Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / календарно-тематический план уроков по биологии 7 класс по учебнику И.Н.Сонина

календарно-тематический план уроков по биологии 7 класс по учебнику И.Н.Сонина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тылгынинская средняя общеобразовательная школа им. И.Н.Ханды»







Рассмотрено на заседании Согласовано «____»_______ 2017 г Утверждаю «_____»______ 2017 г

МО «Тобул» Протокол №___ зам. директора по УВР:______(С.В.Иванова) Директор: ______(И.Г,Филиппов)

Рук МО ________(С.Д.Алексеева)















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии в 7 классе

на 2017-2018 учебный год

35 часов (1 час в неделю)






Учитель: Филиппова Анна Павловна

педстаж: 18 лет, категория 1

год аттестации: 2013 г





















с. Тылгыны 2017 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, стандарты второго поколения, Москва «Просвещение» 2011 г. Примерная программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Рабочая программа для 7го класса знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а также с происхождением представителей таксономических единиц. Она предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы: вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Цели и задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ


В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся должны:

называть:

  • Основные систематические категории;

  • Признаки царств: Прокариоты, Грибы, Растения, Животные;

  • Основные признаки отделов грибов, отделов и классов растений, типов и классов животных;

раскрывать:

  • Строение, жизнедеятельность клетки бактерий, грибов, растений, животных;

  • Строение, жизнедеятельность, размножение, развитие организмов разных царств живой природы (Прокариот, Грибы, Растения, Животные)

сравнивать:

  • Клетки бактерий, грибов, растений, животных между собой;

  • Растения разных отделов, классов, отделов грибов, животных разных типов между собой;

узнавать:

  • Представителей разных царств живой природы, отделов грибов, растений, типов и классов животных;

характеризовать:

  • Строение, жизнедеятельность, размножение растений разных отделов, животных разных типов и классов;

  • Признаки усложнения растений разных отделов, животных разных типов и классов;

  • Среду обитания растений, животных, экологические факторы среды, черты приспособленности их среде обитания;

обосновывать:

  • Роль бактерий, грибов, растений, животных в природе, их значение в жизни человека, его хозяйственной деятельности;

составлять:

  • Схемы цепей питания;

применять:

  • Знания об эволюции для установления родства растений разных отделов, животных разных типов, их происхождения;


Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, классификацию и самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



35 ч

16 ч



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Раздел 1. Введение (1 час)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина. Систематика – наука о разнообразии и классификации.

Раздел 2. Царство прокариоты (2 часа)

Общая характеристика. Происхождение. Подцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии. Подцарство Настоящие бактерии. Особенности строения бактериальной клетки (размеры, форма). Передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение. Роль в природных сообществах, жизни человека. Подцарство Архебактерии. Особенности строения, жизнедеятельности метанобразующих бактерий и серобактерий. Роль в природе. Подцарство Оксифотобактерии. Особенности строения, питания, размножения. Роль в природе, жизни человека.

Раздел 3. Царство Грибы (3 часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическое значение. Отдел Настоящие грибы, особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел оомицеты; распространение и экологическая роль. Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора». Отдел Лишайники. Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

Раздел 4. Царство Растения (11 часов)

Общая характеристика растений

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Низшие растения

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение. Лабораторная работа «Строение спирогиры»

Высшие растения

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Лабораторные работы «Строение мха сфагнума», «Строение мха кукушкин лен». Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах. Лабораторная работа «Строение папоротника»

Отдел Голосеменные растения

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение. Лабораторная работа «Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны»

Отдел Покрытосеменные растения

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства. Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Лабораторные работы «Строение шиповника», «Строение пшеницы»

Раздел 5. Царство Животные (17 часов)

Общая характеристика животных

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; одноклеточные и многоклеточные животные.

Подцарство Одноклеточные

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Лабораторная работа «Строение инфузории туфельки»

Подцарство Многоклеточные животные

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные – губки; их распространение и экологическое значение.

Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах. Лабораторная работа «Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость, движение гидры»

Трехслойные животные. Тип Плоские черви Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночных сосальщиков и бычьего цепня. Многообразие плоских червей – паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Первичнополостные. Тип Круглые черви

Особенности организации круглых червей. Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

Кольчатые черви

Особенности организации кольчатых червей; вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах. Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя»

Тип Моллюски

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Лабораторная работа «Внешнее строение моллюсков»

Тип Членистоногие

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс ракообразных. Примеры жизненных форм и жизненных циклов (планктонные рачки, криль, краб, дафнии и циклопы, речной рак). Роль ракообразных в жизни человека и питании промысловых животных.
Класс паукообразных. Примеры жизненных форм и жизненных циклов (паук, клещ). Паутина: ловчие сети, убежище, кокон и парашют. Роль паукообразных в жизни человека (пауки-мухоловы, ядовитые пауки, клещи – переносчики клещевого энцефалита, возбудители чесоток).
Класс насекомых. Достоинства и недостатки внешнего скелета. Строение ротовых аппаратов. Полет насекомых. Окраска насекомых. Насекомые с полным и неполным превращением. Многообразие насекомых. Примеры жизненных форм: прямокрылые (кузнечик), перепончатокрылые (пчелы и осы, муравьи, наездник), жуки, двукрылые (комнатная муха, комар), чешуекрылые. Общественные насекомые (пчелы, осы, муравьи). Роль насекомых в жизни биосферы и человека. Насекомые – опылители. Насекомые-фитофаги. Насекомые-вредители. Биологические методы борьбы с вредителями. Насекомые – обитатели квартир (постельный клоп, таракан, фараонов муравей). Регуляция численности насекомых. Нарушение природных и создание антропогенных сообществ как причина появления вредителей. Лабораторные работы «Внешнее строение речного рака», «Внешнее строение насекомого»

Тип Иглокожие

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Тип Хордовые. Бесчерепные животные

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: Ланцетник; особенности его организации и распространения.

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые и Костные рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Класс земноводные.

Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных. Лабораторные работы «Внешнее строение лягушки», «Внутреннее строение земноводного»

Класс пресмыкающихся.

Первые настоящие наземные позвоночные. Размножение и развитие рептилий. Прямое развитие (без личинки и метаморфоза). Зародышевые оболочки. Скорлупа или плотные оболочки яиц, препятствующие потере воды. Независимость рептилий от водной среды. Современные отряды (черепахи, ящерицы, змеи и крокодилы) и важнейшие жизненные формы пресмыкающихся. Роль пресмыкающихся в природных сообществах. Характерные пресмыкающиеся своей местности.
Класс птиц.

Полет. Среда обитания и требования, которые она предъявляет к организации птиц. Усложнение поведения, центральной нервной системы. Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве: крупное яйцо, насиживание и выкармливание, защита птенцов. Выводковые и птенцовые птицы. Брачные инстинкты. Жизненный цикл птицы. Сезонные миграции и их причины. Оседлые и перелетные птицы. Основные экологические группы птиц: воздушные, наземно-бегающие, дневные хищники, совы, водно-воздушные, водно-прибрежные, водоплавающие, водно-подводные, наземно-лесные, древесные. Характерные птицы своей местности. Роль птиц в природе и в жизни человека. Промысловые и охотничьи птицы и рациональное использование их ресурсов. Охрана птиц и привлечение насекомоядных птиц. Домашние птицы. Лабораторная работа «Внешнее строение птицы»
Класс млекопитающих.

Происхождение млекопитающих. Размножение и развитие у однопроходных, сумчатых и плацентарных. Забота о потомстве: утробное развитие, выкармливание детенышей молоком, обучение. Основные экологические группы сумчатых, плотоядных (хищные и насекомоядные), рукокрылых, копытных (хоботные, непарно- и парнокопытные), мелких растительноядных (зайцеобразные и грызуны), приматов и морских млекопитающих (китообразные и ластоногие). Роль млекопитающих в природе и в жизни человека. Промысловые и охотничьи звери и рациональное использование их ресурсов. Охрана зверей. Домашние звери, разнообразие и происхождение их пород. Характерные млекопитающие своей местности.

Раздел 6. Вирусы.

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере табачной мозаики. Взаимодействия вируса и клетки. Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом.



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел 1. Введение (1 ч)
  1. Вводный инструктаж. Мир живых организмов. Уровни организации жизни. Систематика.


05.09



Фронтальный опрос


Раздел 2. Царство Прокариоты (2 ч)

  1. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности.

  2. Разнообразие бактерий.


