Классный час: «Толерантность»
Цели: научиться взаимодействовать друг с другом; развитие эмпатии и
толерантности, навыков активного слушания, способствовать развитию
коммуникативные навыков; повысить самооценку.
Ведущий на доске пишет: «классный час: тема …». я специально не
написала тему и хочу попросить вас угадать ее.
1.Сценка «Перед вами две дороги. Выбирайте...»
Молодой
человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой
мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли
слёзы.
–
Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.
– Не
вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав её
руку.
–
Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
– А
нам-то что? Он сам виноват.
–
Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
–
Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает,
ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
– Я
всё равно подойду. – Девушка вырвала руку.
– Я
тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с «всякими». Пойдём отсюда, –
он попытался увести её.
–
Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не
понимаешь!
Девушка
оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она
решительно одёрнула руку.
–
Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой.
– Я
сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница.
Я не отсюда. Мне очень больно.
–
Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
–
Спасибо, леди, спасибо...
–
Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, – у
тебя нет «мобильника»?
Парень
промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала
брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и
приблизилась к парню.
–
Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не
хочу.
–
Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты
пожалеешь об этом.
Девушка
пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
– У
вас открытый перелом, – проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, –
она быстро пошла к телефонному автомату.
–
Девушка! – окликнул её мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и
улыбнулась. – Вы обязательно найдёте себе счастье.
Вопросы:
§
Почему молодой человек отказался помочь?
§
Как бы вы поступили в этом случае?
§
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку
нужна помощь?
§
Как мы должны поступать с людьми, которые просят
милостыню?
Заслушиваются
ответы участников
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы
будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь
то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
2.Упражнение «Сходства и различия»
Ведущий: Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы
отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на
других.
Участники
в группе делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.
§
Как влияют сходства и различия людей на жизнь
общества?
§
Национальность влияет на взаимоотношения людей?
§
Как общаются между собой пожилые и молодые люди?
§
Как сказывается на общении с другими людьми наличие
физических недостатков у человека?
Вывод: В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты.
О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он
строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится
лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности. – этим самым мы
говорим о Сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть.
3.Упражнение «Ассоциации»
Цель: получение обратной связи, развитие навыка размышлять о свойствах
других людей, сравнивая их с другими объектами.
Один
из участников становится ведущим, он выходит из комнаты, остальные загадывают
кого-то из присутствующих. Вернувшийся ведущий может задать группе три вопроса,
например: «Если бы этот человек был рыбой (животным, погодой, деревом, цветком
и т.д.), то какой?» Участники по очереди дают свои ассоциации на загаданного
человека, после чего ведущий должен угадать, о ком шла речь. Если попытка
оказалась неудачной, он может задать еще один вопрос. Затем ведущий может
смениться.
4.Упражнение «Категории»
Цель: потренироваться в высоком уровне взаимодействия между друг другом и
усилить чувство принадлежности к группе.
Время
проведения: 30 минут.
Этапы
проведения игры:
1.
Предложите участникам походить по помещению,
сделать два-три несложных упражнения. Объясните, что физическая активность
способствует умственной деятельности.
2.
Первый раунд: «Найдите всех участников, которые
родились в той же месяце что и вы. Это нужно сделать как можно скорее...»
3.
Второй раунд: «Быстро найдите игроков, которые
хорошо умеют делать, то что и вы...» Образовавшиеся команды можно попросить
показать свое умение.
4.
Третий раунд: «Найдите как можно быстрее всех
участников, у которых столько же братьев и сестер, сколько и у вас.
Единственные дети собираются в свою команду...»
Варианты:
Другие
признаки, по которым могут составляться команды:
§
сходная жизненная ситуация или похожий род занятий
(для облегчения задачи Вы можете сами предложить несколько вариантов);
§
одинаковый цвет глаз;
§
одинаковое настроение;
§
общий любимый цвет.
Я возвращаюсь к теме нашего классного часа, кто сможет назвать ее.
(Толерантность).
Слово «толерантность» происходит от лат. tolerantia – «терпеть», «выдерживать»,
«переносить».
В
разных языках данное понятие приобретает свои смысловые оттенки. Так, в
английском (tolerance, toleration) языке оно означает готовность, способность
без протеста воспринимать личность, вещь; во французском (tolerance) языке –
это уважение свободы другого, его образа мысли; в китайском – проявление
великодушия в отношении других; в арабском – прощение, снисхождение, мягкость,
сострадание, благосклонность; в персидском – терпение, терпимость,
выносливость, готовность к примирению
«Большой энциклопедический словарь» определяет «толерантность» как
терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
5. Рефлексия «Дерево толерантности» (творческое
задание)
Вырастим
наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем
распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно
сделать, чтобы наша группа, техникум, город, страна стали пространством
толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А
теперь приклеим их на дерево.
Возможные
варианты:
§
Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых
§
Не ссориться, стараться понять друг друга
§
Не обращать внимания на национальность,
вероисповедание, внешность, привычки
§
Больше общаться, узнавать друг друга
§
Уважать друг друга, стараться самому стать лучше
Интернет-ресурсы:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53615_full.shtml
http://trepsy.net/razvit/tolerantnost/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.