Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Ю.В. Лебедева "Русский язык и литература. Литература" 11 класс.

Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Ю.В. Лебедева "Русский язык и литература. Литература" 11 класс.

f

Календарно-тематическое планирование


п\п

Тема урока.

Кол-во часов.

Тип урока

Элементы содержания.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Вид контроля.

Практичес-кая.

Лаборатор-ная работа.

Используемое

оборудо-

вание

Спортивный

инвентарь.


Доманее

задание.

Дата проведения


по плану

по факту


1.

Русская литература

начала ХХ в.


1

Комбиниро-ванный урок

Основные темы и проблемы. Взаимодейст-вие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных проблем бытия».

Знать основные темы и проблемы русской литературы ХХ в.

Уметь соотносить процесс развития русской литературы с литературой других стран, с мировой культурой

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Тезисный план или конспект лекции учителя.

Практическая работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.





2.

Проза XX века.

1

Урок изучения нового материала.

Уникальность литературы русского зарубежья.

Знать основные закономерности развития литературного процесса рубежа веков.

Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и культурой.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Запись лекции учителя.

Конспект.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.





3.

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина.

1

Урок изучения нового материала.

Основные мотивы. Точность воспроизведения психологии человека и природы.

Знать биографию писателя, основные мотивы лирики.

Уметь выступать с устным сообщением

Уметь выделять изобразительно-выразительные средства и определять их

роль в художественном тексте

Уметь применять для решения учебных задач ин-формационные и телекоммуникационные технологии.

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве

Бунина; ответы учащихся на проблемные вопросы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





4.

И. А. Бунин. «Господин
из Сан-Франциско».


1

Урок изучения нового материала.

Сюжет, композиция, проблематика, смысл названия, символика. Система образов.

Уметь составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали

Уметь выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры.

Ответы учащихся на проблемные вопросы.

Самостоя-тельная работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





5.

И. А. Бунин. «Чистый понедельник».

1

Урок изучения нового материала.

Проблематика рассказа Сборник рассказов «Темные аллеи»-книга о любви. Необыкновенный лиризм рассказов, свежесть и молодая сила чувств. Психологизм. Динамичность сюжета.

Уметь определять стилистическую окрашенность повествования

Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения

Уметь передавать ин-формацию адекватно по-ставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Ответы учащихся на проблемные вопросы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





6.

Р./р. Сочинение по творчеству И. А. Бунина.

1

Урок развития речи.

Написание сочинения на заданную учителем тему.

Уметь составлять план в соответствии с выбранной темой; писать сочинение, опираясь на составленный план, полно раскрыть выбранную тему и грамотно изложить материал

Уметь самостоятельно редактировать текст

Уметь создавать письменные тексты на заданную тему

Текст сочинения. Формулировка основной мысли работы.

Сочинение.






7.

А. И. Куприн. Жизнь и творчество.


1

Урок изучения нового материала.

Основные проблемы в творчестве писателя; художественные особенности его произведений.

Знать биографию писателя; нравственно-философскую проблематику его произведений

Уметь обосновать в устной и письменной форме свое отношение к произведению

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); уметь использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации.

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве А. Куприна.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.





8.

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»: смысл споров
о сильной и бескорыстной любви.

1

Урок изучения нового материала.

Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Роль образа генерала Аносова в художественной структуре повести.

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику

Уметь сопоставлять эпизод эпического произведения с экранизацией или иллюстрацией к нему.

Устное словесное рисование; краткий пересказ; ответы на проблемные вопросы.

Практическая работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





9.

М. Горький. Личность. Творчество. Судьба.

Рассказ «Старуха Изергиль».

1

Урок изучения нового материала.

Философия жизни в рассказах Горького и ее художественное воплощение.

Знать биографию писателя.

Уметь видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет героя

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве М. Горького; краткий пересказ; ответы на пробемные вопросы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.






10.

Пьеса «На дне».


1

Урок изучения нового материала.

Сценическая история и роль в театральной и общественной жизни. Своеобразие жанра: пьеса-дискуссия. Развитие понятия о драматургии и художественном конфликте в драме.

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику

Уметь оценивать игру актера в отдельной сцене

Уметь использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации.

Анализ текста пьесы; ответы на проблемные вопросы.