12.09


19.09



Фронтальный опрос


Тестовый опрос


Раздел 3. Царство Грибы (3 ч)

  1. Грибы. .Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора»

  2. Многообразие грибов.

  3. Лишайники. Роль бактерий, грибов, лишайников в природе и жизни человека


26.09



03.10

10.10



Лабораторная работа




Индивидуальный

Фронтальный опрос


Раздел 4. Царство растения (11 ч)

  1. Водоросли – одноклеточные и многоклеточные. Роль водорослей в природе, их использование человеком.

  2. Строение, жизнедеятельность, размножение водорослей. Лабораторная работа «Строение спирогиры»

  3. Мхи, строение и жизнедеятельность. Лабораторные работы «Строение мха сфагнума», «Строение мха кукушкин лен»

  4. Роль мхов в природе, хозяйственное значение.

  5. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Лабораторная работа «Строение папоротника»

  6. Многообразие папоротников, их роль в природе.

  7. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Лабораторная работа «Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны»

  8. Роль голосеменных в природе, их использование человеком.

  9. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.

  10. Классы покрытосеменных растений. Важнейшие сельскохозяйственные культуры.Лабораторные работы «Строение шиповника», «Строение пшеницы»

  11. Вводный инструктаж. Эволюция растений


17.10




24.10




07.11





14.11


21.11




28.11


05.12







12.12


19.12




26.12







16.01



Фронтальный опрос




Лабораторная работа




Лабораторная работа





Индивидуальный


Лабораторная работа




Фронтальный опрос


Лабораторная работа







Текущий опрос


Фронтальный опрос




Лабораторная работа







Индивидуальный


Раздел 5. Царство животные (17 ч)


  1. Одноклеточные животные. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие одноклеточных животных. Лабораторная работа «Строение инфузории – туфельки»

  2. Многоклеточные. Тип Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности. Лабораторная работа «Внешнее строение, раздражимость и движение пресноводной гидры»

  3. Тип Кольчатые черви. Особенности строения, жизнедеятельности. Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя»

  4. Многообразие червей. Меры предупреждения заражения паразитическими червями.

  5. Тип Моллюски. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие моллюсков. Лабораторная работа «Внешнее строение моллюска»

  6. Тип Членистоногие. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие членистоногих. Лабораторные работы «Внешнее строение речного рака», «Внешнее строение насекомого»

  7. Роль беспозвоночных в природе, их использование человеком, охрана. Инстинкт. Пчеловодство

  8. Тип хордовые. Рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности.

  9. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство.

  10. Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности. Лабораторные работы «Внешнее строение лягушки», «Внутреннее строение земноводного»

  11. Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности.

  12. Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности. Лабораторная работа «Внешнее строение птицы»

  13. Многообразие птиц. Птицеводство.

  14. Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности.

  15. Многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство.

  16. Роль животных в природе, практическое значение и охрана позвоночных животных.

  17. Эволюция животных.


23.01







30.01








06.02






13.02



02.02





27.02









06.03




13.03



20.03


03.04






10.04



17.04




24.04


01.05


08.05



15.05



20.05



Лабораторная работа







Лабораторная работа









Лабораторная работа






Текущий опрос



Лабораторная работа





Лабораторная работа








Индивидуальный




Фронтальный опрос



Текущий опрос


Лабораторная работа






Фронтальный опрос



Лабораторная работа




Индивидуальный


Фронтальный опрос


Текущий опрос



Индивидуальный



Фронтальный опрос


Раздел 6. Вирусы (1 ч)

  1. Вирусы – неклеточные формы.


29.05



Фронтальный опрос





ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


  • В.Б.Захаров, И.Н.Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: М.; Дрофа, 2014 г

  • Примерная программа по учебным предметам Биология 5-9 классы. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011 г

  • М.В.Высоцкая. Поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс» издательство «Учитель»

  • Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс; Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс» - М.; Дрофа, 2005 г

  • Мультимедийное учебное издание CD-ROM «Биология Многообразие живых организмов» М.; Дрофа 2008 г

  • демонстрационные таблицы

  • увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторные оборудования

  • гербарии растений, муляжи, коллекции насекомых, готовые микропрепараты



  • Другое
Дата добавления 13.02.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 139
Номер материала MA-076165

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося при получении дополнительного образования как способ повышения качества образовательной деятельности»