Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыКлассный час «Афганистан- память и боль»

Классный час «Афганистан- память и боль»

Скачать материал

Классный  час «Афганистан- память и боль»                

 

 

Цель: 1) расширить знания учащихся о войне в Афганистане,

            2) знакомить учащихся с героями афганской войны;

            3) воспитывать уважение к подвигу воинов - интернационалистов.

Предварительная работа:

1)      подбор информации о войне в Афганистане;

2)      подбор музыки;

3)      подбор информации о воинах- афганцах; 4)      составление презентации

 Оборудование: мультимедийный  проектор, экран, презентация.

Ход классного часа

  Первый ведущий  (слайд 1)

Я не знаю, кому и зачем

Это нужно,

Кто послал их на смерть

Недрожащей рукой,

Только так бесполезно,

Так зло и ненужно

Отпускали их в вечный покой.

                                                                                    А. Вертинский.

     Нашу встречу сегодня я назвала “Живая память”. Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других “горячих точках”. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.15 февраля – особый день. Это дата начала вывода советских войск из Афганистана. Прошло уже более 20 лет с окончания той войны. Но и сейчас вспыхивают пожары, где необходимо присутствие российского солдата. И для участников вооруженных конфликтов в Чечне этот день стал днем памяти.

Об этих войнах ни на день не умолкает спор: участие в войнах и вооруженных конфликтах есть добро или зло для российских солдат и их страны? Не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война?

Именно поэтому сегодня я приглашаю к разговору два поколения: участников войн в Афганистане, Чечне, виртуально они будут говорить своими письмами, вашими голосами, которые писали домой, и вас.

Афганистан (историческая справка) ( слайд 2)

Государство в Юго-Западной Азии. На севере граничит с Российской Федерацией.

·           Территория 647.5 тысяч кв. километров.

·           Население 15.5 млн.человек.

·           Более 20 народностей

·           Официальный язык – пушту и дари

·           Столица – Кабул

·           Господствующая религия – ислам

·           Долгое время – колония Англии

·           В 1919 году правительство Амануллы-хана провозгласило независимость

·           Война Англии против Афганистана – победой благодаря помощи Советской России. Это первая страна с которой Россия заключила дипломатические отношения.

·           В январе 1929 года к власти с помощью англичан пришла династия Надир-шаха (правила до июля 1973 года).

·           27.04.1978 года в Афганистане произошла национально-демократическая революция. В этом же году был заключён советско-афганский договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

В течении 1978-1979 годов лидеры Афганистана неоднократно обращались к руководству СССР за военной помощью для “ удержания завоеваний апрельской революции”. СССР, для которого эта революция была неожиданностью, официально поддержал её с первых дней, увидев в этом возможность установить влияние в этом регионе. Советский Союз снабжал Афганистан оружием и боевой техникой, посылал туда военных специалистов. Однако этого для удержания власти было недостаточно. Моджахетам (врагам революции) помогали США.         ( слайд3)

В марте 1979 года Председатель Революционного Совета и премьер-министр ДРА Н.М.Тараки в связи с угрозой взятия города Герат попросил немедленной помощи. Всего правительство ДРА обращалось к руководству СССР 11 раз. Вскоре власть перешла к Х.Амину, политика которого была направлена на сближение с США. Стало известно о гибели Н.М.Тараки по приказу Х.Амина.

Политбюро ЦК КПСС 4 декабря 1979 года приняло решение а направлении в Афганистан спецотряда ГРУ Генерального штаба численностью 500 человек, а 12 декабря на заседании Политбюро было принято решение о вводе войск в Афганистан.

27 декабря 1979 года “ограниченный контингент” советских войск вошёл в Кабул и захватил дворец Х.Амина. Лидер партии НДПА Б.Кармаль был доставлен в Кабул из Чехословакии, где находился в эмиграции, и принял руководство страной. В шутку его у нас называли Борисом Кармалёвым. Наджибулла в 1989. В 1991 году свергнут талибами.

Девятилетнее пребывание советских войск в Афганистане отрицательно сказалось на престиже СССР на международной арене и вызвало негативное отношение к руководству страны внутри Советского Союза. С материальной точки зрения СССР терял в Афганистане от одного до нескольких миллионов рублей в день. Но самыми невосполнимыми потеряли были люди. В Афганской войне погибло более 15 тысяч человек.

