УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ Г.РЕУТОВ
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №1»
Московская
область, 143966, телефон
(факс) (495) 528-04-57
г.
Реутов, ул. Лесная, д.12
shkolar1@mail.ru
«Утверждаю»
Директор ОО МБОУ «СОШ №1»
_________Бедрань О.Л.
29 августа 2014г.
|
«Согласованно»
Зам. директора по
УВР
________Масленикова
О.А.
25 августа
2014г.
|
«Одобрено»
Председатель ШМО учителей биологии
__________ Шинкарева Р.В.
22 августа 2014г.
|
Рабочая
программа
Предмет: Основы
безопасности жизнедеятельности
Класс: 8
Количество часов в
неделю: 1 ч
Количество часов в
год: 34 ч
Учебник:. Основы
безопасности жизнедеятельности 8 класс: учеб. для общеобазоват. учреждений:
базовый уровень; под ред. Ю.Л.Воробьёва; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования.
– М.: Астрель 2012
БУП 2004, ГОС
Учитель: Сухова
Ю.Н.
2014 –
2015 учебный год
Содержание
1.1.
|
Пояснительная записка. Общая часть
|
3
|
1.1.1.
|
Государственный стандарт основного общего
образования
|
3
|
1.1.2
|
Образовательный минимум содержания основных
образовательных программ
|
5
|
1.1.3
|
Требования к уровню подготовки выпускников
|
6
|
1.2
|
Пояснительная записка. Особенная часть
|
7
|
1.2.1
|
Цели и задачи курса
|
7
|
1.2.2
|
Тематическое планирование курса.
|
8
|
1.2.3
|
Ключевые навыки
|
9
|
1.2.4
|
Типы
учебных занятий
|
9
|
1.2.5
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
11
|
1.3
|
Учебно-методическое обеспечение
|
12
|
2.1
|
Календарно-тематический план курса Основы
безопасности жизнедеятельности 8 класса
|
13
|
Пояснительная
записка
1.1.
Общая часть
Рабочая
программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта.
Программа направлена на реализацию предметного содержания уровня сложности в
соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы
предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и
развития интеллектуального потенциала обучающихся. Реализация программы
осуществляется за счёт обязательной части учебного плана, составляет 34 учебных
часа.
Программа:
Авторская, Автор кандидат педагогических наук А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников Москва,
«Просвещение», 2009 год. Программа курсов для 8 классов общеобразовательных
учреждений. Допущено Министерством образования РФ.
Содержание учебного процесса в ОО Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
определяет следующий пакет документов:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции;
- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004
г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования»;
- Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004
г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями;
- Приказ Минобразования России и науки РФ от 3 июня 2011
г. № 1994 «Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный
план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ,
реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Минобразования Российской Федерации от 9 марта 2004
г. № 1312»;
- Постановление №189 от 29.12.2010 об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрирован в
Министерстве юстиции России 03.03.2011, регистрационный номер 19993,
«Образовательная
программа МБОУ «СОШ №1» на 2014 – 2015 учебный год», «Основная Образовательная
программа основного общего образования на 2014 – 2018 год», Программа развития
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №1» г. Реутов Московской области на 2013 – 2018
годы «Внедрение инновационных технологий в учебный процесс школы в условиях
перехода на ФГОС, преобразование общеобразовательной школы в школу с
углубленным преподаванием отдельных предметов и предоставлением услуг дополнительного
образования», «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни», «Программа воспитания и социализации обучающихся Муниципального бюджетного Общеобразовательного
учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 1» г. Реутов».
1.1.1.
Государственный стандарт основного общего
образования
Основное
общее образование – вторая ступень общего образования.
В
соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование
является обязательным и общедоступным.
Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение
содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового
периода, когда обучающийся устремлен к реальной практической деятельности,
познанию мира, самопознанию, самоопределению. Стандарт ориентирован не только
на знаниевый, но в первую очередь на на деятельностный компонент образования,
что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать
способности, возможности, потребности и интересы обучающегося. Специфика
педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным
развитием детей, чем с их учебными успехами.
Федеральный
компонент направлен на реализацию следующих целей:
1)
формирование целостного представления о мире,
основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках, и способах
деятельности;
2)
приобретение опыта разнообразной деятельности
(индивидуальной, коллективной), опыта познания и самопознания;
3)
подготовка к осуществлению осознанного выбора
индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Одним из
базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего
образования является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности,
необходимой в современном обществе, как по математическому и
естественно-научному, так и по социально-культурному направлениям.
Одной из
важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и
ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения
этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная
подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.
В
основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и
определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт
деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Основное
образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией
выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников
являются основной разработки контрольно-измерительных материалов указанной
аттестации.
Обучающиеся, завершившие основное общее образование и выпускников, вправе
продолжить обучение на ступенях среднего общего, среднего профессионального
образования.