Практическая работа.

Просмотр фрагментов телеспектакля « На дне».





11.

Философский спор о правде и человеке.


1

Урок изучения нового материала.

Проблема гуманизма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта, правда лжи, правда веры в человека.

Уметь проследить развитие конфликта в драме

Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения

Владеть навыками работы с различными источниками информации .

Ответы на проблемные вопросы.

Практическая работа.

Просмотр фрагментов телеспектакля « На дне».





12.

Система образов в пьесе «На дне».


1

Урок изучения нового материала.

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в реалистической драме. «Дно» как образ-символ, модель мира. Идейно-композиционная роль образа Луки. Эволюция темы «бывших людей» в творчестве М. Горького.

Уметь анализировать систему образов произведения; вести диалог

Уметь написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изученного произведения

Самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

Цитатная характеристи-ка героев пьесы; ответы на проблемные вопросы.

Самостоя-тельная рабо-та.

Просмотр фрагментов телеспектакля « На дне».





13.

Р./р. Сочинение по творчеству М. Горького.

1

Урок развития речи.

Написание сочинения на заданную учителем тему.

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно рас-крыть ее и грамотно изложить материал

Уметь самостоятельно редактировать текст

Уметь создавать письменные тексты на заданную тему

Текст сочинения.

Сочинение.






14.

«Серебряный век» русской поэзии.

1

Урок изучения нового материала.

Основные литературные течения поэзии русского модернизма.

Знать литературные течения русской поэзии конца XIX–начала ХХ вв.

Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и развитием культуры в целом

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.





15.

Символизм. «Старшие символисты».


1

Урок изучения нового материала.

Влияние западно-европейской философии и поэзии на творчество русских символистов.

Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне. Знать основные положения символизма как литературного направления.

Уметь выступать с устным сообщением. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Индивидуа-льные сообщения о творчестве символистов; ответы на проблемные вопросы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.





16.

В.Брюсов. Жизнь и творчество поэта.

1

Урок изучения нового материала.

Основные темы и проблемы творчества поэта. Особенности поэтических образов.

Знать тематику лирики раннего творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением.

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве В.Брюсова; анализ стихотворе-ний; ответы на проблемные вопросы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





17.

Творчество К. Д. Бальмонта

1

Урок изучения нового материала.

Основные темы и проблемы творчества поэта. Особенности поэтических образов.

Знать основные темы творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением.

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве К. Бальмонта; ответы на проблемные вопросы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





18.

«Младосимволисты» (творчество А. Белого).

1

Урок изучения нового материала.

Основные темы и проблемы творчества поэта. Особенности поэтических образов.

Знать основные темы творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве А. Белого; ответы на проблемные вопросы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





19.

Акмеизм.


1

Урок изучения нового материала.

Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования..

Знать основные положения акмеизма как литературного направления.

Уметь выступать с устным сообщением .

Конспект лекции.

Самостоя-тельная рабо-та.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.





20.

Жизненный
и творческий путь

Н. С. Гумилева. Романтический герой лирики Гумилева.

1

Комби-

н рованный урок.

Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию ХХ века.

Знать основные темы творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением. Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве Н.Гумилева; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы; анализ стихотворе-ний.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





21.

Футуризм.


1

Урок изучения нового материала.

Свободный стих, «сдвинутая конструкция» стиха; заумь.

Знать основные положения футуризма как литературного направления.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

.Конспект леции.

Самостоя-тельная рабо-та.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.





22.

Вн./чт.

Жизнь и творчество В. Хлебникова.

1

Урок изучения нового материала.

Поэтический эксперимент поэта.

Знать основные темы творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением. Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве В.Хлебникова; анализ стихотворе-ний; ответы на проблемные вопросы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





23.

«Эгофутуризм «. И. Северянин.

1

Урок изучения нового материала.


Знать основные темы творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением. Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Индивидуаль-ое сообщение о жизни и творчестве

И. Северянина; анализ стихотворе-ний; ответы на проблемные вопросы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





24.

Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX вв. творчестве поэтов начала ХХ в. Жизнь и творчество Н. А. Клюева.


1

Урок изучения нового материала.

Новокрестьянская поэзия. Интерес к художественному богатству славянского фольклора, наследию древней русской книжности. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Провидческая функция поэзии.

Знать особенности развития крестьянской поэзии в начале ХХ в.

Уметь выступать с устным сообщением, Уметь выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте.

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве Н. Клюева; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





25.

Р./р. Сочинение по творчеству поэтов конца XIX–начала ХХ вв.


1

Урок развития речи.

Написание сочинения на заданную учителем тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой

Уметь писать и грамотно оформлять сочинения различных жанров

Уметь создавать письменный текст на заданную тему;

самостоятельно отбирать необходимую информацию в источниках различного типа.

Текст сочинения.

Сочинение.






26.

А. А. Блок. Личность и судьба поэта. Романтический мир раннего Блока.


1

Урок изучения нового материала.

Метафизичность как особенность поэтики А. Блока. Цветопись. Звукопись. Трилогия вочеловечения как «роман в стихах». Символика света и тьмы, зимы и ночи, звезд и солнца. Поэтизация гибели и катастрофы..

Знать характеристику центральных циклов и программных стихотворений

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении.

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве А. Блока; анализ стихотворе-ний; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





27.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» .

1

Урок изучения нового материала.

Стремление к идеальному, мистическое ожидание Прекрасной Дамы.

Уметь выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении.

Анализ стихотворе-ний; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы.

Практическая работа.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





28.

Тема Родины в творчестве А.Блока.

1

Урок изучения нового материала.

Новаторство в отражении темы Родины.

Уметь выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении.

Анализ стихотворе-й; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы.

Практическая работа.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





29-30.

Поэма «Двенадцать». История создания.

2

Урок изучения нового материала.

Сюжет, герои, символика. Трактовка финала.

Своеобразие жанра поэмы А. Блока:синтез литературы, нелитературных жанров, фольклора. Любовный конфликт как символ воплощения конфликта социального. Контраст как основной принцип композиции поэмы. Образ метели. Христианская символика. Ритм.

Знать сюжет поэмы и ее героев; понимать неоднозначность трактовки финала; символику поэмы

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте

Владеть навыками работы с различными источниками информации

Анализ поэмы; ответы на проблемные вопросы.

Практическая работа.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





31.

Р./р. Сочинение по творчеству А. А. Блока.


1

Урок развития речи.

Написание сочинения на заданную учителем тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой.

Уметь писать сочинения различных жанров; грамотно излагать и оформлять их

Уметь создавать письменный текст на заданную тему

Текст сочинения.

Сочинение.






32-33.

В. В. Маяковский. Моя революция. Дух бунтарства
в ранней лирике.


2

Урок изучения нового материала.

. Пафос революционного переустройства мира. Поэтическое новаторство В. Маяковского.

Знать тематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики; понимать, в чем состоит новаторский характер поэзии Маяковского

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Уметь ориентироваться в информационных потоках, Уметь выделять в них главное.

Индивидуаль

ное сообщение о жизни и творчестве В, Маяковского; анализ стихотворе-ний; ответы на проблемные вопросы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





34.

Сатирические мотивы лирики В. В. Маяковского.

1

Урок изучения нового матер41иала.

Своеобразие лирического героя. Сатира, гротеск. Сатирический пафос. Окна РОСТА. Новаторство лирико-поэтических поэм.

Знать сатиристические произведения в творчестве Маяковского.

Уметь находить объекты сатиры и художественные средства, благодаря которым поэт создает сатирический эффект

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль.

Владеть навыками работы с различными источниками информации: учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет.

Ответы на проблемные вопросы.

Практикум.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





35-36.

Стихи В. В. Маяковского
о любви.


2

Урок изучения нового материала.

Особенности любовной лирики Маяковского. Мотивы трагического одиночества, бунтарства, мечта о вселенской любви. Акцентный стих, особенности рифмовки, изобразительно-выразительные средства языка.

Знать особенности любовной лирики поэта.

Уметь определять смену чувств лирического героя в стихотворениях Маяковского о любви, Уметь передавать информацию адекватно постав- ленной цели (сжато, полно, выборочно).

Анализ стихотворен-ий; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы.

Практическая работа.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





37-38.

Лики Родины в поэзии
С. А. Есенина.


2

Урок изучения нового материала.

