потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и
перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше
не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось
спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон.
В далекой Африке до сих пор вспоминают
ту странную болезнь. Долго спорили между собой звери и птицы, что же за
болезнь была у жителей озера и почему они целый день так ревели и гонялись
друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали
этой болезни название – болезнь непрощения.
4. Беседа по сказке. (Слайд №22, вопросы поочередно на слайде
появляются по щелчку)
– Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сердиться
и гоняться друг за другом? (Разучились прощать)
– Злость и непрощение похожи на
заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого?
– Почему вечером опять на озере
воцарилось спокойствие и тишина?
– Если кто-то не любит и не хочет
прощать другого, то что может случиться потом? (Начнет обижаться, сердиться,
дразниться, драться и в конце останется надолго с плохим настроением).
– Кому навредили обитатели озера тем,
что расхотели друг друга прощать? (Только самим себе).
– Для кого полезно умение прощать и
почему? (Обиженному, прощением он побеждает обиду и свое плохое настроение).
А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией
дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?
Ситуации. 1 ситуация. Ты принес в школу альбом с
марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят у тебя его выхватил и
не отдает.Как бы ты разрешил конфликт?
2 ситуация. Коля
построил замок из песка, и все им любовались. Только один Игорь сказал, что он
может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю
постройку.
3
ситуация. Дети гурьбой выходят из актового
зала, толкаются. Ты упал. Кто-то крикнул: «Медведь косолапый!» Другие молча
обошли… Как бы ты поступил?
4
ситуация. В класс приходит новенький
ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он
«дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия.
5
ситуация. Твои родители запрещают тебе
дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что
скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей.
6
ситуация.Твой одноклассник
взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли
напоминать ему о долге или лучше промолчать?
8.
Подведение итогов.
В
школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему
мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или
мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других,
невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать
внимание на то, что нас сближает.
9. Дополнительно если осталось
время.
А сейчас проведем творческую работу. Нарисуем «Дерево
толерантности».
«Я раздам вам листья, а вы напишете на них, что по вашему,
надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, то есть,
чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листочки
приклеиваете на дерево.
Песня
«Дорогою добра»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.