Изучение
Основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
·
освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и
чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
·
развитие качеств личности, необходимых для ведения
здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях;
·
воспитание чувства ответственности за личную
безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
·
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и
правильно действовать в случае их наступления, использовать средства
индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
1.1.2.
Образовательный минимум содержания
основных образовательных программ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
В повседневной жизни
Здоровый
образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их
профилактика.
Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного
движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на
транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.
Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной
безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
Опасные ситуации и правила поведения на воде.
Оказание помощи утопающему.
Основные правила пользования бытовыми
приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами
и др.
Использование индивидуальных средств защиты:
домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.
Безопасное поведение человека в природных
условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня,
воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Меры безопасности при пребывании человека на
территории с неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые
концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые
приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.
Ситуации криминогенного характера, меры
предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.
Опасные ситуации и меры предосторожности в
местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий,
на стадионах).
Меры предосторожности при угрозе совершения
террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.
Оказание первой медицинской
помощи
Первая медицинская помощь при отравлениях,
ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях.
Основы безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение
в случае их возникновения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и
поведение в случае их возникновения.
Действия населения по сигналу «Внимание всем!»
и сопровождающей речевой информации.
Средства коллективной защиты и правила
пользования ими. Эвакуация населения.
1.1.3.
Требования к уровню подготовки
выпускников
В результате изучения основ
безопасности жизнедеятельности ученик должен
знать/понимать
·
основы здорового образа
жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их
профилактику;
·
правила безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного
характера;
·
способы безопасного
поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов
бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь
·
действовать при возникновении
пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов
возгорания;
·
соблюдать правила
поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
·
оказывать первую
медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
·
пользоваться средствами
индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой,
домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
·
вести себя в криминогенных
ситуациях и в местах большого скопления людей;
·
действовать согласно
установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально
необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации
населения.
·
использовать полученные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
·
обеспечения личной
безопасности на улицах и дорогах;
·
соблюдения мер
предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
·
пользования бытовыми
приборами и инструментами;
·
проявления бдительности,
безопасного поведения при угрозе террористического акта;
·
обращения в случае
необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
1.2.
Особенная часть
В
состав УМК входят: учебник для 8 класса «Основы безопасности жизнедеятельности»,
рабочая тетрадь, поурочные разработки к учебнику, дидактические материалы.
Приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего
мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных
связей;
- творческое решение учебных и
практических задач;
- сравнение, сопоставление,
классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным
основаниям' и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих
работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;
- самостоятельная организация учебной деятельности;
оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального
состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей
среде и правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение
своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.
1.2.1.
Цели и задачи курса:
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной
общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение
знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и
основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие
качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни,
обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства
ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью
и жизни;
- овладение
умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в
случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на
решение следующих задач:
- формирование
у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в
деятельности человека и общества;
- выработка
умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование
у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей
оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом
своих возможностей.
При разработке содержания данной рабочей программы принималась во
внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в
следующем:
- учет
основных закономерностей развития теории безопасности;
- интегрированность
(проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и
является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на
сохранение жизни человека и окружающей среды);
- направленность
на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности
жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора»
на безопасность личности, общества и государства.
1.2.2. Тематическое планирование курса.
№
Раздела и темы
|
Наименование раздела и темы
|
Количество часов
|
Раздел
|
тема
|
1.
|
Основы
комплексной безопасности
|
23
|
|
1
|
Пожарная
безопасность
|
|
3
|
2.
|
Безопасность на
дорогах
|
|
3
|
3.
|
Безопасность на
водоёмах
|
|
3
|
4.
|
Экология и
безопасность
|
|
2
|
5.
|
Чрезвычайные
ситуации техногенного характера и их последствия
|
|
9
|
6
|
Организация
защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
|
|
3
|
II
|
Основы
медицинских знаний и здорового образа жизни
|
11
|
|
7.
|
Здоровый образ жизни и его составляющие
|
|
8
|
8.
|
Первая медицинская помощь при неотложных составляющих
|
|
3
|
- Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные
последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров.
Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в
области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом
или общественном здании.
-
Безопасность на дорогах
Причины
дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация
дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и
пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге
велосипедиста и водителя мопеда.
- Безопасность на водоёмах
Особенности
состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при
купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само
- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
- Экология и безопасность
Загрязнение
окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях
загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в
местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
-
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Общие
понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация
чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.
Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах,
на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита
населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации
населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и
прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий
от чрезвычайных ситуациях. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах
поражения.
- Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека,
обеспечивающая совершенствования его физических и духовных качеств. Психологическая
уравновешенность и её значение для здоровья. Режим дня и его значение для
здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание
организма – необходимые условия сохранении здоровья человека. Роль здорового
образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области
безопасности жизнедеятельности.
- Вредные привычки и их влияние на здоровье
Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего
и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое
развитие человека. Наркомания и её отрицательные последствия для здоровья
человека. Профилактика вредных привычек.
- Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах
повреждений. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически
опасными веществами. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного
аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Оказание первой медицинской
помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции лёгких и
непрямого массажа сердца.
1.2.3. Ключевые
навыки
Основными
ключевыми навыками для учащихся являются:
Исследовательские навыки означают формирование умение находить и
обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и
обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с
документами.
Социально-личностные навыки означают формирование умений критически
рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи
между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и
экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать
произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё
собственное мнение.
Коммуникативные навыки предполагают формирование умений выслушивать и
принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку
зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и
понимать графики диаграммы и таблицы данных.
Организаторская деятельность и
сотрудничество означает формирование
способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести
ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие
мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры;
сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.
1.2.4. Типы учебных занятий
Для
реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном
процессе следующие типы учебных занятий (в основе - традиционная типология,
типология уроков С.В.Иванова)
Тип учебных
занятий
|
Дидактические
задачи
|
1. Вводный урок
|
Ознакомление с
траекторией движения в предмете (блоке), основными содержательными линиями
|
2. Урок
образования понятий
|
Расширение
понятийного аппарата учащихся, формирование временных и пространственных
ориентиров
|
3. Урок
практической работы
|
Формирование
основ социального моделирования, навыков анализа текстового материала.
|
4.
Комбинированный урок
|
Отработка
способов изучения теоретического материала, хронологических, общелогических
умений
|
5. Урок с
использованием ТСО
|
Повышение
мотивации к предмету, формирование представлений о изучаемой эпохе,
участниках исторических событий
|
6. Урок
закрепления знаний, умений, навыков
|
Проверка уровня
мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у
обучающихся.
|
7. Контрольный
урок
|
Проверка уровня
качества знаний по изученной теме, разделу.
|
Таким
образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и
активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:
1)
по технологическому обеспечению урока:
объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения
изучаемого материала;
2)
по функциональному обеспечению урока: методы
устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы
самостоятельной работы, учащихся по осмыслению и усвоению нового материала,
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и
навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
3)
по источникам познания – словесный, наглядный,
практический;
4)
по формированию структуры личности – методы
формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования
чувств.
В
организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний
учащихся в следующих формах:
- входной контроль
– тестовая работа;
- промежуточный
контроль – индивидуальные карточки,
диктанты (используется текст с ошибками),
анализ схем, таблиц,
фронтальный устный опрос,
понятийные диктанты,
тематические тесты по изученному блоку;
- итоговый контроль
– тестовая работа.
Приёмы
в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический
материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая
деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень
овладения приёмом учебной деятельности).
Типы
уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении
нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации
знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное
занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок
обобщения, урок итогового повторения).
Формы
урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.
Формы
проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды
проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
Диагностический
инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной
творческой деятелности,
Знать/понимать:
• основы здорового
образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и
их профилактику;
• правила
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и
техногенного характера;
• способы
безопасного поведения в природной среде: правила безопасного поведения до и
время опасных природных явлений; меры безопасного поведения на водоѐмах в
различное время года.
Уметь:
• действовать при
возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации
очагов возгорания;
• соблюдать правила
поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую
медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться
средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой
повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в
криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать
согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать
минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае
эвакуации населения.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
• обеспечения
личной безопасности на улицах и дорогах;
• соблюдения мер
предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
• пользования
бытовыми приборами и инструментами;
• проявления
бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
• обращения
(вызова) в случае необходимости в соответствующие службы
экстренной помощи.
1.3
Учебно-методическое обеспечение
Учебная
программа
|
Учебники
|
Методические
материалы
Дидактические
материалы
|
Материалы
для контроля
|
Авторская
Авторы А.Т. Смирнов
Москва, «Просвещение», 2009 Программа курсов
для 6 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством
образования РФ.
|
М.П.Фролов,
В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И.Мишин
Основы
безопасности жизнедеятельности 8 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений; под.редакцией
Ю.Л.Воробьева, М.Астрель 2013 г.
|
1. Некляев С.Э. «Поведение учащихся в экстремальных условиях природы».
– М.: ВЛАДОС,2003г.
2. В. П. Ситников «Что делать в экстремальных ситуациях». – М.: Эксмо,
2004г..
3. В.Г.
Бубнов «Основы медицинских знаний». – М.: Астрель, 2005г.
|
Диктанты по терминам, индивидуальные рабочие
листы, конференции, тестовые работа по темам и разделам.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.