Смотреть ещё
1 035
методических разработок по логопедии, дефектологии
Перейти в каталог
Баландина Е.А.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Совместная деятельность учителя-логопеда и детей с учетом интеграции образовательных областей
«Познавательно-коммуникативная»
(Групповая,
Подгрупповая)
3 период обучения
2 период обучения
Декабрь 1-ая неделя.
Тема: Дом, в котором я живу (мебель, бытовые приборы)
Занятие № 1
Тема:
Задачи:
Ход занятия:
1. Организационный момент:
1. Сколько этажей в доме, где ты живешь?
- одноэтажный; двухэтажный, трехэтажный.
2. Нарисуем дом.
Логопед предлагает детям нарисовать дом. Дети по очереди выходят к доске, рисуют элемент домика и проговаривают: «У дома есть …. фундамент»….
2. Основная часть:
- Что такое дом? – место, где мы живем.
- Сколько комнат в твоем доме?
- Для чего нужны: кухня, лоджия, ванная комната?
- У тебя есть своя комната?
- Как ты чувствуешь себя дома? ( тепло, уютно, спокойно, весело, счастливо).
2. Логопед рассказывает историю про девочку Элли, которой тоже было тепло и уютно в своем маленьком домике. Но однажды подул сильный ураганный ветер, все закружилось, завертелось и в доме Элли воцарился страшный беспорядок. Давайте попробуем помочь ей навести порядок.
Логопед предлагает детям сложить предмет из частей (разрезные картинки: стул, стол, диван, кровать, холодильник, телевизор) и объяснить, для чего они нужны в доме?
Стул –стулья,
Диван-
Кровать-
Холодильник-
Телевизор
Стол-
(мебель и посуда – работа с картинками).
Подведение итогов:
Что нового мы сегодня узнали?
Занятие № 2
Тема: Согласный звук и буква Г.
Ход занятия:
Чтение таблиц:
|
А |
О |
У |
Ы |
И |
Д |
|
|
|
|
|
Ж |
|
|
|
|
|
Я жи-ву до-ма.
Мой дом боль-шой.
Мама мыла раму.
Мама мыла раму.
Мама мыла раму.
3. Фонетическая зарядка:
- Как гогочет гусь?- га-га-га.
- Как звучит звук в слове «гусь», «гири».
- Произнесем звук Г (согласный, звонкий, твердый или
мягкий).
- Услышь звук: хлопни, если услышишь звук Г в слове
Грач, гусь, книга, игрушка, гамак, грабли, гантели, гол, голова, громко.
4.Придумаем слова со звуком Г (дети придумывают).
5. «Доскажи словечко»:
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручка горох.
Всех прелестных птиц черней
Чистит пашню от червей
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица …. (грач).
Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол).
Лодки по морю плывут
Люди веслами ….. (гребут).
Я в любую непогоду уважаю очень воду
Я от грязи берегусь, чистоплотный серый …. (ГУСЬ).
Физкультминутка:
Показ действий, проговаривание слов:
У Оленя дом большой
Он глядит в свое окошко,
Зайка по лесу бежит и к нему стучится:
«Тук-тук, дверь открой
Там в лесу охотник злой,
- Зайка, зайка – забегай
Дверь скорее закрывай!» (2-3 раза).
6. Знакомство с буквой Г
- Найди букву в алфавите;
- Сколько элементов у буквы Г;
- Преврати букву:
***
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
***
Гриб стоит среди дорожки
Голова на тонкой ножке.
***
Букву на плече носил
Траву на лугу косил.
7. Печатаем букву, слог, слово:
Г, ГА, ГРИБ.
8. Звуковой анализ слов: ГЛАЗА, ГОД, ГРИБ.
III. Подведение итогов:
Найти дома и напечатать в тетрадь как можно больше слов со звуком Г.
Занятие № 3
Тема: Пересказ сказки «Три медведя»
( с опорой на серию картинок)
Задачи:
Ход занятия:
Вспомните и назовите сказку, где описывается, как девочка заблудилась в лесу и попала в дом медведей.
1) Логопед рассказывает детям сказку «Три медведя».
2) Беседа по содержанию сказки с целью усвоения сюжетной линии, упражнение в полных ответах на вопросы:
- Что случилось с Машей?
- В чей домик она попала?
- Почему Маша оказалась в доме медведей?
- Как зовут медведей?
- Чья похлебка понравилась Маше?
- На чьей кровати Маша уснула?
- Одинаковые или разные голоса у медведей?
(Имитация детьми голосов медведей)
3) Подбери родственные слова к слову «медведь»:
- папа – МЕДВЕДЬ;
- мама – МЕДВЕДИЦА;
- детеныш – МЕДВЕЖОНОК;
- в чей домик попала Маша? – МЕДВЕЖИЙ.
4) В лесу, где заблудилась Маша много разных зверей и птиц, все они резвятся и играют. Давайте с ними поиграем в прятки. (Логопед каждому ребенку раздает игрушку. Дает инструкции с предлогами: «на стульчик», «под стульчик», «за стульчик»).
5) Расставим картинки по порядку – установление причинно-следственных связей и логической последовательности в тексте сказки.
6) Чего не стало? – работа с картинками, обозначающими предметы мебели.
7) Составление предложений по сюжетным картинкам.
8) Инсценирование отрывка из сказки с момента появления медведей в домике.
III. Подведение итогов.
Вспомнить вместе с родителями сказки, в которых рассказывается про домики.
Занятие № 4
Тема: Составляем рассказ на свободную тему
Задачи:
Ход занятия:
Организационный момент:
Беседа на тему, как выглядят городские дома и загородные.
Основная часть:
Подобрать как можно больше слов к слову ДОМ:
Строят, ломают, разрушают, ремонтируют, красят, моют, рисуют, покупают, продают, украшают, наряжают.
Логопед показывает части дома, а дети комментируют «Дом с крышей», «Дом со стенами». И т.д.
ЖИ-ЖИ-ЖИ (2)
В НАШЕМ ДОМЕ ЭТАЖИ,
ЖА-ЖА-ЖА (2)
ПОДО МНОЙ ДВА ЭТАЖА
ЖА-ЖА-ЖА (2)
НАДО МНОЙ ДВА ЭТЖА
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ (2)
НА КАКОМ Я ЭТАЖЕ
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ (2)
Я НА ТРЕТЬЕМ ЭТАЖЕ
Жей –жей-жей (2)
Сколько в доме этажей (5 этажей).
Показ действий, проговаривание слов:
У Оленя дом большой
Он глядит в свое окошко,
Зайка по лесу бежит и к нему стучится:
«Тук-тук, дверь открой
Там в лесу охотник злой,
- Зайка, зайка – забегай
Дверь скорее закрывай!» (2-3 раза).
Однажды на улице родился домик и стал расти. Рос-рос и вырос. Сначала он был одноэтажным домишко, потом двухэтажным домом, затем – трехэтажным , четырехэтажным, десятиэтажным. Теперь это не домик, а многоэтажный домище. Он вырос потому что его построили строители и было в этом доме:
ЭТАЖЕЙ, ПОТОЛКОВ
ОКОН, ПОЛОВ
ЛЕСТНИЦ, БАЛКОНОВ
МНОГО СТУПЕНЕК, ПОДЪЕЗДОВ
КОМНАТ, ДВЕРЕЙ
СТЕН
Заключительная часть:
Посмотреть энциклопедию и ответить на вопрос, где в мире стоит самый высокий дом?
