Введение
Налоги как основной источник образования
государственных финансов известны с незапамятных времен. В каждой стране
взимается большое число разнообразных налогов и сборов, которые различаются как
по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран бывают
похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям
принципиального характера.
Многообразие существующих налогов вызывает
необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. Отнесение
того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить
содержание и суть данного налога. Кроме того, при всей многочисленности и
разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходства и
различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения
и взимания, специфических административно-финансовых мер.
Обобщая изложенное, необходимо подчеркнуть, что
классификация налогов имеет не только теоретическое, но и практическое
значение, так как она характеризует налоговую систему в целом. С ее помощью
осуществляется анализ системы налогообложения, и делаются необходимые выводы
для ее дальнейшего совершенствования.
Классификация налогов
В настоящее
время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма
разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.
Все налоги,
действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления
подразделяются на три вида:
·
федеральные:
·
региональные;
·
местные.
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и
обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные
налоги устанавливаются НК РФ и
обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ.
Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять
региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы
налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Местные
налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов
власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии
с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального
образования местные налоги и сборы.
Классификация налогов в РФ в
зависимости от уровня установления
Уровень установления
|
Налоги
|
Федеральные
|
- Налог на
добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на
доходы физических лиц;
- налог на
прибыль организаций;
- налог на
добычу полезных ископаемых;
- водный
налог;
- сборы за
пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов
- государственная
пошлина.
|
Региональные
|
- Налог на
имущество организаций;
- транспортный
налог;
- налог на
игорный бизнес.
|
Местные
|
- Земельный
налог;
- налог на
имущество физических лиц.
|
При введении
в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость
прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество
физических лиц и земельного налога.
В зависимости
от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:
·
прямые;
·
косвенные.
Прямые
налоги устанавливаются
непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и
пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:
·
налог на доходы физических
лиц;
·
налог на прибыль организаций;
·
налоги на имущество как
юридических, так и физических лиц.
Косвенные
налоги нередко называются
налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы,
услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены
для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При
косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы,
услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает
потребитель. К косвенным налогам относятся:
·
налог на добавленную
стоимость;
·
акцизы;
·
таможенные пошлины и др.
Косвенные
налоги — наиболее простые
для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика
с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти
налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к
финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный
эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы
организаций.
Вместе с тем
государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено
использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно
большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе
создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает
зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности
его деятельности.
Нередко на
практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:
·
общие;
·
специальные.
К общим
налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их
отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они
обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от
них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за
определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов
могут служить:
·
транспортный налог;
·
налог на воспроизводство
минерально-сырьевой базы.
В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги
бывают:
·
твердыми;
·
процентными
(пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).
В зависимости
от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете
налоги классифицируются следующим образом:
·
включаемые в продажную цену
товаров (работ, услуг);
·
относимые на издержки
обращения и затраты производства;
·
относимые на финансовые результаты;
·
уплачиваемые за счет чистой
прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
В зависимости от
принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:
·
закрепленные;
·
регулирующие.
Закрепленные
налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во
внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный,
региональный и местные бюджеты.
Регулирующие
налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции,
определенной бюджетным законодательством.
Особая
категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК
РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.
Классификация
налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения
Субъект налогообложения
|
Налоги
|
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами
|
- Налог на прибыль;
- налог на имущество организаций.
|
Налоги, уплачиваемые физическими лицами
|
- налог на доходы физических лиц;
- налог на имущество физических лиц.
|
Смешанные налоги
|
- Налог на добавленную стоимость;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.
|
Специальные налоговые режимы в
соответствии с НК РФ:
·
система налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
·
упрощенная система
налогообложения;
·
система налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей;
·
система налогообложения при
выполнении соглашений о разделе продукции.
Особенность этих налогов
состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов
Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства
налогов, предусмотренных НК РФ.
Заключение
Множественность налогов позволяет создать
предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государством, в большей
мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнять и сделать общее
налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм
доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и фирм,
воздействовать на потребление и накопление.
Кроме
того, из принципа множественности следует эффект
взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация по
одному налогу неизменно влечет за собой рост платежей по другому.
Кроме того, из принципа множественности следует
эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация
по одному налогу неизменно влечет за собой рост платежей по другому.
Однако практически всегда необходимо
учитывать, что любая система только тогда по-настоящему результативна, когда
она предусматривает множественность налогов, так как установление единого
налога имеет массу финансовых, политических и этических недостатков.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.