УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ Г.РЕУТОВ
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №1»
Московская
область, 143966, телефон
(факс) (495) 528-04-57
г.
Реутов, ул. Лесная, д.12
shkolar1@mail.ru
«Утверждаю»
Директор ОО МБОУ «СОШ №1»
_________Бедрань О.Л.
29 августа 2014г.
|
«Согласованно»
Зам. директора по
УВР
________Масленикова
О.А.
25 августа
2014г.
|
«Одобрено»
Председатель ШМО учителей биологии
__________ Шинкарева Р.В.
22 августа 2014г.
|
Рабочая
программа
Предмет: Основы
безопасности жизнедеятельности
Класс: 11
Количество часов в
неделю: 1 ч
Количество часов в
год: 34 ч
Учебник:. Основы
безопасности жизнедеятельности 10 класс: учеб. для общеобазоват. учреждений:
базовый уровень; под ред. Ю.Л.Воробьёва; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования.
– М.: Астрель 2013
БУП 2004, ГОС
Учитель: Сухова
Ю.Н.
2014 –
2015 учебный год
Содержание
1.1.
|
Пояснительная записка. Общая часть
|
3
|
1.1.1.
|
Государственный стандарт основного общего
образования
|
3
|
1.1.2
|
Образовательный минимум содержания основных
образовательных программ
|
5
|
1.1.3
|
Требования к уровню подготовки выпускников
|
6
|
1.2
|
Пояснительная записка. Особенная часть
|
7
|
1.2.1
|
Цели и задачи курса
|
7
|
1.2.2
|
Тематическое планирование курса.
|
8
|
1.2.3
|
Ключевые навыки
|
9
|
1.2.4
|
Типы
учебных занятий
|
9
|
1.2.5
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
11
|
1.3
|
Учебно-методическое обеспечение
|
12
|
2.1
|
Календарно-тематический план курса Основы безопасности
жизнедеятельности 11 класса
|
16
|
Пояснительная
записка
1.1.
Общая часть
Рабочая
программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта.
Программа направлена на реализацию предметного содержания уровня сложности в
соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы
предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и
развития интеллектуального потенциала обучающихся. Реализация программы
осуществляется за счёт обязательной части учебного плана, составляет 34 учебных
часа.
Программа:
Авторская, Автор кандидат педагогических наук А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников Москва,
«Просвещение», 2009 год. Программа курсов для 11 классов общеобразовательных
учреждений. Допущено Министерством образования РФ.
Содержание учебного процесса в ОО Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
определяет следующий пакет документов:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции;
- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004
г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования»;
- Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004
г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями;
- Приказ Минобразования России и науки РФ от 3 июня 2011
г. № 1994 «Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный
план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ,
реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Минобразования Российской Федерации от 9 марта 2004
г. № 1312»;
- Постановление №189 от 29.12.2010 об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрирован в
Министерстве юстиции России 03.03.2011, регистрационный номер 19993,
«Образовательная
программа МБОУ «СОШ №1» на 2014 – 2015 учебный год», «Основная Образовательная
программа основного общего образования на 2014 – 2018 год», Программа развития
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №1» г. Реутов Московской области на 2013 – 2018
годы «Внедрение инновационных технологий в учебный процесс школы в условиях
перехода на ФГОС, преобразование общеобразовательной школы в школу с
углубленным преподаванием отдельных предметов и предоставлением услуг дополнительного
образования», «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни», «Программа воспитания и социализации обучающихся Муниципального бюджетного Общеобразовательного
учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 1» г. Реутов».
1.1.1.
Государственный стандарт основного общего
образования
Основное
общее образование – вторая ступень общего образования.
В
соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование
является обязательным и общедоступным.
Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение
содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового
периода, когда обучающийся устремлен к реальной практической деятельности,
познанию мира, самопознанию, самоопределению. Стандарт ориентирован не только
на знаниевый, но в первую очередь на на деятельностный компонент образования,
что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать
способности, возможности, потребности и интересы обучающегося. Специфика
педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным
развитием детей, чем с их учебными успехами.
Федеральный
компонент направлен на реализацию следующих целей:
1)
формирование целостного представления о мире,
основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках, и способах
деятельности;
2)
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной,
коллективной), опыта познания и самопознания;
3)
подготовка к осуществлению осознанного выбора
индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Одним из
базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего
образования является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности,
необходимой в современном обществе, как по математическому и
естественно-научному, так и по социально-культурному направлениям.
Одной из
важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и
ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения
этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная
подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.
В
основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и
определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт
деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Основное
образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией
выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников
являются основной разработки контрольно-измерительных материалов указанной
аттестации.
Обучающиеся,
завершившие основное общее образование и выпускников, вправе продолжить
обучение на ступенях среднего общего, среднего профессионального образования.
Изучение
Основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено
на достижение следующих целей:
·
освоение знаний о
здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного
поведения при их возникновении;
·
развитие качеств
личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
·
воспитание чувства
ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью
и жизни;
·
овладение умениями
предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления,
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую
медицинскую помощь.
1.1.2.
Образовательный минимум содержания
основных образовательных программ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
В повседневной жизни
Здоровый
образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их
профилактика.
Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части,
касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте.
Поведение пассажиров в общественном транспорте.
Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила
поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи
утопающему.
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами,
средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской
аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.
Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на
местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение
временного укрытия.
Меры безопасности при пребывании человека на территории с
неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации
(ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля
качества окружающей среды и продуктов питания.
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила
поведения. Элементарные способы самозащиты.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления
людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта.
Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.
Оказание первой медицинской
помощи
Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях,
ушибах, кровотечениях.
Основы безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их
возникновения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их
возникновения.
Действия населения по сигналу «Внимание всем!» и сопровождающей речевой
информации.
Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация
населения.
1.1.3.
Требования к уровню подготовки
выпускников
В результате изучения основ безопасности
жизнедеятельности ученик должен
знать/понимать
·
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие
и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
·
правила безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях социального, природного и техногенного характера;
·
способы безопасного поведения в природной среде:
ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и
пищи, сооружение временного укрытия;
уметь
·
действовать при возникновении пожара в жилище и
использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
·
соблюдать правила поведения на воде, оказывать
помощь утопающему;
·
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах,
отморожениях, ушибах, кровотечениях;
·
пользоваться средствами индивидуальной защиты
(противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)
и средствами коллективной защиты;
·
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах
большого скопления людей;
·
действовать согласно установленному порядку по
сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор
документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
·
использовать полученные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
·
обеспечения личной безопасности на улицах и
дорогах;
·
соблюдения мер предосторожности и правил поведения
в общественном транспорте;
·
пользования бытовыми приборами и инструментами;
·
проявления бдительности, безопасного поведения при
угрозе террористического акта;
·
обращения в случае необходимости в соответствующие
службы экстренной помощи.
1.2.
Особенная часть
В
состав УМК входят: учебник для 11 класса «Основы безопасности жизнедеятельности»,
рабочая тетрадь, поурочные разработки к учебнику, дидактические материалы.
Приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего
мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных
связей;
- творческое решение учебных и
практических задач;
- сравнение, сопоставление,
классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным
основаниям' и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих
работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;
- самостоятельная
организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера,
физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей
среде и правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение
своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.
1.2.1.
Цели и задачи курса:
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной
общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение
знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и
основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие
качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни,
обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства
ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью
и жизни;
- овладение
умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в
случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на
решение следующих задач:
- формирование
у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в
деятельности человека и общества;
- выработка
умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование
у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей
оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом
своих возможностей.
При разработке содержания данной рабочей программы принималась во
внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в
следующем:
- учет
основных закономерностей развития теории безопасности;
- интегрированность
(проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и
является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на
сохранение жизни человека и окружающей среды);
- направленность
на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности
жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора»
на безопасность личности, общества и государства.
1.2.2. Тематическое планирование курса.
№ раздела и
темы
|
Наименование
раздела и темы
|
Количество
часов
|
теория
|
практика
|
I
|
Основы
медицинских знаний и здорового образа
жизни
|
10
|
|
5
|
Основы здорового
образа жизни
|
6
|
|
6
|
Основы медицинских
знаний и профилактика инфекционных
заболеваний
|
4
|
|
II
|
Основы военной службы
|
24
|
|
7
|
Воинская обязанность
|
10
|
|
8
|
Особенности военной службы
|
8
|
|
9
|
Военнослужащий — защитник своего
Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил
|
6
|
|
Всего
часов
|
34
|
|
Содержание программы
Раздел I.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 10 часов.
1. Основы
здорового образа жизни-6ч.
1.1. Правила
личной гигиены и здоровье
Личная гигиена, общие
понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды.
Некоторые понятия об очищении организма.
1.2.
Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.
Семья и ее значение в
жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни
(психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества,
которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной
семьи.
1.3. Болезни,
передаваемые половым путем. Меры профилактики.
Инфекции,
передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению
ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической
болезнью.
1.4. СПИД и его
профилактика.
ВИЧ-инфекция и СПИД,
краткая характеристика и пути заражения. СПИД — это финальная стадия
инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
Профилактика СПИДа.
Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
1.5. Семья в
современном обществе. Законодательство и семья.
Брак и семья, основные понятия и определения.
Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные
права супругов. Права и обязанности родителей.
2. Основы
медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи-4ч.
2.1. Первая
медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
(практические занятия).
Сердечная
недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины
и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной
недостаточности и инсульте.
2.2. Первая
медицинская помощь при ранениях (практические занятия).
Виды ран и общие
правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения.
Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.
2.3. Первая
медицинская помощь при травмах (практические занятия).
Первая медицинская
помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм
опорно-двигательного аппарата.
Первая медицинская
помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах
груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.
2.4. Первая
медицинская помощь при остановке сердца.
Понятия клинической смерти и реанимации.
Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого
массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной
реанимации.
Раздел II.
Основы военной службы – 25 часов.
3. Воинская
обязанность-10ч.
3.1. Основные
понятия о воинской обязанности.
Воинская обязанность,
определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная
подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной
службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение
военных сборов в период пребывания в запасе.
3.2.
Организация воинского учета и его предназначение.
Организация воинского учета. Первоначальная
постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету.
Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной
постановке на воинский учет.
3.3.
Обязательная подготовка граждан к военной службе.
Основное содержание обязательной подготовки
граждан к военной службе.
Основные требования к
индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного
возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские,
связи и наблюдения, водительские и др.).
3.4. Добровольная
подготовка граждан к военной службе.
Основные направления добровольной
подготовки граждан к военной службе.
Занятие
военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным
программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в
общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Обучение по
программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных
учреждениях высшего профессионального образования.
3.5. Организация
медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при
постановке на воинский учет
Организация
медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной
постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского
освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация
профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке
их на воинский учет.
3.6.
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных
Сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от
военных сборов.
4.
Особенности военной службы-8ч.
4.1.
Правовые основы военной службы.
Военная служба —
особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации
и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую
основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего.
Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
Военные аспекты международного права.
4.2.
Общевоинские уставы Вооруженных Сия Российской Федерации — закон воинской жизни.
Общевоинские уставы —
нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.
Устав внутренней
службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной
службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных
Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации,
их предназначение и основные положения.
4.3. Военная
присяга — клятва воина на
верность Родине — России.
Военная присяга —
основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в
России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной
присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим
воинского долга.
4.4.
Прохождение военной службы по призыву.
Призыв на военную
службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок
освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек.
Общие, должностные и
специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих,
распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время
военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас.
Воинские звания
военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Военная форма одежды.
4.5.
Прохождение военной службы по контракту.
Основные условия
прохождения военной службы по контракту.
Требования,
предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки
военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту.
4.6. Права и
ответственность военнослужащих.
Общие права
военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности,
установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная,
гражданско-правовая, материальная, уголовная).
Военная дисциплина,
ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и
матросов, проходящих военную службу по призыву.
Уголовная
ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа,
нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное
оставление части и др.).
4.7.
Альтернативная гражданская служба.
Федеральный закон «Об альтернативной
гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой
деятельности в
интересах общества и государства.
Право гражданина на
замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Сроки альтернативной
гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не
засчитывается в срок альтернативной гражданской службы.
Подача заявлений о
замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
5. Военнослужащий
— защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил-6ч.
5.1.
Военнослужащий — патриот,
с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества.
Основные качества
военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское
звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям,
народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому
долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы,
независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.
5.2.
Военнослужащий — специалист,
в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
Необходимость
глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и
военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной
специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности
подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания,
совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным
высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.
5.3. Требования
воинской деятельности, предъявляемые к моральным,
индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
Виды воинской
деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их
предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных
Сил и родах войск.
Общие требования
воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки
молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и
морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической
совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
5.4.
Военнослужащий — подчиненный,
строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий
требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Единоначалие — принцип строительства
Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного
требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в
воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе
убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои
обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при
выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.
5.5. Как стать
офицером Российской армии.
Основные виды военных
образовательных учреждений профессионального образования.
Правила приема
граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Организация
подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
5.6.
Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Участие Вооруженных
Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения
национальной безопасности России.
Нормативно-правовые
основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение
военнослужащих миротворческого контингента.
1.2.3. Ключевые
навыки
Основными
ключевыми навыками для учащихся являются:
Исследовательские навыки означают формирование умение находить и
обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и
обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с
документами.
Социально-личностные навыки означают формирование умений критически
рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи
между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и
экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать
произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё
собственное мнение.
Коммуникативные навыки предполагают формирование умений выслушивать и
принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку
зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и
понимать графики диаграммы и таблицы данных.
Организаторская деятельность и
сотрудничество означает формирование
способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести
ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие
мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры;
сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.
1.2.4. Типы учебных занятий
Для
реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном
процессе следующие типы учебных занятий (в основе - традиционная типология,
типология уроков С.В.Иванова)
Тип учебных
занятий
|
Дидактические
задачи
|
1. Вводный урок
|
Ознакомление с
траекторией движения в предмете (блоке), основными содержательными линиями
|
2. Урок
образования понятий
|
Расширение
понятийного аппарата учащихся, формирование временных и пространственных
ориентиров
|
3. Урок
практической работы
|
Формирование
основ социального моделирования, навыков анализа текстового материала.
|
4.
Комбинированный урок
|
Отработка
способов изучения теоретического материала, хронологических, общелогических
умений
|
5. Урок с
использованием ТСО
|
Повышение
мотивации к предмету, формирование представлений о изучаемой эпохе,
участниках исторических событий
|
6. Урок
закрепления знаний, умений, навыков
|
Проверка уровня
мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у
обучающихся.
|
7. Контрольный
урок
|
Проверка уровня
качества знаний по изученной теме, разделу.
|
Таким
образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и
активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:
1)
по технологическому обеспечению урока:
объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения
изучаемого материала;
2)
по функциональному обеспечению урока: методы
устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы
самостоятельной работы, учащихся по осмыслению и усвоению нового материала,
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и
навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
3)
по источникам познания – словесный, наглядный,
практический;
4)
по формированию структуры личности – методы
формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования
чувств.
В
организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний
учащихся в следующих формах:
- входной контроль
– тестовая работа;
- промежуточный
контроль – индивидуальные карточки,
диктанты (используется текст с ошибками),
анализ схем, таблиц,
фронтальный устный опрос,
понятийные диктанты,
тематические тесты по изученному блоку;
- итоговый контроль
– тестовая работа.
Приёмы
в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический
материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая
деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень
овладения приёмом учебной деятельности).
Типы
уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении
нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации
знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное
занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок
обобщения, урок итогового повторения).
Формы
урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.
Формы
проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды
проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
Диагностический
инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной
творческой деятелности,
Знать/понимать:
• основы здорового
образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и
их профилактику;
• правила
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и
техногенного характера;
• способы
безопасного поведения в природной среде: правила безопасного поведения до и
время опасных природных явлений; меры безопасного поведения на водоѐмах в
различное время года.
Уметь:
• действовать при
возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации
очагов возгорания;
• соблюдать правила
поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую
медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться
средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой
повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в
криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать
согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать
минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае
эвакуации населения.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
• обеспечения
личной безопасности на улицах и дорогах;
• соблюдения мер
предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
• пользования
бытовыми приборами и инструментами;
• проявления
бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
• обращения
(вызова) в случае необходимости в соответствующие службы
экстренной помощи.
1.3
Учебно-методическое обеспечение
Учебная
программа
|
Учебники
|
Методические
материалы
Дидактические
материалы
|
Материалы
для контроля
|
Авторская
Авторы А.Т. Смирнов
Москва, «Просвещение», 2009 Программа курсов
для 6 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством
образования РФ.
|
М.П.Фролов,
В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И.Мишин
Основы
безопасности жизнедеятельности 11 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений;
под.редакцией Ю.Л.Воробьева, М.Астрель 2013 г.
|
Обязательный минимум содержания образования по ОБЖ для
среднего (полного) общего образования. (Сборник нормативных документов.
Москва, «Дрофа», 2010 год).
Требований к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ.
(Программы среднего (полного) общего образования «Основы безопасности
жизнедеятельности» допущена Министерством образования и науки Российской
Федерации. М., «Просвещение», 2010 год. А.Т.Смирнов, В.В.Сапронов, Б.И.Мишин.
Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан РФ на 2011-2015 годы». Москва, 2010 год.
Военная доктрина Российской Федерации Вестник военной
информации. - 2000.- № 5.
|
Диктанты по терминам, индивидуальные рабочие
листы, конференции, тестовые работа по темам и разделам.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.