Занятие № 5 Обобщение изученного материала.
Декабрь 2 ая неделя
Тема: Кухня. Посуда. Бытовые приборы.
Занятие № 1
Задачи:
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Назови предметы посуды (дети стоят в кругу, по очереди называют предметы посуды, проходят, присаживаются).
II. Основная часть:
1) Отгадывание загадок:
****
Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель
Все семейство вечерком
Угощает он чайком
Парень дюжий он и крепкий
Без вреда глотает щепки
Хоть и ростом невелик
А пыхтит как паровик (САМОВАР)
****
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду (ЛОЖКА)
****
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу-
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела-
Пейте чай! Вода вскипела! (Чайник)
****
Вся макушка в дырках мелких,
Перец сыплется в тарелки (перечница)
****
Щука в море, а хвост на заборе
2) Посчитай слоги в словах, нарисуй напротив слова соответствующую цифру:
Э-ЛЕК-ТРО-ПРИ-БО-РЫ (6)
Э-ЛЕК-ТРО-ЧАЙ-НИК (5)
У-ТЮГ (5)
КО-ФЕ-ВАР-КА (4)
КО-ФЕ-МОЛ-КА (4)
ХО-ЛО-ДИЛЬ-НИК (4)
Э-ЛЕК-ТРО-ПЛИТА (4)
3) Слушай и считай:
Пять чашек стояло на полке
Чаю налили Николке,
Теперь же сколько чашек там?
Подумай и ответишь сам.
4) Логопед дает детям задание:
В конверте спрятано слово. Задача детей достать из конверта буквы, выложить слово, объяснить, что оно обозначает. Составить с этим словом предложение.
III. Подведение итогов
Чему мы научились на занятии?
Занятие № 2
Задачи:
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед предлагает детям поиграть в магазин.
«Я буду продавцом, вы – покупатели. Покупатели что делают? – товар покупают и объясняют, для чего он им нужен».
Дети встают в очередь, подают монетку, выбирают предметы посуды, называют его: «Я куплю кастрюлю и буду готовить в ней суп». И т.д.
После игры проходят на ковер.
Основная часть:
На ковре расположено три обруча. В обруче – три карточки- символа. Вокруг, в беспорядочном порядке разложены картинки с изображением посуды. Детям предлагается разложить картинки на игровом поле по трем картонным силуэтам.
« Мы оказались на кухне у мамы. Посмотрите, какой беспорядок кругом. Сделаем приятное маме. Возьмем и всю посуду уберем. Разложим ее по трем шкафчикам в соответствие с формой:
По кругу располагаются три таза. Дети разделились на подгруппы (3-4 человека). Присаживаются на корточки, замешивают руками тесто, проговаривают:
«Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим и сколько не мнем
Комочки опять и опять достаем»
Дети выполняют инструкции логопеда стоя за столом. «Поможем маме стол накрыть»:
- возьмите чашку с блюдца,
- поставьте чашку возле блюдца,
- поставьте чашку справа от блюдца,
- поставьте чашку слева от блюдца,
- поставьте чашку под блюдце,
- подержите чашку над блюдцем.
4. Малыш разговаривает:
« на стол накрыли, гостей пригласили, в гости к нам пришел малыш, но почему-то он грустный, кажется я догадываюсь, почему? Он путает звуки в словах и его никто не может понять. Исправим его произношение?»
В шахарнице шахар.
В шолонке-шоль.
В каштрюле шуп.
В часке шок.
В шеледошнице – шеледка.
В шалатнице-шалат.
5. Дифференциация звуков в словах
На столе разложены карточки с изображением посуды. Каждый ребенок берет свою картинку с изображением предмета посуды. Логопед дает инструкцию:
- справа от меня встанут те дети, у которых в слове есть звук С, слева – звук Ш.
Затем дети по очереди проговаривают названия предметов.
Прыгнуть столько раз, сколько слогов в слове:
Мя-со-руб-ка,
Хле-бо-рез-ка,
О-во-ще-рез-ка,
Со-ко-вы-жи-мал-ка
Слад-ко-ежка.
Заключительная часть:
В какой мир мы сегодня путешествовали?
Зачем человеку нужна посуда?
Дома узнайте, из чего ели древние люди?
Какая была первая посуда у человека?
Занятие № 3
Согласный звук и буква К
Задачи:
Ход занятия:
Организационный момент:
Произнеси слоги, напечатанные на доске:
ЗНА ЗВА ВАТ УРА
ЗНО ЗВО ВОТ УРО
ЗНУ ЗВУ ВУТ УРУ
ЗНЫ ЗВЫ ВЫТ УРЫ
ЗНИ ЗВИ ВИТ УРИ
Основная часть:
Лодка, леска, удочки, карась, окунь, гриб, булка, бублик, рыба, рыбка, кошка, стол.
Физкультминутка:
Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем,
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Что за скрип, что за хруст
Это что еще за куст,
Как же быть без хруста,
Если я – (капуста).
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход,
Кто б на встречу не поплыл
Всех проглотит (крокодил).
Целый день поет щегол,
В клетке на окошке,
Третий год ему пошел,
А он боится (кошки).
8. Знакомство с буквой К.
- найдем букву в алфавите;
- нарисуем букву в воздухе;
- нарисуем букву карандашом на листочке;
- превратим буквы в какой-нибудь предмет.
Подведение итогов:
Что нового мы узнали про звук и букву К.
Занятие № 4
Пересказ рассказа «Как варить компот?»
Задачи:
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед предлагает детям вспомнить и назвать предметы посуды, объяснить, для чего нужен каждый предмет:
- кастрюля для супа, компота, варенья;
- сковорода для картофеля, рыбы, мяса;
- чайник для чая, компота, сока и т.д.
Основная часть:
1. Логопед предлагает детям послушать рассказ и назвать как можно больше слов со звуком К.
Как варить компот
На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:
- Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!
- Ну и как же его варить?
- Принесите каждый все самое вкусное, остальное – за мной. Вся компания отправилась искать все самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Коров принесла арбузные корки, кролик – клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел, закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик.
- Готово! Кушайте на здоровье.
Попробовали друзья, плюются:
- Компот называется! Сам ешь!
- Почему же невкусно получилось? – мрачно размышлял кот.
2. Логопед предлагает детям ответить на вопрос кота.
3. Назвать как можно больше слов из текста со звуками К, Кь.
4. Одному из детей передать содержание рассказа.
Заключительная часть:
Спросить дома у мамы, как сварить компот?
Занятие № 5 Закрепление пройденного материала за неделю.
Декабрь 3-яя неделя
Тема: Труд людей на селе зимой.
Занятие № 1 Слова-действия.
Задачи:
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Какую работу можно выполнять зимой на улице? (расчищать дорожки от снега, строить горки, …)
II. Основная часть:
1) Беседа.
- Какое время года за окном?
- Какое время года Зима? – холодное, морозное.
- Д/И «Какого времени года не хватает?» (Логопед выставляет картинки с временами года, дети определяют недостающую)
- Д/И «Месяцы времен года» - логопед называет месяц, дети определяют, к какому времени года он относится.
2) Придумывание слов, обозначающих действие – копает, кидает, тает, очищает, заливает, ровняет.
3) Составление предложений с заданным словом:
Копать, кидать, очищать, убирать, расчищать.
4) Исправь предложения:
Мы чистить снег дорог с.
Снег много году в этом намело.
Снегоуборочные машину человек помогать.
5) Раздели слова на слоги:
На дороге лежит большой сугроб.
- назови 1 слово;
- 2 слово;
- 3 слово,
- 4 слово.
6) Ответь на вопросы.
Для чего нужно убирать снег с дорог?
Для чего люди очищают снег с крыш?
Физкультминутка:
Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем,
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
7.) Логопед предлагает распределиться на подгруппы и составить предложения по опорным схемам:
.
.
III. Подведение итогов:
Чему мы сегодня учились?
Занятие № 2
Тема: Согласный звук и буква С
Задачи:
Ход занятия:
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Пройдет тот, кто назовет слог:
Так, кра, кар, мак, кро, кру, мар,
Пак, кри, пар
II. Организационный момент:
Все лето стояли
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы (Санки)
- назовем первый звук в этом слове.
Вывод: звук С согласный, глухой, м.б. твердый, м.б. мягкий.
4. Кто внимательный?
Хлопните, если в слове есть звук С: лиса, лось, тишина, лист, синица, шарик, шоссе, аист.
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек,
Угадай, как он зовется
Золотистый (светлячок) – считаем кол-во слогов.
Ходит длинный, пасть с клыками
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он,
Ты узнал, кто это? (слон)
Угадай-ка что за птица,
Света яркого боится,
Клюв крюком, глаза пятачком,
Ушастая голова
Это (сова).
На шесте – дворец,
Во дворце певец, а зовут его (скворец).
Физкультминутка:
Самокат
( Одну ногу пружиним. Другой имитируем движение отталкивания)
Самокат, Самокат
Самокату очень рад,
Сам качу, сам качу
Самокат, куда хочу.
1) Смотрим на букву, проговариваем чистоговорки
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.
Слоненок удивил ребят,
Слоненок сел на самокат,
Немножко покатался
И самокат сломался.
2) На что похожа буква С:
Полумесяц в небе темном,
Буквой С повис над домом
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок
Шел конь
Подковами звеня
Как буква С
Следы коня.
3) Найдите букву в алфавите.
4) Печатаем букву на листочках.
IV. Подведение итогов:
Нарисовать как можно больше предметов со звуком С.
Занятие № 3
Тема: Беседа по содержанию стихотворения «Угадайте, где мы были».
Ход занятия:
Логопед предлагает детям припомнить, какой работой занимается человек зимой в деревне. (Дети размышляют).
1) Логопед предлагает детям послушать стихотворение:
Угадайте, где вы были
… Толстые, смешные ножки у телят,
Всех телята эти прямо веселят.
Шелковая шерстка, круглые глаза,
До чего забавна Телочка Гроза!
А при нас телят поили!
Угадайте, где мы были.
Были мы в деревне тихой у пруда
Посмотреть теляток бегали туда,
А у них телятник – настоящий дом,
До чего удобно и уютно в нем!
Мы теляток полюбили вот сегодня где мы были!
Множество писклявых желтеньких пушков.
Крылышек и перьев, клювов, хохолков.
Вот бы их потрогать, вот бы подержать
Вот бы к сердцу теплых маленьких прижать!
Брать цыплят не разрешили, угадайте, где мы были.
Мы на птицеферме были в этот раз,
Птичница Ариша пригласила.
Важные наседки для своих сынков,
Для сынков и дочек рыли червяков.
- Клюйте, клюйте!- говорили
Вот сегодня где мы были!
Е. Благинина
Физкульминутка:
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем,
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем,
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим,
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим,
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы,
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.
2) Вопросы к стихотворению:
- о чем это стихотворение?
- где дети были ?
- кого они видели?
- кто о них заботился?
3) Проговаривание скороговрок:
Стоит воз овса
Возле воза – овца.
В сени сено
Носит Сеня.
Припомнить профессии людей на селе.
Занятие № 4
Тема: Пересказ рассказа «Снегопах»
Задачи:
1.Расширять и активизировать словарный запас детей.
2.Учить слышать и понимать содержание текста.
3. Развивать связную речь, навыки пересказывания.
Организационный момент:
Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Кто такой снегопах? (рассуждения детей)
Основная часть:
1. Послушайте рассказ:
Вчера я был в деревне. Навещал своего товарища Мишу Горонина. Дверь мне открыла его жена, ужасная насмешница.
- Миша еще не приходил. Пашет, сказала она.
Я насмешливо спросил:
- Снег пашет?
- Конечно, снег.
Я разыскал Мишу в поле. Он управлял трактором, к которому был прицеплен длинный ящик.
- Зачем это, Миша? – спросил я.
- Это преграда против ветра. Он по полю гуляет, снег сдувает. А озимые без снега мерзнут. Надо снег на полях задержать. Вот я работаю со своим снегопахом.
2. Логопед еще раз задает вопросы:
- Кто такой снегопах? – человек, который пашет снег.
- Для чего он это делает? – Это преграда против ветра. Он по полю гуляет, снег сдувает.
- Как звали человека, который работал на снегопахе? – Миша.
- К кому пришел герой рассказа домой? - Навещал своего товарища Мишу.
- Кто сообщил герою рассказа, где его товарищ? – жена.
- Почему герой рассказа назвал жену «Ужасной насмешницей?». Кого так называют?
- Поверил ли герой рассказа жене Миши? – нет.
3. Логопед предлагает детям пересказать рассказ.
Подведение итогов:
Какую пользу приносит снег в полях?
Занятие № 5 Подведение итогов работы за неделю.
Декабрь IV неделя
Тема: Зима. Новый год.
Занятие № 1 Предложение с предлогами.
Задачи:
1. Закреплять умение соединять буквы в слоги и проговаривать их.
2. Учить детей выполнять анализ грамматической конструкции предложения.
3. Развивать связную речь.
4. Расширять и активизировать словарь детей
Ход занятия:
III. Организационный момент:
Дети проходят и выполняют инструкцию логопеда.
1-ый ребенок – встает у стульчика;
2-ой ребенок – встает за стульчик; (перед, рядом, возле, и т.д.)
II. Основная часть:
1) Работа с таблицей (соединение букв в слоги):
|
А |
У |
Ы |
О |
Э |
Е |
И |
М |
МА |
МУ |
|
|
|
|
|
Ш |
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
Н |
|
|
|
|
|
|
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
Р |
|
|
|
|
|
|
|
2) Работа по теме:
- назовите время года, которое у нас за окном;
- как вы определили, что это Зима?
- зима какая?
- назовите месяцы зимы?
- какие зимние развлечения вам известны?
3) Отработка произношения звуков в чистоговорке:
Са-са-са (2р.)
Голубые небеса,
Падает на землю снег,
В шубе ходит человек.
4) Составление предложений по картинкам:
Инструкция: я раздам карточки с изображением горки и детей. Ваша задача – составить предложения, отвечающие на вопрос, где находятся дети по отношению к горке?
(Мальчик стоит перед горкой. Девочка стоит справа от горки. и т.д.)
Физкультминутка:
1)«Шаги»
СНЕ-ГО-ВИК,
СНЕ-ГО-ПАД,
СНЕ-ГО-ХОД
СНЕ-ЖИН-КА
СНЕ-ГО-ВИ-ЧОК
5) Путаница
Логопед произносит слова, дети выполняют наклоны вперед и произносят в нужно порядке предложения:
Дети кататься горка с.