15 февраля 1986 года в результате политики М.С.Горбачёва войска генерала Громова были выведены с территории Афганистана. Сам командующий армией пересёк советско-афганскую границу последним.

На афганской земле воевали воины-кубанцы. За мужество и героизм майору Богданову Александру Петровичу, рядовому Курякину Владимиру Павловичу и рядовому Жалимову Борису Хасановичу присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Чечня

Это незаживающая рана России. “Восстановление конституционности и правопорядка на территории Чеченской республики”, “ Ликвидация незаконных вооруженных бандформирований”, “Антитеррористическая операция” … так назывались события, происходящие в республике Чечня.

Но – это война.

Джохар Дудаев – генерал ВС СССР, избранный президентом Чечни, проводил политику выхода республики из состава России.

В декабре 1994 года началась первая чеченская компания. Мы были свидетелями кровавых злодеяний Шамиля Басаева, Аслана Масхадова, Хаттаба.

63 воина из войск Дальневосточного военного округа погибли в Чечне, защищая государственную целостность Российской Федерации, истребляя террористические банды. Мы назовём сегодня имена тех, кто стал Героями России, отдав свою жизнь на земле Чеченской республики.

25 лет назад,  15 февраля 1989 года советские войска были выведены из Афганистана. (слайд 4) А до этого почти 10 лет войны,10 лет боев, крови, страха,  подвигов. На  истерзанных пулями и осколками афганских высотах, при защите мирных кишлаков, охране грузов проявились  лучшие черты наших современников, солдат и офицеров. Документ- справка: «Потери личного состава ограниченного контингента советских  войск  в Республике Афганистан в период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля  1989 г. составили: убито, умерло от ран 13833 человека из состава 40-й  армии. Ранено 49985 человек, стали инвалидами 6759, из них пропали без вести 312 человек. Кроме этого, военных советников- 180 человек, переводчиков, специалистов из других министерств и ведомств- 584 человека».

Второй ведущий.  Кому же нужна была эта война? Как все начиналось? В результате апрельской революции 1978 г. в Афганистане пришла к власти Народно- демократическая  партия Афганистана. Афганистан был объявлен Демократической  Республикой. Главой государства и премьер- министром назначается М.Н. Тараки, первым заместителем премьера и министром иностранных дел – Х. Амин. 19 июля Тараки и Амин ставили вопрос о вводе двух советских дивизий в случае чрезвычайных обстоятельств. Наши советники, чтобы как – то  умиротворить Амина и Тараки, пошли на небольшую уступку- «полагали бы целесообразным в ближайшие дни направить в Кабул один спецбатальон и транспортные вертолеты с советскими экипажами». 23 августа Амин поднял вопрос о введении наших войск в Кабул.

Первый ведущий. 10 октября было официально объявлено о смерти Тараки от непродолжительной тяжелой  болезни ( хотя позже стало известно, что офицеры президентской гвардии за два  дня  до этого  задушили его по приказу Амина). Пошла охота за сторонниками Тараки. К ноябрю 1979 г. в Афганистане фактически началась гражданская война. Постепенно появилась идея создать условия для замены Амина  более прогрессивным деятелем. В это время в Москве находился Бобрак  Кармаль. Именно он возглавил действия прогрессивных сил после смерти Амина.

По предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану Брежнев принял решение об оказании военной помощи. 25 декабря 1979 г. в 15 час. По московскому времени начался ввод советских войск в Афганистан.

Второй ведущий. За годы войны награждено орденами и медалями более 200 тыс. человек. Звания Героя Советского Союза удостоен 71 «афганец». 25 из них это звание присвоено посмертно.

Но, даже зная, что рискуют своей жизнью каждый день, в письмах домой говорили о любви к своим близким, убеждали, что у них все хорошо. (Слайд5)

 «Здравствуйте, дорогие родители!  Если вы внимательно посмотрите на обратный адрес, то должно быть, очень удивитесь – полевая почта. Да, это действительно так.  Я служу в Афганистане. Попал я в роту материального обеспечения. За  меня не волнуйтесь, буду писать редко за неимением времени

Первый ведущий: ( рассказ о воине-кубанце Александре Загуменном, погибшем в Афганистане) (слайды 6,7,8)

 Первый чтец.

