Классный
час: «Далёкому мужеству верность храня»
Учитель: Герасимова О. А.
Санкт – Петербург 2015
Цели и задачи:
Педагогическое стимулирование патриотических
чувств
для осознания
учащимися исторических ценностей и роли СССР в Великой Отечественной войне
сохранение и
развитие чувства гордости за свою страну, край.
-
воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту
государственных интересов.
Форма проведения классного часа:
Литературно-музыкальная композиция с
элементами инсценирования
Место проведения: Актовый
зал школы
Ход
классного часа
Учитель:
В этом году наша страна празднует 70 годовщину Победы в Великой Отечественной
войне.
Годы
войны выдались очень тяжелыми для нашей страны. Но все-таки мы добыли победу
кровью, беспримерным героизмом, тяжелейшим трудом и огромными безвозвратными
потерями, неиссякаемой энергией и верой советского народа в неизбежную победу
над врагом. За нашу страну сражались миллионы людей. Погибло 27 миллионов
человек.
Ученик:__________________
Давным-давно
была война -
Стоят
подростки у гранита
Читают
чьи-то имена
Что
на поверхности пробиты
__________________
Ученик:
Искусных
скульпторов резцы
На
вечном камне написали
Как
наши деды и отцы
Сражались
здесь и умирали
_
Ученик:_________________
Они
за то в атаку шли -
Нет,
не за эти письмена -
Чтоб
внуки их сказать могли:
«Давным-давно
была война»
Ученик:__________________
Война
- страшнее нету слова.
Момент
страданий и смертей.
и
нет страшнее тем позора,
кто
дал начало битве сей.
Ученик:__________________
Кто
смог убить те миллионы
из
- за клочка сухой земли,
кто
напускал на нас патроны
чтоб
сладко жить, как короли.
Ученик:__________________
Как
женщины таких рожали,
как
их вообще несла земля,
как
их солдаты уважали -
никак
не понимаю я.
Ученик:__________________
Ну
что ж, за что они боролись
во
то они погребены.
Уж
знайте на что вы напоролись,
Россия
- нет сильней страны!
Ученик:____________________
Тем,
кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
Ученик:____________________
Тем,
кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Ученик:____________________
Тем,
кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.
Ученик:____________________
Тем,
кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,
____________________
Тем,
кто ради правого дела сердце был отдать готов,
Ученик:____________________
Тем,
кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
ВМЕСТЕ
Всем
тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящаем.
Учитель:
Ночь с 21 на 22 июня 1941 года.
(инсценированное представление)
Звучит мелодия «Утомленное солнце». На сцене танцуют
нарядно одетые молодые люди (три пары), они тихо беседуют, смеются. На лицах —
выражение безмятежной радости, в глазах — счастливый блеск. Мелодия внезапно
обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов. Девушки в
ужасе закрывают головы руками. Юноши пытаются заслонить их от страшных ударов.
Все разбегаются.
За сценой голос диктора радио.
22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны гитлеровская Германия
вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических республик.
(на сцене учащиеся напряженно слушают сообщение, стоя у репродуктора.)
ЮНОША___________________________
Тот
самый длинный день в году
С
его безоблачной погодой
Нам
выдал общую беду
На
всех, на все четыре года.
(инсценированное представление)
На сцене — проводы новобранцев: девушки, еще в белых платьях,
плачут, обнимая молодых солдат, уходящих на фронт. Солдаты строятся, проходят
по сцене.(Звучит «Прощание славянки») фон.
Девушки машут солдатам платочками.
Учитель:__________________________
Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны.
1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и
горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.
(инсценированное представление)
Слышатся звуки боя: выстрелы, автоматные очереди, вой мин, разрывы
снарядов, рев моторов, лязг гусениц. На сцене солдаты: стреляют из винтовок с
колена, лежа на земле, имитируют рукопашную схватку. Санитарки перевязывают
раненых, уносят их на носилках.
Ученик:_________________________________
Враг шел на восток. Наши войска несли тяжелые потери...
Ученик:_____________________________________
Мы
знали всё: дороги отступлений,
Забитые
машинами шоссе,
Всю
боль и горечь первых поражений,
Все
наши беды и печали все.
Ученик_____________________________________
И
нам с овчинку показалось небо
Сквозь
«мессершмиттов» яростную тьму,
И
тот, кто с нами в это время не был, —
Не
стоит и рассказывать тому.
Звучит песня В. Баснера
на стихи М. Матусовского (исполняет вокальная группа двух классов)
«На безымянной высоте»
Дымилась роща над горою,
И вместе с ней горел закат...
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда...
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Ученик:___________________________________
За
днями дни. Забыть бы, бога ради,
Солдатских
трупов мерзлые холмы,
Забыть,
как голодали в Ленинграде
И
скольких там не досчитались мы.
Ученик:______________________________
Нет,
не забыть — и забывать не надо
Ни
злобы, ни печали, ничего...
Одно
мы знали там, у Ленинграда,
Что
никогда не отдадим его.
Солдат.(Юноша
в солдатской форме)
Нет,
Не до седин. Не до славы
Я век свой хотел бы продлить,
Мне б только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить;
Прижаться к земле
И в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.
Мне б только
Вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод
Всадить ее,
Врезать, как надо,
В четырежды проклятый дзот,
Чтоб стало в нем пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траве!
Прожить бы мне эти полмига,
А там я — сто лет проживу!
Звучит песня В. Высоцкого «Сыновья уходят в бой».
(Исполняют
2 ученика)
1.Сегодня не слышно биенья сердец -
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
2. "На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу, придет другой".
Мы не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой.
3.Вот кто-то решив: "После нас - хоть потоп",
Как в пропасть, шагнул из окопа,
А я для того свой покинул окоп,
Чтоб не было вовсе потопа.
Ученик:
На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить, они
вспоминали дом, мать, любимую, писали письма...
Ученик:
А в далеком поселке солдата ждала любимая девушка.
Ученик:__________________
Жди
меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди;
Жди, когда снега метут;
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Учитель:
Женщины-солдатки: матери, сестры, жены, любимые... Сколько лишений и трудов
выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата; мужа...
Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка. А
многие воевали рядом с мужчинами.
Ученица (в солдатской форме)
Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты;
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший
Сорок первый год.
Я пришла из школы
В блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы —
В «мать» и «перемать».
Потому что имя
Ближе, чем «Россия».
Не могла сыскать.
Ученица(в
солдатской форме)
Я
только раз видала рукопашный.
Раз — наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Звучит песня на стихи М.Ножкина «Последний бой»
Последний бой Автор
музыки и текста М.Ножкин
(исполняет вокальная группа двух классов)
1.Мы
так давно, мы так давно не отдыхали.
Нам
было просто не до отдыха с тобой.
Мы
пол-Европы по-пластунски пропахали,
И
завтра, завтра, наконец, последний бой.
Припев.
Еще
немного, еще чуть-чуть,
Последний
бой - он трудный самый.
А
я в Россию, домой, хочу,
Я
так давно не видел маму.
2.Четвертый
год нам нет житья от этих фрицев,
Четвертый
год соленый пот и кровь рекой,
А
мне б в девчоночку в хорошую влюбиться,
А
мне б до Родины дотронуться рукой.
Припев.
3.Последний
раз сойдемся завтра в рукопашной,
Последний
раз России сможем послужить,
А
за нее и помереть совсем не страшно,
Хоть
каждый все-таки надеется дожить.
Припев.
Учитель.
Поразительно
пророчество поэта: нас ждал «ослепительный май» — победный май 1945 года. Но к
этому дню народ шел трудной дорогой нечеловеческих усилий, испытаний, горя и
слез.
И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года — день Победы,
день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах: 20
миллионов жизней стоила нам эта победа.
Ученица:
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
С. Щипачев
Исполнение песни «От героев былых времен» (Исполняют
все учащиеся)
1.От
героев былых времен не осталось порой имен.
Те,
кто приняли трудный бой, стали просто землей и травой.
Только
грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.
Этот
вечный огонь нам завещан и одним. Мы в груди храним.
2.Посмотри
на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо
Вот
застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю.
Хоть
им нет двадцати пяти - трудный путь им пришлось пройти.
Это
те, кто в штыки поднимался, как один. Те кто брал Берлин.
3.Нет
в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.
И
глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.
Этот
взгляд, словно высший суд для ребят, что сейчас растут.
И
мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть.
Список литературы
http://www.litera.ru/stixiya/themes/war.html
http://pravkniga.ru/voina.html?id=6429
http://juliadrunina.narod.ru/
http://www.kostyor.ru/poetry/war.html
http://www.npstoik.ru/museum/room_memorial/museum_1008/html/Stixi.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.