Вася стоять горка за.
Девочка отошла горка от. И т.д.
.
V. Подведение итогов:
Чему мы теперь сможем научить малышей?
Занятие № 2
Согласный звук и буква Ж
Задачи:
I. Организационный момент:
1. Заполнение слоговой таблицы:
|
А |
У |
Ы |
О |
Э |
Е |
И |
З |
|
|
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
|
|
|
БОР ДУБ
БАЛ ДУБЫ
БАР У ДУБА
БИЛ НАД ДУБОМ
4. Какие буквы спрятались?
II. Основная часть:
- как жужжит шмель? (ЖЖЖЖ)
- положение зубов, губ, языка.
Он высокий и
пятнистый
С длинной длинной шеей,
А питается он листьями,
Листьями деревьев
Ж
( Жираф)
- заполнение схемы слова
Шесть ног без копыт
Летит, летит, жужжит
Упадет – землю роет (Жук) (Заполнение схемы слова)
2. «Кто внимательный?» - хлопни, если услышишь звук Ж.
Жук, лук, сук, жираф, сарай, жадина, сардина, желудь, солод и другие слова.
(Дети проговаривают слова по очереди).
Физкульминутка:
Снежок
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Раз – подбросим,
Два- поймаем,
Три- уроним
И… сломаем
(Выполнение действий по ходу стихотворений)
(Логопед предлагает детям нарисовать букву и превратить ее в любой предмет)
III. Подведение итогов:
Почему мы на шаг ближе к школе?
Занятие № 3
Тема: Формирование лексико-грамматических категорий.
Задачи:
Ход занятия:
Организационный момент:
Пройдет к рабочему месту тот, кто скажет слово наоборот:
Темный-светлый;
Короткий –
Черный
Холодный
Пасмурный
Мягкий-
Заморозки –(оттепель)
Легкий –
Основная часть:
«зимняя ночь»;
«синяя варежка»;
«холодный день»;
«теплая шуба»;
«пуховый платок»;
«меховое пальто».
(Логопед детям по очереди передает каштан, дети согласовывают словосочетание с числительным: пять зимних ночей и т.д.)
Оттепели сменились морозами. Что было вначале, что потом?
Чего больше, снегопадов или снежинок?
Чего меньше, зим или зимних месяцев?
- замерзает –
- наступает –
- кружаться-
- летят –
- надели –
- обули –
4. Продолжи мою мысль:
Зимой люди ходят в ……………………
Зима приносит снегопад ……………….
Вода замерзла на ………………………..
Я люблю зимой …………………………
СНЕГ ИДЕТ
СНВЕГ, ЛЕНД, ШУМБА
МАЗИ
Подведение итогов:
За что мы любим зиму?
Занятие № 4
Тема: Новогодний праздник
Задачи:
- согласование числительных с существительными;
- учить употреблять глаголы в форме будущего простого и сложного времени с частицей «ся» и без нее.
3. Развивать связную речь детей.
Ход занятия:
Организационный момент:
Что такое новый год? Его персонажи.
Основная часть:
Логопед сообщает детям, что новый год уже наступил и на елку к нам пришли….
Дети по очереди подходят к столу, берут по две картинки с карточками: на 1 – цифра, на другой – изображение того, кто пришел).
К нам пришли на праздник 2 ( медведя, снегурочки);
3 ( клоуна, белки);
4 ( куклы, матрешки)
5 ( собачек, клоунов, и т.д.)
2. Что будешь делать на празднике?
На празднике я буду веселиться, повеселюсь, буду кружиться, покружусь, буду радоваться, порадуюсь, буду танцевать, потанцую – буду….. (дети по цепочке передают мяч и проговаривают).
Физкультминтука
(Импровизация движений)
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем,
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем,
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим,
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим,
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы,
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.
3. За что ты любишь зиму? ( свободные высказывания детей).
4. Что будет после этого?
Логопед задает детям вопрос: что будет после нового года? – дети по очереди рассуждают.
Подведение итогов:
Как новый год встречают в других странах?
Занятие № 5 Обсуждение итогов недели.
Январь I неделя, 2 неделя – каникулы.
Январь – 3 яя неделя
Занятие № 1
Тема: Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.
Занятие № 1
Задачи:
1. Учить детей образовывать слова из слогов, закреплять представления о видах транспорта.
2. Продолжать формировать навыки классификации.
3. Развивать зрительное внимание детей.
4. Активизировать словарный запас, ввести в речь понятие «гужевой».
I. Организационный момент:
1. Какие виды транспорта вам известны?
2. Для чего нужны: скорая помощь, пожарная охрана, милицейский автомобиль, кран, трактор, экскаватор.
3. Назовите части автомобиля.
II. Основная часть:
1. Составь слово из слогов:
Са-мо-лет; (почему так называется?)
Са-мо-кат;
Сне-го-ход;
(самоход, снегоход, вездеход, вертолет, аэроплан, самосвал, бензовоз, молоковоз, тепловоз).
2. Составь предложения:
( В каждом предложении должно быть маленькое слово «над»)
Самолет, лес (Самолет летит над лесом).
Вертолет, дом
Ракета, земля
Аэробус, город
Аэроплан, деревья.
3. Назови ласково:
Паровоз – паровозик
Самолет –
Машина-
Велосипед
Самокат-
Корабль-
Лодка-
Катер-
Пароход-
Теплоход-
Вертолет-
Автомобиль-
Пешеход, самолет, грузовик, самосвал, бензовоз.
Черепаха, человек, велосипедист, машина, вертолет.
Про какой транспорт можно сказать кто?, а про какой что?
Автобус, собака, велосипед, осел, лошадь, машина, верблюд, трамвай.
Тот транспорт, про который мы говорим КТО? называется гужевой.
III. Подведение итогов.
Полистать энциклопедии и узнать, в каких странах используется гужевой транспорт.
Занятие № 2 Согласный звук и буква З
Задачи:
1. Познакомить детей с буквой З.
2. Совершенствовать способность детей находить знакомые буквы и объединять их в слоги.
3. Отрабатывать произношение изученных и ранее поставленных звуков.
4. Развивать связную речь.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
II. Основная часть:
1. Фонетическая зарядка:
- Как пищит комар? – З-З-З.
2. Отгадывание загадок, называние первого звука в словах-отгадках:
Длинное ухо Запорошило дорожки
Комочек пуха Разукрасила окошки
Прыгает ловко Радость детям подарила
Любит морковку И на санках покатила
(Заяц) (Зима)
Чем отличается звук в первом слове от звука во втором слове? – мягкий и твердый.
Заяц, звезда, звонок, замок, зонтик зубы, и т.д.
Физкульминутка:
Заяц Егорка
Свалился в озерко (дети бегут по кругу, в центре сидит
один ребенок)
Бегите под горку,
Спасайте Егорку ( дети подбегают и сидящего ребенка поднимают)
- хором;
- по подгруппам;
- индивидуально.
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину домой мы принесли,
Она была разиней, резиновая Зина,
Упала Зина в лужу, испачкалась в грязи.
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка,
Со скамейки встать не смог,
Весь до ниточки промок.
III. Подведение итогов:
Что нового мы узнали сегодня?
Занятие № 3
Тема: Составление и анализ предложений.
Задачи:
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Придумать предложение со словом:
- машина,
- транспорт,
-поезд,
- корабль.
