Классный час в 4 классе
Семинар-практикум по правам ребенка
«Я имею право»
Цель:
приобретение начальных знаний в области прав ребенка.
ВВОДНАЯ
ЧАСТЬ
1.
Сообщение о цели семинара
2.
Создание благоприятной атмосферы.
Игра «Ливень»
Один
из участников выполняет роль «дирижера» ливня и становится в центре круга. Как
в оркестре, дирижер вовлекает каждого в исполнение симфонии дождя по очереди.
Став лицом к одному из участников, «дирижер » начинает быстро тереть одну
ладонь о другую. Этот участник подхватывает движение, и по мере того, как
«дирижер» поворачивается на месте, к действию подключаются все. Затем, дойдя до
первого участника, он (она) начинает щелкать пальцами, и действие постепенно
подхватывается всем кругом по мере того как «дирижер» поворачивается. Следующий
этап – это хлопки по бедрам. Далее участники стучат ногами. Постепенно, как
при настоящей грозе, громкость уменьшается, «дирижер» проходит все стадии в
обратном порядке до тех пор, пока последний из учеников не перестанет тереть
ладони.
-
Как на этой игре шел дождь – по нарастающей, так будет возрастать и
уменьшаться темп нашей с вами работы.
3.
Правила
работы в группах.
-
Предлагаю принять следующие правила работы в группах:
·Каждый
имеет право на свое мнение
·Правило поднятой руки
·Высказывается
только один участник
·Говори только на языке
«Я»
·Кто
больше отдает – тот больше получает
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
-
Что такое право? Право - это совокупность норм, выраженных в законах и
иных нормативных актах. Нормы права утверждаются государством, поэтому в них
выражается государственная воля. Нормы права регулируют наиболее важные
общественные отношения. Основными правами, которыми обладают все люди с момента
рождения являются: право на жизнь, на свободу, на безопасность, на достоинство
и т.д. Но в особой защите своих прав нуждаются дети, потому что они не
обладают достаточными знаниями и жизненным опытом, чтобы делать это самостоятельно.
Один их основных документов, защищающих права ребенка во
всем
мире, является Конвенция о правах ребенка – это договор ООН, в котором
говорится о правах, присущих детям во всем мире. Эта Конвенция – первый в
истории универсальный официальный кодекс прав ребенка, которые могут быть
разбиты на 4 категории.
Права
на выживание охватывают права ребенка на жизнь,
кров, питание и
доступ
к медицинскому обслуживанию.
Право
на развитие включает все, что необходимо детям
достижения наибольшего развития своих способностей. Например, право на отдых,
культурную деятельность, доступ к информации.
Права
на защиту требуют, чтобы дети были защищены от
насилия и эксплуатации. Особое внимание обращено на проблемы детей беженцев,
вовлечение детей в вооруженные конфликты, потребления подростками наркотиков.
Права
на участие позволяют
ребенку принимать активное участие в жизни общества и страны.
По
мере взросления дети должны иметь все возрастающие возможности доя активного
участия в общественной жизни, подготовиться к принятию ответственности за
жизненно важные решения.
Ответственность
за ребенка несут родители.
В
нашей стране права ребенка защищает Закон Республики Беларусь «О правах
ребенка».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.
Методика
рисования образ «Я» по одному шаблону.
Каждому учащемуся раздаются
листочки с одинаковым шаблоном человечка. Задача данного задания состоит в том,
чтобы ученики нарисовали себя в этом человечке так, как они себя видят.
Основным критерием правильности выполненного задания является то, чтобы никто
не вышел за границы этого «человечка».
Обсуждение:
- Понравилось ли вам
задание?
-
У всех ли получилось нарисовать себя?
-
Какое важное правило вы должны были соблюдать? (не выходить за границы)
-
Сложно ли это было сделать?
Подведение выводов:
«Все мы - разные, но
права у нас одинаковые»
2.
Знакомство
с текстом Конвенции о правах ребенка.
Игра «У кого больше»
Цель:
знакомство с текстом Конвенции о правах ребенка, принятие положения о
неотъемлемости и неделимости прав, дать возможность через игру прочувствовать
отсутствие прав.
Необходимые
материалы: карточки с тексом статей Конвенции о
правах ребенка, 4-5 игральных кубика .
Ход проведения:
Разбить
участников по 5-6 человек.
Группе
выдается набор карточек и игральный кубик.
Карточки
раздаются на всех участников.
Группа
определяет первого игрока.
Игра
идет по кругу по часовой стрелке.
Первый
игрок бросает кубик: если выпадают стороны 1,3, 5 – столько карточек игрок
забирает у соседа справа, если выпадают стороны 2,4,6 – столько карточек игрок
отдает соседу слева.
Ход
переходит к следующему игроку.
Если
все карточки уходят, игрок покидает поле.
Игра
заканчивается:
1.
Если вышли все участники игры, кроме 2-х.
победителем считается тот, у кого больше карточек.
2.
По сигналу ведущего. Победит тот, у кого
больше карточек.
Обсуждение:
-
всем ли хотелось бы победить?
-
что вы чувствовали, когда получали дополнительные карточки?
-
какие чувства вы испытывали, когда приходилось терять свои карточки?
-
какие права-карточки вам хотелось отдать в первую очередь, какие хотелось
сохранить?
- что бы вы могли
предложить, чтобы не было неприятных ощущений?
Выводы:
·Перед
правами все равны
·Нельзя
забирать права у других
·Очень
неприятно, когда ущемляют твои права
3.
Ранжирование
прав. Упражнение «Что главное?»
Цель:
побудить учеников защищать свои права, права других
людей.
Необходимые материалы:
копии
групповых карточек, клей, ватман.
Ход
проведения:
Сформировать
несколько групп и дать каждой группе по набору карточек.
Группам
необходимо заполнить таблицу. В каждый столбик необходимо поместить только одно
право.
Ученики
помещают карточку с самым важным право в верхней части таблицы. Под ним
помещают карточку, которые, по их мнению, менее важны, но все же значительны. Затем
средней важности, менее важное. Внизу – самые незначительные.
Когда участники придут к
согласию относительно ранжирования, они могут приклеить карточки к листу
бумаги. Пусть один участник от группы объяснит остальным, почему сделан такой
выбор в распределении карточек.
Цель
ранжирования состоит в том, чтобы помочь ученикам понять их собственные
предпочтения.
Чтобы
способствовать этому процессу, учитель должен:
·Дать
ученикам определенное время для обсуждения;
·Способствовать
переговорам учеников по поводу ранжирования и оценки разных вариантов
распределения карточек, а не стремиться, чтобы все было сделано сразу и быстро;
·Напомнить
ученикам, что тут нет единственно правильного ответа.
Самое
важное
|
|
Очень
важное
|
|
Средне
важное
|
|
Менее
важное
|
|
Наименее
важное
|
|
РЕФЛЕКСИЯ
«Открытый
микрофон»
Ученикам
по очереди в «открытый микрофон» предлагается рассказать о своих впечатлениях и
ощущениях об участии в семинаре. О том, что нового они узнали о правах.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.