Своеобразие художественных приемов и их связь с фольклором. Сюжет, образы древнерусской культуры. Символика цвета. Своеобразие темы взаимоотношений человека и природы в лирике С. Есенина. Очеловечивание природы.

Знать эволюцию темы Родины в лирике Есенина, Уметь находить необходимую информацию в различных источниках.

Индивидуаль-ое сообщение о жизни и творчестве С. Есенина; анализ стихотворе-ний; ответы на проблемные вопросы.

Практическая работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





39-40.

Любовная лирика С. А. Есенина.

2

Урок изучения нового материала.

Стремление к гармонии-основа пафоса поздней лирики С. Есенина.

Вечные ценности кА основа эстетических принципов поэта.

Уметь определять смену чувств в стихотворениях Есенина о любви на основе личностного восприятия

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Анализ стихотворе-

ний; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы.



Практическая работа.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





41.

Р./р. Сочинение по творчеству С. А. Есенина и В. В. Ма- яковского.


1

Урок развития речи.

Написание сочинения на заданную учителем тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его

Уметь писать сочинения различных жанров

Уметь составлять письменный текст на заданную тему.

Текст сочинения.

Сочинение.






42-43.

М. И. Цветаева. Основные темы творчества.


2

Урок изучения нового материала.

Своеобразие поэтического стиля. Тема творчества, назначения поэта в лирике М. Цветаевой. Темы России. Фольклорные истоки в творчестве поэтессы. Трагичность поэтического мира, определяемая трагичностью эпохи.

Знать основные мотивы лирики
М. И. Цветаевой

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве М. Цветаевой; анализ стихотво-

реий; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





44-45.

О. Э. Мандельштам. Особенность манеры поэтического письма.

2

Урок изучения нового материала.

Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера письма. Мифологи-ческие и литературные образы в поэзии Мандельштама.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта; особенности стиля

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Владеть навыками работы с различными источниками информации

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве

О. Мандель-штама; анализ стихотворе-

ний; ответы на проблемные вопросы.

Практическая работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





46-47.

А. А. Ахматова. Жизнь
и творчество.


2

Урок изучения нового материала.

Основные темы лирики. Особенности поэтических образов. Связь поэтических образов с русской культурой. Психологи-ческая насыщенность стиха. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии А. Ахматовой. Тема Родины и гражданского мужества.

Знать основные вехи жизненного
и творческого пути А. А. Ахматовой; особенности ее стиха (музыкальность интонации)

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте

и определять их роль.

Уметь находить необходимую информацию в источниках различного типа и

Систематизи-ровать ее.

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве

А. Ахматовой; анализ стихотворе-ний; ответы на проблемные вопросы.

Практическая работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





48.

А. А. Ахматова. Поэма «Реквием».


1

Урок изучения нового материала.

Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения

и эпилога. Размышления о времени, о мире и о человеке.

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику

Знать художественные особенности поэмы

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) .

Анализ поэмы; ответы на проблемные вопросы.

Самостоя-тельная работа.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





49.

Р./р. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.


1

Урок развития речи.

Написание сочинения на заданную учителем тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его

Уметь писать сочинения различных жанров

Уметь составлять письменный текст на заданную тему.

Текст сочинения.

Сочинение.






50-51.

Б. Л. Пастернак. Жизнь
и творчество. Лирика.


2

Урок изучения нового материала.

Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака. Философская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия. Взаимоотношения человека и природы.

Знать основные этапы жизни и твор-чества Б. Л. Пастернака; тематику и особенности его лирики

Знать основные мотивы лирики
Б. Л. Пастернака.

Уметь анализировать лирическое про-изведение

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве Б. Пастернака; анализ стихотворе-ний; ответы на проблемные вопросы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





52-53-54-55.

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».


4

Урок изучения нового материала.

Тема интеллиген-ции и революции. История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие. Особенности композиции романа, системы образов: Юрий Живаго, Лара. Тема творческой личности и ее судьбы. Тема любви как организующего начало жизни человека. Символика романа. Сквозные мотивы и образы.

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие.

Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения.

Уметь передавать ин-формацию адекватно по-ставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Ответы на проблемные вопросы.

Практикум.

Просмотр фрагментов х\ф «Доктор Живаго».





56.

