Карнавал
жанров
Учитель:
Здравствуйте дорогие ребята, дорогие
гости! У нас сегодня не обычный урок, а как сейчас говорят, презентация
жанров. Музыка имеет свою классификацию, свои виды – жанры. Всё многообразие условно
делим на вокальную и инструментальную музыку. Чаще они сливаются в
вокально-инструментальные виды и мы имеем кантаты, оратории, оперы, мюзиклы.
История музыки уходит глубоко в века
и неразрывно связана с жизнью человека. Ибо музыка – это сама жизнь! А началось
всё с народной песни, она дала исток большой реки, переходящей в море музыки.
Послушаем, кто же они – жанры?
Ведущий 1:
Здравствуйте! А где же все? Где наши
слушатели? Где любители музыки? У нас в гостях сегодня должна быть примадонна –
ОПЕРА!
Любитель рока:
У… Я люблю рэп, рок…
Любитель классической музыки:
Но ведь музыка – это мелодия! Это
гармония, голос…
Любитель рока:
Не а. Это ритм, грохот – весело!
Ведущий 1:
Сейчас должны прийти гости: Кант, Романс…
Вы Вокализ пригласили? (Обращается к ведущему 2).
Ведущий 2:
Конечно, даже Кантату не забыли. Скажите,
ведь Опера придет не одна, она сделает нам сюрприз?
Ведущий 1:
Да, сегодня сам Маэстро собирался… Знаете,
мы пригласили и других маститых гостей: Симфонию, Концерт, а вот Соната не сможет
быть. Она уехала на гастроли.
Ведущий 2:
Жаль, в другой раз надеемся её увидеть. А
вот и первые гости.
Какая красавица сегодня песня и с ней Кант
строгий, мужественный.
Песня: (звучит
«Песня о Родине» Локтев, Высотская)
Я самый распространенный жанр в музыке.
Отличаюсь простотой формы, имею определенную жанровую направленность.
Адресована широкому кругу любителей музыки. Вначале появилась народная песня,
она воплощала сокровенные думы народа, и являлась коллективным творчеством
многих поколений. Затем и композиторы меня полюбили. В наши дни пишут
эстрадные, хоровые, массовые песни. Высокими достижениями отмечено творчество
Дунаевского, Соловьева-Седого, Пахмутовой, Тухманова и многих других.
Кант:
(звучит фрагмент «Орле Российский»)
Я от латинского «кантус» - пение.
Многоголосная мужская песня, широко распространенная в 17-18 в при Петре 1.
Канты восхваляли Петра 1 и его победы. Часто использовалось слово «виват»- да
здравствует. Писали канта студенты, учителя пения. Часто канты были безымянные,
этим они близки к народным песням. Существовали канты разного содержания:
торжественные, шуточные, застольные, лирические. Постепенно кантовое пение
усложнялось и подготовило почву для создания романса.
Ведущий 1:
Проходите, садитесь в вокальные ряды. Ваши
места 1,2. А вот и Кантата с Романсом. Романс как всегда чувственный,
романтичный. А Кантата – важная, торжественная, прямо в Оперы метит!
Романс:(звучит
романс «Горные вершины» Рубинштейн)
Я испанского происхождения. Пение по
романски, т.е. по испански. Меня поют солисты с инструментальным
сопровождением, чаще под фортепиано. Я люблю маленькие камерные залы. Тексты
романсов выразительные, чаще лирика. Передают чувства человека. Композиторы
обращаются к лучшим поэтам: Пушкину, Лермонтову, Тютчеву, Толстому. Большое
развитие романс получил в 19-20 в (Шуберт, Бетховен, Дебюсси). В России писали:
Чайковский, Даргомыжский, Глинка, Рахманинов.
Кантата: (звучит
кантата «А. Невский» Прокофьев)
С итальянского «кантаре» - петь. Я
многочастное концертное произведение для солистов хора и оркестра. Характер у
меня тожественный или повествовательный – эпический. По складу мне близка
оратория, но она больше и у нее развит сюжет. В 16-17 в кантата была сольной,
вокальной пьесой лирического характера. Позже кантата стала приближаться к
развернутой оперной сцене, где главное действующее лицо – хор. Выдающиеся
кантаты встречаются в творчестве Баха. Первые русские кантаты появились в 18 в.
Расцвет связан с творчеством Чайковского («Москва»), Танеева («Иоанн
Дамаскин»), Рахманинова («Колокола»), а также Прокофьева («А. Невский»).
Ведущий 1:
Очень рады Вам, присаживайтесь рядом с
Кантом.
Ведущий 2:
Мои задерживаются, а ведь без
симфонической музыки начинать нельзя! И Опера нас осудит!
Ведущий 1:
Не волнуйтесь, пробки на дорогах. Может
позвоним? Да, вот же идёт ослепительно виртуозный Концерт и рядом галантная
Симфония. (Концерт пропускает Симфонию вперед).
