Карточки для самостоятельной работы при
изучении темы «Производная и ее применение» (1 курс)
Преподаватель математики: Даниярова Дарига Байболатовна
КГКП
«Красноармейский аграрно-технический колледж», 2014-2015 учебный год
Структура карточек одна и та же. Каждая из них
включает план, основные сведения из теории, иллюстрацию применения плана к
решению задач, задания для самостоятельной работы. Наряду с формулировкой
любого шага плана показано его практическое применение. Это обеспечивает работу
учащихся по образцу на каждом этапе выработки учебного навыка.
1. Приращение
аргумента и приращение функции
На рисунке - приращение аргумента в точке , -
приращение функции в точке .
Примеры.
Вычислите приращение
функции в произвольной точке, если:
а) ;
б) .
№ п/п
|
План
вычисления приращения функции
|
Применение плана
|
а)
|
б)
|
1.
|
Фиксируем
произвольное значение аргументаи находим значение
функции
|
,
|
,
|
2.
|
Задаем
аргументу приращение и находим значение функции
|
,
|
,
|
3.
|
Находим приращение функции:
|
|
|
Задания.
Вычислите
приращение функции в произвольной точке , если:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) ;
7) ;
8) ;
9) .
2.
Производная
функции
Определение.
Производной функции в заданной точке называется предел отношения
приращения функции в этой точке к
приращению аргумента , когда стремится
к нулю, т. е. .
Примеры.
Вычислите
производную функции в точке , если:
а) ;
б) .
№
|
План вычисления производной функции
|
Применение
плана
|
а)
|
б)
|
1
|
Фиксируем точку и даем аргументу
приращение
|
,
|
,
|
2
|
Вычисляем приращение функции:
|
|
|
3
|
Находим отношение приращения функции к приращению аргумента:
|
|
|
4
|
Вычисляем производную:
|
|
|
5
|
Вычисляем
|
|
|
Задания.
Вычислите производные следующих
функций:
1) в точке ;
2) в точке ;
3) в точке ;
4) в точке ;
5) в точке ;
6) в точке ;
7) в точке ;
8) в точке .
3.
Уравнение касательной к графику функции в
точке .
Уравнение касательной к кривой в точке , принадлежащей этой
кривой, имеет вид .
Примеры.
Напишите уравнения касательной к
графику функции в точке с абсциссой , если:
а) ;
б) .
№
|
План составления уравнения касательной к кривой в заданной на
ней точке
|
Применение
плана
|
а)
|
б)
|
1
|
Вычисляем значение функции в точке
|
,
,
|
,
,
|
2
|
Находим производную функции
|
|
|
3
|
Вычисляем значение производной в точке, т.
е.
|
|
|
4
|
Подставляем числа , , в уравнение
касательной и записываем ответ
|
, ,
|
, ,
|
Задания.
Применяя указанный
выше план, напишите уравнение касательной к графику функции в точке , если:
1) ,
;
2) , ;
3) , ;
4) , ;
5) , ;
6) ,;
7) , ;
8) , ;
9) , .
4.
Наименьшее и наибольшее значения функции
Пример.
Найдите
наименьшее и наибольшее значения функции на промежутке .
№
|
План нахождения и на
|
Применение плана
|
1
|
Находим производную функции
|
|
2
|
Находим критические точки функции
|
,
,
и , , и -критические точки функции
|
3
|
Выбираем критические точки, лежащие внутри
|
0 и .
|
4
|
Находим значения функции в критических точках (внутри данного
отрезка) и на концах отрезка
|
, ,
|
5
|
Из найденных значений функции выбираем наименьшее и наибольшее
|
,
|
Задания.
Применяя
указанный выше план, найдите наименьшее и наибольшее значения; функции на промежутке , если:
1)
, ;
2)
, ;
3)
, ;
4)
, ;
5)
, ;
6) ,
;
7) ,
;
8)
, ;
9)
, .
5.
Общая
схема исследования функции и построение ее графика
Примеры.
Исследуйте
и постройте графики функции:
а)
;
б) .
№
|
План исследования функции
|
Применение
плана
|
а)
|
б)
|
1
|
Находим область определения функции
|
|
, , ,
|
2
|
Исследуем функцию на четность, нечетность
|
- функция
ни четная, ни нечетная
|
- функция четная
|
3
|
Находим нули (корни) функции и промежутки ее знакопостоянства
|
, , , -
нуль функции
|
, -
нуль функции
|
4
|
Находим производную функции и ее критические точки
|
, , и , и- критические точки
функции
|
, , ,
- критические
точки функции
|
5
|
Находим промежутки монотонности, точки экстремума и экстремумы
функции
|
<0,
<0,
>0,
- не является точкой
экстремума,
-точка минимума,
|
>0,
>0,
<0,
- точка максимума,
|
6
|
Находим предел функции при
|
|
|
7
|
Строим эскиз графика функции
|
|
|
Задания.
Исследуйте и постройте
графики функций:
1)
;
2) ;
3)
;
4)
;
5)
;
6)
;
7)
;
8) ;
9)
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.