I
|
Мотивация
к учебной деятельности
(2 мин)
Цель: проверка
готовности учащихся, их настроя на работу
|
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки
прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Начинать урок пора.
|
Приветствуют
учителя, проверяют свои рабочие места.
|
3
|
Актуализация
знаний и постановка учебной проблемы
(5 мин)
Цель: подведение
детей к формулированию темы и постановке задач на уроке.
|
Это знают все на свете:
Кислород нужен планете.
Это знают даже дети:
Без него не жить на свете.
И животные, и люди –
Все вдыхают кислород.
Без него и у растений
Фотосинтез не идет.
И в больнице дядя доктор,
Чтоб микробы одолеть,
Кислород дает больному,
Чтоб болезнь преодолеть.
А электрогазосварщик,
Чтобы трубы заварить,
Кислород дает в горелку,
Чтобы дырку победить.
Тайны есть у кислорода,
Чтобы их узнать, дружок,
Ты бери скорей учебник,
И в припрыжку на урок!
О каком
газе идет речь в данной загадке?
- Какой
будет тема урока?
а).
Озвучивание темы урока и постановка цели урока.
- На
сегодняшнем уроке мы должны выяснить:
1).Какие
сведения о кислороде вам уже известны?
2).Почему
о кислороде говорят так: «Кислород самый распространенный на нашей
планете элемент. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя
пожара?»
3). Что
общего у песка, рубина, негашеной извести?
- А на
какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе урока
Проблемный
вопрос.
– Как вы
думаете, почему кислород изучают первым среди других химических элементов?
-Что вам
уже известно о кислороде?
|
Работа в
парах.
Отвечают
на вопрос.
Формулируют
тему урока.
Записывают
тему урока в тетради «Кислород, общая характеристика, получение и
свойства».Слушают учителя,отвечают на вопросы.
Сообщение
1. «О
значении кислорода для живых организмов и в природе».
Сообщение
2. «История
открытия кислорода»
|
4
|
Совместное
открытие новых знаний (20 мин)
Цель:
выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на
проблемные вопросы
Задачи: составить
представления учащихся о кислороде как химическом элементе и простом
веществе.
Первичная проверка усвоения новых знаний
Открытие новых знаний
|
Введение
в тему.
I.Характеристика
кислорода как химического элемента по положению в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева и как вещества.
II.
Отметьте, в каких случаях речь идёт о химическом элементе кислороде, а в
каких – о простом веществе кислороде. Обведите цифру правильного ответа:
красным – элемент, синим – вещество.
1) Кислород
– газ, плохо растворимый в воде.
2) Химическая
формула кислорода – О2
3) В
воздухе содержится приблизительно 21% кислорода.
4) Относительная
молекулярная масса кислорода - 32
5) В земной
коре содержится приблизительно 47% кислорода.
6) Валентность
кислорода равна двум.
7) Рыбы
дышат кислородом, растворённым в воде.
8) В
промышленности кислород получают из воздуха.
9) Химический
знак кислорода – О.
10) На долю
кислорода приходится 89% массы Мирового океана
11) Атомная масса
кислорода – 16
Обсуждают результаты, подводят итоги,
выясняют возникшие вопросы.
III.Физические свойства кислорода.
Ответить на вопрос, полетит ли шарик,
надутый кислородом.
Прочитать соответствующий текст в §23.
IV.Получение кислорода.
А).Как образуется кислород в природе?
Б).Как получают кислород в
промышленности? Какое сырье используется? При каких условиях протекает
реакция разложения воды?
Сжижение воздуха-какое явление?
В). Получение в лаборатории.
Демонстрационный опыт.Получение кислорода при разложении перманганата калия и
пероксида водорода; собирание кислорода вытеснением воды и воздуха;
доказательство наличия кислорода тлеющей лучинкой.
На каких свойствах
кислорода основаны способы его собирания?
Опыт. Как
доказать наличие кислорода?
|
Учащиеся
знакомятся с планом.
План
характеристики химического элемента
1.химический
знак
2.относительная
атомная масса
3.валентность
4.распространение
в природе
Работа в
группах.
Выполняют
задание, обсуждают, выбирают ответы, обводят правильные ответы. Представляют
результаты
Сравнивают
свою схему со схемами партнёров в группе, сравнивают с образцом.
Выполняют индивидуальную работу
а) Составьте рассказ, используя
опорные слова:
атмосфера, земная кора, гидросфера,
кислород, распространенность
б) Закончите предложение:
а) Земная атмосфера содержит кислорода…
б) Еще больше в земной коре содержится…
в) В гидросфере его содержание…
г) Кислород – самый…
Учащиеся
читают текст, анализируют его, обсуждают вопрос в группе,
Используя
ранее полученные знания из природоведения,окружающего мира и биологии,
ученики рассказывают о процессе фотосинтеза.
Учащиеся
находят ответ в §22,обсуждают промышленные способы получения кислорода.
Проводят
наблюдения, записывают уравнения химических реакций, отмечают
условия
реакцииполучения кислорода, выясняют роль катализатора.
Ответы
учащихся. Предлагают методы доказательства.
|
5
|
Закрепление
изученного материала
(10 мин)
Цель: освоение
способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
|
1.Вычеркните неверные суждения о кислороде.
1.
В промышленности получают из
воздуха.
2.
Сложное вещество.
3.
При обычных условиях
бесцветный газ.
4.
Собирают вытеснением воздуха
5.
В природе встречается только
в составе сложных веществ.
6.
Собирают в перевернутый
вверх дном сосуд.
7.
В лаборатории получают из
перекиси водорода.
8.
Газ, имеющий запах.
9.
Поддерживает горение.
10. Тяжелее воздуха.
11. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.
12. При обычных условиях жидкость.
13. Входит в состав воздуха.
14. Образуется в природе в процессе фотосинтеза.
2.Расставить коэффициенты в уравнении,определить тип химической
реакции.
На каком
свойстве кислорода основано его собирание?
Теперь
вернемся к ключевому вопросу урока:
Так что
же за вещество кислород: источник жизни или разрушитель?
|
Учащиеся
выполняют задание, выполняют самоконтроль.
Учащиеся
отвечают
|
7
|
Рефлексия
|
Создаёт
условия для заключительной рефлексии
Стихотворение
Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло.
(Зачем растению тепло?)
Дым лёгкий, а скала тверда.
Что значит лед, а что - вода?
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы всё узнать хотим,
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим.
Бумага не сгорит дотла:
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь.
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте.
Открытий путь - нелёгкий путь,
Но человеку – не свернуть,
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперёд, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд!
|
Оценивают
свои знания, планируют задачи на следующий урок.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.