Инфоурок Музыка Другие методич. материалыКарабахские Соловьи (Karabakh Bulbuls) (1977)

Карабахские Соловьи (Karabakh Bulbuls) (1977)

Скачать материал

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по сертификации продукции

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Муга́м (азерб. Muğam, مقام), или Мугама́т (азерб. Muğamat) — один из основных жанров азербайджанской традиционной музыки[1], многочастное вокально-инструментальное произведение. Мугам — это также общее название ладов азербайджанской музыки[2]. Мугаму характерен импровизационный тип мелодического развертывания на основе определенного мугам-лада[3]. Мугам исполняются как полностью (дестгях), так и по частям певцом-солистом (ханенде) с инструментальным сопровождением или в виде сольных инструментальных произведений (на таре, кеманче и др.)[2].

Мугам считается азербайджанской разновидностью практики музицирования, распространенной в культурахБлижнего и Среднего Востока (см. макам)[3]. В ранние периоды мугам изучался в качестве составляющей единой музыкальной традиции наряду с арабским и турецким макамом, персидским дестгяхом и другими локальными представителями мугамо-макамной традиции, и не ассоциировался исключительно с азербайджанской культурой. Однако теоретические и музыкальные труды азербайджанских мастеров мугама и музыковедов пост-советского периода создали возможность западному слушателю познакомиться с мугамом, как с частью современной жизни Азербайджана[4].

В 2008 году ЮНЕСКО объявило мугам одним из шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества[5].

 

Содержание   [убрать] 
  • 1 Общая характеристика
  • 2 История
    • 2.1 Мировое признание
    • 2.2 Период железного занавеса
    • 2.3 Возрождение мугама
    • 2.4 Фестивали и конкурсы мугама
  • 3 Искусство мугама
  • 4 Формы мугама
    • 4.1 Дастгях
    • 4.2 Зерби-мугам
  • 5 Исполнение
    • 5.1 Исполнители прошлого
    • 5.2 Исполнители советского периода
    • 5.3 Современные исполнители
  • 6 Родственные жанры
    • 6.1 Мугам-опера
    • 6.2 Симфонический мугам
    • 6.3 Джаз-мугам
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9 Библиография
  • 10 Ссылки

 

Общая характеристика[править | править вики-текст]

Слово «мугам» теоретики относят к ладу (особенно к ладовому звукоряду как основной категории модального лада), типовой мелодии (мелодической формуле), технике композиции (способ организации текстомузыкальной формы), и к жанру в целом.

В настоящее время в азербайджанской музыке мугамами называют не только семь основных мугамов — Сегях, Чаргях (Чахаргях), Раст, Баяты-Шираз, Шур, Хумаюн, Шуштер, но и их многочисленные варианты — Баяты-Гаджар, Баяты-Исфахан, Харидж Сегях, Орта Сегях, Мирза Хусейн Сегях, Йетим Сегях, Сегях-Забул, Махур, Мухалиф, Дюгях и др.

История[править | править вики-текст] Мировое признание[править | править вики-текст]   После записи концертов на студии фирмы«Спорт Рекорд» в Варшаве в 1912 году. Сидят (слева направо): Джаббар Каръягды оглы, Давид Сафияров, Мешади Мухаммед Фарзалиев, Кечачи оглы Мухаммед; внизу: Гурбан Пиримов и Саша Оганезашвили; стоят: хозяева фирмы

Первая грампластинка, на которую были записаны мугамы в исполнении азербайджанских сазандарей, в том числе знаменитого ханенде Джаббара Гарягды оглы, увидела свет в 1906 году. Выпустило эту грампластинку английское акционерное общество «Граммофон». В период с 1906 по 1914 годы сразу несколько европейских фирм грамзаписи, среди которых были такие фирмы как французская компания «Братьев Пате», германское АО «Спорт-Рекорд», российские «Монарх-Рекорд», «Граммофон-Рекорд», «Концерт-Рекорд», «Премьер-Рекорд» и «Экстрафон», выпустили десятки пластинок с записями азербайджанских мугамов, теснифов и дестгяхов[6].

Период железного занавеса[править | править вики-текст]

Начиная с 30-х годов мугам, как и вся народная музыкальная культура народов СССР, попадает под жесточайший контроль государства, и тем самым переживает свои наихудшие времена[источник не указан 1593 дня]. На долгие годы перекрывается доступ азербайджанской национальной музыки на международную арену. В сознании людей мугам (мугамат) насильно утверждается как примитивное искусство, что, однако, не смогло понизить интерес большей части интеллигенции к устной музыкальной традиции[источник не указан 771 день].

Однако в 1970-е годы ситуация в СССР изменилась, и малые народы, в том числе азербайджанцы, получили возможность слушать и изучать народный фольклор и музыку. В Азербайджане был налажен серийный выпуск грамзаписей мугама[7].

Возрождение мугама[править | править вики-текст]

В семидесятых годах XX века мугам стал возрождаться благодаря усилиям ЮНЕСКО, под эгидой которого в 1971 году в Москве, в 1973 году в Алма-Ате и в 1978 и 1983 гг-х в Самарканде прошли первые международные симпозиумы и фестивали традиционной музыки. Получив широчайший резонанс в советском обществе, они способствовали пробуждению нового интереса к мугаму, как к традиционному музыкальному искусству — искусству высокого класса. Так же способствует этому иМеждународный центр мугама в Баку, сданный в эксплуатацию в декабре 2008 года.

Уже в наши дни, благодаря такому яркому ханенде как Алим Гасымов, мугам получил широкую известность не только в Европе, но и в США, Канаде, Японии и других странах.

Фестивали и конкурсы мугама[править | править вики-текст] Основная статья: Международный фестиваль «Мир Мугама»

18-25 марта 2009 года в Баку состоялся Международный фестиваль «Мир Мугама», в рамках которого прошли: международный научный симпозиум, международный конкурс исполнителей мугама, многочисленные мугамные оперы и концерты симфонических и классических мугамов. Работу международного фестиваля завершил гала-концерт, который состоялся 25 марта 2009 года во «Дворце имени Гейдара Алиева» в Баку. Основными целями Международного фестиваля Мугама являлись популяризация азербайджанского мугама в современном мире и занятие им более заметного места в современном культурном пространстве мира.

Искусство мугама[править | править вики-текст]   Азербайджанский певец-ханенде Джаббар Каръягдыоглы сдефом — одним из трех инструментов, сопровождающих исполнение мугама

Азербайджанский мугам по ряду общих художественных черт роднится с такими восточными музыкальными традициями, как турецкие таксимы, иранские дестгяхи, уйгурские мукамы, узбекско-таджикские шашмакамы, арабские нубы, индийские раги и др. Мугам воспринимается азербайджанцами как одна из главных культурных ценностей, составляющих основу национального самосознания народа.

Формы мугама[править | править вики-текст]

Формы мугама различны, но при этом каждая из них имеет своё отдельное название. Основные музыкальные формы мугама это — дастгях (вокально-инструментальный или чисто инструментальный), мугам (вокально — инструментальный, сольно-инструментальный и сольно-вокальный) и зерби-мугам.

Дастгях[править | править вики-текст]

Да́стгях (также «да́стгах», «де́стгях») является самой крупной по масштабу и художественной ценности мугамных форм в азербайджанской музыке. Вокально-инструментальные дастгяхи, которые являются наиболее ранними видами дастгяха, получили распространение в Азербайджане в XIX веке, преимущественно, в городах Баку, Гянджа, Шемаха, Шеки, Ленкорань и др. Первое научное описание дастгяхи получили в 1884 году, в трактате азербайджанского учёного Мир Мохсуна Навваба Карабаги — «Визухиль аргам». В 1922 году в Баку было открыто первое музыкальное учебное заведение европейского типа, в котором преподавание мугама было введено в учебную программу[источник не указан 1716 дней]. Группа наиболее авторитетных музыкантов того времени, таких, как Сеид Шушинский, Зульфи Адигёзалов, Ахмедхан Бакиханов, Мирза Фарадж Рзаев, Мирза Мансур Мансуров и др., по поручению Узеира Гаджибекова создали учебные пособия по изучению дастгяхов.

Зерби-мугам[править | править вики-текст]

Главной отличительной особенностью зерби-мугамов (также называемых «ритмическими мугамами») является его сопровождение при исполнении трио сазандарей, один из которых является певцом. При этом ведущая роль при исполнении отводится ударному инструменту — дэф (деф) и нагара.

К зерби-мугамам относятся: «Карабах шикестеси», «Аразбары», «Кесме шикесте», «Овшары», «Мансурия», «Эйраты», «Кереми», «Симаи-шамс». При этом особой популярностью среди народа пользуется «Карабаг-шикестеси».

Исполнение[править | править вики-текст]

Мугам в Азербайджане исполняется обычно в сопровождении трио сазандарей, в состав которых входят: тарист, кеманчист и бубнист. Часто бубнист сам является и певцом (ханенде). Тематика мугамов чаще всего ограничивается сферой лирики — любовной и философской. Газели таких классиков, как Низами, Физули, Хагани,Видади, Насими, Самеда Вургуна, Молла Панаха Вагифа, Алиаги Вахида и др., являются поэтическими текстами мугамов[8].

Исполнителей мугама в Азербайджане называют ханенде и сазенде.

Исполнители прошлого[править | править вики-текст]

Наиболее знаменитыми исполнителями мугамов в Азербайджане были: Сеид и Хан Шушинские, Бюльбюль, Джаббар Каръягдыоглы, Гусейнкули Сарабский, Зульфи Адигёзалов, Алескер Абдуллаев, Мирза Саттар, Миртаги Мирбабаев, Меджид Бейбутов, Гаджи Гуси, Мешади Иси, Абульгасан-хан Азер Игбал, Мирза Мухтар Мамедзаде, Бюльбюльджан, Агасаид Агабалаоглы, Кечачиоглы Магомед, Ислам Абдуллаев, Мешади Мамед Фарзалиев и др.

Из инструменталистов прошлого следует отметить: таристы Мешади Джамиль Амиров, Ширин Ахундов, Мирза Садыг Асад оглы, Мирза Фарадж Рзаев, Мешади Зейнал Хагвердиев, Гурбан Пиримов, братья Бакихановы, Мирза Мансур Мансуров, Паша Алиев, Фируз Ализаде, кеманчисты Гылман Салахов и Исмаил Талышинский, гармонисты Кямрабейим, Ахад Алиев, Абуталыб Юсифов, Кербалайи Лятиф, Теййуб Дамиров, зурначи Али Керимов и др.

Исполнители советского периода[править | править вики-текст]

К исполнителям советского периода относят ханенде Шовкет Алекперова, Агигат Рзаева, Рубаба Мурадова, Тофа Алиева, Гаджибаба Гусейнов, Явер Калантарли, Абульфат Алиев, Гулу Аскеров, Нариман Алиев, Захра Рагимова, Джахан Талышинская, Фатма Мехралиева, Ягуб Мамедов, Нахмет Мехтиев и др.

Таристы Ахсан Дадашев, Бахрам Мансуров, АлиАга Кулиев, Баба Салахов, Кямиль Ахмедов, Гаджи Мамедов, Хабиб Байрамов, Мамедага Мурадов, Амирулла Мамедбейли, Хосров Меликов, Адиль Герай, Энвер Мансуров, Агаселим Абдуллаев, каманчисты Эльман Бадалов, Адалят Везиров, Гылман Салахов, Талят Бакиханов, гармонисты Ахад Фарзали оглы, Мешади Али, Лятиф Алиев, Абуталыб Юсифов, Тейюб Дамиров, Закир Мирзоев, исполнители на народных духовых инструментах Надир Ахундов, Агасаф Сеидов, Фируз и Магерам Зейналовы, гавалист Азизага Наджефзаде.

Современные исполнители[править | править вики-текст]   Алим Гасымов исполняет мугам

Ислам Рзаев, Ариф Бабаев, Баба Махмудоглы (Мирзоев), Мелекханум Эюбова, Забит Набизаде, Захид Гулиев, Алибаба Мамедов, Джанали Акперов, Агахан Абдуллаев, Алим Гасымов, Фергана Мовламова, Мансум Ибрагимов, Сакина Исмаилова, Гандаб Гулиева, Нурия Гусейнова и др.

Таристы Агасалим Абдуллаев, Замиг Алиев,Вамиг Мамедалиев, Мохлат Муслимов, Фируз Алиев, Сарвар Ибрагимов, Гадир Рустамов, Малик Мансуров, каманчисты Хабил Алиев, Мирназим Асадуллаев, Шафига Эйвазова, Фахраддин Дадашев, Ельшан Мансуров, Мунис Шарифов, гавалист Махмуд Салах.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 395 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 494
    • 7.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мамедова Турана Нураддин. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мамедова Турана Нураддин
    Мамедова Турана Нураддин
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3808
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие навыков успешного чтения с листа и выучивания наизусть нотного текста на уроках фортепиано в младших и старших классах ДМШ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 97 человек

Курс повышения квалификации

Преподавание музыки в дополнительном образовании: методы и приемы обучения и воспитания детей

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 170 человек

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Педагог музыки

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие физических качеств в художественной гимнастике: теория и практика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История России: ключевые события и реформы

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 80 человек
Сейчас в эфире

"С понедельника — начну!.." Практическое руководство к модификации образа жизни

Перейти к трансляции