Классный
час «Конституция РФ-основной закон страны»
Цели:
создать
условия для групповой работы при изучении нового материала;
развивать
интеллектуальные и речевые умения;
познакомить
с основными правами и обязанностями граждан России, зафиксированными в
Конституции РФ;
способствовать
воспитанию чувства патриотизма и гражданственности у младших школьников.
Тип
урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
мультимедиа проектор, презентация, макет солнца с лучиками, кроссворд, карточки
для работы в группах, Конституция РФ.
Ход
урока
I.
Эмоциональный настрой и актуализация опорных знаний.
Учитель:
Я вижу, что у вас хорошее настроение и очень этому рада. Мы сегодня будем
говорить о нашей стране, нашей Родине, о её символах. (слайд 1)
Итак,
начнем!
Ученик
читает стихотворение, демонстрируются слайды. (Слайды 2-11)
Если
долго-долго-долго
В
самолёте нам лететь,
Если
долго-долго-долго
На
Россию нам смотреть,
То
увидим мы тогда
И
леса, и города,
Океанские
просторы,
Ленты
рек, озёра, горы…
Мы
увидим даль без края,
Тундру,
где звенит весна,
И
поймем тогда, какая
Наша
Родина большая,
Необъятная
страна.
(В.Степанов)
Учитель:
Какие символы России вы уже хорошо знаете? (Герб, гимн, флаг). (Слайд 12)
II.
Целеполагание.
Учитель:
О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. А вот ещё один очень
важный символ России – это Конституция Российской федерации. (Слайд 13)
–
Кто знает, что это такое?
–
Наша современная Конституция была принята 12 декабря 1993 года, поэтому этот
день считается государственным праздником. (Слайд 14)
Инсценировка.
[1]
–
Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим! – угрожающе
предупредила Анюта Илюшу.
–
Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! – возмутился Илюша. – Хочу –
играю, хочу – нет.
–
Да, Илюша прав, – подтвердил папа. – Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты,
Анюта, была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим
крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе
всё не так.
–
Разве я не могу поиграть с Илюшей? – не унималась Анюта.
–
Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.
–
А у меня что же, нет никаких прав?
–
Какое противоречие возникло у героев сценки? (Они не знают, какими правами
могут пользоваться в современном государстве)
–
Давайте сформулируем тему урока. (Права человека в современном обществе) (Слайд
15)
–
Какие цели поставим перед собой? (Слайд 16)
–
Постараемся узнать и понять, какими правами пользуются граждане нашего
государства и какие обязанности они должны выполнять.
III.
Работа по теме урока.
Учитель:
Нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет
солнышко для всех жителей нашей планеты? (Слайд 17)
Вывод:
солнце дает жизнь всему живому. И сегодня это доброе и ласковое солнышко
поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и
беречь и как это охраняется законом нашего государства.
1)
Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (1
лучик-жизнь)
–
Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь?
Вывод:
Человек имеет право на жизнь. Об этом в Конституции в разделе права самая
первая статья. (Зачитывает учитель статью из Конституции РФ)
2)
Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее
ценным? (2 лучик-здоровье)
–
Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других
людей?
Вывод:
Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. (Статью
зачитывает ученик)
3)
Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей )
Докажите
свое мнение. Согласно ли с нами солнышко? (3 лучик – семья)
–
Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье?
4)
Что же ещё является значимым для человека, с чего мы начали наш кл.час?
(Родина)
–
Почему Родина так важна для человека?
–
Почему люди вдалеке от Родины тоскуют по ней?
Если
скажут слово Родина
Сразу
в памяти встаёт
Старый
дом, в саду смородина
Толстый
тополь у ворот
У
реки берёзка-скромница
И
ромашковый бугор…
А
другим, наверно, вспомнится
Свой
родной, московский двор.
В
лужах первые кораблики,
Над
скакалкой топот ног
И
большой, соседней фабрики
Громкий
радостный гудок
Или
степь от маков красная,
Золотая
целина
Родина
бывает разная,
Но
у всех она одна.
(З.
Александрова)
–
Почему люди во все времена не жалея жизни, здоровья сражались за свою Родину?
–
Кто помнит пословицы о Родине?
Для
Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина
– мать, умей за неё постоять.
Своя
земля и в горсти мила.
На
чужой сторонушке рад своей воронушке.
Жить
- Родине служить.
Только
тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
Вывод:
Человек имеет право быть гражданином своей страны.
5)
Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность[1]. Никто не
может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в
тюрьму или избить.
Ученик:
А как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму?
Учитель:
Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина
будет доказана в суде. И тогда он будет наказан – временно лишен свободы. Но и
преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они
остаются людьми и сохраняют свои права.
6)
Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом
можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его, бросить тень на его честь,
доброе имя. И это тоже будет нарушением права – права на защиту чести и
достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть
наказаны
7)
Как вы думаете, какими еще правами пользуются люди?
Послушайте
стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует? (7 лучик – труд и
отдых)
Стол,
за которым ты сидишь,
Кровать,
в которой ты уснешь,
Тетрадь,
ботинки, пара лыж,
Тарелка,
вилка. Нож…
И
каждый гвоздь, и каждый дом,
И
каждый ломтик хлеба
Все
это создано трудом,
А
не свалилось с неба.
За
всё, что создано для нас
Мы
благодарны людям
Придёт
пора, настанет час
И
мы трудиться будем.
(С.
Михалков)
–
Правильно, это право на труд и отдых.
8)
А сейчас пока вы – школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие
знания. Кстати, как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой?
(8 лучик – образование)
Учитель:
Как вы думаете, все эти права есть и у детей?
Конечно,
правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и
станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей
есть с вои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь.
Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не
позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех
прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить
тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и
проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать
многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но
ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он
должен заботиться о них, слушаться их.
Как
видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но
не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом.
Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его
личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие
же.[1]
Вывод:
В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.
IV.
Коллективная работа.
Учитель:
А теперь давайте выполним задания на слайдах (Слайды 18-25).
V.
Работа в группах.
Учитель:
Молодцы, вы все правильно оценили ситуации. А теперь вы готовы посоревноваться?
Главное не забывайте правила работы в группе.
1)
Я думаю, что вы теперь понимаете, что такое права человека и предлагаю вам в
группах обсудить следующие ситуации. (I группа – слайд 26, II группа – слайд
27, III группа – слайд 28)
2)
Итак, я предлагаю вам в группе обсудить и определить, какие важнейшие права и
свободы граждан России изобразил художник. Правильно соедини стрелками рисунки
с подписями.
3)
Следующее задание разгадаем кроссворд. (Слайд 29)
–
Какое ключевое слово получилось? (Право)
–
А где записаны права и обязанности граждан России? (В Конституции)
4)
Следующее задание: вставьте в текст пропущенные слова. [2]
–
Прочитаем получившиеся фразы:
Россия
– это моя страна, поэтому я – гражданин России.
Каждый
гражданин обязан знать и помнить основной закон государства – Конституцию.
В
Конституции России перечислены важнейшие права и обязанности граждан России.
VI.
Итог урока:
–
Оцените свою работу на уроке.
–
Что было непонятно?
–
Что ещё бы хотели узнать по теме урока?
–
Что понравилось больше всего?
–
Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что вы будете
расти настоящими гражданами страны и выполнять все обязанности, не нарушая
права других людей.
А
закончить мне бы хотелось словами:
Какие
ждут нас в будущем дела?
Об
этом думать мы должны всё чаще.
И
если гражданин ты настоящий,
Большой
отдачи ждёт от нас страна.
(Слайд
30)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.