Пояснительная
записка.
Рабочая
программа по литературе в 10 классе составлена на основе программы
литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и
стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, на
основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных
учреждений. – Москва «Просвещение», 2011
г.
Данный вариант
программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Лебедев Ю. В.
Литература: Учебник: в 2-частях. Москва: Просвещение, 2011
г. К данному варианту программы прилагается методическое пособие И. В.
Золотарёвой, Т. И. Михайловой «Поурочные разработки по русской литературе XIX
века». – Москва: Издательство «ВАКО», 2008
г.
Рабочая программа
в соответствии с программой литературного образования рассчитана на 102 часа
(из расчёта 3 урока в неделю).
В 10-ом
классе предусмотрено изучение художественной литературы на
историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков
русской литературы. Предусматривается весь процесс чтения учащихся (восприятие,
понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Важным
принципом изучения литературы в 10-ом классе является рассмотрение творчества
отдельного писателя и литературного процесса в целом.
Цели и задачи изучения литературы на базовом уровне:
• воспитание духовно
развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к
созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического
мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений
о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского
восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и
эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских
интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов
художественных произведений в единстве формы и содержания,
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание
общего представления об историко-литературном процессе и его основных
закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
• совершенствование
умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности и
культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения;
выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного
произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа
различных литературных произведений и их научных, критических и художественных
интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и
использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск
информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Используемые
педагогические технологии обучения:
- устный
пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика,
художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы,
критической статьи;
- выразительное
чтение текста художественного произведения;
- заучивание
наизусть стихотворных текстов;
- устный или
письменный ответ на вопрос;
- устное
словесное рисование;
-
комментированное чтение;
- характеристика
героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных
произведений;
- установление
ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
- определение
принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и
жанру;
- анализ (в том
числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства
его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление
языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии
идейно-тематического содержания произведения;
- подготовка
доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым
художественным произведением;
- работа с
внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и
мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.);
- составление
конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге,
фильму, спектаклю;
- создание
сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций;
- участие в
дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки
зрения с учётом мнения оппонентов.
К
концу учебного года десятиклассники должны
знать:
- образную
природу словесного искусства;
- содержание
изученных литературных произведений;
- основные
факты жизни и творчества писателей-классиков XIX
века;
- основные
закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
- основные
теоретико-литературные понятия.
уметь:
-
воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов,
особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить
художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных
произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род
и жанр произведения;
- выявлять
авторскую позицию;
- выразительно
читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного
произношения;
-
аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать
рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные
темы.
Тематическое
планирование
№
п/п
|
Название
темы
|
Количество
часов
|
1.
|
Введение.
|
1
|
2.
|
Литература первой половины 19 века
А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
|
7
3
2
2
|
3.
|
Литература второй половины 19 века
Обзор русской литературы второй
половины 19 века
А.Н. Островский
И.А. Гончаров
И.С. Тургенев
Н.А. Некрасов
К. Хетагуров
Ф.И. Тютчев
А.А. Фет
А.К. Толстой
М.Е. Салтыков-Щедрин
Ф.М. Достоевский
Л.Н. Толстой
А.П. Чехов
|
86
1
8
8
10
8
1
3
3
2
2
1
9
22
8
|
4.
|
Зарубежная литература
|
8
|
Итого:
|
102
|
Календарно-тематическое
планирование
Тема
раздела, количество часов
|
№
п/п
|
Тема
раздела и тема урока
|
Кол-во
часов
|
Требования
к уровню подготовки (знать, уметь, понимать)
|
Домашнее
задание
|
Дата
проведения урока
|
Планируемая
дата
|
Фактическая
дата
|
Введение
1 час
|
1.
|
Русская
литература XIX века в
контексте мировой культуры.
|
1
|
Знать
основные темы и проблемы, получивщие развитие в русской литературе 19 века;
уметь
составлять тезисный план или конспект лекции учителя.
|
Пользуясь
«Словарём литературоведческих терминов, вспомнить определения и характерные
черты классицизма, сентиментализма, романтизма. Подготовить к пересказу
лекцию учителя.
|
|
|
|
Литература
первой половины XIX века 8
часов
|
2.
|
Обзор
русской литературы первой половины XIX века.
|
1
|
Знать
основные закономерности историко-литературного процесса; уметь составлять
тезисный план или конспект лекции учителя
|
Подготовить
лекцию учителя, вспомнить основные темы лирики А. С. Пушкина, принести
сборник стихов А. С. Пушкина.
|
|
|
3.
|
Художественные
открытия лирики А. С. Пушкина.
|
1
|
Знать
особенности романтической лирики Пушкина; уметь анализировать и
интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории
литературы
|
Прочитать
поэму А. С. Пушкина «Медный всадник».
|
|
|
4.
|
«Великое»
и «малое» в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
|
1
|
Знать
идейно-художественные особенности поэмы «Медный всадник», понимать, в чем
заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения; уметь
анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения
авторской позиции.
|
Письменно
ответить на вопрос «Какое развитие нашла в поэме тема «Маленького человека»?
Принести сборник стихов М. Ю. Лермонтова.
|
|
|
5.
|
Художественный
мир поэзии М. Ю. Лермонтова.
|
1
|
Знать
основные мотивы лирики Лермонтова, понимать, в чем заключается своеобразие
его художественного мира; уметь анализировать и интерпретировать
стихотворения, выразительно читать их.
|
Пересказать
лекцию учителя.
|
|
|
6.
|
Внеклассное
чтение. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова.
|
1
|
Знать
адресатов любовной лирики Лермонтова, основные положения пушкинской и
лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов;
уметь анализировать и интепретировать стихотворения, сравнивать произведения
Пушкина и Лермонтова.
|
Прочитать
повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект».
|
|
|
7.
|
Развитие
речи. Подготовка к сочинению по произведениям русской литературы первой
половины XIX века.
|
1
|
Уметь
определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой.
|
Написать
сочинение, прочитать повесть Н. В. Гоголя «Нос».
|
|
|
8.
|
Внеклассное
чтение. Н. В. Гоголь «Невский проспект»». Петербург как мифический образ
бездушного и обманного города.
|
1
|
Знать
содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в
произведениях Гоголя и Пушкина, понимать, в чем заключается своеобразие стиля
Гоголя.
|
Найти
в учебнике истории материал о социально-политической обстановке в России
1850-60 гг. XIX века.
|
|
|
|
Литература
второй половины XIX века.
|
9.
|
Обзор
русской литературы второй половины XIX века.
|
1
|
Знать
основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе и
искусстве 1850-60 г.г. 19 века;
уметь
составлять синхронную историко-культурную таблицу.
|
Подготовить
к пересказу лекцию учителя, индивидуально – об Островском.
|
|
|
|
А.
Н. Островский. «Гроза» 8часов
|
10.
|
А.
Н. Островский – создатель русского национального театра, первооткрыватель
нового пласта русской жизни.
|
1
|
Знать
основные этапы творческого пути А.Н.Островского, роль драматурга в создании
русского национального театра;
уметь
составлять тезисный план или конспект лекции учителя, выступать с сообщением
на заданную тему.
|
Прочитать
первое действие драмы «Гроза», ответить устно на указанные вопросы.
|
|
|
11.
|
Творческая
история «Грозы». Жестокие нравы. (Анализ первого действия драмы «Гроза»).
|
1
|
Знать
историю создания «Грозы», особенности характеров персонажей пьесы, роль
пейзажа в драме; уметь владеть навыками краткого пересказа,
анализировать и интепретировать текст пьесы.
|
Прочитать
первое действие драмы «Гроза», ответить устно на указанные вопросы, выучить
наизусть монолог Кулигина о жестоких нравах.
|
|
|
12.
|
Развитие
речи. Чтение наизусть прозаического отрывка. «Отчего люди не летают так, как
птицы…» (Анализ второго действия драмы «Гроза»).
|
1
|
Знать
основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих
лиц пьесы, участвующих в конфликте;
Уметь
сравнивать действующих лиц пьесы, отмечая их сходство и различия.
|
Прочитать
третье действие драмы «Гроза», ответить устно на указанные вопросы.
|
|
|
13.
|
Своеобразие
внутреннего конфликта Катерины. (Анализ третьего действия драмы «Гроза»).
|
1
|
Знать
основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих
лиц пьесы, участвующих в конфликте;
Уметь
по ролям читать эпизоды пьесы, аргументированно отвечать на вопросы
проблемного характера.
|
Прочитать
четвёртое действие драмы «Гроза», ответить устно на указанные вопросы.
|
|
|
14.
|
«Куда
воля-то ведёт». (Анализ четвёртого действия драмы «Гроза»).
|
1
|
|
Прочитать
пятое действие драмы «Гроза», ответить устно на указанные вопросы.
|
|
|
15.
|
«Она
освобождена». (Анализ пятого действия драмы «Гроза»).
|
1
|
Знать
особенности символики пьесы, жанровое своеобразие «Грозы»;
Уметь
по ролям читать эпизоды пьесы, аргументированно отвечать на вопросы
проблемного характера.
|
Законспектировать
статью Н. А, Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».
|
|
|
16.
|
«Гроза»
в оценке русской критики.
|
1
|
Знать
содержание критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева;
Уметь
составлять конспект и план критической статьи, сопоставлять взгляды , их
оценку образа Катерины.критиков
|
Подготовиться
к уроку внеклассного чтения, прочитать по вариантам пьесы Островского «Свои
люди – сочтёмся», «Бесприданница».
|
|
|
17.
|
Внеклассное
чтение. В тёмном царстве. Обсуждение пьес Островского «Свои люди – сочтёмся»,
«Бесприданница».
Развитие
речи. Подготовка к сочинению по творчеству А. Н. Островского.
|
1
|
Уметь
определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой.
|
Написать
сочинение, подготовить сообщение о Тургеневе.
|
|
|
|
И.
С. Тургенев
«Отцы
и дети» (10 часов)
|
18.
|
«Большое
и благородное сердце». Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева.
|
1
|
Уметь
найти информацию в источниках различного типа;
Знать
основные этапы биографии и творческого пути И.С. Тургенева
|
Подготовиться
к уроку внеклассного чтения, прочитать повесть «Дворянское гнездо».
|
|
|
19.
|
Внеклассное
чтение. Духовная драма «лишних людей» в романе И. С. Тургенева «Дворянское
гнездо».
|
1
|
Знать
содержание романа «Дворянское гнездо»;
Уметь
анализировать и интерпретировать произведение.
|
Прочитать
1-4 главы романа «Отцы и дети».
|
|
|
20.
|
Творческая
история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман. Первое знакомство с Евгением
Базаровым.
|
1
|
Знать
историю создания романа «Отцы и дети», прототипы главных героев
произведения;
Уметь
отбирать материал для выборочного пересказа, аргументированно отвечать на
вопросы проблемного характера.
|
Прочитать
5-11 главы романа «Отцы и дети».
|
|
|
21.
|
«Схватка»
П. П. Кирсанова с Евгением Базаровым. (Анализ 5-11 глав романа).
|
1
|
Знать,
в чем заключается сила и слабость нигилизма Базарова, как герои романа
проходят испытание любовью, какую роль данное испытание сыграло в их судьбе;
Уметь
отбирать материал для выборочного пересказа, аргументированно отвечать на
вопросы проблемного характера
|
Прочитать
12-16 главы романа «Отцы и дети».
|
|
|
22.
|
Евгений
Базаров и Аркадий Кирсанов в усадьбе Одинцовой. (Анализ 12-16 глав романа).
|
1
|
Уметь
выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной
задачи
|
Прочитать
17-19 главы романа «Отцы и дети».
|
|
|
23.
|
Испытание
любовью. (Анализ 17-19 глав романа).
|
1
|
Знать,
как герои романа проходят испытание любовью, какую роль данное испытание
сыграло в их судьбе;
|
Прочитать
20-21 главы романа «Отцы и дети».
|
|
|
24.
|
Базаров
и его родители. (Анализ 20-21 глав романа).
|
1
|
|
Прочитать
22-24 главы романа «Отцы и дети».
|
|
|
25.
|
Дуэль
Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым. (Анализ 22-24 глав романа).
|
1
|
Знать
причины и сущность конфликта между Базаровым и П. Кирсановым, способы
выражения авторской позиции;
Уметь
сравнивать героев-антогонистов, выбирать определенный вид комментария в
зависимости от поставленной учебной задачи.
|
Дочитать
роман «Отцы и дети» до конца.
|
|
|
26.
|
Испытание
смертью и его роль в романе «Отцы и дети»
|
1
|
Знать,
какую роль в произведении отводит Тургенев испытанию смертью, в чем
заключается смысл финальной сцены;
Уметь
выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной
задачи.
|
Законспектировать
статью Д. И. Писарева «Базаров».
|
|
|
27.
|
Роман
«Отцы и дети» в русской критике.
Развитие
речи. Подготовка к сочинению по произведениям И. С. Тургенева.
|
1
|
Знать,
в чем заключается своеобразие проблематики и поэтики романа «Отцы и дети»;
Уметь
подбирать аргументы, формулировать выводы, излагать собственную позицию.
|
Написать
сочинение, подготовить сообщение об И. А. Гончарове.
|
|
|
|
И.
А. Гончаров. «Обломов» 8 часов
|
28-29.
|
Жизнь
и деяния господина де Лень. Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова.
|
2
|
Знать
основные этапы жизненного и творческого пути И.А. Гончарова;
Уметь
использовать для решения творческих задач различные источники информации,
подбирать и систематизировать материал.
|
Подготовиться
к уроку внеклассного чтения, прочитать роман И. А. Гончарова «Обыкновенная
история».
|
|
|
30.
|
«Однако…любопытно
бы знать, отчего я …такой?»
Один день из жизни Обломова. (Анализ 1-8 глав I-ой части романа
«Обломов»).
|
1
|
Знать
содержание 1-ой части романа, особенности проблематики романа;
Уметь
отбирать материал для краткого пересказа.
|
Дочитать
первую часть романа, устно ответить на указанные вопросы.
|
|
|
31.
|
Сон
Обломова. (Анализ 9-11 глав I-ой части романа «Обломов»).
|
1
|
Знать
содержание «Сна Обломова»;
Уметь
выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной
задачи.
|
Прочитать
II-ую
часть романа И. А. Гончарова «Обломов», устно ответить на указанные вопросы.
|
|
|
32.
|
Андрей
Штольц и Обломов. (Анализ 1-4 глав II-ой части романа «Обломов»).
Обломов и Ольга Ильинская. Анализ 5-12 глав II-ой части романа
«Обломов»).
|
1
|
Знать
характерные особенности героев романа, влияние среды на формирование уклада
их жизни;
Уметь
отбирать материал для сравнительного анализа.
|
Прочитать
III-ую
часть романа И. А. Гончарова «Обломов», устно ответить на указанные вопросы.
|
|
|
33.
|
Борьба
двух начал в Обломове. (Анализ III-ей части романа
«Обломов»).
|
1
|
|
Прочитать
IV-ую
часть романа И. А. Гончарова «Обломов», устно ответить на указанные вопросы.
|
|
|
34.
|
Победа
обломовщины. (Анализ IV-ой
части романа «Обломов»).
|
1
|
|
Законспектировать
статьи Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарева «Обломов».
|
|
|
35.
|
Роман
«Обломов» в зеркале критики.
|
1
|
Знать
особенности стиля романа Гончарова;
Уметь
объяснять роль художественных деталей и стилевых особенностей в контексте
всего романа.
|
Написать
сочинение, индивидуально о Ф. И. Тютчеве, принести стихи Тютчева «Не то, что
мните вы, природа…», «Нам не дано предугадать», « Silentium».
|
|
|
Ф.
И. Тютчев. Поэзия 3 часа
|
36.
|
Ф.
И. Тютчев. Этапы биографии и творчества. Мир природы в поэзии Тютчева.
|
1
|
Знать
основные этапы творческой биографии Ф.И. Тютчева, мотивы его лирики,
особенности изображения поэтом мира природы;
Уметь
анализировать и интерпретировать натурфилософскую лирику Тютчева,
выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения.
|
Выучить
наизусть понравившееся стихотворение. Принести стихи Тютчева «Умом Россию не
понять…», «Эти бедные селенья…», «Над этой тёмною толпой».
|
|
|
37.
|
Два
лика России в лирике Ф. И. Тютчева.
|
1
|
Знать,
в чем заключается своеобразие лика России в творчестве Тютчева;
Уметь
сравнивать стихи Ф. Тютчева и М. Лермонтова, посвященные теме Родины, отмечая
их сходство и различия.
|
Выучить
наизусть понравившееся стихотворение. Принести стихи Тютчева «О, как
убийственно мы любим…», «К. Б.»(«Я встретил вас – и всё былое…)», «Последняя
любовь».
|
|
|
38.
|
«Роковой
поединок» любящих сердец в изображении Ф. И. Тютчева.
|
1
|
Знать,
какую эволюцию претерпела в творчестве Ф. Тютчева тема любви, почему она
предстает как «роковой поединок» двух сердец;
Уметь
сравнивать стихи Ф. Тютчева, А. Пушкина, М. Лермонтова о любви, отмечая
их идейно-тематическое и жанровое сходство и различие.
|
Выучить
наизусть понравившееся стихотворение, индивидуально – о Фете, принести
стихотворение Фета «Шёпот, робкое дыханье…».
|
|
|
А.
А. Фет. Поэзия 3 часа
|
39.
|
Поэзия
и судьба А. А. Фета.
|
1
|
Знать
основные этапы творческой биографии и мотивы лирики А. Фета;
Уметь
анализировать и интерпретировать стихотворение «Шепот, робкое дыханье…»;
выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения.
|
Выучить
наизусть стихотворение А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…», принести стихи
Фета «Это утро, радость эта…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Я
пришел к тебе с приветом».
|
|
|
40.
|
Природа,
любовь и красота в лирике А. А. Фета.
|
1
|
Знать,
какое воплощение в стихах Фета нашли «вечные» темы русской поэзии, в чем
заключается художественное своеобразие лирики Фета;
Уметь
анализировать и интерпретировать стихи Фета, обращая внимание на особенности
их поэтического языка.
|
Выучить
наизусть понравившееся стихотворение Фета.
|
|
|
41.
|
Развитие
речи. Чтение наизусть стихов А. А. Фета и Ф. И. Тютчева.
Подготовка
к сочинению по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
|
1
|
|
Написать
сочинение, индивидуально об А. К. Толстом, принести стихи А. К. Толстого «Не
верь, мой друг, когда в избытке горя…», «Средь шумного бала, случайно…»,
«Осень. Обсыпается …».
|
|
|
А.
К. Толстой. Поэзия 2 часа
|
42.
|
Художественный
мир А. К. Толстого.
|
1
|
Знать
основные вехи биографии, мотивы, образы поэзии А. Толстого;
Уметь
анализировать и интерпретировать стихотворения А. Толстого, обращая внимание
на особенности их поэтической символики; выразительно читать стихи.
|
Подготовиться
к уроку внеклассного чтения, прочитать сатирическое произведение А. К.
Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашёва».
|
|
|
43.
|
Внеклассное
чтение. «Земля наша богата, порядка в ней лишь нет…» (особенности сатиры А.
К. Толстого).
|
1
|
Знать
идейно-художественные особенности сатирических произведений А. Толстого;
Уметь
составлять исторический комментарий к тексту поэмы, анализировать и
интерпретировать сатирическое произведение.
|
Прочитать
повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник».
|
|
|
Н.
С. Лесков. «Очарованный странник» 1 час
|
44.
|
Поиск
«призвания» в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».
|
1
|
Знать
основные этапы творческой биографии Лескова, в чем заключается своеобразие
характеров лесковских героев;
Уметь
отбирать эпизоды для выборочного пересказа на заданную тему; анализировать и
интерпретировать текст повести.
|
Главы «Истории…» Салтыкова-Щедрина: «Опись градоначальникам», «Органчик»,
«Голодный Город», «Подтверждение покаяния».
|
|
|
М.
Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» 2 часа
|
45.
|
Жизнь
и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Обзор). Народ и власть в произведениях
М. Е. Салтыкова-Щедрина.
|
1
|
Знать,
в чем заключается идейная направленность «Истории одного города», понимать
актуальность данного произведения для современного человека;
Уметь
составлять исторический комментарий к тексту поэмы, анализировать и
интерпретировать художественный текст.
|
Сравнить
«Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина «Историю государства
Российского от Гостомысла до Тимашёва» А. К. Толстого.
|
|
|
46.
|
«Я
совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Особенности
сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина.
|
1
|
Знать,
какие сатирические приемы использовал Салтыков-Щедрин для создания образов
градоначальников и народа;
Уметь
анализировать и интерпретировать художественный текст с учетом своеобразия
его сатирической природы.
|
Подготовить
сообщение о Н. А. Некрасове.
|
|
|
Н.
А. Некрасов. Поэзия. «Кому на Руси жить хорошо» 8 часов
|
47.
|
«Иди
в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь…». Обзор жизни и творчества
Н. А. Некрасова.
|
1
|
Знать
основные этапы творческого пути Н.Некрасова;
Уметь
отбирать материал для литературной композиции и систематизировать его.
|
Принести
стихи Некр. «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей…».
