КЛАССНЫЙ
ЧАС
«НРАВСТВЕННЫЙ
ВЫБОР»
Цель:
формирование позитивного отношения к духовно-нравственным ценностям через опыт
эмоционального переживания и рефлексии.
Задачи:
- создание условий
для формирования нравственных идеалов на положительных примерах;
- создание
условий для критического осмысления и анализа учащимися нравственных поступков
с целью выработки собственной позиции в разных жизненных ситуациях
нравственного выбора.
Техническое
оснащение: мультимедийный проектор, компьютер,
видеоролики «Илья Муромец и Я», «Брошенный камень» на песню Светланы Копыловой,
«О полицейском из Дагестана».
Оформление доски:
слова «мораль», «нравственность», «моральный выбор».
Форма
классного часа: рефлексивный просмотр
видеоматериала.
Ход
классного часа
Мотивация.
Демонстрация видеоролика «Илья Муромец и Я».
Воспитатель:
Итак, перед нами ситуация, соответствующая теме нашего классного часа «Нравственный
выбор». Как поступить в данной ситуации? Высказываем свое мнение.
Ответы учащихся.
От чего зависит
принятое решение? От внутренних качеств человека.
Воспитатель:
Мы с вами нередко оказываемся в ситуации морального выбора. Давайте же
разберемся вместе, что означают эти понятия «мораль», «нравственность»,
«моральный выбор».
С этими
понятиями мы много раз сталкивались на уроках обществознания, на классных
часах. Сформулируем их.
Мораль
- совокупность норм, правил поведения людей по
отношению друг к другу и к обществу. В быту под моральным чаще всего понимается
хорошее, доброе, правильное.
Нравственность
- совокупность норм, усвоенных человеком и определяющих
его поведение.
Что такое
нравственный выбор?
Ситуация нравственного выбора – это такая ситуация,
которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями
или действиями.
Человек в
подобных ситуациях должен принять альтернативное решение о своем отношении к
моральным или аморальным фактам и о своем поведении “Как мне поступить?”
Принять альтернативное
решение – это значит выбрать между добром и злом, сочувствием или безразличием,
смелостью и трусостью, честностью и ложью, верностью и предательством,
альтруизмом и эгоизмом и т.д.
Выбрать
правильное моральное решение – это значит совершить Поступок. А то каким будет этот поступок зависит от
личностных качеств человека, его моральных убеждений и взглядов на жизнь.
Давайте
посмотрим следующий видеоролик, подумаем над тем, какие нравственные задачи
стояли перед людьми, и проанализируем, какими принципами они руководствовались
в данной ситуации.
Демонстрация
видеоролика «Брошенный камень»
Вопросы
учащимся:
Сначала обсудим ситуацию,
в которую попадает молодой человек - владелец машины.
1. Какой
нравственная задача стоит перед ним?
2. Какое
он принимает решение?
3. Как
поступили бы лично вы в данной ситуации?
4. А
соответствует ли это нормам, принятым в нашем обществе?
5. О
каких качествах личности этого человека мы можем говорить?
6. Все
ли люди готовы поступить также? Почему?
7. Какой
вывод можно сделать?
Вывод:
Не все люди готовы пожертвовать материальными благами во имя других, но все бы
мы хотели, чтобы другие жертвовали во имя нас.
Как бы вы
поступили на месте мальчика, бросившего камень?
Поговорим о
поступке мальчика.
1. С
каких он слов он начал свою речь?
2. О
каких личностных качествах это говорит?
3. Хорошо
ли он поступил?
4. А
что предшествовало его поступку?
5. Что
оправдывает его поведение?
6. Как
этот поступок соотносится с вашими взглядами?
Вывод:
мальчик камнем нанес материальный вред владельцу
автомобиля, тем самым нарушил закон, но исходя из моральных норм, поступил
верно, спасая жизнь брата.
А всегда ли
нравственный выбор дается легко? От чего это зависит? На эти вопросы мы
ответим, посмотрев следующий сюжет.
Демонстрация
видеоролика «О полицейском из Дагестана»
Эту ситуацию можно
назвать трагедией и подвигом: трагедией, потому что оборвалась жизнь человека,
подвигом, потому что….
Почему народ
считает это подвигом?
Как вам кажется,
быстро ли принял решение молодой полицейский, что сказать в ответ террористам?
Почему?
Как сказал сосед
Магомеда: «Он с детства рос исключительно хорошим мальчиком». Это говорит о
том, что Магомед с детства принимал только верные решения, совершал
нравственные поступки.
Над своими словами
Магомед Нурбагандов даже не задумывался, они шли у него от самого сердца,
потому что это было его убеждением, мировоззрением, и предложенный террористами
вариант ответа никак не мог быть принят этим человеком.
Думал ли он о
славе перед лицом смерти? Конечно нет.
Сегодня мы уже
знаем, президент РФ В.В. Путин в Кремле родителям Магомеда Нурбагандова лично
вручил государственную награду.
В чем заслуга
родителей?
Чтобы
воспитать такого убежденного патриота, истинного защитника рода и родины
необходимо наличие примера и высоких духовных ценностей в семье, которые
впитываются личностью ежедневно и становятся ее естеством. Тогда любой решение
человек принимает быстро, на задумываясь.
Жизнь показывает,
что все люди, в том числе и мы с вами, легко отличаем хорошие чужие поступки от
плохих. Со стороны все кажется простым и понятным.
А сейчас мы сами
попробуем решить нравственную задачу. Ваш друг просит списать не сделанное им
домашнее задание, в противном случае ему снизят оценку в четверти, и он на вас
обидится. Как вы поступите?
Свое решение
напишите на листочках и разместите их на доске.
Варианты
зачитываются и обсуждаются. А всегда ли ранее вы поступали в соответствии с
этим принципом?
Иногда мы
совершаем поступки, не задумываясь над тем нравственно это или нет. А когда
задаем себе этот вопрос, то решение порой бывает другим.
Желаю вам всегда
думать о том, насколько нравственны ваши поступки?
И закончить наш
классный час хотелось бы словами Конфуция: «Чтобы отличить благородного
человека от низкого, вовсе не надо их выслушивать, надо увидеть, каковы они в
беде».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.