II. Основная часть:
Логопед называет слова, обозначающие транспорт и предложения по теме «Транспорт».
Выводы: в предложении несколько слов дружно стоят в ряд.
Дети рассматривают картину и отвечают на вопрос логопеда : Мальчик – в машине, бабушка – на автобусе и т.д.
III. Подведение итогов:
Чему мы сегодня научились?
Занятие № 4
Пересказ рассказа по ролям «Кто сильнее»
Задачи:
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Назови лишнее слово:
- трактор, самолет, поезд, автобус;
- автобус, автомобиль, трактор, самолет ( и др.)
II. Основная часть:
1.Логопед предлагает детям припомнить рассказ, который был задан для пересказа дома «Кто сильнее?»
2. Читает детям рассказ:
Алеша всегда пристает к Антону с разными вопросами :
- А сколько километров до неба?
- А что глубже, море или океан?
- А кто сильнее всех?
- Посмотри вон туда – говорит Антон, - видишь кран? Какую тяжесть он поднимает! – целый вагон.
- А кто сильнее крана?
-Видишь поезд, впереди синий электровоз!
Он тянет целых пятьдесят вагонов. И они доверху нагружены. Он посильнее крана!
- А кто сильнее электровоза? – не унимается Алеша!
- Вон, смотри – говорит Антон, - грузят корабль. Туда влезут 25 таких поездов.
- А кто самый сильный?
- Думай сам, кто заставляет работать кран, бежать по рельсам электровоз, плыть корабль?
- Люди!
- Значит кто самый сильный на земле?
- А, догадался – человек!
После 2 раз прочтения рассказа логопед предлагает детям разделиться по три человека и пересказать рассказ по ролям.
III. Подведение итогов:
Какой навык мы сегодня закрепляли?
Занятие № 5 Обобщение материала недели.
Январь – 4-ая неделя
Тема: Стройка (Профессии. Трудовые действия. Инструменты)
Занятие № 1 Формировние лексико-грамматических категорий по теме: Стройка (Профессии. Трудовые действия. Инструменты)
Задачи:
1.Расширять и активизировать словарный запас словами по лексической теме.
2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3.Учить подбирать слова-действия к заданному слову.
4.Совершенствовать навыки составления слов.
Ход занятия:
-построим сруб из спичек, он долен быть ровным, четким.
Что мы сейчас делали? – строили.
Значит мы сегодня кто? – строители.
1) Логопед предлагает детям составить слова из слогов, обозначающих профессии на стройке:
|
|
|
|||||||
|
|
|
|||||||
|
|
ник тех сан
2) Д/И «Кто что делает?»
Каменщик –
Бетонщик-
Маляр-
Сантехник-
Экскаваторщик-
Сварщик-
Стекольщик-
Мастер-
Архитектор-
Тракторист-
Бульдозерист-
3) Собери предложения:
Крановщик подниматься в свой кабина.
Экскаватор, рыть земля огромный ковш.
Стекольщик вставлять стекло.
4) Придумай предложения:
Строитель-дом
Маляр – кисть
Крановщик-кран.
5) Объясни значение пословиц:
Не просит ремесло хлеба, а само кормит.
Без труда не вытянуть и рыбку из пруда.
6) Если бы был архитектором, то какой бы ты дом построил? – размышления детей.
Дома нарисовать дом твоей мечты.
Занятие № 2
Тема: Звуковой анализ слов.
Задачи:
1.Совершенствовать навыки звукового анализа слов.
2. Развивать фонетико-фонематическое восприятие детей.
3. Учить определять место звука в слове, опираться на модели.
Ход занятия:
Организационный момент:
1.Покажи картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук Л:
ИГЛА, ПИЛА, ЛАМПА, КРАН, ЛОПАТА, ЛОМ, ГРАБЛИ.
2. Определим место звука в слове.
Перед детьми карты с изображением схемы слова, детям предлагается нарисовать букву в начале, середине или конце слова.
Основная часть:
1. От каких профессий произошли эти фамилии:
- Столяров,
- Гончаров,
- Плотиков,
- Портнов,
- Поваров,
- Кузнецов,
- Сапожников,
- Конюхов
2. Кем работает человек, который:
- делает прически;
- шьет одежду;
- кроет крышу;
- кладет кирпичи;
- красит стены;
- чинит краны.
3.Логопед предлагает детям выполнить звуковой анализ слов:
гончар
( Самостоятельно выполняем слово МОЛОТОК).
Молоток, потолок, Молоток, Молоток
Дыркой сверлят сверло.
Гаечный ключ откручивают гайкой.
Стекло упало, потому что разбилось.
Подведение итогов:
Дома рассмотреть и назвать инструменты.
Занятие № 3
Формирование лексико-грамматических категорий по теме.
Задачи:
Ход занятия:
Организационный момент:
Из чугуна – чугунный,
Из металла -
Из бумаги –
Из стали –
Из резины-
Из камня-
Из серебра-
Из пластика-
Из золота –
Из дуба –
Из синтетики –
Из глины-
Из полиэлитилена -
- каменным (ДОМ);
-стеклянный;
-бумажным;
- металлический.
Основная часть:
1. Вспомни 8-10 названий инструментов.
2.Опиши инструменты.
Логопед предлагает ребенку описать инструмент, остальные пытаются отгадать, что это?
НОЖНИЦЫ
НИТЬ
Не просит ремесло хлеба, а само кормит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Домик из деталей конструктора и настоящий дом.
(Обсуждение с детьми группы)
Подведение итогов:
Нужна ли людям профессия СТРОИТЕЛЬ?
Занятие № 4
Тема: Составление рассказа по опорным картинкам
Задачи:
Ход занятия:
Организационный момент:
К рабочему месту пройдет тот, кто произнесет скороговорки:
Возле грядки две лопатки,
Возле кадки два ведра.
Основная часть:
- Логопед спрашивает детей, для чего нужны эти инструменты?
2. Логопед рассказывает детям, что однажды она подслушала случайно один разговор, который произошел между этими двумя предметами. Сейчас я вам его поведаю:
Стояли в углу старый поломанный барабан и метла. И жаловался барабан:
- Обидно мне рядом с метлой стоять! Ведь я вещь нужная, а тобой метла, только сор выметают.
Метла выслушала и ответила:
- Ты барабан, правду говоришь. Мое дело – выметать сор и такие ненужные вещи, как старый поломанный барабан.
3. Свободные высказывания детей по содержанию рассказа.
Подведение итогов:
О чем мы сегодня говорили?
Занятие № 5 Обсуждение итогов недели.
Февраль 1 неделя Комнатные растения.
Занятие №1
Тема: Комнатные растения.
Задачи:
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед предлагает детям вспомнить и назвать комнатные растения. Дети называют, по очереди проходя к рабочему месту.
Основная часть:
Смотрите милые друзья,
Да тут их целая семья:
И мама, и ребенок –
Зеленый кактусенок.
А ну-ка мексиканец,
Спляши веселый танец.
А мы скорее в круг,
Попляшем вместе, друг! (Хором, по подгруппам, индивидуально).
Физкульминутка:
Просчитывание количества слогов в словах разными
способами:
- наклоны вперед: камнеломка;
- приседания: папоротник;
- прыжки: кактус, фиалка, герань, бегония.
4. Свободное описания комнатных растений.
Логопед предлагает детям рассмотреть горшочки с растениями, которые находятся в группе и описать любой на выбор. ( Каждый ребенок описывает свой цветок)
Подведение итогов:
Для чего нужны растения в комнатах?
Занятие№ 2
Тема: Звук и буква Ш.
1.Закреплять умение детей прочитывать слова.
2.Учить узнавать букву в словах.
3. Учить выделять ее из ряда других букв.
Ход занятия:
Припоминание слов со звуком Ш:
- в начале слова;
- в середине слова;
- в конце слова.
1) Знакомство со звуком Ш:
- Как шипит змея?
- Что происходит с языком, губами, зубами, когда мы издаем этот звук? – губы в улыбке, зубы – зборчиком, язычок в форме чашечки прижимается к верхнему небу.
(Звук Ш – согласный, глухой, всегда твердый).
2) Звуковой анализ слова:
- Отгадай загадку:
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
ШАРИК -
2) Определи место звука в слове ( работа с моделями):
Шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар, шапка, шар, шуба, шнурки.
3) Придумывание своих слов со звуком Ш.
4) Доскажи словечко:
Сегодня все ликует в руках у детворы,
От радости танцуют воздушные …….(шары)
Если мы растем на ели, мы на месте, мы при деле,
А на лбу у ребятишек никому не нужно …….(шишек)
Физкульминутка:
Ми писали, мы писали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
Мы писали, мы
писали
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнем
И опять писать начнем.
6) Знакомств с буквой Ш:
- Картинки с изображением шмеля:
Проговаривание чистоговорок:
Шмель и шершень дружно жили
На машине швейной шили,
Шубки, шапочки, штаны
Небывалой ширины.
Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл.
7) Печатание букв, слогов, слов и предложений:
Ш ш ша шо шу ши
Шар шум шут
Шалаш шумок шутка
У Шуры санки.
Подведение итогов:
О какой букве вы расскажете родителям?
Занятие № 3 Труд людей на земле.
Задачи:
Ход занятия:
Цветы мы: сажаем, ухаживаем, высаживаем, насиживаем.
Землю в горшочки мы: насыпаем, копаем, рыхлим, капаем.
Цветы полили потому что они выросли.
Одно бросишь, горсть соберешь – семя.
4. Найди одинаковые комнатные растения:
5. Посчитай от 1-10: фиалку, красивая комнатная роза, ароматная герань.
6. Назови и объясни четвертое слово:
День-ночь, лето - …. (зима)
Птица-яйцо – растение – (семя)
Человек – переезд, растение – (пересадка)
Лопатка-копать, лейка-(поливать)
Подведение итогов:
Как за растениями нужно ухаживать?
Занятие № 4
Тема: Беседа по стихотворению И. Молчанова «Живой уголок»
Задачи:
Ход занятия:
Организационная часть:
Сложить разрезные картинки с изображением комнатных растений.
Основная часть:
Живой уголок
Любят ребята живой уголок
Каждую птицу и каждый цветок.
Как-то зимой здесь гостил соловей
И не скучал меж веселых друзей
Много зверюшек живет в уголке,
Рыжая белка сидит на сучке
Рыбки в воде затевают игру
Кролик грызет на полянке кору
Здесь черепаха и ежик живут
Каждому дети гостинцы несут
Рады зверюшки друзьям дорогим
Даже цветы словно тянуться к ним.
Словно и рыбы друзей узнают
Словно и птицы их громче поют
Каждый посаженный крепнет росток
Любят ребята живой уголок.
Кто живет в живом уголке у ребят?
Как ребята заботятся о всех живых существах в уголке?
Как ведут себя растения и животные по отношению к ребятам?
Подведение итогов:
Нужно ли нам заботится о своем живом уголке?
Занятие № 5 Подведение итогов недели.
Февраль 2 неделя
День защитника отечества. Мужские профессии.
Занятие № 1
Тема: Защитники отечества.
Задачи:
1.Расширять и активизировать словарный запас детей.
2.Учить составлять слова из букв.
3.Совершенствовать навыки словообразования.
4.Развивать логическое мышление, память.
Орг. момент:
1. Беседа.
Кто такой Защитник? (Высказывания детей)
Что делает Защитник? – защищает, оберегает, охраняет.
Что такое Граница нашей Родины? – рассматриваем на карте границы России.
От кого их надо охранять, оберегать?- От врага!
Кто такой враг? – чужой, человек с другой земли, который проникает с угрозой на нашу Родину.
Основная часть:
1. Работа с каштанами (сжимание-разжимание в кисти руки)
Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам
Станут пальчики сильнее, а головушки – умнее!!!
2. Проговаривание армейских слов, выкладывание счетных палочек по количеству слогов:
С детьми рекомендуется обсудить
значение каждого слова
Сол-дат
Ро-ди-на
Снай-пер
О-фи-цер
Ра-кет-чик
Тан-кист
Де-сант-ник
Пол-ко-водец
Танг
Лет-чик
По-гра-нич-ник
Ге-рой
Па-ра-шут
Бом-ба
От-ва-га
Про-тив-ник
Под-вод-ник
Пе-хо-ти-нец
Доб-ро-во-лец
Пре-да-тель
1) Герой: храбрый, мужественный, героический, доблестный и др.
2) Предатель: трусливый, слабый, плохой, злой и др.
Физкультминутка:
(выполнение действия по ходу стихотворения)
Аты-баты – шли солдаты
Аты-баты на войну
Аты-быты устали солдаты,
Аты – баты, прыгают солдаты,
Аты – баты – отдыхают солдаты,
Аты-баты – заснули солдаты.
- летает на вертолете – вертолетчик;
- ездит на танке –
- служит в пехоте-
- прыгает с парашютом –
- служит на подводной лодке –
- управляет ракетой –
6. Что делает?
Летчик -
Вертолетчик –
Танкист –
Парашютист –
Подводник –
Снайпер –
Сапер –
Пограничник –
Винтовка –
Подведение итогов: Все папы – защитники отечества.
Узнать дома у родителей, как защищали родину папы и дедушки.
Занятие № 2
Составление предложений
Задачи:
a. Продолжать совершенствовать навыки детей по составлению предложений.
b. Учить согласовывать числительные с существительными.
c. Развивать связную речь детей
Ход занятия:
Орг. момент:
Найдите слово, которое отличается от других:
Солдат, солдат, комбат, солдат.
Основная часть:
- в армии служит много……. (солдат, десантников, разведчиков);
- наши защитники умеют (воевать……и.т.д.).
3. Один-много
Один солдат – много солдат
Один боец – много
Летчик
Капитан
Офицер
Пограничник-
Летчик поднял самолет в воздух и разогнал его по взлетной полосе.
Бомба разорвалась, потому что образовалась воронка.
Физкультминутка: (см. занятие № 1).
Бой красен мужеством, а товарищ дружеством.
Бой отвагу любит.
Подведение итогов:
Как защищали родину мужчины вашей семьи?
Занятие № 3
Тема: Звук и буква Й.
Задачи:
Ход занятия:
Организационный момент:
1.Чтение слоговых таблиц:
|
А |
У |
Ы |
О |
Э |
Е |
И |
Б |
|
|
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
2.Чтение слогов с договариванием ритмической фразы:
МА-ма-ма – дома я сама
Му-му-му- молоко кому
Мо-мо-мо- едим мы эскимо
Ми-ми-ми – поем ноту Ми
Мы-мы-мы – подбираем рифму мы
Ра-ра-ра – начинается игра
Ро-ро-ро – у нас новое ведро.
Основная часть:
Как человек вскрикивает от испуга? – Ой!
Какой звук мы уже изучили? – О
Какой мы еще не знаем? – Й.
- губы;
- зубы;
- язык.
Вывод: звук Й – согласный, звонкий, всегда мягкий.
- сильный, хоккей, шайба, линейка (дети поднимают соответствующую карточку).
4. Услышь звук:
Хлопни, если услышишь звук в слове:
Лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, змей, змея, чайник.
Что мы пели, угадай
Кара-кара-кара (вай)
Что нам пели, угадай
Баю-баю-баю –(БАЙ)
Что за месяц, угадай,
Теплый, славный месяц (май)
Что в стакане, угадай,
Горячий и душистый (чай).
Физкульминутка:
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо.
Скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек
В барабан он громкой бьет
В чехарду играть зовет
Зайцу холодно сидеть
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись,
Лапки ставит на бочок
На носочках – скок-поскок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Букву Й зовут Й-кратким,
Й как И в твоей тетрадке
Чтоб Й не перепутать с И
Ты сверху галочку пиши.
Подведение итогов:
С какой буквой мы сегодня познакомились.
Занятие № 3
Тема: Разучивание стихотворения «Наша армия».
Задачи:
Ход занятия:
Пройдет к рабочему месту тот, кто воспроизведет цепочку слов:
Пограничник, солдат, капитан, майор ( логопед диктует каждому ребенку цепочку слов в разной последовательности).
1) Логопед предлагает детям послушать стихотворение:
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу Родину солдат
Он взлетает в небо
Он уходит в море
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
Шелестят березы,
Распевают птицы
Подрастают дети
У родной страны.
Скоро я в дозоре
Встану на границе
Чтобы только мирные
Снились людям сны.
2) Беседа по содержанию стихотворения:
Логопед показывает детям картинки с изображением военных.
- Кто является рассказчиком в стихотворении?
- О чем он рассказывает?
- Где охраняет солдат?
- Что охраняет солдат?
- Как охраняет солдат?
- Как называется наша страна?
- Кто в ней подрастает?
- Собирается ли рассказчик охранять родину?
- Для чего?
Физкультминутка:
Самолет
Руки в стороны – в полет (бегут на носочках по кругу)
Отправляем самолет
Правое крыло вперед (поворот через правое плечо)
Левое крыло вперед (поворот через левое плечо)
Полетел наш самолет (По кругу, раздвинув руки в стороны)
3) Логопед предлагает детям повторить стихотворение вместе с ним ( Сопряженно проговаривают).
4) Логопед приглашает к доске 4 ребенка, предлагает каждому ребенку воспроизвести свое четверостишие из стихотворения.
Подведение итогов:
Логопед дает детям задание – рассказать стихотворение дома родителям.
Занятие № 4
Тема: Составление рассказов без опору на картинки:
Здачи:
Ход занятия:
Организационный момент:
Каждому ребенку логопед предлагает выполнить задание
Основная часть:
- ТАНК И ТРАКТОР;
- ПИЛОТКА И КЕПКА
- зенитчик, ракетчик, теннисист;
- генерал, автомат, майор
3. Продолжи рассказ:
Два пограничника с собакой вышли на охрану границы. Было тихо. Вечерело И вдруг собака…..
( Каждый из участвующих в занятии детей предлагает своб версию рассказа. Логопед ставит условие – содержание рассказа друг з другом не повторять?
Подведение итогов:
Чей из рассказов был самый лучший, интересный и содержательный. Почему Вам понравился именно этот рассказ?
Занятие № 5 Подведение итогов недели.
Февраль 3 неделя Животные жарких и холодных стран
Занятие № 1
Тема: Дикие животные жарких и северных стран
Задачи:
Организационный момент:
Беседа с детьми: названия животных, приспособление к окружающей среде.
Основная часть:
Тигр – это хищное животное, а жираф – травоядное.
Лев – кенгуру.
Пантера – антилопа.
Леопард – слон.
Тигр был львенком, а лев – тигренком.
Слон был кенгуренком, а кенгуру – слоненком.
Тюлень – олень.
4. Кто за кем охотится? (Составление предложений на усвоение категорий творительного падежа)
Крокодил – антилопа.
Тигр – зебра.
5. Четвертый лишний (картинки с изображением южных и северных животных).
Физкультминутка: ( дети машут перекрещенными ладошками)
Где обедал воробей? ( ладошками – ракрывающ.пасть)
- Где обедал воробей? ( На каждое название делают наклон вперед)
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона
С журавлем поел пшена
Погостил у носорога
Отрубей поел немного
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя
А зубастый крокодил ( изображают раскрывающуюся пасть животного)
Чуть меня не проглотил.
Употребление порядковых числительных.
Мы пришли в зоопарк и увидели много разных животных. Дети по очереди рассказывают:
« В первой клетке я увидел слона. Во второй клетке я увидел жирафа и т.д.» (лев, тигр, антилопа, белый медведь, обезьяна, зебра, носорог).
Подведение итогов:
Дома найти в энциклопедиях интересные факты о понравившемся животном.
Занятие № 2
Тема: Гласная двуязычная буква Е.
Задачи:
Ход занятия:
Организационный момент:
Читаем слоговые столбики:
Кар ста
Кор сто
Кир сти
Кур сту
Хороша зима.
Основная часть:
- Показ буквы.
- Чтение стихотворений:
Все еноты любят воду
Стиркой заняты еноты
После стирки гладятся
Кофточки и платьица.
Что можем сказать о слове? - ( 2 слога = 2 гласные)
Эти слоги называются слоги-слияния.
Произнесите первый слог Е = Й+Э.
(Слышится два звука).
Звуковой анализ слова дети выполняют самостоятельно на листочках.
Вывод: если буква Е стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает 2 звука.
Еда, енот, элеватор, единица. ежевика, экскурсия, ель, эскалатор, экскаватор.
Немытое в рот ни за что не возьмет
И ты будь таким, как чистюля …. (енот).
Физкульминутка:
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцев над головой)
Если нравится тебе, то делай так ( 2 хлопка)
Если нравится тебе, то делай так ( по коленям)
Если нравится тебе, то ты скажи «Хорошо!»
Если нравится тебе, то другим ты покажи
Если нравится тебе, то делай все !
ЕЛ
ЕЛИ
ПОЕЛ
ПОЕЛИ
6. Штриховка «Ель»
Подведение итогов:
Дома придумать как можно больше слов со звуком Е.
Занятие № 3
Тема: Эти забавные животные.
Предварительная работа: Логопед предлагает детям дома выучить стихотворения.
«Обезъянка», «Носорог», «Жираф», «Львята», «Кенгуру», «Зебры» (см. Нищева с. 517-518).
Организационный момент:
Дети припоминают названия северных и южных животных.
Основная часть:
1. Логопед предлагает детям вспомнить и рассказать стихотворения о животных, которые они учили дома.
2. Загадки:
Некрасивый он пожалуй….
Вместо носа шланг пожарный
Уши вроде опахал
Ростом с башню отмахал (Слон)
Спит зеленое бревно
В ил запуталось оно
У бревна большая пасть
Зубы в пасти просто страсть (Крокодил)
Сел Егор между гор
Говорит: «а ну- ка, горы,
Молодца везите в город» (Верблюд)
В носу он носит рог
И зовется (носорог)
3. Проговаривание скороговорок:
На прогулке говорливая горилла
Не смолкая с горилленком говорила.
За гиппопотамом гиппопотам
Топает по пятам.
Физкультминутка (Занятие № 2)
4. Решение веселой задачки:
Семь мартышек, семь соседок,
Со своих сбежали веток,
Все повисли на одной
На хвостах вниз головой.
Раскричались, раскачались,
Меж собою передрались,
Больше всех досталось в драке
Самой главной забияке
С ветки сбросили ее
Сколько будет без нее?
Подведение итогов:
Что больше всего понравилось на занятии? Кто лучше всех читал стихи?
Занятие № 4
Тема: Составление описательных рассказов по опорной схеме (о животных севера и жарких стран).
Задачи:
Организационный момент:
Назови части тела слона.
Основная часть:
1. На доске схема составления описательного рассказа о животных и картинки с изображением животных. Логопед предлагает каждому ребенку выбрать свое животное и составить про него рассказ.
2. Дети по очереди составляют рассказы.
3. Физкультминутка:
Где обедал воробей?
Подведение итогов:
Чей рассказ оказался лучше всех?
Занятие № 5 Подведение итогов недели.
Февраль 4 неделя
Тема: Рыбы
Занятие № 1 Лексико-грамматические категории
Задачи:
1.Расширять и активизировать словарный запас детей.
2.Учить составлять слова из букв.
3. Совершенствовать навыки словообразования.
Ход занятия:
Организационный момент:
Беседа:
Рассматривание картинок, название рыб, строение рыб, чем они питаются.
Основная часть:
Ерш, сом, пескарь – это речные рыбы.
Камбала, горбуша, сельдь – это морские рыбы.
Карп, карась, плотва – это озерные рыбы
Акула, мурена, щука – это хищные рыбы.
- Чья голова? – Это рыбья голова.
- Чьи жабры? (туловище, чешуя, хвост, брюшко, плавники, икринки, кости).
4. Рыбы- великаны:
Пескарь-пескарище
Окунь-
Ерш-
Акула –
Карась –
Рыба-
5. Рыболов
Согласование числительных с существительными (карточки от 1-5 и картинка с изображением рыбы).
Дети по очереди берут карточку с цифрой и изображением рыбы и проговаривают сочетание.
Физкульминутка:
Захотела рыба-меч
Воду надвое рассечь
Раз- сечет, два- сечет
А вода себе течет (Импровизация движений в текст стихотворению).
Подведение итогов:
Как рыбка спит? – узнать дома у родителей.
Занятие № 2
Тема: Согласный звук и буква Ф.
Задачи:
1.Познакомить детей с согласной буквой Ф.
2. Развивать фонетико-фонематическое восприятие.
3. Совершенствовать навыки графического изображения букв.
Ход занятия:
Организационный момент:
Чтение слогов:
ТАК ТОРТ ТРО
МАК ПОРТ ПРО
РАК РОТ ГРО
ПАК КРОТ ЗРО
Основная часть:
Как фыркает кот? ФФФ
Этот глаз – особый глаз
Быстро взглянет он на вас
И появится на свет
Самый точный ваш портрет (Фотоаппарат)
Днем спит, ночью летает
Прохожих пугает (Филин)
Выделение звука из слов-отгадок.
Вывод: согласный, глухой, парный, м.б. твердым, м.б. мягким.
3. Услышь звук:
Фартук, фонарик, флаг, кофта, ваза, шарф, Вася, ширма, ферма, вагон, фазан, вилка.
Физкульминутка:
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так:
Тик-так.
(Наклону головы то к одном, то к другому плечу)
Смотри скорей, который час
Тик-так, тик-так, тик-так
( Раскачивания)
Налево – раз, направо – раз
Мы тоже можем так
Ноги вместе. Руки на пояс
Тик-так, тик-так, тик-так
С этой буквой на носу Федя ходит руки в боки,
Филин прячется в лесу. Значит выучил уроки.
Всем известно без подсказки
Буква Ф- как ключ от сказки
Никогда его у нас ни отнимет Карабас
Подведение итогов:
Научить родителей рисовать букву.
Занятие № 3
Тема: Составление по картинке рассказа- описания «Щука»
Задачи:
Ход занятия:
Организационный момент:
Назвать по звукам слова: С О М, О К У Л А, К АМБАЛА.
Посчитать количество звуков в слове.
Основная часть:
1) У реки камыши, расплескались там ерши,
Круг – постарше, круг-помладше,
Круг- совсем малыши!
2) Заварила чайка чай из морской капусты
Рыбы пили, похвалили:
Чай у чайки вкусный.
(дети проговаривают хором, по очереди, по одному)
Рыбка плавает в водице (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка)
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка, озорница, (грозим пальчиком)
Мы хотим тебя поймать (сближаем ладошки)
Рыбка спинку изогнула (как плывет рыбка)
Крошку хлебную взяла (хватательное движение)
Рыбка хвостиком махнула
Рыбка быстро уплыла.
Логопед дает образец рассказа:
Перед нами щука. Это речная рыба. Она хищная. Щука питается мелкими рыбешками. У нее есть голова, жабры, туловище, плавники, хвост, острые зубы. Туловище щуки покрыто чешуей.
Логопед предлагает детям по аналогии составить другие рассказы.
Подведение итогов:
Чем рыба отличается от птицы?
Занятие № 4
Тема: Звуковой анализ слов
Задачи:
1. Развивать фонетико-фонематическое восприятие.
2. Упражнять детей в звуковом анализе слов.
3. Формировать первоначальные навыки чтения и письма.
Ход занятия:
Организационный момент:
1. Хоровой проговаривание чистоговрки:
Захотела рыба-меч
Воду надвое рассечь:
Раз – сечет, два – сечет,
А вода себе течет.
Основная часть:
1. Разделить слова на слоги, выложить соответствующее количество прямоугольников:
ЩУ – КА, КАМ-БА-ЛА, НА-ЛИМ, СОМ, О-КУ-ЛА, ПИ-РА-НЬЯ.
2. Назови первый звук в слове:
Жабры
Голова
Плвники
Хвост
Туловище
Кости
3. Звуковой анализ слов (выполяняет каждый индивидуально):
ЩУКА, УХА, РЫБА, КАМБАЛА.
4. Составь предложение с заданным словом. (Каждый ребенок выбирает себе картинку и составляет предложение, выкладывает схему на столе).
Физкультминутка (см. занятие № 4)
5. Печатание слов:
РЫБА, УХА
Подведение итогов:
Чему мы сегодня учились?
Занятие № 5 Подведение итогов недели.
В нашем каталоге доступно 74 649 рабочих листов
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данное учебно-методическое пособие рекомендуется для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, ориентировано на совершенствование профессиональной компетентности учителей-логопедов в области проектирования образовательной программы логопедической работы. В содержание разделов включены материалы учебного характера, направленные на профессиональное развитие учителя-логопеда и подготовку к прохождению аттестации в соответствии с новым порядком ее проведения с 2011 года.
Содержание пособия имеет методическую ценность для учителей-логопедов и учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений, детских домов, школ и логопедических центров, студентов факультетов вузов дефектологического направления.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя и других участников логопедического сопровождения образовательного процесса.
Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей, имеющих ОНР и ФФНР, являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые учитель-логопед использует в работе.
6 665 040 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Баландина Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
4 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.