Симфония:(звучит
«40 симфония» Моцарта)
Я от греческого- созвучие. В понимании
жанра музыки, симфония написана для симфонического оркестра. Мой отец-
создатель, И. Гайдн. Он сделал меня классической, т.е. образцовой. У меня 4
части. Гайдн написал 104 симфонии. Его последователи Моцарт и Бетховен. Писали
симфонии и русские композиторы: Чайковский, Бородин, Прокофьев, Шостакович.
Встречаются симфонии в виде расширенного цикла до 6-7 частей, а также
программные у Берлиоза, Листа. Не путайте термин симфония, так в 18 в
обозначали вступление к сюитам, операм.
Концерт:
(звучит фрагмент «1 концерта для фортепиано с
оркестром» Чайковского)
Мои корни и в Италии и в Латыни. С
итальянского концерт – согласие, а с латинского – состязание. Музыкальное
произведение в основе которого лежит контраст звучания солирующего инструмента
и оркестра. Для него характерно состязание солиста с оркестром. В дальнейшем
перерастает в дополнение солиста оркестром или наоборот. Обычно состоит из 3
частей. Быстрая, медленная, быстрая. Концерты Вивальди положили начало развития
жанра инструментального концерта, в дальнейшем к концерту обращаются Бах,
Моцарт, Бетховен, Чайковский, Рахманинов и другие.
Ведущий 2:
Ваши места за вокальной музыкой (провожает
Концерт и Симфонию). Пожалуй гости в сборе. Опера заставляет себя ждать. А
поглядите, изысканный Вокализ к нам тоже пожаловал, как всегда в голосе.
Вокализ: (звучит
«Вокализ» Рахманинова)
Так называет концертное произведение для
пения без слов на гласный звук с инструментальным сопровождением. Вокализ в
переводе с итальянского означает – гласный, звучный, певучий. Очень известен
«Вокализ» Рахманинова, написанный для певицы Неждановой. Есть еще одно значение
этого слова. Это упражнение на гласный звук для развития голоса и виртуозной
техники певца.
Ведущий 1:
Это к нам пополнение (сажает Вокализ). А
вот и Опера со свитой (важно входит Опера, композитор и литератор. Оперу все
ждут, шушукаются – она самая почетная гостья).
Опера: (звучит
Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинка)
Я родилась в итальянском городе Флоренции.
Там возник новый вид искусства – опера. Первоначально назывался музыкальной
драмой. Годом создания меня считается 1600 г, тогда была написана первая опера
«Эвридика» Якопо Пери. Я долго преображалась, имела разные направления:
комическое, трагическое, историческое, лирическое, сказочное. Для исполнения
опер требуются музыканты, актеры-певцы, хореографы, костюмеры, художники и
конечно, дирижер. Он знает про меня всё, ведь ноты оперы – партитура находятся
у дирижера. Он руководит музыкантами и певцами и знает партитуру наизусть.
Характеристики героев исполняют солисты – это арии и ариозо. Я взяла с собой
самого любимого композитора Н.А. Римского-Корсакого. Он многое для меня сделал
– 15 опер написал и какие! «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой
петушок», «Кощеюшко бессмертный». Но самая моя любимая опера-былина «Садко».
Римский-Корсаков: (звучит
вступление к опере «Океан море синее»)
Былина о Садко – отважном
путешественнике-мореплавателе, певце-гусляре, купце Господина Великого
Новгорода волновали меня с юности. Вначале я написал симфоническую картину
Садко, Позже я использовал эпизоды этого произведения в опере-былине Садко.
Опера открывается вступлением – былинным зачином, оно рисует образ моря,
который проходит через всю оперу. Реальные герои я изобразил песенными
вокальными мелодиями. Фантастические образы играют инструменты. Меня называют
великий музыкальный сказочник.
Писатель:
Либретто – литературный текст, лежащий в
основе музыкально-сценического произведения – это опера и балет. В переводе с
итальянского – книжечка. Это краткое содержание спектакля. Как правило,
либретто пишут литераторы. Используя основное произведение, могут сокращать
его, изменять ход событий, но либретто для оперы «Садко» Римский-Корсаков
написал сам.
Римский-Корсаков:
Музыкальный язык у меня в опере
своеобразный. Выделяет моего Садко из ряда всех моих опер – это былинный
речетатив. Речетатив – это не разговорный язык, а как бы былинный сказ или
распев. В песнях торговых гостей Веденецкого, Варяжского, Индийского, я тонко
постиг иноземную музыкальную культуру. Хоровое начало воплотил в песне дружины
Садко «Высота ль, высота поднебесная». Это кульминация героической линии оперы
(поет хор 4-го класса). Очень красочные фантастические эпизоды «Океан- море
синее», подводный мир.
Опера:
Вот, Волхова, дочь подводного царя поёт
«Колыбельную Садко». Волхова очеловечевается и мелодия колыбельной песенная,
близка народной песне (опера поёт колыбельную Волховы).
Учитель:
Я хочу войти в ваши рассказы и прервать
всё на самом интересном месте. Мы едва приоткрыли дверь в сказочный мир
звуков и чувств. Каждый наш сегодняшний гость требует и уважения и более
глубокого изучения, но это будет в другой раз (звучит музыка Чайковского).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.