Жизнь, творчество, личность М. А. Булгакова..


1

Урок изучения нового материала.

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Жанровое своеобразие романа

Знать биографию писателя, историю создания и публикации романа «Мастер и Маргарита».

Уметь выступать
с устным сообщением на заданную тему.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Ответы на проблемные вопросы.

Самостоя-тельная работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.






57.

Михаил Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».


1

Урок изучения нового материала.

Композиция романа и его проблематика. Основные планы романа-исторический, реальный, фантастический и три пространственные зоны-Ершалаим, своевременная автором Москва и потусторон-ний мир

Знать особенности композиции и проблематики романа.

Знать жанровое своеобразие романа.

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Ответы на проблемные вопросы.

Самостоя-тельная работа.

Просмотр фрагментов х\ф «Мастер и Маргарита».





58-59.

Поиск истины и проблема нравственного выбора.

2

Урок изучения нового материала.

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М. Булгакова. Проблема истины, сущности человека, смысла жизни их решения в ершалаимских и московских главах. Добро и зло в романе. Иисус Христос и Иешуа Га-Ноцри.

Уметь делать обобщение на основе сравнительной
характеристики героев.

Уметь сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличия авторской позиции

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели.

Анализ текста; ответы на проблемные вопросы.

Практическая работа.

Просмотр фрагментов х\ф «Мастер и Маргарита».





60.

Судьба художника в романе «Мастер и Маргарита».


1

Урок изучения нового материала.

Образы Мастера и Маргариты. Изображение любви как высшей духовной ценности.

Уметь составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали

Уметь определять особенности средств создания образов-персонажей

Уметь находить необходимую информацию в источниках различного типа.

Ответы на проблемные вопросы.

Самостоя-тельная работа.

Просмотр фрагментов х\ф «Мастер и Маргарита».





61.

«Нечистая сила» в романе «Мастер и Маргарита».


1

Урок изучения нового материала.

Проблема милосердия, всепрощения, справедливости..

Уметь составлять характеристику группы персонажей.

Знать роль фантастики в романе.

Уметь находить8информацию по заданной теме, систематизировать и обобщать ее.

План сочинения; ответы на проблемные вопросы.

Практикум.

Просмотр фрагментов х\ф «Мастер и Маргарита».





62.

Р./р. Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

1

Урок развития речи.

Написание сочинения на заданную учителем тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его.

Уметь писать сочинения различных жанров.

Уметь составлять письменный текст на заданную тему.

Текст сочинения.

Сочинени.






63-64.

А. П. Платонов. «Усомнившийся Макар».


2

Урок изучения нового материала.

Проблема поиска смысла жизни. Образы правдоиска-телей и усомнивших-ся.

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику.

Уметь вести диалог.

Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев).

Уметь передавать содер-жание инфор-мации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве А. Платонова; ответы на проблемные вопросы.

Самостоя-тельная работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





65.

М. А. Шолохов. Жизнь
и творчество. «Донские рассказы».





1

Урок изучения нового материала.

Концепция Гражданской войны. Авторская позиция.

Знать биографию писателя.

Уметь выступать
с устным сообщением.

Уметь обосновать свое отношение к писателю и его произведениям.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве М. Шолохова; ответы на проблемные вопросы.

Самостоя-тельная работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





66.

Замысел и история создания романа «Тихий Дон».


1

Урок изучения нового материала.

Жанровое своеобразие композиции романа. Система образов, основные темы произведения.

Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности.

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне (концепция произведения в целом).

Уметь находить информацию по заданной теме, систематизировать и обобщать ее.

Ответы на проблемные вопросы; индивидуаль-ные сообщения.

Самостоя-тельная работа.

Просмотр фрагментов х\ф «Тихий Дон».





67-68.

Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон».


2

Урок изучения нового материала.

Тема дома, семьи.

Знать главных героев, основные сюжетные линии

Уметь составлять характеристику группы персонажей.

Уметь ориентиро-ваться в информационных потоках, выделять в них главное.

Анализ текста; ответы а проблемные вопросы.

Практическая работа.

Просмотр фрагментов х\ф «Тихий Дон».





69.

«Чудовищная нелепица войны» в изображении
М. А. Шолохова.


1

Урок изучения нового материала.

Первой мировой войны. Индивидуальные судьбы героев.

Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения

Знать особенности языка, стиля писателя.

Уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам
СМИ.

Текст плана; ответы на проблемные вопросы.

Практическая работа.

Просмотр фрагментов х\ф «Тихий Дон».





70.

«В мире, расколотом надвое». Гражданская война на Дону. Трагедия Григория Мелехова.


1

Урок изучения нового материала.

Путь исканий Григория Мелихова. Судьба Аксиньи. Трагедия любви и долга. Противопоставление естественной жизни природы и неестественности происходящего в мире людей. Нравственная позиция автора.

Уметь выступать с устным сообщением, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме.

Знать особенности языка, стиля писателя.

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Ответы на проблемные вопросы.

Самостоя-тельная работа.

Просмотр фрагментов х\ф «Тихий Дон».





71.

Р./р. Сочинение по творчеству М. А. Шолохова.

1

Урок развития речи.

Написание сочинения на заданную учителем тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его.

Уметь писать сочинения различных жанров

Уметь составлять
письменный текст на заданную тему.

Текст сочинения.

Сочинение.






72.

Литература второй половины 20 века.

1

Комбиниро-ванный урок.

Новое понимание русской истории. Постановка острых

нравственных и социальных проблем. Поиск нравственного идеала.

Знать основные сюжетные линии, главных героев, смысл названия.

Уметь выступать с устным сообщением

Уметь сопоставлять трактовку темы разными авторами, вести диалог

Составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.






73-74.

А. Т. Твардовский. Философская лирика.


2

Урок изучения нового материала.

Тема памяти в лирике поэта. Особенности поэтического стиля: жанровое своеобразие поэзии, интонационно-ритмический рисунок, метафорические и метонимические образы, образ лирического героя, конкректно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. Просветительские традиции в поэзии А. Твардовского.

Знать основные мотивы лирики
А. Т. Твардовского.

Уметь выступать с устным сообщением

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (полно, сжато, выборочно)

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве А. Твардовского; ответы на проблемные вопросы.

Самостоя-тельная работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





75-76.

Литература периода Великой Отечественной войны.


2



Урок изучения нового материала.

Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны.


Знать основные темы и проблемы русской литера­туры в период Великой Отечественной войны: тема свободы, духов­но-нравственных исканий человека, нравственного идеала, силы духа советского человека. Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Ответы на проблемные вопросы.

Самостоя-тельная работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.






77-78.

А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

2

Урок изучения нового материала.

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Сюжетно-композиционные особенности повести. Обобщение как способ типизации в повести. Литературные традиции в изображении человека из народа. Роль детали. Верность себе в унизительных, калечащих условиях как способ сохранения личности.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией.

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве А. Солженицына; ответы на проблемные вопросы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.






79-80.

В/чт.

В.Г.Шаламов. Жизнь и творчество.

Проблематика и поэтика "Колымских рассказов"


2

Урок изучения нового материала.

Жизнь и творчество Шаламова, тема его рассказов.

Знать о жизни и творчестве писателя, главных героев рассказов, уметь анализировать произведения, выделять в тексте нравственно-

Идеологичес-кие проблемы

Анализ рассказов.

Практическая работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.






81.

Н. М. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта.


1

Урок изучения нового материала.

Стилевые доминанты лирики Н. М. Рубцова: интонационно-синтаксический и лексико-стилистический уровни, образ лирического героя. Мотив тишины, религиозные мотивы, тема Родины в лирике Н. Рубцова.

Знать особенности стиля поэта

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте

и определять их роль Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве Н. Рубцова; анализ стихотворе-ний; ответы на проблемные вопросы.

Практическая работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





82-83.

«Городская проза» в современной литературе.

Ю.Трифонов «Обмен».

2

Урок изучения нового материала.

Юрий Валентинович Трифонов- Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметь определять особенности создания образа в драматург-ическом произведении. Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизи-ровать необходимую информацию.

Конспект.

Практическая работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.






84-85-86.

«Деревенская проза» в современной литературе.

В. Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».



3

Урок изучения нового материала.

Тема памяти и преемственности поколений. Сюжетно-композиционные особенности повести. Своеобразие художественного конфликта. Значение детали. Функции пейзажа. Дарья и Андрей как герои-оппоненты. Процесс урбанизации в обществе.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Знать особенности стиля писателя Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве В. Распутина; ответы на проблемные вопросы.; текст очерка.

Самостоя-тельная работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.






87.

И. А. Бродский. Жизнь и творчество. Лирика.


1

Урок изучения нового материала.

Своеобразие поэтического мышления поэта. Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциация». (В.А. Зайцев)

Знать особенности лирики поэта, Уметь выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль, Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве И. Бродского; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы.

Самостоя-тельная работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.






88-89.

Авторская песня.

Б. Ш. Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии.


2

Урок изучения нового материала.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.Стилевые доминанты лирики Окуджавы. Сопряжение реального и фантастического, земного и романтического как характерные приметы стиля поэта. Мотив войны, образы Москвы, Арбата. Размышления о судьбе России.

Знать основные темы лирики поэта; понятие «бардовская» лирика

Уметь анализировать стилистические особенности «бардовской» лирики, Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизировать необходимую для решения учебных задач информацию

Ответы на проблемные вопросы.

Самостоя-тельная работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





90.

Литература народов России.

Р. Гамзатов. Жизнь и творчество. Лирика.


1

Урок изучения нового материала.

Соотношение национальногои общечеловеческого в лирике поэта.

Знать основные мотивы лирики поэта, Уметь выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль, Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве Р. Гамзатова; ответы на проблемные вопросы.

Самостоя-тельная работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.

Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.Фонохрес-томатия на диске. Прослушива-ние с использова-нием медиаплеера на ноутбуке.





91-92.

Темы и проблемы современной драматургии.

А. В. Вампилов. Жизнь и творчество. «Утиная охота».


2

Урок изучения нового материала.

Современная драматургия. Психологизм пьесы «Утиная охота». Своеобразие системы персонажей. Развитие понятий о драматургии и художественном конфликте в драме. Особенности воплощения драматургического конфликта. Отрытый финал пьесы. Рефлектирующий герой. Тема «обмена».

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь определять особенности создания образа в драматургическом произведении, Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизировать необходимую для решения учебных задач информацию

Индивиду-альное сообщение о жизни и творчестве А. Вампилова;анализ пьесы; ответы на проблемные вопросы.

Самостоя-тельная работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.






93.

Обзор литературы последнего десятилетия.

1

Урок изучения нового материала.

Основные тенденции. Постмодер-низм.


Знать основные направления развития современной литературы

Уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное

Составление учащимися синхронно-культурной таблицы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.






94-95.

Ф.А. Абрамов. «Лейтенантская» проза.

2

Урок изучения нового материала.

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.


Знать: Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании.

Сообшение.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.






96.

Ю.В. Трифонов «Батальоны просят огня»(обзор).

1

Урок изучения нового материала.

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.


Знать: Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании

Сообшение.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.






97.

Воробьёв «Убиты под Москвой» (обзор).

1

Урок изучения нового материала.

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.


Знать: Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании

Сообшение.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.






98.

В.Кондратьев

« Сашка» (обзор).

1

Урок изучения нового материала.

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.


Знать: Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании

Сообшение.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.






99.

Э.-М. Ремарк. «На Западном фронте без перемен». Тема «потерянного поколения».

1

Урок изучения нового материала.

Эрих Мария Ремарк. «На Западном фронте без перемен». (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя,(особенности диалогов, внутренних монологов, психологичес-кий подтекст).


Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи.

.

Конспект.

Практическая работа.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.






100.

Э. Хемингуэй. Жизнь
и творчество писателя. Повесть «Старик и море».

1

Урок изучения нового материала.

Своеобразие стиля. Проблематика произведения. Художественные образы.

Знать основные вехи жизни и творчества писателя

Знать особенности языка, стиля писателя

Уметь находить и систематизи-ровать информацию в различных источниках.

Индивидуаль-ное сообщение о жизни и творчестве Э. Хемингуэя; ответы на проблемные вопросы.

Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.






101-102.

Научная конференция.

2

Урок контроля.




Практикум.

Презентация с использо-ваниеммультимедийного проектора и демонстра-ционного экрана.








  • Другое
Автор Бушкина Татьяна Станиславовна
Дата добавления 17.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 320
Номер материала MA-073809
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации»