Инфоурок Химия КонспектыТехнологическая карта урока по химии «Кислород, общая характеристика, получение и свойства»

Технологическая карта урока по химии «Кислород, общая характеристика, получение и свойства»

Скачать материал

Технологическая карта урока по химии

 «Кислород, общая характеристика, получение и свойства»

Учитель: Одарченко Т.А. МБОУ «СОШ №31» г. Симферополь

УМК:  Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.

Урок соответствует разделу программы « Кислород.Горение»,1 урок при изучении данного раздела.

Тема урока - «Кислород, общая характеристика, получение и свойства»

Тип урока – изучение нового материала.

Цели урока: 
Предметные: 
уметь различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода; знать методы получения кислорода в лаборатории и промышленности, методы собирания кислорода, физические свойства кислорода; формированиеумений: составлять характеристику кислорода по плану,

составлять уравнения реакций получения кислорода, объяснять методы собирания кислорода.

Метапредметные: развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное
Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы.

Основные виды деятельности учащихся. Исследовать свойства кислорода.Описывать и характеризовать кислород как химический элемент и как простое вещество, составлять уравнения реакций получения кислорода, определять методы собирания кислорода, описывать физические свойства кислорода.Распознавать кислород опытным путем. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Делать выводы из результатов проведенных опытов.

Основные понятия: химический элемент, простое вещество,катализатор.
Демонстрации:получение кислорода при разложении перманганата калия и пероксида водорода;собирание кислорода вытеснением воды и воздуха; доказательство наличия кислорода тлеющей лучинкой; обратить внимание на технику безопасности.

 

Оборудование урока: комплекс “Компьютер + телевизор” для демонстрации компьютерной презентации к уроку, таблица «Распространенность химических элементов в природе», диаграмма «Распространение элемента кислорода в природе», раздаточный материал для работы в парах.

Применяемые технологии:

технологияразноуровневой дифференциации,

 технологии системно-деятельного подхода,

технология проблемного обучения,

технология игрового обучения,

интерактивные технологии.

 

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»

 Б.ШОУ.

 

 № п/п

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

 Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо.

 Вижу, класс наш хоть куда.

Начинать урок пора.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

 

 

 

 

 

 

II

Анализ ошибок контрольной работы «На ошибках- учимся!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание1. Определить валентности элементов по формуле вещества:

а) AlCl3; б) MgS; в) SO3; г) N2O5

Задание2. Составить формулы сложных веществ, состоящих из водорода и следующих химических элементов:

а) азота (III); в) кремния (IV);б) хлора (I);

г) серы (II)

Задание3. Расставить коэффициенты в уравнениях. Подчеркнуть формулы сложных веществ. Определить типы химических реакций:

а) CuO + C = Cu + CO2

б) Fe + H2O = Fe3O4 + H2

в) Al + O2 = Al2O3

г) KNO3 = KNO2 + O2

Выполнение заданий определенной сложности по пройденному материалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

(5 мин)

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач на уроке.

Это знают все на свете:

Кислород нужен планете.

Это знают даже дети:

Без него не жить на свете.

И животные, и люди –

Все вдыхают кислород.

Без него и у растений

Фотосинтез не идет.

И в больнице дядя доктор,

Чтоб микробы одолеть,

Кислород дает больному,

Чтоб болезнь преодолеть.

А электрогазосварщик,

Чтобы трубы заварить,

Кислород дает в горелку,

Чтобы дырку победить.

Тайны есть у кислорода,

Чтобы их узнать, дружок,

Ты бери скорей учебник,

И в припрыжку на урок!

 

О каком газе идет речь в данной загадке?

- Какой будет тема урока?

а). Озвучивание темы урока и постановка цели урока.

- На сегодняшнем уроке мы должны выяснить:

1).Какие сведения о кислороде вам уже известны?

2).Почему о кислороде говорят так: «Кислород самый распространенный    на  нашей  планете  элемент.  Он рождает теплоту человеческого дыхания и  обжигающее  пламя пожара?»

3). Что общего у песка,  рубина, негашеной  извести?

- А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе урока

Проблемный вопрос.

– Как вы думаете, почему кислород изучают первым среди других химических элементов?

-Что вам уже известно о кислороде?

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока.

 

Записывают тему урока в тетради «Кислород, общая характеристика, получение и свойства».Слушают учителя,отвечают на вопросы.

 

Сообщение  1. «О значении кислорода для живых организмов и в природе».

Сообщение 2.  «История открытия кислорода»

4

Совместное открытие новых знаний (20 мин)

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы

Задачи: составить представления учащихся о кислороде как химическом элементе и простом веществе.

 

 

 

 

 

 

 

Первичная проверка усвоения новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие новых знаний

 

 

 

 

 Введение в тему.

I.Характеристика кислорода как химического элемента  по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева  и как вещества.

 

II. Отметьте, в каких случаях речь идёт о химическом элементе кислороде, а в каких – о простом веществе кислороде. Обведите цифру правильного ответа: красным – элемент, синим – вещество.

1)      Кислород – газ, плохо растворимый в воде.

2)      Химическая формула кислорода – О2

3)      В воздухе содержится приблизительно 21% кислорода.

4)      Относительная молекулярная масса кислорода - 32

5)      В земной коре содержится приблизительно 47% кислорода.

6)      Валентность кислорода равна двум.

7)      Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде.

8)      В промышленности кислород получают из воздуха.

9)      Химический знак кислорода – О.

10)  На долю кислорода приходится 89% массы Мирового океана

11)  Атомная масса кислорода – 16

 

Обсуждают результаты, подводят итоги, выясняют возникшие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Физические свойства кислорода.

Ответить на вопрос, полетит ли шарик, надутый кислородом.

Прочитать соответствующий текст в §23.

IV.Получение кислорода.

 А).Как образуется кислород в природе?

 

 

 

 

 

Б).Как получают кислород в промышленности? Какое сырье используется? При каких условиях протекает реакция разложения воды?

 Сжижение воздуха-какое явление?

 

 

 

В). Получение в лаборатории.

Демонстрационный опыт.Получение кислорода при разложении перманганата калия и пероксида водорода; собирание кислорода вытеснением воды и воздуха; доказательство наличия кислорода тлеющей лучинкой.

 

 

На каких свойствах кислорода основаны способы его собирания?

 

 

Опыт. Как доказать наличие кислорода?

 

Учащиеся знакомятся с планом.

План характеристики химического элемента

1.химический знак

2.относительная атомная масса

3.валентность

4.распространение в природе

Работа в группах.  

Выполняют задание, обсуждают, выбирают ответы, обводят правильные ответы. Представляют результаты

Сравнивают свою схему со схемами партнёров в группе, сравнивают с образцом.

 

Выполняют индивидуальную работу

а) Составьте рассказ, используя опорные слова:

атмосфера, земная кора, гидросфера, кислород, распространенность

б) Закончите предложение:

а) Земная атмосфера содержит кислорода…

б) Еще больше в земной коре содержится…

в) В гидросфере его содержание…

г) Кислород – самый…

 

Учащиеся читают текст, анализируют его, обсуждают  вопрос в группе,

Используя ранее полученные знания из природоведения,окружающего мира и биологии, ученики рассказывают о процессе фотосинтеза.

 

 Учащиеся находят ответ в §22,обсуждают   промышленные способы получения кислорода.

Проводят наблюдения, записывают уравнения химических реакций, отмечают

условия реакцииполучения кислорода, выясняют роль катализатора.

Ответы учащихся. Предлагают методы доказательства.

5

Закрепление изученного материала

(10 мин)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

1.Вычеркните неверные суждения о кислороде.

1.      В промышленности получают из воздуха.

2.      Сложное вещество.

3.      При обычных условиях бесцветный газ.

4.      Собирают вытеснением воздуха

5.      В природе встречается только в составе сложных веществ.

6.      Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.

7.      В лаборатории получают из перекиси водорода.

8.      Газ, имеющий запах.

9.      Поддерживает горение.

10.  Тяжелее воздуха.

11.  Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.

12.  При обычных условиях жидкость.

13.  Входит в состав воздуха.

14.  Образуется в природе в процессе фотосинтеза.

 

2.Расставить коэффициенты в уравнении,определить тип химической реакции.

i (1)

 

 

 

 

 

На каком свойстве кислорода основано его собирание?

Теперь вернемся к ключевому вопросу урока:

Так что же за вещество кислород: источник жизни или разрушитель?

Учащиеся выполняют задание, выполняют самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают

6

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание :  §22,упр.1,4-6 ;тестовые задания; §23(физические свойства кислорода). По желанию:

- найти или придумать загадки,  поговорки о кислороде;

- написать сказку о кислороде;

- составить кроссворд;

 

Записывают задание

7

Рефлексия

Создаёт условия для заключительной рефлексии

Стихотворение

Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло.
(Зачем растению тепло?)
Дым лёгкий, а скала тверда.
Что значит лед, а что - вода?
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы всё узнать хотим,
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим.
Бумага не сгорит дотла:
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь.
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте.
Открытий путь - нелёгкий путь,
Но человеку – не свернуть,
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперёд, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд!

 

Оценивают свои знания, планируют задачи на следующий урок.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока по химии «Кислород, общая характеристика, получение и свойства»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 675 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.02.2016 444
    • DOCX 47.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Одарченко Татьяна Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Одарченко Татьяна Андреевна
    Одарченко Татьяна Андреевна
    • На сайте: 8 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13354
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 49 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель химии

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология учебной среды и развития детей: от диагностики к коррекции

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эмоциональная сфера детей: диагностика, особенности и регуляция

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Карьера и развитие в современном мире

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе