Классный час-диспут
"Поговорим о достоинстве"
Цели:
формировать понятие в детях - не только
кем быть в жизни, но и каким быть!
продолжить формирование характера, его
положительных черт: каков человек - достойный - человек, обладающий высоким чувством
долга.
Цитаты:
Достоинства есть именно то, что Больше
всего возвышает человека, что придаёт его деятельности, всем его Стремлениям
высшее благородство...
К. Маркс
Не сильные лучшие, а честные.
Честь и Собственное достоинство - сильнее
всего.
Ф. М. Достоевский.
Безмерное самолюбие и самомнение
Не есть признак чувства собственного
Достоинства.
Ф.
М. Достоевский.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Вступительное
слово учителя:
Друзья мои, есть на свете такое понятие: человеческое достоинство, им, собственно,
определяется, чего стоит человек, каков он? Что значит, достойный человек? Как
это понятие трактует старинный словарь Даля. У детей было домашнее задание:
отправится в научную командировку в библиотеку для работы с толковым словарем
Даля.
Ученица:
-
Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий,
надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе
говоря, “достойный уважения”, “стоящий доверия”, “заслуживающий внимания”,
“надлежащий - такой, каким должен быть Человек с большой буквы”, “ должный -
обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени”,
“приличный в поведении”, “ сообразный с требованиями правды, чести”, не
отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.
Учитель:
Видите, ребята, как много смысла в одном, единственном слове, которое мы,
порой, не часто вспоминаем. Между тем, вся наша жизнь состоит из поступков
достойных и недостойных, соответствующих законам, по которым живет наше
общество, и не только в законах, принятых государством и записанных в главах
нашей конституции, дело и, в так называемых, неписаных законах человеческих
отношений.
Ведь нельзя же записать в конституции, что Герман Филиппов не должен
подсказывать Сереже Садовникову на уроке или что Даша Ломовцева, случайно
услышав чужой секрет, не должна его сообщать всем знакомым. Это нигде не
записано, но мы-то знаем, что это делать неприлично. И человек с чувством
собственного достоинства не допустит такого, потому что уважает достоинство
других.
Подумайте, ребята, и приведите примеры из жизни, из рассказов, прочитанных
книг, где вы сталкивались с поступками, достойными уважения.
Ученица
приводит пример из жизни иркутского писателя Марка Сергеева, происшедший с ним
в годы войны:
Во время войны в школе, г. Иркутска как и во многих других, появились ребята из
эвакуированных в Иркутск семей. Одного из них, москвича, звали Витя. Он был
очень знающим, рассказывал много интересного, никто из ребят в то время не был
в Мавзолее В.И. Ленина, не видел Выставки достижений народного хозяйства, ее
удивительных павильонов, набитых буквально чудесами, никто не гулял по Красной
площади, не слушал оперы в Большом театре. А Виктор все это знал, да еще как! И
рассказчик он был хороший! Девочки все в него влюбились, мальчишки все хотели с
ним дружить.
И вдруг все перевернулось: девочки недоумевали, мальчики презирали новичка. В
чем же дело? А дело в том, что он, прекрасно зная математику и русский язык,
никому ни разу, даже ближайшему другу, не дал списать выполненное домашнее задание.
Он обычно говорил: “ Я тебя уважаю, поэтому давай я тебе помогу, ты приходи ко
мне или я к тебе, порешаем вместе”. А ребятишки хохотали: “ Ничего себе -
“уважаю, уважаю” а списать не даёт”.
И охладели к Виктору девочки, и сторонились его мальчики, и рассказы его уже не
казались такими интересными.
А ведь если вдуматься - Виктор был прав. У него были несомненные дарования: он
и в Москве был первым учеником в школе и домашнее задание, выполненное именно
им, сразу можно было отличить, тем более, учительским взглядом. А ребята не
знали, вернее, не понимали, что он не жадничал, а берег их человеческое
достоинство. Конечно, стыдно стоять у доски и говорить: “Извините, Мария
Васильевна, я не решил задачку”. И дальше уже от уровня честности: один скажет
правду, что забыл, увлекся игрой в хоккей (тогда гоняли кривыми палками
тряпичные самодельные мячи), другой придумает себе отговорки, наплетет сто
коробов, лишь бы было похоже на правду. Да, вот так стоять у доски стыдно. Но в
тысячу раз стыдно, когда учитель уличит тебя в том, что ты воспользовался чужим
трудом. Он скажет “списал”, а в подтексте этого слова слышится
Жили
три друга – товарища. В
маленьком
городе
Эн.
Были три друга - товарища Взяты фашистами
в плен.
Стали
допрашивать
первого,
Долго
пытали его —
Умер
товарищ замученный
И
не сказал ничего.
Стали
второго допрашивать,
Пыток
не вынес второй –
Умер,
ни слова не вымолвив,
Как
настоящий герой.
Третий
товарищ не вытерпел,
Третий
язык развязал.
Не
о чем нам разговаривать!
-
Он перед смертью сказал.
Их
закопали за городом,
Возле
разрушенных стен.
Вот
как погибли товарищи
В
маленьком городе Эн.
Учитель:
Обязательно ли быть героем, чтобы быть достойным человеком?
Не
каждый достойный человек обязательно станет героем. Но ни один герой не может
быть человеком без высокого чувства: именно достоинство лежит в основе
подлинной гордости, чести, веры в правое дело.
Послушаем, что же случилось с Витей, героем рассказа, эвакуированным из Москвы?
Ученик:
Однажды, возвращаясь вечером из школы, Витя увидел, что в сумерках три довольно
крепких “лба”, как говорили тогда о дылдах, доказывающих всем свою “правоту”
кулаками, колотят паренька, он не разглядел кто это, как выяснилось потом, -
его же одноклассники, за пару минут до того вышедшие из школы. Увидя явную
несправедливость - трое на одного, он крикнул парням, чтобы они прекратили
подлость, те только хмыкнули, и тогда худенький, не очень приспособленный,
казалось, к драке Витя ринулся в бой. Откуда у него взялись только силы, видимо
вот от этого, свойственного ему чувства собственного достоинства и
справедливости. Ведь только тот, кто в самом деле имеет чувство собственного
достоинства, кто дорожит чужим. Самое любопытное в этой истории состоит в том,
что Витя поколотил и весьма ощутимо парнишку, которого все побаивались и от
драки, с которым все уходили, а он любил похвастаться силой, щелкнуть
кого-нибудь по лбу или по затылку. А тут побитый с тяжелым синяком пришел в
школу... с матерью. Она, увидев следы драки на физиономии своего “младенца”,
возмутилась, и, не считаясь с его просьбой не ходить в школу, пришла к
директору, да еще и учинила ему скандал.
"Украл”. Да какое же это воровство? Ведь ты же не вырываешь страничку из
тетради, а только списываешь?! Но что делать, вещи надо называть своими
именами. Ты списал чужую работу. Вот представь, что это не домашнее задание, а,
скажем, написанные твоим товарищем стихи. И ты отдал их в редакцию под своим
именем. Правда рано или поздно выяснится. И за такой поступок человека по головке
не погладят, его отдадут под суд. А если это будут не стихи, а чертеж
изобретения? Видишь, как далеко завели рассуждения о том, достойно или
недостойно человека списывать чужую ДОМАШНЮЮ работу. Все это понимал Виктор и
даже пытался объяснить ребятам, но далеко не все его понимали. У каждого из нас
не сразу вырабатывается вот это самое чувство человеческого достоинства, оно в
нас есть, но мы еще не знаем, что же это такое.
Ребята
показывают инсценировку французской баллады «Белая шаль».
Действующие лица:
Ведущий
Мать
Сын
Палач
Ведущий:
Баллада рассказывает о юном революционере, который был в отряде повстанцев,
борющихся за свободу народа. Его поймали враги, королевские солдаты, он осужден
на смертную казнь, почти мальчик, и утром на большой площади, где установили
эшафот, ему должны отрубить голову.
Ночью
в его камеру, подкупив стражу, приходит мать.
Мать:
Я рано утром буду принята королём, я на коленях буду умолять его помиловать
тебя, ведь ты совсем мальчик. Если моя просьба будет услышана королём, и ты
будешь прощен, - утром в толпе увидишь меня - я буду в белой шали. Если же
король ответит отказом - шаль будет черная.
Ведущий:
И вот - утро казни, бушует толпа у эшафота, она негодует, что казнят такого
юного паренька. И все ему сочувствуют. А он с улыбкой выходит к плахе спокойно
кладет голову: вот-вот прозвучат слова прощения, ведь мать стоит в толпе в
белой шали.
Палач
заносит топор, казнь свершена. В толпе рыдает женщина в белой шали. Она
боялась, что сын струсит, увидев плаху и топор, и одетого в красные одежды
палача, что её мальчик начнет просить прощения, унизив свое достоинство,
достоинство революционера.
А
так он умер спокойно и достойно.
Учитель: Во время войны, сколько молодых юношей
достойно, как подобает солдатам и патриотам прошли через огонь и смерть, спасая
Родину от коричневой фашистской нечисти, скольким мальчишкам и девчонкам,
попавшим в руки врагов, пришлось вынести муки пострашнее, чем герою “Белой
шали” - допросы, пытки. И сколько матерей, страдая от невыносимого горя, думали
о том, чтобы дети их многострадальные сохранили в себе человеческое
достоинство, не показали слабость врагам.
