Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Классный час "Я и мои права"

Классный час "Я и мои права"

Классный час в 1 классе

Тема: «Ребенок? Да, ребенок»

Цель и задачи:

  1. довести до сознания учеников мысли о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;

  2. обобщить знания учеников о личных правах человека; познакомить учащихся с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией о правах ребёнка;

  3. помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей - без прав;

  4. воспитание гражданина, знакомство с правами и обязанностями гражданина, воспитание патриота.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают) 2. Вступление.

-  Так что же такое счастье нам расскажут  ученики

1 ученик. 

Человеку много нужно.

Чтобы счастливо жилось,

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужны солнце и леса.

Нужно счастье, нужно горе,

И родные голоса

2 ученик.  

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.    

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить, Всё почувствовать вокруг.

- А сейчас давайте внимательно послушаем сценку и обсудим ситуацию.

3. Сценка “Игра”.

Ведущий: - После уроков ребята решили поиграть. Дима: - Давайте поиграем в войну! Женя - Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером. А ты, Никита, будешь бандитом. Никита: - А я не хочу. Дима: - Чего не хочешь? Никита: - Играть в войну. Женя: - Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь. Никита - Я не хочу. Дима: - Захочешь. Никита: - Что же вы меня заставите? Ведущий: - Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав? Учитель: - Давайте поговорим. Как поступил  и Женя и Дима? Почему они не правы? Прав ли Никита?  - Потому, что каждый человек имеет право выбора, право высказывать своё мнение. - Может, кто догадался о теме нашего классного часа? (Права человека.)

(Показ   слайда № 1: тема написана на нем.)

4. Основная часть. (Открытие нового).

- Совершенно верно мы будем говорить о правах человека.

-А знаете ли вы, какие права существуют у человека в любом современном обществе? Какие правовые документы их гарантируют? Нам предстоит познакомится с ними сегодня на классном часе.

Мы - люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.  Что же такое права, и что мы про них знаем?

- Давайте послушаем Нечаеву Анну. 

 

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,

У него уже с пелёнок – веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный добрый дом.

Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любим-

Ведь он на свете не один!

 

- Ребята, как называется документ, в котором перечислены наши права?

На слайде слово: Конституция

- Как вы понимаете, что такое конституция? (Законы жизни.)

С давних пор людей волновали вопросы: что они могут делать и чего не могут, что они обязаны делать, а чего не обязаны, на что они имеют право, а на что не имеют.

Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в кошмар и неразбериху. Например. Во второй мировой войне, которую развязала фашистская Германия, погибло более 50 миллионов  людей, было разрушено множество городов, сёл, деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь, что война самый худший способ решения  споров и  объединились  во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая поставила своей задачей  обеспечение прав человека во всём мире.

В результате работы ООН на свет появился очень важный документ – Всеобщая декларация прав человека.

Попова Полина

- Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи.

В этом документе говорится о том. Что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый человек обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка. Пола. Это значит, где бы человек не жил. На каком бы языке не говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать полными правами.

Учитель

- Где бы ты не жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать. Многие из них вы знаете.

- Назовите права, которые всю жизнь принадлежат человеку.

А теперь повторим их хором на слайде.

Это:   право на жизнь;

- право на свободу и неприкосновенность; - право на труд; - право на отдых; - право на защиту чести и достоинства; - право на образование; - право на медицинское обслуживание.

- Мы рассмотрели большую часть прав, которыми обладает человек в современном обществе. Но каждый из вас тоже является членом общества, маленьким гражданином своей страны.

- Как вы думаете, распространяются ли все перечисленные права на ребёнка?

Но у детей есть ещё и другие права, именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества. У детей есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. Конвенция разработана на основе Всеобщей декларации о правах человека.

В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя

обязательство заботится о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции 54 статьи. У детей появилось ещё одно право – право на заботу.

(Включается музыка выходит Попова Полина)

Где-то музыка звучит, Кто-то в гости к нам спешит! Закрывайте глазки, Очутитесь в сказке… 1, 2, 3, 4, 5… Можно глазки открывать!

Я – королева Права! Все это – не забава! Правовыми тропинками Мы пойдем, На разные вопросы Ответы найдем. Вы готовы в путь пуститься? Только, чур, нельзя лениться! Что ж, сейчас проверю я, как готовы вы, друзья.

Физкультминутка “Хлопай-топай”

Если действия, которые я буду называть, вы считаете неправильными – тогда топаете, а какие, наоборот, подходят для вас – хлопайте.

1.   Право на любовь и заботу.

2.   Право есть шоколад и конфеты.

3.   Дети должны быть равны в своих правах.

4.   Ребёнок не может быть жертвой насилия или войны.

5.   Ребёнок может нецензурно выражаться, если захочет.

6.   Особая забота детям инвалидам.

7.   Дети имеют право на полноценное питание.

8.   Дети имеют право на отдых.

9.   Ребёнок не должен убирать комнату, в которой живёт.

10.    Ребёнок может ходить в школу по желанию.

11.    Все дети имеют право на образование.

12.    Дети имеют право на медицинскую помощь.

13.    Все дети имеют право на свободное общение.

14.    Особая забота детям из неблагополучных и малообеспеченных семей.

15.    Дети имеют право на информацию.

16.    Ни один ребёнок не может быть унижен или обижен.

17.    Ребёнок имеет право получать завтрак в постель.

18.    Ребёнок имеет право ударить того, кого захочет.

- Молодцы продолжим наше занятие. В школьной жизни приходиться слышать довольно часто такие слова « Я имею на это право», «Почему вы нарушаете мои права?»

- Сейчас перед вами будут разыграны ситуации. Прокомментируйте их, используйте статьи Декларации прав человека.

(Ильченко Вика, Подлесных Влад)

Ситуация 1.

Ученик: «Марья Ивановна я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофёром буду? Да и сами вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя дадут, поумнее».

 

Учитель: «Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?»

 

Ученик: «Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А меня ваше преподавание касается, потому что я от него вчера пострадал - меня за вашу 2 наказали».

Итак вопрос, имел ли право Иванов высказывать своё мнение? ( Конечно, всё мы понимаем,  каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя    - это они виноваты во всех наших бедах. Но, тем не менее, закон здесь на стороне М.И.. Заявляя, о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация др. людей. )

- Послушаем другую ситуацию.

Ситуация 2.

- Сидоров разбил окно в школе. Это видели одноклассники и сообщили Кл. руководителю

Учитель: Сидоров, я знаю, что ты разбил окно, не отпирайся!

 

Ученик: А что Сидоров? Чуть что сразу Сидоров? Вы сами- то видели?

 

Учитель: А мне и видеть не надо. Так знаю. Пойдём – ка, голубчик, к директору. А весь класс подтвердит.

 

Ученик: А вы сначала докажите, а потом пойдём к директору!

- Что вы можете сказать об этой ситуации?

- У  каждого человека есть право на свободу и неприкосновенность, но если он нарушает общественный порядок, то его права ограничиваются. И в данной ситуации учитель имеет право отвести Сидорова к директору.

- Рассмотрим следующую ситуацию.

СЦЕНКА

Серёжа. В школе пробыл я полдня

                  И теперь вот у меня

                   Просто буря в животе-

                   Мысли только о еде.

Мама.    Кто с порога – и за ложку?

                Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.  Нет, ты, мама не права,

                 Я свои узнал права.

                 Меня мыться заставляешь?

                  Мою личность притесняешь!

Бабушка.  Ой, с давлением беда.

                    Ты, покушаешь когда,

                     То в аптеку, внук, сходи,

                     Мне таблеточек купи.

Серёжа.    Что ты, бабушка, детей

                      Эксплуатировать нельзя.

                       Одевайся потеплей

                       И иди скорей сама.

Мама.       Ну, тогда помой посуду,

                     Можешь это или нет?

Серёжа.     Что ты, мама, нет, не буду:

                      Ведь на детский труд запрет.

                      Право есть на отдых, кстати,

                      Поваляюсь на кровати.

Мама.     Прав у мам, как будто, нет!

                   Завтра сам готовь обед!

                   И задачу номер пять

                    Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.   Да и брюки завтра к школе

                     Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.       Твои права мы уважать,

                     Конечно же, должны.

Бабушка.    Но только должен ты узнать-

                        Права у всех равны.

- Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у  человека есть  не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

Не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права.

- Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие  обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)

 - Давайте проведём с вами небольшую игру и узнаем об этом.(Выходят 7 человек)

 Выберите предложения, которые подходят для вашего дружного класса.

(на столе лежат полоски с правилами)

- Каждый выберите себе одно правило и прочитайте его.

 

- Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

- В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.

- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к  другу следует только по имени.

- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

- В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.

- Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.

- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

-Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

- Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.

- Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.

-  Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

После выполнения работы в группах ребята зачитывают то, что у них получилось.

Листочки с правилами раздать в классный уголок

-  Ребята, а почему человек должен знать свои права?  Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. И я желаю вам, чтобы вы росли сильными, уверенными  людьми.

Встают дети читают по строчке.

Последнюю строчку ребята произносят все вместе.

19 СЛАЙД «Я - РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК».

-Я имею право быть чёрным и белым.

-Я имею право быть ловким и смелым.

-Ты имеешь право иметь своё имя.

-Ты имеешь право быть просто любимым.

-Мы имеем право на всём белом свете.

-Мы имеем право! Мы – дети!

 

И  в завершении нашего заняти давайте споём песню

ПЕСНЯ «ТЫ ДА Я»( сл. М. Пляцковского, муз.В.Иванова). Дети встают и, обнявшись, исполняют песню. Вовремя исполнения песни на экране демонстрируется видеофильм о жизни нашего класса.

Ты да я, да мы с тобой… Ты да я, да мы с тобой… Хорошо, когда на свете есть друзья. Если б жили все в одиночку, То давным-давно на кусочки Раскололась бы, наверное, Земля. Если б жили все в одиночку, То давным-давно на кусочки Раскололась бы, наверное, Земля.

Ты да я, да мы с тобой… Ты да я, да мы с тобой… Землю обойдём, потом махнём на Марс. Может у оранжевой речки Там сидят грустят человечки Потому, что слишком долго нету нас. Может у оранжевой речки Там сидят грустят человечки Потому, что слишком долго нету нас.

Ты да я, да мы с тобой… Ты да я, да мы с тобой… Нас не разлучит никто и никогда. Даже если мы расстаёмся, Дружба всё равно остаётся, Дружба остаётся с нами навсегда. Даже если мы расстаёмся, Дружба всё равно остаётся, Дружба остаётся с нами навсегда.

Ты да я, да мы с тобой… Ты да я, да мы с тобой… Ты да я, да мы с тобой…

 

 

Права и обязанности школьников

 

- Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

 

- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

 

- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к  другу следует только по имени.

 

- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

 

- Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.

 

- Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

 

- Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.


  • Другое
Скачать материал
Автор Мамбетова Дамеля Кунамбаевна
Дата добавления 26.11.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 675
Номер материала MA-072360
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы