- 05.10.2020
- 729
- 28
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
ПРОГРАММА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
(для четырёхлетней начальной школы)
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
I. Пояснительная записка
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предпо- лагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
5) знакомство с литературой родного края, показ истоков творчества писателей-земляков, их родство с «малой родиной», ее историей и многовековой культурой.
Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся, а также пособия для учащихся «Доброе слово» 1,2,3,4 книга, рабочие тетради 1,2,3,4 класс и пособие для учителя Литература Вологодского края (программно-методические материалы к урокам вн. чтения в начальной школе)
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет
«Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136 ч. В год) или по три часа в неделю (102 ч. В год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаим- ной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, к своей малой родине, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
1-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
–осмысленно,правильночитать целымисловами;
–отвечатьнавопросыучителяпосодержаниюпрочитанного;
–подробнопересказыватьтекст;
–составлятьустныйрассказ покартинке;
–заучиватьнаизустьнебольшиестихотворения;
–соотноситьавтора,названиеигероев прочитанныхпроизведений;
–различатьрассказистихотворение;
-знать произведения писателей-вологжан.
VI. Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Примечание. В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные виды заданий.
1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
1-й класс – 45 или 32 ч (4 часа в неделю)
«Попрыгать, поиграть...» (12 или 8 ч). Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.
Наш дом (8 или 6 ч). Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестрёнках и братишках и отношении к ним.
Ребятам о зверятах (12 или 9 ч). Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и живот ных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.
Маленькие открытия (13 или 9 ч). Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Ток- маковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.
В программу литературного чтения включен блок «Литература Вологодского края».
ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Произведения литературы как искусства слова знакомят читателя с культурой родного края, с его прошлым и настоящим, побуждают интерес к явлениям и фактам окружающего мира, помогают понять нравственные ценности народа, прививают вкус к художественному слову, воспитывают любовь к родной земле. Познавательная ценность литературы, воспитательная значимость, сила эмоционального воздействия ее на читателя создают удивительную атмосферу, необходимую для передачи социокультурного опыта одного поколения другому.
Данная программа предусматривает следующие задачи:
— дать обучающимся знания о литературе родного края, расширить круг чтения детей, их представление о богатстве отечественной художественной литературы;
— показать обучающимся истоки творчества писателей-земляков, их родство с «малой родиной», ее историей и многовековой культурой;
— учить обучающихся понимать нравственные и эстетические ценности северян, приобщать их к искусству слова, к отечественным духовным традициям;
— воспитывать любовь к родному краю, к своему Отечеству.
Содержание программы включает богатый материал для ознакомления учащихся с литературным творчеством вологжан.
Содержание программы строится по возрастному принципу. С переходом от класса к классу идет постепенное его усложнение, ориентированное на опыт детей.
Объем курса «Литература Вологодского края» в начальной школе — 50 часов, в т. ч. 1 класс — 10 ч., 2 класс — 19 ч., 3 класс — 10 ч., 4 класс — 11 ч.
Проведение уроков по литературному чтению Вологодского края в начальной школе обеспечивается учебно - методическим комплексом:
— Армеева В. И., Армеева И. А. Доброе слово. Ч. 1.: Учебное пособие по литературному краеведению для внеклассного чтения в начальной школе / Сост. В. И. Армеева, И. А. Армеева.— М.: Технологическая школа бизнеса, 2001.—112 с., илл.
— Армеева В. И., Армеева И. А. Доброе слово: 1, 2, 3, 4 класс. Учебное пособие по литературе Вологодского края для внеклассного чтения в начальной школе. / Сост. В. И. Армеева, И. А. Армеева.
— Рабочие тетради. 1, 2, 3, 4 класс / Сост. В. И. Армеева, И. А. Армеева.
— Армеева В. И., Армеева И. А., Шилова Н. Б. Писатели-вологжане: материалы о жизни и творчестве: Методическое пособие.
— Армеева В. И., Армеева И. А. Литература Вологодского края: программно методические материалы к урокам внеклассного чтения в начальной школе: Учебно-методическое пособие.
К концу курса «Литература Вологодского края» обучающиеся должны знать:
— 10—15 имен писателей и поэтов родного края, некоторые сведения об их жизни и творчестве,
— 1—2 названия их произведений, жанр, тему, сюжет,
— наизусть не менее 7—8 стихотворений вологодских авторов.
Содержание программы
1 класс (10 часов)
Тематика чтения: небольшие по объему стихи классиков и современников о Родине, о детях, о животных и растениях, о волшебстве.
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: восприятие произведений в чтении учителя или грамзаписи авторского чтения, воспроизведение по вопросам учителя, хоровое чтение, соотнесение содержания произведения с его названием, фамилией автора и иллюстрацией, творческая деятельность: выполнение заданий учебного пособия, инсценирование, изготовление при помощи учителя книжек-самоделок (рисунок и подпись к нему — 1 предложение), отгадывание кроссвордов, рисование иллюстраций к понравившимся произведениям.
Виды библиотечно-библиографической помощи: книжная выставка.
Основные понятия: иллюстрация, название произведения, фамилия автора.
Круг произведений для чтения
Приглядись: вокруг нас в природе своя жизнь. Н. Дружининский. Малышка-окунишка. Крот-строитель. Светлячок-ночничок. Зеленые звезды и солнце.
Почему они такие? Н. Матвеев. Глухари. Заячья шубка. Белка. Куропатки.
Непоседы-забияки. Н. Рубцов. Коза. Т. Петухова. Забияки. А. Пошехонов. Семейка.
Вот так диковинки! Т. Петухова. Урок на болоте. Лесные кружева. Помечтаем вместе. Снег родился. А. Пошехонов. Считалка. Муравьиный кораблик.
Интересно, почему? Т. Петухова. Интересно, почему? Н. Рубцов. После посещения зоопарка. Узнала. К. Павлов. Муравьишки.
Мама и мы. Т. Петухова. Мыть посуду не пустяк. Лохматый подарок. Пожалел. А. Пошехонов. Игра.
И бывают же такие чудеса! Н. Матвеев. Журавли. Пороги. Кашка. В капель.
Странный город непонятных чудаков. Ю. Леднев. Сказка про Трехглазку.
Летом в деревне. С. Орлов. Тыква. Т. Петухова. На грядке. Одуванчик-парашют. Веточка. Н. Рубцов. Мальчик Лева. Про зайца. Жеребенок. К. Большакова. Танечка в деревне.
Стихи о родном городе. Т. Петухова. Вологда, Вологда! О. Квалин. Мы родины себе не выбираем.
VΙΙΙ. Материально-техническая база.
УМК представлен
Ø Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение. «Капельки солнца», 1 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс, 2010.-208с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
Ø Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Тетрадь по литературному чтению. 1 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2010.-64с. . (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»)
Ø Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина, Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 1-м классе. Методические рекомендации для учителя.-Изд. 3-е, перераб.- М.: Баласс, 2010.-192с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
Ø Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.
Ø Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Ø Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Ø Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.: Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
ØАрмеева В. И., Армеева И. А. Доброе слово. Ч. 1.: Учебное пособие по литературному краеведению для внеклассного чтения в начальной школе / Сост. В. И. Армеева, И. А. Армеева.— М.: Технологическая школа бизнеса, 2001.—112 с., илл.
ØАрмеева В. И., Армеева И. А. Доброе слово: 1, 2, 3, 4 класс. Учебное пособие по литературе Вологодского края для внеклассного чтения в начальной школе. / Сост. В. И. Армеева, И. А. Армеева.
ØРабочие тетради. 1, 2, 3, 4 класс / Сост. В. И. Армеева, И. А. Армеева.
ØАрмеева В. И., Армеева И. А., Шилова Н. Б. Писатели-вологжане: материалы о жизни и творчестве: Методическое пособие.
ØАрмеева В. И., Армеева И. А. Литература Вологодского края: программно методические материалы к урокам внеклассного чтения в начальной школе: Учебно-методическое пособие.
Количество часов: всего 132 ч.; в неделю 4 ч.
Плановых контрольных уроков ____ ч.;
Административных контрольных уроков _____ ч.
Планирование составлено на основе
Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению»- М.: «Баласс», 2011 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, «Литературное чтение. Капельки солнца»,1-го класс. - М.: «Баласс», 2011 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);
Дополнительная литература Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Тетрадь по литературному чтению. 1 класс». - М.: «Баласс», 2011; О.В.Пронина, Е.П.Лебедева, О.Ю.Мальцева «Тетрадь для печатания», 1 класс /Под ред. Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. – М.: «Баласс», 2011;
№ уро-ка
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Элементы содержания
УУД
Вид контроля
ИКТ
Дата
Примечание
план
факт
ГОВОРИМ, РАССКАЗЫВАЕМ, СЛУШАЕМ, ПИШЕМ (18 часов)
1
Вводный урок. Календарь и календарные праздники.Интегрированный урок с русским языком.
1
Подготовка к чтению.
Личностные: учебно – познава-тельный интерес к новому учебному материалу.
Познавательные: построение речевого высказыва
6 662 042 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Груздева Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.