Шли сегодня танки без привала, с грохотом осколков по броне.

Здесь учений нет и радуг мало в этой необъявленной войне.

Жаркая, нерусская погода оседает пылью на броне,

Оседает вот уже два года на афганской стороне.

Понесется пыль в Афганистане, вихрем чьи-то жизни прихватив.

Пусть им вечным памятником станет этой песни простенькой мотив.

Жизнь такая наша, без возврата прожитых когда-то мирных дней,

Умирать нам вроде рановато, а приказ не выполнить страшней.

Второй чтец.

Мы в горы делаем бросок, в желудке пусто, в фляге пусто,

А на зубах скрипит песок, как будто ем я что-то тс хрустом.

Но зубы сжав, и автомат, от пота вытерев лицо,

Шепчу себе, что путь назад  свободен лишь для подлецов.

И я иду в безмолвье ада, раз надо Родине – мне надо!

                                                                             (Николай Кирженко)

Первый ведущий. В предисловии к сборнику очерков «Звезды подвига» трижды Герой Советского Союза маршал авиации И. П. Кожедуб писал: «Эстафета мужества передается от поколения к поколению, потому что в основе лежат священные для каждого советского человека понятия: Родина, дружба, воинский долг». Герои афганской войны не какие-то необыкновенные люди, наделенные  особыми качествами. Они такие же, как все солдаты, офицеры, недавние школьники, вчерашние курсанты. Живут такие люди и среди нас.

Третий чтец

Я тоскую по родной стране, по ее рассветам и закатам.

На афганской выжженной земле спят тревожно солдаты.

Они тратят силы, не скупясь, им знакомы голод и усталость,

Дни свои не копят про запас, кто им скажет, сколько им осталось…

Так что ты, кукушка погоди мне дарить чужую долю чью-то,

У солдата вечность впереди, ты ее со старостью не путай…

 Первый ведущий. А закончилась ли эта война для ребят из ограниченного контингента войск? Какими они вернулись? Как их встретила Родина, ради которой они воевали?

Пришел 1990 год, пришли новые проблемы, стали потихоньку забывать тех, кто вернулся. 1991 год – уход Горбачева в отставку, распад Советского Союза. 1994 год – начало военных действий в Чечне. А где же были те, кто вернулся на Родину? Они каждую ночь просыпались в холодном поту, вспоминая ужасы Афганистана. Война берет жертвы, калечит судьбы, ранит сердца и души. Зачем? Почему?

Второй ведущий. «Афганцы» вернулись и оказались просто не нужны. Тогда и появилось общество войнов-афганцев. В 1992 году в Москве был создан Российский союз ветеранов Афганистана. Союз оказывает помощь семьям погибших, т. К. нет средств на оказание помощи всем членам Союза. Моральную травму «афганцам» наносит то, что о них просто забыли.

Говорят, время лечит. Но эта боль вряд ли утихнет. Война всегда война. Под ее черным покрывалом непременно окажется чей-то дом, чья-то семья.

 

Нам товарища спас верный бронежилет,

 Товарищ  тот был восемнадцати лет.    

Поклянемся, друзья, не забыть тех парней,

Тех, кто жизни отдал на афганской земле.

Память в сердце о них сохраним навсегда,

 Если только самим жизнь подарит судьба.

Сергей  Дементьев

(Звучит песня «Родина моя»» )

                                   

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час «Афганистан- память и боль»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: 1) расширить знания учащихся о войне в Афганистане,

            2) знакомить учащихся с героями афганской войны;

            3) воспитывать уважение к подвигу воинов - интернационалистов.

Предварительная работа:

1)      подбор информации о войне в Афганистане;

2)      подбор музыки;

3)      подбор информации о воинах- афганцах; 4)      составление презентации

 Оборудование: мультимедийный  проектор, экран, презентация.

Ход классного часа

  Первый ведущий  (слайд 1)

Я не знаю, кому и зачем

Это нужно,

Кто послал их на смерть

Недрожащей рукой,

Только так бесполезно,

Так зло и ненужно

Отпускали их в вечный покой.

                                                                                    А. Вертинский.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 263 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 641
    • DOCX 50.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гадун Елена Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гадун Елена Петровна
    Гадун Елена Петровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10395
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 111 человек

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 794 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 967 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 118 человек

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология и организация образовательного процесса по информатике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек