Суязова
Ирина Анатольевна, учитель высшей категории
МКОУ
«Каменская СОШ № 1 с УИОП»
Урок
1
Тема урока: Введение. Язык и
языкознание.
Цели
урока: осознавать роль языка в жизни человека, важность умений
общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике
как науке, о видах речевой деятельности.
Планируемые
образовательные результаты:
Личностные:
понимать
связи развития языка с развитием культуры русского народа;
положительно
относиться
к
познавательной деятельности,
приобретать новые
знания,
овладевать новыми
умениями,
совершенствовать имеющиеся.
Метапредметные
–
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу,
планировать необходимые действия, действовать по плану,
выполнять самопроверку
или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии
с целью;
Познавательные:
осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию,
определять значимость
речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели
высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;
Коммуникативные:
формулировать понятные
для партнёра высказывания; согласовывать позиции
и находить общее решение,
задавать
вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения
Предметные:
осознавать
роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о
языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой
деятельности.
Основные
понятия: язык как система
знаков и средства человеческого общения.
Оборудование
для учителя: учебник,
экран, проектор, презентация.
Оборудование
для учащихся:
учебник, карточки, экран, проектор, презентация.
Тип
урока: урок актуализации знаний и умений,
приобретенных в начальной школе.
Учебник
для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л.М.Рыбченкова,
О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.
Ход
урока
I. Организационный момент. Мобилизация: определение темы урока и
постановка учебной задачи.
Здравствуйте,
мои новые ученики! Пока еще незнакомые. Но, я думаю, это поправимо. Меня зовут
Ирина Анатольевна. И начнём мы наш первый урок со смешных картинок.
v Что, на ваш взгляд, объединяет эти картинки? (Язык)
v Запишите это слово в тетради.
v Что обозначает слово «язык»? (1. подвижный мышечный орган в полости рта. 2.
Орган животного как кушанье. 3. В
колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки. 4. о чем-нибудь, имеющем
удлиненную, вытянутую форму. Пример: Языки пламени. 5. (о предметах
и явлениях) то, что выражает, объясняет собой что-нибудь. Пример:
Я. фактов. Я. цветов. 6. Исторически
сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу
мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания
людей в обществе. Пример: Великий русский я. 7. речь,
способность говорить. Пример:
Лишиться языка. 8. Система
знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Пример: Я. животных. 9. Совокупность
средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой,
словарной и грамматической системе. Пример: Я. Пушкина. 10. Пленный, захваченный для
получения нужных сведений. Пример:
Взять, привести языка.)
v Как вы думаете, о каком значении слова «язык» пойдёт речь на
сегодняшнем уроке?
v Что означает слово «знать»?
v Подберите к нему синонимы (ведать, быть знакомым (осведомленным), иметь
понятие (сведения) о чём-то, находиться в курсе чего-либо)
v Образуйте от глагола «знать» существительное. (Знание)
v Соедините два слова вместе «язык» и «знание» и припишите его к
записанному ранее слову «язык».
v Ваши предположения: как звучит тема сегодняшнего урока? (Язык и языкознание)
II.
Целеполагание
v Посмотрите на лесенку слов, написанных на доске (прием «Знаю
- хочу узнать – узнал - научился»)
Расшифровка
для учеников:
«знаю»
предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;
«хочу
узнать» - формулирование цели;
«узнал»
- соотношение новой и старой информации;
«научился»
- осознание результативности деятельности.
|
v Что вам известно о такой науке, как языкознание?
v Что
вы хотите узнать? (Называется цель урока)
v К
двум последним словам мы обратимся в конце урока
III. Актуализация
знаний и умений: осознание недостаточности имеющихся знаний
1. Работа с учебником
(стр. 4)
v Давайте заглянем в учебник (стр. 4) и найдём ответ на интересующий
нас вопрос: что же такое языкознание?
v Запишите новое слово в словарики, которые мы с вами будем вести.
v Прочитайте вопросы, напечатанные вверху страницы, обсудите их в
парах и дайте ответ.
Вопросы, данные в учебнике:
Можно ли общаться без помощи слов? Как вы себе это
представляете?
|
v Всем: Пользуясь учебником на
стр. 4, запишите в тетрадях, что же такое язык
или
v На «5» - Может быть,
кто-то сможет оформить эту запись в виде схемы, свернув информацию
Запись в тетрадях:
Язык в широком смысле
– система знаков и обозначений.
Язык в узком смысле –
средство человеческого общения.
В языке отражены
история народа, его культура, его обычаи.
Язык нужен, чтобы
общаться, думать, выражать мысли, эмоции.
ЯЗЫК
система знаков средство общения отражение
истории, средство для
и обозначений культуры,
обычаев человека общения,
мышления,
выражения чувств и эмоций
|
IV.
Физкультминутка
v Я,
не произнося ни слова, показываю вам движения, а вы их повторяете.
Договорились?
V.
Совершенствование умений
работать с информацией, представленной в разных видах.
1.
Беседа
v Скажите,
что помогло вам понять меня, ведь я не произнесла ни слова? (мимика, жесты)
v
Легко ли общаться без помощи слов так, чтобы вас поняли
окружающие?
v
Давайте проверим, легко ли выжить
человеку, потерявшему умение общаться, разговаривать.
2. Чтение
сказки (приём «Чтение с остановками»)
v Перед вами текст сказки. Ваши гипотезы по поводу ваших дальнейших
действий? (цель: прочитать сказку)
v Приступим.
Это было давным–давно, так давно, что эту историю уже
забыли. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три брата.
Жили - не тужили, занимались охотой, рыбной ловлей. А по соседству, в другом
государстве, жил злой и коварный волшебник. Вот как-то раз во время охоты,
догоняя дичь, перешли братья границу своей земли и даже глазом не успели
моргнуть, как были захвачены в плен чародеем, который в наказание одного из
них лишил зрения, другого – слуха, а третьего – дара речи. И сказал им злой колдун:
«Наказание будет длиться до тех пор, пока каждый и вас не отыщет дороги
домой». Развели братьев в разные стороны, и побрели они своим путём…
ЧТО ДАЛЬШЕ?
|
v На
какой вопрос нам надо найти ответ? («Кто из братьев вернулся домой первым,
кто – вторым, а кто не смог вернуться домой? Почему?»
v Ваши
версии, чем закончится сказка?
v А
теперь послушайте продолжение сказки
Первым
возвратился домой слепой и тут же прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и
сразу же стал слышать.
А тот, кто потерял способность говорить, совсем не вернулся.
|
v -
Почему же не смог вернуться домой
немой
брат? Аргументируйте свое мнение.
VI.
Рефлексия: приём «Знаю - хочу узнать – узнал - научился»
v Обратимся
вновь к лесенке слов «Знаю - хочу узнать – узнал -
научился»: что узнали на этом уроке?
v Была
ли решена поставленная в начале урока задача?
v Оцените
свою работу по критериям: готовность к уроку, активность на уроке, записав в
тетрадях слово «самооценка и поставив себе оценку за устную работу на уроке.
Письменную работу я проверю сама, поэтому сдайте мне свои тетради.
VII.
Домашнее задание
Всем:
1) выучить, что такое языкознание
2) Прочитайте греческую притчу о языке и
Эзопе
На выбор (одно
из заданий):
1) Инсценируйте её (герои: Ксанф, Эзоп,
автор) (одна группа в три человека)
2) Письменно ответить на
вопросы: почему баснописец Эзоп в одном случае говорит,
что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это
самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?
3) Письменно ответьте на вопрос: зачем
человеку язык?
|
Короткий
самоанализ: что получилось? Что не получилось?
___________________________________________________________
__________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
|
Приложение
Притча о языке и Эзопе.
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом
философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу
приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.
Ксанф спросил:
- Почему ты, Эзоп, подаешь только языки.
Эзоп ответил:
- Ты велел купить самое лучшее. А что на свете
может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается
культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при
помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы,
просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы,
вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому
нужно думать, что нет ничего лучше языка”.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его
гостям.
В другой раз Ксанф распорядился:
- Иди, Эзоп, снова на рынок и приобрети к обеду
самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились
этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу:
- Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на
свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг
друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить,
ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он
приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в
нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже
языка?!
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.