Сравнить «Панаевский цикл» Некрасова с «Денисьевским циклом» Тютчева.
|
|
|
48.
|
«Зачем
же ты в душе неистребима, мечта любви, не знающей конца…»: художественное
своеобразие любовной лирики Н. А. Некрасова.
|
1
|
Знать
какое развитие получила в лирике Некрасова любовная тема, в чем заключается
художественное своеобразие его «Панаевского» цикла;
Уметь
анализировать и интерпретировать стихотворения Некрасова.
|
Познакомиться
со стихами Н. А. Некрасова «В дороге», «Забытая деревня», «Орина, мать
солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Тройка»
|
|
|
49.
|
«Душа
народа русского» в изображении Н. А. Некрасова.
|
1
|
Знать
какое воплощение в произведениях Некрасова нашел собирательный образ русского
народа, какие художественные приемы использовал поэт, воссоздавая картину
народной жизни;
Уметь
анализировать и интерпретировать стихотворения Некрасова, обращая внимание на
реализацию в них приема антитезы.
|
Познакомиться
со стихами Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен
незлобивый поэт», «Поэт и гражданин», «Элегия». Ответить на вопрос «В чём
видит Некрасов предназначение поэзии и долг поэта?»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50.
|
«Я
призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…»: тема поэта
и поэзии в творчестве
Н.
А. Некрасова.
|
1
|
Знать,
почему неизбежен спор представителей «некрасовской школы» и сторонников
«искусства для искусства» о роли поэта и назначении поэзии, какой предстает в
стихах поэта его Муза;
Уметь
анализировать и интерпретировать стихотворения Некрасова, обращая внимание на
своеобразие их жанра и композиции.
|
Прочитать
пролог к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Какие фольклорные
мотивы и образы нашли отражение в данном фрагменте поэмы?
|
|
|
51.
|
Проблематика
и жанр поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» «Кому живётся
весело, вольготно на Руси?» Комментированное чтение первой части поэмы.
|
1
|
Знать
историю создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», понимать, в чем
заключается своеобразие ее жанра. Проблематики и стиля;
Уметь
анализировать и комментировать текст поэмы Некрасова.
|
Дочитать
первую часть поэмы до конца. Ответить на указанные вопросы.
|
|
|
52.
|
Сатирический
портрет русского барства в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Комментированное чтение второй части поэмы «Последыш»
|
1
|
Знать,
какие сатирические краски использовал поэт, создавая образы помещиков и их
верных слуг;
Уметь
анализировать и комментировать текст поэмы Некрасова.
|
Прочитать
третью часть поэмы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
53.
|
Нравственный
смысл поисков счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
|
1
|
Знать,
в чем каждый из представителей народного мира видит идеал счастья, прозвучал
ли в поэме ответ на вопрос «Кому живется весело, вольготно на Руси?»
Уметь
составлять текст пересказа, используя цитирование.
|
Дочитать
поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» до конца.
|
|
|
54.
|
«Путь
славный, имя громкое народного заступника…» (Анализ главы «Пир – на весь
мир»).
Развитие
речи. Подготовка к сочинению по поэме Н. А. Некрасова.
|
1
|
Уметь
определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, отбирать
материал для сочинения, составлять его развернутый план.
|
Прочитать
стихи К. Хетагурова.
|
|
|
К.
Хетагуров. Поэзия 1 час
|
55.
|
«Осетинская
лира» К. Хетагурова. Близость творчества Хетагурова лирике Н. А. Некрасова в
осмыслении темы поэта и поэзии.
|
1
|
Знать
основные мотивы творчества осетинского поэта К.Хетагурова;
Уметь
самостоятельно анализировать и интерпретировать стихи Хетагурова, обращая
внимание на близость его творчества поэзии Некрасова.
|
Подготовить
сообщение о Ф. М. Достоевском.
|
|
|
Ф.
М. Достоевский. «Преступление и наказание» 9 часов
|
56.
|
«Человек
есть тайна…» Художественный мир Ф. М. Достоевского.
|
1
|
Знать
основные этапы творческого пути Ф.Достоевского, историю создания его романа
«Преступление и наказание»;
Уметь
составлять тезисный план или конспект лекции учителя.
|
Прочитать
первую часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
|
|
|
57.
|
В
Петербурге Достоевского. (Анализ первой части романа Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»).
|
1
|
Знать,
какие художественные средства использует Достоевский, создавая образ
Петербурга;
Уметь
отбирать материал для выборочного пересказа на заданную тему, самостоятельно
анализировать текст Достоевского.
|
Прочитать
вторую часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
|
|
|
58.
|
«Униженные
и всеми отринутые парии общества» в романе «Преступление и наказание».
(Анализ второй части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
|
1
|
Знать,
какое влияние на формирование теории Раскольникова оказали его наблюдения над
жизнью «униженных и оскорбленных»;
Уметь
отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему.
|
Прочитать
третью часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
|
|
|
59.
|
Душевные
муки Раскольникова при встрече с родственниками. Социальные и философские
источники теории Родиона Раскольникова. (Анализ третьей части романа Ф. М.
Достоевского «Преступление и наказание»).
|
1
|
Знать,
каковы истоки возникновения и основное содержание теории Раскольникова;
Уметь
отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему, анализировать и
интерпретировать текст Достоевского.
|
Прочитать
четвёртую часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60.
|
«Демоны»
Раскольникова: герой Достоевского и его «двойники». (Анализ четвёртой части
романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
|
1
|
Знать,
с какой целью Достоевский вводит в роман «двойников» Раскольникова;
Уметь
отбирать материал для выборочного пересказа, сравнивать героев Достоевского,
отмечая сходство и различия их теоретических посылок.
|
Прочитать
пятую часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
|
|
|
61.
|
«Ангелы»
Родиона Раскольникова: герой Достоевского и Соня Мармеладова. (Анализ пятой
части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
|
1
|
Знать,
какое место в романе Достоевский отводит образу Сонечки Мармеладовой; какое
отражение на страницах романа получили библейские образы и мотивы;
Уметь
отбирать материал для выборочного пересказа, сравнивать героев Достоевского,
отмечая сходство их судеб и различие мировоззрений.
|
Прочитать
шестую часть романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
|
|
|
62.
|
Три
встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. (Анализ шестой
части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
|
1
|
Знать,
какова роль Порфирия Петровича в судьбе Раскольникова;
Уметь
отбирать материал для выборочного пересказа, сравнивать героев Достоевского,
отмечая их сходство и различия.
|
Дочитать
роман до конца.
|
|
|
63.
|
«Нет
счастья в комфорте, покупается счастье страданием…». Эпилог и его роль в
романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
|
1
|
Знать,
какова роль эпилога в раскрытии идеи романа, как сны и внутренние монологи
героев помогают понять состояние души Раскольникова;
Уметь
выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной
задачи.
|
Подготовиться
к уроку внеклассного чтения, прочитать повесть Ф. М. Достоевского «Бедные
люди».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
64.
|
Развитие
речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф. М. Достоевского.
|
1
|
|
Написать
сочинение, индивидуально – о Л. Н. Толстом.
|
|
|
Л.
Н. Толстой. «Война и мир» 22 часа
|
65-66
|
Страницы
великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель..
|
2
|
Знать
основные этапы жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого;
Уметь
понимать причины религиозно-философских исканий писателя, приведших Толстого
к разрыву с официальной религией и жизнью своего круга.
|
Подготовиться
к уроку внеклассного чтения по «Севастопольским рассказам» Л. Н. Толстого.
|
|
|
67.
|
История
создания романа-эпопеи «Война и мир». Эволюция замысла произведения.
|
1
|
Знать
историю создания романа Л. Толстого, прототипов героев «Войны и мира»;
Уметь
составлять развернутый план лекции учителя.
|
Прочитать
1-7 главы первой части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
|
|
|
68-69.
|
Роман
«Война и мир». Эпизод « В Салоне А. П. Шерер. Петербург. Июль 1805
г..»
|
2
|
Уметь
анализировать эпизоды из романа, знать, какова роль их в раскрытии идеи
романа.
|
Прочитать
8-21 главы первой части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
|
|
|
70.
|
Именины
в доме Ростовых. (8-11, 14-17 главы). Лысые Горы.
|
1
|
Уметь
применять сопоставление как основной композиционный прием романа для
раскрытия норм жизни семей Ростовых и Болконских.
|
Прочитать
22-25 главы первой части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
|
|
|
71.
|
Изображение
войны 1805-1807 годов. Шенграбенское сражение. (Анализ второй части первого
тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).т.1, ч.2-3
|
1
|
Знать
идейно-художественные особенности изображения войны.
|
Прочитать
третью часть первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
|
|
|
72.
|
Изображение
Аустерлицкого сражения. (Анализ третьей части первого тома романа Л. Н.
Толстого).
|
1
|
Знать
причины поражения русской армии в Аустерлицком сражении, уметь объяснить, чем
стал Аустерлиц для каждого из главных героев.
|
Прочитать
первую часть второго тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
73-
74.
|
Поиски
плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Т.2,
ч.1-3
|
2
|
Уметь
проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски
смысла жизни.
|
Прочитать
вторую часть второго тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Прочитать
третью часть второго тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
|
|
|
75-76.
|
Быт
поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.
|
2
|
Уметь
раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев романа.
|
Прочитать
четвёртую часть второго тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
|
|
|
77.
|
Что
такое война? Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. т.3
|
1
|
Уметь
раскрыть композиционную роль философских глав, объяснить основные положения
историко-философских взглядов Л.Толстого.
|
Прочитать
1-18 главы второй части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
|
|
|
78-79.
|
Мысли
Л. Н. Толстого о войне 1812 года. Изображение войны 1812 года.
|
2
|
Уметь
проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на
историю, раскрыть их слабость и силу.
|
Прочитать
19-39 главы второй части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
|
|
|
80.
|
Бородинское
сражение. (Анализ 19-39 глав второй части третьего тома романа Л. Н. Толстого
«Война и мир»).
|
1
|
Знать,
почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского сражения в
восприятии Пьера, как раскрывается истинный героизм народа в Бородинской
битве.
|
Прочитать
третью часть третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
|
|
|
81.
|
Кутузов
и Наполеон в романе «Война и мир».
|
1
|
Уметь
систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона.
|
Прочитать
первую часть четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
83-
84.
|
Дубина
народной войны. (Анализ третьей части четвёртого тома романа Л. Н. Толстого
«Война и мир»). Отступление французской армии. (Анализ второй части
четвёртого тома)
|
2
|
Уметь показать
роль партизанской войны и проследить те изменения, которые произошли с
героями.
|
Прочитать
третью часть четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Прочитать
четвёртую часть четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
|
|
|
85.
|
«Мысль
народная» в романе «Война и мир».
|
1
|
Знать
о роли народа в истории, об отношении автора к народу.
|
Прочитать
эпилог романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
|
|
|
86.
|
Л.
Н. Толстой о назначении женщины. (Эпилог).
Развитие
речи. Подготовка к сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
|
1
|
Знать
сходство и различие в изображении мирной жизни по т.2 и эпилогу, как
завершается главная мысль романа о предназначении человека, о том, как жить.
|
Написать
сочинение, индивидуально – о Чехове.
|
|
|
А.
П. Чехов. «Вишневый сад» 8 часов
|
87.
|
Путь
художника от Антоши Чехонте до Антона Павловича Чехова. Жизнь и творчество.
|
1
|
Знать
основные этапы жизненного и творческого пути А. Чехова, в чем заключается
жанровое своеобразие его произведений; какую эволюцию претерпевает образ
«маленького человека» в произведениях А.П. Чехова.
|
Прочитать
рассказы А. П. Чехова «Дама с собачкой», «Невеста».
|
|
|
88.
|
«Нет,
больше так жить невозможно…». (Анализ рассказов А. П. Чехова «Дама с
собачкой», «Невеста»).
|
1
|
Знать,
в чем заключается художественное своеобразие рассказов «Дама с собачкой» и
«Невеста», какова в них роль художественной детали;
Уметь
создавать иллюстрации к рассказам Чехова.
|
Прочитать
рассказ А. П. Чехова «Ионыч».
|
|
|
89.
|
Тема
гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».
|
1
|
|
Прочитать
пьесу А. П. Чехова «Вишнёвый сад».
|
|
|
90.
|
А.
П. Чехов – драматург. «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики…» (М.
Горький). Бывшие хозяева вишнёвого сада.
|
1
|
Знать
историю создания «Вишневого сада» и его первой постановки;
Уметь
отбирать материал для выборочного пересказа
|
Подготовить
характеристики бывших хозяев вишнёвого сада.
|
|
|
91.
|
Загадка
Ермолая: «хищный зверь» или «нежная душа»?
|
1
|
Знать,
в чем заключается своеобразие конфликта в пьесе «Вишневый сад»;
Уметь
понимать истоки противоречивости образа Лопахина, причины его
неудовлетворенности «дурацкой» нескладной жизнью
|
Подготовить
сообщение о Ермолае Лопахине. Подготовить выразительное чтение монолога
Лопахина из третьего действия: «Я купил! Погодите, господа, сделайте
милость…»
|
|
|
92.
|
«Здравствуй,
новая жизнь!» Аня Раневская и Петя Трофимов.
|
1
|
Знать,
какие художественные приемы использует чехов, создавая образы Нади Шуминой и
Ани Раневской, в чем сходство и различие этих персонажей;
Уметь
проводить сравнительный анализ, отмечая различие и сходство двух героинь
Чехова.
|
Написать
сочинение, выучить наизусть монолог Пети Трофимова «Вся Россия – наш сад».
|
|
|
93-94.
|
Урок
развития речи. Классное сочинение по творчеству А.П. Чехова.
|
2
|
|
Подготовить
сообщение о Пете Трофимове.
|
|
|
Зарубежная
литература 8 часов
|
95.
|
Обзор
зарубежной литературы второй половины XIX века.
|
1
|
Знать
основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины 19 века;
Уметь
составлять тезисный план или конспект лекции учителя
|
Прочитать
повесть Оноре де Бальзака «Гобсек».
|
|
|
96.
|
Тема
власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек».
|
1
|
Знать
содержание повести «Гобсек», характерные особенности писательской манеры Оноре
де Бальзака;
Уметь
аргументировано отвечать на вопросы о проблематике повести и художественных
приемах, при помощи которых Бальзак создает образ главного героя.
|
Прочитать
рассказ Ги де Мопассана «Ожерелье».
|
|
|
97.
|
Психологическая
новелла Ги де Мопассана «Ожерелье».
|
1
|
Знать
основные факты жизни и творчества писателя, в чем заключается своеобразие
сюжета и композиции новеллы «Ожерелье»;
Уметь
самостоятельно анализировать художественный текст Мопассана.
|
Подготовить
итоговую презентацию.
|
|
|
98-
99.
|
Итоговая
работа по произведениям русской литературы второй половины XIX века.
Защита презентаций.
|
2
|
Уметь
находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и
выступать с сообщением на заданную тему.
|
|
|
|
100.
|
Урок-рекомендация
«Что читать летом».
|
1
|
|
|
|
|
101-102.
|
Резервный
урок.
|
2
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение(1 час)
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской
литературы XIX в.
(свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках
нравственного идеала, праведничество», борьба с социальной несправедливостью и
угнетением человека).
Литература первой половины XIX века (11 часов), в том числе:
Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)
Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в
русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.
А. С. Пушкин (3 часа)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...»,
«Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога
роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я
посетил...» (указанные стихотворения
являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Поэт», «Поэт и толпа», «Пора, мой друг, пора! покоя
сердце просит...», «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны...» (возможен выбор пяти других стихотворений).
Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской
лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве
Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность,
смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя,
отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ
Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Многоплановость образа
Петербурга. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в
творчестве Пушкина.
М. Ю. Лермонтов (3 часа)
Жизнь и творчество
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божий, ныне с молитвою...»),
«Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в
долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...»
(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»),
«Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи - значенье...» (возможен выбор других стихотворений).
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его
творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества
в лирике поэта. Обусловленность характера творчества особенностями эпохи и
личностью поэта.
Н. В. Гоголь (1 час)
Жизнь и творчество.
Повесть «Невский проспект».
Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских
повестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в
произведениях Гоголя. Столкновение живой души и пошлого мира в повести
"Невский проспект". Особенности поэтики Гоголя.
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX вв (1 час)
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
А. Н. Островский (8 час.)
Жизнь и творчество.
Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные
стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение "жестоких
нравов" "темного царства". Образ города Калинова. Трагедийный
фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народнопоэтическое
и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха,
возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие.
Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое
мастерство Островского.
"Гроза" в русской критике: И. А. Добролюбов «Луч света в
темном царстве
(фрагменты); А. А. Григорьев «После "Грозы "
Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). Современные трактовки
пьесы.
Сочинение по произведениям А. Н. Островского.
И.А.Гончаров (8 час.)
Жизнь и творчество.
Роман «Обломов» (Обзор)
История создания и особенности композиции романа. Петербургская
"обломовщина". Глава "Сон Обломова" и ее роль в
произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц.
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и
нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и
художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон
Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие
стиля Гончарова.
Сочинение по роману И. А. Гончарова "Обломов".
И. С. Тургенев (10 часов)
Жизнь и творчество.
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической
ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа
Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение
Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл
названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи.
"Вечные" темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала
романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие
его жанра. "Тайный психологизм": художественная функция портрета, интерьера,
пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
( Сочинение по роману «Отцы и
дети»)
Н.А.Некрасов (8 часов)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы
с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам
говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!..» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения:
«Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам
войны...», (возможен выбор других стихотворений).
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и
образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы
поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема
народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостнические
мотивы. Сатирические образы. Решение "вечных" тем в поэзии Некрасова
(природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобразие
лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Новаторство
поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический характер
некрасовской поэзии.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее
фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов
поэмы. Образы правдоискателей и "народного заступника" Гриши
Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное
представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны,
смысл "бабьей притчи". Тема народного бунта. Образ Савелия,
"богатыря святорусского". Фольклорная основа поэмы.
Ф. И. Тютчев (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы
любим...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Природа -
сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные
селенья...», (возможен выбор других
стихотворений).
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический
подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской
лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема
"невыразимого". Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой».
Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А.А.Фет (2 часа)
Жизнь и творчество
Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...»,
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «На заре ты ее не
буди...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...»,
(возможен выбор других стихотворений).
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория "чистого
искусства". "Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия,
любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие,
особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
А. К. Толстой (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против
течения», «Государь ты наш батюшка...», (возможен выбор других произведений).
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и
образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние
фольклорной и романтической традиции..
Сочинение по творчеству поэтов второй половины 19 века (2 часа)
М. Е. Салтыков-Щедрин (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» (обзорное изучение).
Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности
народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные
образы градоначальников и "глуповцев". Образы Органчика и
Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Жанровое своеобразие "Истории".
Черты антиутопии в произведении. Смысл финала "Истории". Своеобразие
сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония,
гипербола, гротеск, алогизм.
Н. С. Лесков (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник».
Особенности сюжета повести. Образы основных героев.
Ф. М. Достоевский (9 часов)
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции.
Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и
ее развенчание. Раскольников и его "двойники". Образы "униженных
и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга.
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские
мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и
снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция.
Роль эпилога. "Преступление и наказание" как философский роман.
Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема
нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные
открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и
наказание".
Л. Н. Толстой (22 часа)
Жизнь и творчество.
Тема войны в ранних произведениях писателя (обзор)
Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции,
антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и
нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. "Внутренний
человек" и "внешний человек". Путь идейно-нравственных исканий
князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская
концепция "общей жизни". Изображение светского общества. "Мысль
народная" и "мысль семейная" в романс. Семейный уклад жизни Ростовых
и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль
эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в
романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны
1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины
партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в
изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и
Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два
нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого.
Приемы изображения душевного мира героев ("диалектики души"). Роль
портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и
поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение
творчества писателя.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".
А. П. Чехов (8 часов)
Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О
любви», «Дама с собачкой».
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской
классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее
отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности
человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений,
творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе.
Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования,
чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический
смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в
пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта.
Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя -"недотепы". Образы
слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала.
Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие
жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для
мировой литературы и театра.
Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
ХIХ в. (8 час.)
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Реализм
как доминанта литературного процесса. Символизм.
Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье».
Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Изображение чувства
любви в произведении.
Оноре де Бальзак. «Гобсек». Тема власти денег в повести
Бальзака.
Перечень творческих работ
1.
Сочинение по произведениям
русской литературы первой половины 19 века (урок №7)
2.
Сочинение по драме А.
Островского «Гроза» (урок №17)
3.
Сочинение по роману И.С.
Тургенева «Отцы и дети» (урок №27)
4.
Сочинение по лирике Ф.Тютчева
и А. Фета (урок №41)
5.
Сочинение по творчеству Н.А.
Некрасова (урок №54)
6.
Сочинение по роману Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание» (урок №64)
7.
Сочинение по роману Л.Н.
Толстого «Война и мир» (урок №86)
8.
Сочинение по творчеству А.П.
Чехова (уроки 93-94) №
Ресурсное
обеспечение
- Беляева
Н. В., Иллюминарская А. Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. –
М.: Просвещение.
- Золотарёва
И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX
века. 10 класс. 1-ое полугодие. – М.: Вако, 2003.
- Золотарёва
И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX
века. 10 класс. 2-ое полугодие. – М.: Вако, 2003.
- Кучина
Т. Г., Леденёв А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10
класс: Методическое пособие, - М.: Дрофа, 2001.
- Лебедев
Ю. В., Кузнецова М. Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие
для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
- Лебедев
Ю. В., Романова А. Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. – М.:
Просвещение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.