Ученица читает стихотворение С. Михалкова
“Если разлад между высшим и внутренним миром очень велик, то надо задуматься и
спросить себя: что же ты за человек, если тебе стыдно даже самому себе
признаться кое в чем?”
Три разных человека, три разных эпохи, три героических - каждая по-своему,
неповторимых и прекрасных судьбы, три мастера, оставивших нам свои вечные
творения, столь несхожие меж собой. И как одинаково они говорят о той огромной
роли, которую играет в судьбе каждого человека, и в твоей судьбе, друг мой,
чувство, которое нельзя ни купить, ни занять, а лишь воспитать в себе,
вырастить в сердце своем - ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, делающее человека
воистину человеком.
Вопросы
для обсуждения
1
Что значит быть достойным? Обязательно ли
быть героем?
2
А где в наше время можно проявить
достоинство? По отношению к кому надо вести себя достойно?
3
Достойно ли подсказывать?
4
Достойно отказать списать или попросить
списать?
5
А что, по вашему мнению, ещё должно
«ходить в понятие достоинства?
6
Как вы понимаете слова: “В основе
человеческого бытия, человеческого существования, человеческой жизни - лежит
доброта”.
7
Согласитесь ли вы со мной:
Жить
достойно - значит жить по заповедям. Я думаю, как нигде уместны заповеди Иисуса
Христа (их 10). Вот некоторые из них, которые отвечают сегодняшней нашей теме:
-
Возлюби ближнего как самого себя.
-
Почитай отца и мать.
-
Не убий.
-
Не укради.
-
Не лжесвидетельствуй (т.е. говори правду).
-
Не возжелай из ближнего своего (т.е. не проси).
-
Чти день воскресный.
Итак, в основе человеческого бытия лежит доброта, доброе отношение друг другу,
поэтому и хочется закончить наш классный час стихотворением Гульчехры
Джураевой (читаю наизусть).
Говорят,
что я горда.
Что
же - я отвечу: да
Во время урока директор и мать пострадавшего вошли в класс.
Директор
велел подняться ему, не знаю как кто, а я в голосе директора почувствовал
иронию. Конечно, безобразие, что ученик поколотил ученика, но директор явно не
сочувствовал пострадавшему. Ведь на то он и директор, чтобы знать об учениках
все на свете.
Итак,
- сказал директор, - чья это работа?
Моя,
- встал Саша.
Кого угодно мы представляли в роли драчуна, только не Сашу. Да и не годился он
для драки, по нашим представлениям, поэтому сначала мы даже не поверили. А Саша
и оправдываться не стал, а просто сказал:
-
Ему попало за дело. Пусть расскажет сам.
Но пострадавшему мужества не хватило. Он упорно молчал уставясь в пол, потом
начал что-то выдавливать из себя. А мать его все повторяла: “ Вот видите, вот
видите! И это называется воспитание?”
Но тогда встали два паренька, принимающие участие в драке, и все сами
рассказали. И мать пострадавшего покраснела и стала извиняться.
И выяснилось, что и тот,
за кого вступился Виктор, потому не встает, что нечестно поступил по отношению
к товарищам, и за это они решили его “проучить”.
-
И все равно, - сказал Виктор, - трое на одного - это подло.
-
И все с ним согласились.
Вот какая произошла непростая и неоднозначная история.
Но девчонки снова все полюбили Виктора, а мальчишки захотели с ним дружить,
несмотря на то, что он по-прежнему не давал списывать.
Учитель:
Дети,
запомните, пожалуйста, замечательные слова великого педагога Василия
Александровича Сухомлинского: “Духовное богатство немыслимо без чувства
собственного достоинства... Без самоуважения нет нравственной чистоты и
духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости,
достоинства - это камень, на котором оттачивается тонкость чувств”.
“Чувство гуманности оскорбляется, - пишет Виссарион Белинский, - когда люди не
уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и
страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства”.
И,
наконец, Николай Островский:
Перед
низостью
горда,
Перед
пошлостью горда,
Я
всегда.
Если
подленькая месть
Мне
захочет в душе влезть,
Если
золотом увесят –
Совесть
заглушить хотят, -
Перед
этим я горда
Отвечаю:
“Никогда”.
Но
с тобою доброта,
Я
доверчиво проста,
Тает
гордость, словно снег
В
день погожий по весне...
Как
ищу я, как я жду Красоту и доброту!
Вот и мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту,
милосердие к людям и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством
собственного достоинства и уважает достоинства других.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.