Классный час на
тему:
ВОСПИТАНИЕ
ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Задачи: помочь учащимся понять, осмыслить сущность
волевых качеств; подвести к мысли о необходимости выработки у себя волевых
качеств, самовоспитания; показать значение власти человека над самим собой; способствовать
общению детей и родителей по вопросам воспитания; развивать умения вести
дискуссию; продолжать развитие творческих способностей учащихся.
Подготовительная работа: беседы ребят с
родителями; разработка Творческих заданий; проведение консультаций; оформление
выставки.
Участники: классный
руководитель; учащиеся.
Ход классного
часа
Есть воля, есть
человек! Нет воли, нет человека!
Сколько воли,
столько и человека!
А. П. Довженко
Классный руководитель. Ребята, в жизни мы часто слышим, как люди
говорят: «Он многого добился. У него есть сила воли. Он волевой человек». Кто
же он такой, этот волевой человек? Какими качествами должен обладать человек,
чтобы о нем так говорили?
Ученики:
-
Так говорят о людях, которые добиваются своей цели. Например, так
говорили о спортсмене: «Последние километры дались ему с трудом. Но, собрав все
свои силы, он сделал рывок и первым пришел к финишу. Вот что значит сила воли.
Вот что значит воля к победе!»
Мой папа всегда говорит, что для того, чтобы чего-то добиться, надо
быть человеком волевым. А это значит быть дисциплинированным, упорным и
настойчивым Классный руководитель. Да, это так. Настойчивость -одно из волевых
качеств характера. Волевые люди умеют добиваться поставленной цели, доводить
дело до конца. При этом им часто приходится преодолевать на своем пути
различные препятствия. Но, к сожалению, некоторые ребята преодолевают
препятствия совсем не в том направлении. А их настойчивость зачастую
перерастает в обычное упрямство. То есть настойчивость хороша в достижении
хорошей цели. Что бы вы сказали об этом?
Ученики:
- Иногда мы настойчиво требуем от родителей купить то, на что
им придется истратить много денег. А разобравшись, как говорит моя мама,
понимаем, что эта вещь «ни уму, ни сердцу».
- Мы настаиваем на покупке дорогой игрушки. А потом она ломается
или быстро надоедает. Но деньги уже истрачены. А на них можно было купить много
фруктов или соков, которые так полезны для нашего здоровья. Так мне объяснила
мама.
- Не хочу,
не буду
Я твержу повсюду.
Мне сказала мама:
«Ах, ты мой упрямый».
Мама так сказала
И, вздохнув, устало,
Левою рукою
Меня обнимала.
А другой рукою
Глаза прикрывала.
Я взглянул на маму
И увидел слезы.
Что же я наделал?
Как же это можно?
Мамочка, родная,
Люблю тебя, жалею.
А свое упрямство
Я преодолею.
Классный руководитель. Возможно, не только Саше надо задуматься о
результатах своей настойчивости, перерастающей в упрямство? Надо использовать
свою настойчивость для хороших дел и поступков. А для этого людям часто
приходится преодолевать себя. В чем вам, ученикам, надо прежде всего проявлять
свою настойчивость?
Ученики:
-
Конечно, в учении. Если мы будем прилежными, старательными и
настойчивыми, такими как (приводят примеры ребят, которые добились успехов), то
сможем добиться хороших результатов.
-
Эти ребята всегда добросовестно относятся к учебе. А домашние
задания выполняют прилежно и старательно.
(Рассматривают грамоты и награды отличников, победителей
олимпиад и т. д.)
Классный руководитель. Многие из вас говорят, что они не могут
быть такими, потому что учиться трудно. Да, учиться нелегко. А почему?
Ученики:
-
Потому что люди, которые жили раньше, уже очень многое узнали. И
чем дольше люди живут, тем больше они узнают нового. А нам надо все это
изучигь. Человек применяет все свои знания в жизни. Он делает это для того,
чтобы всем людям Земли жилось лучше.
-
Было уже много открытий и изобретений, которые делают жизнь
человека легче и интереснее. (Приводит примеры: ТВ, самолеты, компьютеры,
бытовые приборы и т. д.)
-
Я проявляю настойчивость в учении, потому что хочу сам сделать
какое-нибудь открытие или изобретение. Поэтому я еще и много читаю. Мой папа
говорит, что человеку «нельзя затеряться в жизни». Надо с детства иметь
красивую мечту и настойчиво идти к ее достижению. А для этого кроме знаний
необходимо еще и большое трудолюбие. (Приводит пример совместного труда в
семье, в результате которого появился телефон домашнего пользования.)
-
А я считаю, что некоторым из нас трудно учиться потому, что они
или не умеют себя заставить быть внимательными на уроках и добросовестно
выполнять домашние задания, или просто не хотят это делать, потому что для
этого надо прилагать усилия.
Классный руководитель. Да, ребята. Для того чтобы чего-то
добиться, нужны постоянная, неиссякаемая любознательность, трудолюбие,
настойчивость. И конечно, надо приложить большие усилия и старание. И чтобы
достичь поставленной цели, человек должен постоянно помнить о ней. И не просто
думать, а делать все для того, чтобы довести дело до конца. Не отвлекаться на
другие, часто мешающие успешному завершению, дела. Надо стараться отбросить то,
что вам мешает. А в этом случае человеку приходится ограничивать себя и свои
желания. Происходило ли такое с вами? Приходилось ли вам прилагать значительные
внутренние усилия (ведь надо много думать, анализировать, осознавать,
принимать решение), чтобы заставить себя сделать что-то значимое, полезное? Как
это было у вас?
Ученики:
- Я очень люблю смотреть спортивные передачи или подолгу сидеть
за компьютером. Для меня всегда было трудно взяться за подготовку домашнего задания.
Но однажды мой друг сказал мне: «Я никогда об этом долго не думаю. Просто я
знаю, что уроки все равно придется делать. И чем быстрее я их подготовлю, тем
больше времени у меня останется для отдыха и других любимых дел». И еще мой
друг сказал, что у него большая сила воли, он может добиться всего, чего
захочет, и очень этим гордится. Я подумал: «А чем я хуже? Я тоже так смогу». И
у меня все получилось.
- А я, заигравшись с подружкой, часто забывала выполнять
поручения родителей. И конечно, огорчала их этим. Им, уставшим после работы,
приходилось самим делать то, что было мне вполне по силам. Конечно, я старалась
потом помочь, но мне в это время было так стыдно. Я чувствовала себя такой
виноватой. Вот я и решила записывать все свои дела и поручения в специальном
блокноте. Мама теперь называет его «волшебным».
Загляну я в свой блокнот Что сегодня в плане? Вот уроки, вот
прогулка, Дальше - помощь маме. И второе разогреть, В музыкальную успеть,
Покормить любимца Гошу (он у нас такой хороший!) И подружке позвонить, Кашу
манную сварить. Книги в ранец положить, Об успехах доложить. Папа улыбается,
Мой блокнот листая. Говорит, что он гордится, Дочка - деловая.
Классный руководитель. Ребята, из ваших выступлений становится
ясно, что вам уже приходилось принимать волевые решения. Вы можете гордиться
собой, потому что сами воспитываете у себя волевые черты характера,
преодолевая трудности. А что вам в этом помогает?
Ученики (вместе
делают выводы):
-
беседы с родителями, разъяснение родителями спорных вопросов и
сложных ситуаций;
- любовь и уважение
к родителям, нежелание огорчать их;
- умение следовать
хорошим советам, положительному опыту;
-
желание и умение обдумывать свои поступки или действия,
анализировать их, делать выводы;
- умение осознать,
приказать себе, заставить делать то, что надо;
-
умение отказаться от чего-то очень желанного, но не столь важного
ради другого, более значимого дела;
- умение
организовать свои дела.
Классный руководитель. Человек может одержать в жизни много побед.
Но самая главная победа - это победа над собой и своими слабостями. Необходимо
с детства учиться повелевать собой. Если тобой, твоими поступками станут
управлять другие, если ты будешь подчиняться только воле других людей, а ведь
некоторые из них могут подтолкнуть тебя к совершению плохих поступков, то ты
вырастешь зависимым человеком. Чаще всего, что если надо что-то сделать (или не
сделать, не совершить плохое), то приходится очень трудно. Вот тут человек и
проявляет свою волю. Он думает, анализирует и принимает правильное решение. О
таких людях говорят, как о сильных личностях. А становятся они такими благодаря
самовоспитанию, благодаря тому, что они учились владеть собой (своими мыслями
и поступками) с детства.
Ученики:
-
приводят примеры известных людей, которые добились успеха,
благодаря своей настойчивости и большой силе воли (А. Маресьев), демонстрируя
фотографии, открытки, журнальные и газетные статьи;
-
другие ребята подготовили примеры из жизни своих родственников и
знакомых их родителей;
-
гость классного часа - заместитель директора по учебной или
воспитательной работе - знакомит ребят с материалами Летописи школы, в которой
собраны фотографии и сведения о достижениях выпускников школы (как учились,
преодолевали трудности, какие цели ставили перед собой, как добивались
успеха).
Классный
руководитель. Так что же необходимо для того, чтобы стать волевой личностью?
Ученики (делают выводы):
- уметь сказать
себе «нет», если что-то вредно для здоровья, учебы и т. д.;
- разумно использовать
свое время;
- не поддаваться
отрицательным соблазнам, которые мешают полезным делам;
- проявлять
настойчивость и терпение;
- соблюдать правила
поведения и дисциплины;
- обдумывать,
анализировать свои поступки, уметь сделать правильные выводы;
- контролировать свое
поведение;
- учиться
преодолевать трудности;
- изживать
недостатки.
Классный руководитель. Кто может дать совет, как все это начать?
Ученик.
За уроки надо
сесть.
Посмотрел я, -
время есть.
Что ж, немного
поваляюсь,
Потом с Рексом
погуляю.
За компьютер сяду
я,
И придут ко мне
друзья.
И в футбол мы
поиграем,
И журналы
полистаем,
Потом
телепередачи...
Стоп! Когда ж
решать задачи?
Тут сказал себе
я: «Нет!»
Разогрел скорей
обед,
Чисто вымыл всю
посуду...
Сколько ж я
безвольным буду?
Я задачи все
решил,
Молоко и хлеб
купил.
Ну а мама,
наконец,
Мне сказала:
«Молодец!»
Классный
руководитель. Что же мы имеем в результате наших волевых усилий?
Ученики:
- успехи в учебе и
других делах;
- уважение
взрослых, друзей, одноклассников;
- переживаем чувство
гордости за себя, самоуважение;
- преодолеваем
лень, несобранность, боремся с другими отрицательными чертами своего
характера;
- взаимопонимание с
родителями и учителями.
Ребята рассматривают экспонаты выставки (книги, портреты, статьи и
т. д.) по теме «Воля к жизни и победе» (А. Маресьев, герои спорта, А.В.
Суворов, знаменитые ученые и музыканты, рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни» и
др.).
В завершение классного часа можно провести тренинг «Круг». Ребятам
предлагается закончить предложение: «Сегодня на классном часе я...»
- чувствовал себя
уверенно, потому что много прочитал по этой теме;
- узнал много
хорошего о своих одноклассниках и выпускниках школы;
- понял, что мне
еще надо много работать над собой, чтобы преодолеть недостатки и стать
по-настоящему волевым человеком;
- поняла, как я
обижаю маму, когда капризничаю и настаиваю на своем;
- понял, что
волевой человек может добиться в жизни многого;
- понял, что смогу
сказать себе «нет»;
- поняла, что мой
слабый характер - причина неудач;
- с удовольствием
слушал выступление других ребят, а собой остался недоволен, потому что
промолчал, и т. д.
Рядом стоящий ученик пожимает руку
тому, кто сказал свою фразу, в знак благодарности, одобрения, понимания и
поддержки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.