Инфоурок Музыка Рабочие программыКалендарно-тематическое планирование для 5 класса составлено на основе программы по предмету «Музыка». Авторы: Е. Д. Критская, Г. Х. Сергеева, Т. С. Шмагина. Составитель: учитель музыки Чернега Ангелина Владимировна.

Календарно-тематическое планирование для 5 класса составлено на основе программы по предмету «Музыка». Авторы: Е. Д. Критская, Г. Х. Сергеева, Т. С. Шмагина. Составитель: учитель музыки Чернега Ангелина Владимировна.

Скачать материал

             
            КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
                              ПЛАНИРОВАНИЕ
                            
                                          5 класс 
Составитель: учитель музыки Чернега Ангелина Владимировна, МКОУ «СОШ №1 ст. Преградная». 































               


 

5 класс «Музыка» Тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля, измерители

Элементы дополни­тельного содержания

Домашнее задание

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план

факт

1

2

3

4

5     

6

7

8

9

10

11

Музыка и литература

1

Музыка и литература.

Что роднит му­зыку с литера­турой.

1

Вводный урок формирова -ния новых знаний.

Что стало бы с музы­кой, если бы не было литературы? Во все времена музы­ка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Взаимовязь музыки и лите­ратуры.

Осознание этнической принадлежности и культурной идентич - ности на основе осознания «Я» как гражданина России.

Знать:

что роднит музыку
с литературой;

о том, что литература
дает жизнь огромной
области музыкального
искусства.

Уметь:

выявлять связи музыки и литературы;

приводить примеры различных музыкаль -ных жанров

Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки.

 Хоровое пение.

«Гимн России» муз

 А. Александрова

Сл. С. Михалкова.

 

Жанр:

юмореска,

экспромт.

Выучить наизусть текст

«Гимн РФ».

 

 

2

Вокальная

му­зыка.

«Россия, Россия нет слова красивей…».

3

 

Урок закрепления новых знаний.

Песня - самый рас­пространенный жанр музыкально-литера­турного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложи­липесню?

Романс – лирическое стихотворение, поло­женное на музыку.

Знать:  каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

называть основные
жанры русских народ­
ных песен;

определять значение
песни в жизни общества;

отличать романс от
песни, роль сопровож­ -
дения в исполнении ро -­
манса и песни.

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Хоровое пение: «Гимн России» муз

 А. Александрова

слова С. Михалкова.

 

Жанры народных пе­сен: исто­рические, лирические, служивые, игровые, частушки, об­рядовые.

Запись на­званий из­вестных на­родных пе­сен, люби ­мых в семье.

 

 

3

«Песня русская в берёзах песня русская в хлебах…».

3

 

Урок повторитель –но - обобщающий.

Песня – самый рас­пространенный жанр музыкально-литера­турного творчества. Песня – душа народа. Как сложи­ли песню?

Романс – лирическое стихотворение, поло­женное на музыку.

Роль песни в жизни человека. Жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбель -ные, трудовые, протяжные, хороводные.

 

Знать:

каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

называть основные
жанры русских народ­
ных песен;

определять значение
песни в жизни общества;

отличать романс от
песни, роль сопровож­ -
дения в исполнении ро­ -
манса и песни.

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Хоровое пение:

«Малиновый звон» слова  А. Поперечного 

Музыка А. Морозова.

Жанры народных пе­сен: исто­рические, лирические, служивые, игровые, частушки, об­рядовые.

Запись на­званий из­вестных на­родных пе­сен.

 

 

4

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…».

3

 

Урок обучения умениям и навыкам.

Песня – самый рас­пространенный жанр музыкально-литера­турного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложи­ли песню?

Камерная музыка – музыка предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей.

Воплощение образа природы в произве -дениях искусства (музыке, литературе и живописи.

Знать: каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

называть основные
жанры русских народ­
ных песен;

определять значение
песни в жизни общества;

отличать романс от
песни, роль сопровож­ -
дения в исполнении ро­ -
манса и песни.

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Хоровое пение:

«Моя Россия» Г. Струве.

 

Жанры народных пе­сен: исто­рические, лирические, служивые, игровые, частушки, об­рядовые.

Проект:

«Народная песня - душа

народа!»

 

 

5

Фольклор в

 му­зыке русских композиторов.

«Стучит, гремит кикимора».

 

2

Урок закрепления новых знаний.

Связи музыки с лите­ратурой: произведения программной инстру­ментальной музыки и вокальные сочине­ния, созданные на ос­нове различных лите ­ратурных источников.

Знакомство с образцами произведений программной инструментальной музыки.

Знать: понятие про­граммная музыка.

Уметь: анализировать

составляющие средств выразительности: мело­дию, ритм, темп, дина­мику, лад;

проводить интонаци –онно - образный анализ музыкального произ -ведения; объяснять как приемы развития музы-ки могут раскрывать образы сочинений.

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль.

Хоровое пение:

«Моя Россия» музыка Г. Струве

слова

 

Жанр концерт.

Нарисовать Шахерезаду

или сочинить сказку  которую могла бы рассказывать Шахерезада султану.

 

 

 6

«Что за прелесть эти сказки…».

2

Урок комплексного применения знаний.

Знакомство с образцами произведений программной инструментальной музыки созданных на основе русских народных сказаний.

Связи музыки с лите­ратурой: произведения программной инстру­ментальной музыки и вокальные сочине­ния, созданные на ос­нове различных лите­ратурных источников.

Знать:

понятие про­граммная музыка.

Уметь: анализировать составляющие средств выразительности: мело­дию, ритм, темп, дина­мику, лад; слушать и размышлять о зна-комом музыкальном произведении, выска-зывать суждение об основной идее, о сред -ствах и формах её воп –лощении сравнения различных исполни -тельских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

 

 

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль.

Хоровое пение:

«Моя Россия» Г. Струве.

 

Сообще­ния уча­щихся (рефера­ты). 

Рисунок героя из на­родной сказ­ки «Кикимо­ра», запом­нившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в вос­точном стиле

 

 

7

Жанры инстру ­ментальной и вокальной музыки.

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Урок усвоения новых знаний. 

Вокальная и инстру­ментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообра­зие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола.

Общие черты у романсов М. Глинки и Ф. Шуберта.

Специфика деятельности композитора, поэта, писателя.

Знать: понятия: вокаль­ная, инструментальная музыка.

Уметь: называть основ­ные жанры вокальной и инструментальной музыки.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение:

«Добрые сказки»

музыка и слова А. Ермолова.

 

 

Основоположники профессиональной композиторской музыки.

Подготовка к самостоятельной работе.

 

 

8

Песнь моя летит с мольбою…».

2

Урок сообщения и усвоения

новых знаний.

Широкое отражение народной песни в рус­ской профессиональ­ной музыке. Связи между композитор­ским и народным му­зыкальным искус ­ством. Взаимосвязь музыкального и и литературного искусства через общность жпнров.

Знать: основные черты и характеристики автор­ского и народного му­зыкального творчества. Уметь: определять свя­зи между композитор­ским и народным музы­кальным искусством.

Устный и письмен­ный контроль (за­полнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных ин­струментах).

Хо­ровое пение:

«Добрые сказки»

музыка и слова А. Ермолова.

 

Жанр

Оперетта.

Заучить музыкаль -ные определения

 

 

9

Вторая жизнь песни.

Живительный родник творчества.

Обощение материала

1 четверть.

2

Урок обобщения и систематизации знаний.

Широкое отражение народной песни в рус­ской профессиональ­ной музыке. Связи между композитор­ским и народным му­зыкальным искус­ством.

Знать: основные черты и характеристики автор­ского и народного му­зыкального творчества. Уметь: определять свя­зи между композитор­ским и народным музы­кальным искусством.

Устный и письмен­ный контроль (за­полнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных ин­струментах). Хо­ровое пение:

«Во сне».

 

Использо­вание  на­родных пе­сен в творче­стве компо ­зиторов.

Синкопа.

Заучить музыкаль -ные определения

 

 

10

«Всю жизнь мою несу роди­ну в душе…» «Перезвоны» Звучащие картины. «Скажи,

откуда ты приходишь красота?»

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Колокольный звон в музыке. Представлен -

ние о синтезе искусств: музыки, живописи,литературы. Колокольность и песенность – свойства русской музыки.

 Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.

Знать: значение коло­кольного звона в жизни человека;  ассоциативные связи между художествен -ными образами музыки и других видов искусства.

Уметь: выявлять родст­венные средства выра­зительности музыки и живописи.

Интонационно-образный анализ музыкального и художественно­го ряда. Хоровое пение: «Во сне».

 Беседа по теме занятия.

Альт.

Альтерация.

 

 

 

 

 

 

Творческая тетрадь, с. 26-33. Подбор про­изведений, близких по настрое­нию музыке и картинам.

 

 

11

Писатели и поэ-  ­ты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармо-  монии задум-чивый поэт. «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь…».

«Был он весь окутан тайной -Чёрный гость».

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок обучения умениям и навыкам.

Значимость музыки в творчестве писате­лей и поэтов; нацио­нальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свири­дов) и западноевро­пейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) компози­торов.

Знать:

что благодаря музыке
появились многие про­
изведения литературы;

основные события
из жизни и творчества
композиторов.

 Уметь:

выявлять  связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

Хоровое пение: музыка и слова Ж. Колмагоровой

«Мама».

Беседа. Интона-ционно-образное сопоставление музы­ки и литера -турных произве - дений.

Основоположники профессиональной композиторской музыки.

Реквием.

Повтор изученных музыкаль -ных терми-нов.

 

 

12

Первое путе -

шествие в Муз. театр. Опера. Оперная мозаика. Опера  - былина «Садко». Звучащие картины. «Поклон вам гости имени –тые, гости заморские.

3

Комбиниро -ванный урок.

Значимость музыки в творчестве писате­лей и поэтов; нацио ­нальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свири­дов) и западноевро­пейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) компози­торов.

Синтез искусств в балетном жанре.

Знать:

что благодаря музыке
появились многие про­
изведения литературы;

основные события
из жизни и творчества
композиторов.

Уметь:

наблюдать за  развитием  музыки, выявлять средства выра-зительности разных ви -дов искусств  в созда-нии единого образа.

Хоровое пение:

музыка и слова Ж. Колмагоровой

«Мама».

Беседа. Интонационно-образное сопоставление музы­ки и литературных произведений.

Жанр опера.

Бельканто.

 

Проект «Романс в творчестве М. Глинка».

 

 

13

Второе путе -

шествие в Музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет – сказка «Щелкунчик».

3

Урок применения знаний и умений.

История развития ба­летного искусства. Основные понятия жанра. В основе бале­та – литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик». Лучшие отечественные танцоры и хореографы.

Знать:

историю развития ба -­
летного искусства;

понятия: балет, солист,
танцор, кордебалет.
Уметь:

анализировать
составляющие средства
музыкальной вырази­ -
тельности.

Хоровое пение:

«Русская зима»

сл. М. Пляцковс -

кого музыка 

В. Шаинского Беседа.

Устный контроль. Интонационно-образный анализ фрагментов из ба­лета.

 

Жанр балет.

Найти сведения о известных балеринах.

 

 

14

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетиче­ских видах искусства: в театре, кино, на те­левидении.

Взаимосвязь с жизнью музыкального искусства  с литературным сценарием и музыкальным фильмом.

Уметь: определять зна­чение литературы и му­зыки в синтетических видах искусства.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произве -дения в пении, музыкально –ритмичес-ком движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Хоровое пение: «Русская зима»

сл. М. Пляцковс -

кого, музыка 

В. Шаинского

Беседа по теме за­нятия.

 

Значение слов: ансамбль, антракт,

баритон, бас.

Повтор изученных музыкаль-ных терми-нов.

 

 

15

 

Третье путеше­ствие в музы­кальный театр. Мюзикл.

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Расширение представ­лений о жанре мюзик­ла. История возникно­вения жанра. Основ­ные его отличия от оперы (театр «легко­го» стиля). Наиболее известные мюзиклы.

 

Знать:

особенности жанра –мюзикл;

историю возникнове­ -
ния мюзикла;

чем мюзикл отличает­
ся от оперы?

Уметь:

называть наибо­лее известные мюзиклы.

Интонационно-образный анализ

фрагментов из оперы

Хоровое пение

Музыка на новогоднем празднике

Жанр мюзикл, хорал, этюд,

квартет.

Сообщение о истории

происхож -дения мюзикла.

 

 

16

Мир композитора. Обобщение материала

2 четверть.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Обобщение знаний и представлений о музыкальных жанрах.

Значение музыки в многогранном мире композитора.

Выявление многосторонних связей музыки, ИЗО искусства и литературы.

Знать: что роднит му-       зыку, литературу и изоб-  разительное искусство.

Уметь: выявлять общие

черты в средствах

выра­зительности этих

трех искусств; сравни -

вать общность образов в музыке, живописи, ли-тературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении.

Устный контроль. Интонационно-образный и жанрово – стилевой анализ

Музыкальных произведений.

Хоровое пение:

Повтор песенного репертуара.

 

Музыкаль -ные термины:

тембр; диапазон.

 

Учебник

Стр. 72 – 73.

 

 

17

Музыка и изобразительное искусство.

Что роднит музыку с изобразитель-ным искусством.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Связь музыки и изо­бразительного искус­ства. Общее в средствах вырази­тельности музыки и изобразительного искусства.

Знать:

что роднит му­зыку и изобразительное искусство.

Уметь: выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительности музыки и изобразитель­ного искусства.

Слушание музыки. Устный контроль.

Хоровое пение:

«Рождественская песня»

Слова: Игорь Шевчук, музыка: Евгения Зарицкая.

 

Жанр.

Рацея.

Заучить записанные определения:

Жанр, рацея.

 

 

18

Небесное и зем-

ное в звуках и красках. «Три вечные струны

Молитва, песнь, любовь».

«Любить. Молиться. Петь Святое назначение…»

«В минуты музыки печальной…»

« Есть сила благодатная в созвучье слов живых».

1

Комбиниро -ванный урок.

Отношение компози­торов и художников к родной природе, ду­ховным образам древ­нерусского и западно­европейского искус­ства.

Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Знать:

интонационно-образную природу духовной  музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Уметь:

эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности:

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение:

«Мой Кавказ» слова и музыка Фатима Эркенова.

 

Жанр

а капелла.

Музыкаль -ный пейзаж.

Учебник стр. 80- 90.

 

 

 

19

Звать через прошлое к настоящему.

Александр Невский «За русский дом, за

русский край».

Ледовое побоище.

После побоища.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

 

Более глубокое изуче­ние кантаты С. Про­кофьева «Александр Невский»: сопостав­ление героических об­разов музыки с обра­зами изобразительного искусства.

Познакомить с жиз -нью и подвигами князя Александра Невского и показать, как его образ отражён в музыке и ИЗО ис –кусстве. Сопоставить

образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева.

 

Знать:

богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особен -ности их  драматурги - ческого развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь:

выявлять общие чер­ -
ты в художественных

и музыкальных образах;

определять на слух
основные части кантаты

сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; 

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение:

«Мой Кавказ» слова и музыка Фатима Эркенова.

 

 

Певческий

голос – меццо – сопрано.

Самостоя -тельно написать либретто к

кантате «Александр Невский».

 

 

20

Музыкальная живопись и живописная музыка «Ты расскрой мне природа объя-тия».  «Мои помыслы – краски, мои краски – напе-вы. И это всё -весенних дней приметы». Фореллен  - квинтет. Дыха-ние русской пе-сенности.

1

Урок комплексного применения знаний.

Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской при -роды в песне, светской музыке, молитве, жи -вописи, литературе. 

Музыкальные краски в произведениях композиторов - романтиков. 

Знать:

выразительные возмож-жности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно - европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных компози -торов: С. Рахманинов, Ф. Шуберт (творчество)

Уметь: 

сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного компо –зитора.

Слушание музыки.

 

Интонационно-образный анализ музыкальных и ху­дожественных про­изведений. Устный контроль.

 

Хоровое пение:

«Мой Кавказ» слова и музыка Фатима Эркенова.

 

Музыкаль -ный ансамбль:

квинтет.

Слад – шоу

По тексту песни «Мой Кавказ».

 

 

21

Колокольность в музыке и ИЗО. Весть святого тор -жества. «Древний храм златой вершиной блещет ярко…».

1

Урок изучения нового.

В основе профессио­нальной музыки ле­жат народные истоки.

Представление жизненных прообразов и народ-ные истоки музыки - на примере произве -дений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека.

Знать:

место и значение колокольных звонов в жизни человека.

колокольность - важный элемент национального мировосприятия. колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессио -нальной музыки. 

Уметь:

находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь: проводить ин­тонационно-образный анализ музыки.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и ху­дожественных про­изведений. Устный контроль.

Хоровое пение: «Моя армия» сл.

И. Резник муз. Э. Ханка.

Тропарь.

Вертеп.

Учебник стр. 108 – 111.

 

 

 22    

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

«Звуки скрипки так дивно звучали».

2

Урок формирова -ния и усвоения знаний.

Выразительные воз­можности скрипки, ее создатели и испол­нители. Музыка и жи­вопись. Портрет Н. Па­ганини в музыке и изобразительном искусстве. Интонация как носитель смысла в музыке.

Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор – исполнитель - слушатель». Выразительные возможности скрипки. 

 

Знать:

 об истории соз­дания скрипки, ее мас­терах-изготовителях и исполнителях;

Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор -

исполнитель -   слушатель». 

Уметь:

сопоставлять скри­пич -
ную музыку с живо -­
писью;

анализировать, срав­ни -
вать произведения.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение:

«Моя армия» сл.

И. Резник муз. Э. Ханка.

Музыкаль – жанр: сюита.

Музыкаль – ный портрет.

Составить музыкаль – ный портрет

любимого композитора.

 

 

 23    

«Неукротимым духом своим, он побеждал зло».

2

Урок проверки и оценки знаний.

 

Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произ-ведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

Скрипичные мастера. Великие скрипачи.

Знать:

жанровое и стилевое многообразие

музыкального искусства

специфику его выразительных средств и музыкального языка.

Уметь:

выявлять общее и вы­разительных возможно­стях музыки и живописи; анализировать состав­ляющие средств выра­зительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Слушание музыки.

Интонации­онно-образный анализ музыкаль­ных и художест­венных произве­дений.

Хоровое пение:

«Моя армия» сл.

И. Резник муз. Э. Ханка.

Жанр: каприс.

Реферат:

«Жизнь и творчество Н. Паганини.

 

 

24

Волшебная палочка дирижёра. Дирижёры мира.

1

Урок сообщения и усвоения

новых знаний.

Симфонический ор­кестр. Значение дири­жера в исполнении симфонической музы­ки оркестром. Группы инструментов оркест­ра, их выразительная роль. Расширение представления о видах музыкально – испол - нительского искус-ства; известные ди­рижеры мира. управление музыкальным коллективом в про - цессе разучивания 

и публичного исполнения  музыкального произведения.

 

Знать:

понятия: оркестр, ди­ -
рижер;

состав групп инстру­ -
ментов симфонического оркестра;

имена выдающихся дирижеров, их  значение в исполнении симфонической музыки.


Уметь:

передавать свои музыкальные впечатления в устной форме; размышлять о музыкальном произведении; проявлять навыки вокально – хоровой работы.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль

Хоровое пение:

«Мама без ума люблю, я»

слова и музыка

Ж. Колмагоровой.

Певческий голос:

Контральто.

Учебник стр. 118 – 119.

 

 

25

Образы борьбы и победы в искусстве.

«О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой».

1

Урок изучения нового материала.

Особенности трактовки драматической

музыки на примере образцов

симфонии.

Особенности симфонического

развития «Симфонии № 5» Л.

Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок.

Зарисовка.

 

 

Знать:

Знать композиторов

музыкальных произведений и художников написавших картины;

названия картин и музыкальных произведений.

Уметь:

делать предположе­ния о том, что предсто­ит услышать (образный строй);

проводить интонацио­нно - образный анализ музыки.

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение:

«Мама без ума люблю, я»

слова и музыка

Ж. Колмагоровой.

 

Симфония №5.

Слайд шоу: «Музыкаль -ное твор -чество Л. Бетховена».

 

 

26

«Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…»

Обобщение материала

3 четверти.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Расширение понятий о симфонической музыке Л. Бетховена. Группы и виды инструментов оркест­ра, их выразительная роль. Обобщение свя - зей музыки, литерату –ры и изобразительного искусства.

Знать:

понятия: симфонический оркестр, состав групп инстру­ -
ментов симфонического оркестра.
Уметь: определять музыкальные произведения по слуху.

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение:

повтор песенного репертуара четверти.

Письменный кон­троль (карточки).

Хоровой концерт.

Составить глоссарий музыкаль -ных терминов.

 

 

27

Застывшая музыка.

Содружество муз в храме.

1

Комбиниро –ванный урок.

Гармония в синтезе искусств: архитекту­ры, музыки, изобрази­тельного искусства. Архитектура – застыв­шая музыка. Содержание музыки и произведений ИЗО ис- кусства в драматиза - ции, инсценировании, пластике и свободном дирижировании.

Знать:

принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства; отличия католической
и православной музы­ -
кальной культуры;

понятие а капелла.
Уметь:

сопоставлять

музыку  и памятники архи­тектуры.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль.

Хоровое пение:

«Мама без ума люблю, я»

слова и музыка

Ж. Колмагоровой.

 

Жанр: рондо.

Учебник, стр.

126 – 131.

Выучить наизусть записи в тетради.

 

 

28

Полифония в музыке и жи­вописи.

«В музыке Баха слышатся мелодии космоса…».

1

Урок сообщения и усвоения

новых знаний.

Продолжение знаком­ства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга.

Преобразующее взаимодействие музыки и живописи.

Любимый инст­румент Баха – орган.

Знать:

понятия: орган, поли­ -
фония, фуга;

основные события
из жизни и творчества
И. С. Баха.

Уметь:

проводить интонацион –но - образный анализ музыки.

Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно -образный анализ. Хоровое пение:

«Апрель» музыка и слова А. Ермолаева

Жанр: полифония, фуга.

Реферат:

«Возвышен-ное и неземное  в творчестве И. С. Баха».

 

 

29

Музыка на мольберте. Композитор – художник.

«Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты…».

Звучащие картины.

«Вселенная представляется

Мне большой симфонией…».

1

Урок изучения нового материала.

 

Знакомство с творче­ством литовского ху­дожника и композито­ра М. К. Чюрлениса. Расширение представ­лений о взаимосвязи и взаимодействии му­зыки, изобразительно­го искусства и литера­туры.

Медиатор (плектр) -тонкая пластинка которой цепляют струны при игре на струнных щипковых инструментах.

Знать:

что роднит му­зыку и изобразительное искусство.

Уметь:

выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительности музыки и изобразитель -ного искусства.

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение:

«Апрель» музыка и слова А. Ермолаева

Медиатор (плектр).

Выучить наизусть песню «Моя Россия – моя страна»

слова и музыка

С. Паради.

 

 

30

Импрессио- низм в музыке и живописи. «Музыка ближе всего к природе…».

«Звуки и запахи реют в вечернем воздухе…».

1

Урок изучения нового материала.

 

Особенности импрес­сионизма как художе­ственного стиля, взаи­модействие и взаимо­обусловленность в му­зыке и живописи.

Взаимодействие с различными видами искусства и жизнью.

Знать понятия:

импрес­сионизм, интерпрета­ция, джаз Уметь:

выявлять жанровое и

стилевое многообразие музыкального искусства.

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение:

«Моя Россия – моя страна»

слова и музыка

С. Паради.

Рассматривание иллюстраций (ре­продукций картин).

 

Музыкаль -ное направ-ление:

Импрессио - низм.

Музыкаль -ные термины:

Многого - лосье.

Исследова-тельский проект:

«Импрес -сионизм в

Музыке и живописи».

 

 

31

«О подвигах, о доблести, о славе…».

«О, тех кто уже не придёт никогда, помните!»

Звучащме картины.

1

Урок изучения нового материала.

 

Тема защиты Родины в произведениях раз­личных видов искус­ства. Продолжение знакомства с жанром реквием. Воплощение

музыкального искусства своего народа и  разных народов мира через классическое и современное наследие

Стилевое многообра-зие музыки 20 века. Богатство музыкаль -ных образов - драма-тические, героические. Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений.

 

Знать:

понятие реквием;

ценности жизни во всех её проявлениях; историю России, её героического прошлого.

Уметь:

проводить интонацион –но - образный анализ музыки;

понимать о взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение:

«Моя Россия – моя страна»

слова и музыка

С. Паради.

 

Музыкаль – ные термины:

модуляция.

Учебник стр.

146 - 149.

Запись муз. терминов в глоссарий.

 

 

32

«В каждой мимолётности

вижу я миры».

С. Прокофьев:

«музыка и молодость в расцвете…».

Музыкальная живопись М. П.

Мусоргского.

 

1

Урок изучения нового материала.

 

Образный мир произ­ведений С. С. Прокофь­ева и М. П. Мусорг­ского.

Знакомство с циклом

фортепианных мини -атюр С. Прокофьева

и фортепианной сюи -той М. Мусоргского.

Своеобразие и органичность их творчества.

 

Знать:

понятие интер­претация;

о своеобразие музы -кальных образов в творчестве русских композиторов. Прокофьева и М. Мусоргског

Уметь:

выявлять общие черты в средствах выразитель - ности музыки и изобразительного ис­кусства; эмоционально воспринимать музыку

как живое образное искусство во взаимодействии с жизнью.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение:

«День Победы» музыка

Д. Тухманова

слова

В. Харитонова.

Жанр: ноктюрн.

Подготовка к тестирова -нию.

 

 

33

Мир композитора.

1

Урок контрольного

учёта и оцен –ка знаний, умений и навков, зачёт; практикум.

Обобщение представ­лений о взаимодейст­вии музыки, литера­туры и изобразитель­ного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных компо­зиторов.

Музыкальное содержание как художественно - образное 

отражение действи -тельности.

Знать:

что роднит музыку, литературу и изоб-  разительное искусство.    Уметь: выявлять общие

черты в средствах

выра­зительности этих

трех искусств;

находить ассоциатив -ные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Устный контроль

Хоровое пение:

«День Победы» музыка

Д. Тухманова

слова

В. Харитонова.

 

Музыкаль – ные термины:

партитура.

Проект

«Мир композито -ра».

 

 

34

С веком на равне.

Обобщение материала за

4 четверть.

1

Обобщение и систематиза -ция, практи -кум.

Урок-концерт.

Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства. Образы Матери, Родины, красоты природы,  красоты подвига в искусстве разных народов.

Защита проектов.

Знать:

основные прин­ципы развития музыки;

распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений разных жанров;

Уметь:

приводить при­меры;

выявлять общее и различие музыкального и изобразительного искусства.

Слушание музыки.

Хоровое пение:

Устный контроль

Музыка: 

кантата,

симфония;

реквием;

сюита;

соната;

фуга.

Изобрази -тельное искусство:

Портрет;

Пейзаж;

Батальная картина;

Икона;

Храм.

Фреска

Орнамент

 

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний.

 

 

35

Резервный урок.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Календарно-тематическое планирование для 5 класса составлено на основе программы по предмету «Музыка». Авторы: Е. Д. Критская, Г. Х. Сергеева, Т. С. Шмагина. Составитель: учитель музыки Чернега Ангелина Владимировна."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Маркетолог

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Календарно-тематическое планирование для 5 класса составлено на основе программы по предмету «Музыка». Авторы: Е. Д. Критская, Г. Х. Сергеева, Т. С. Шмагина. Составитель: учитель музыки Чернега Ангелина Владимировна.Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.Тема первого полугодия «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 188 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.11.2020 124
    • DOCX 165.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Парамонова Ирина Валетиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Парамонова Ирина Валетиновна
    Парамонова Ирина Валетиновна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83755
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания по классу фортепиано: начальный уровень подготовки (практический курс)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 225 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на фортепиано

Преподаватель игры на фортепиано

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 295 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении эстрадному вокалу

Преподаватель эстрадного вокала

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 265 человек

Мини-курс

Интегративные технологии в коррекции учебно-поведенческих нарушений

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе