Календарно – тематическое
планирование
по Искусству (Музыка) 4 класс
Верхне – Гуторовский филиал
МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области
Подготовила: Рыжкова Кристина
Александровна
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го
класса составлена на основании следующих нормативно правовых документов:
1.
Федерального
компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства
образования от 5.03.2004 №1089);
2.
Закона
Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
3.
Санитарные
правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10);
4.
Закон
об образовании Курской области;
5.
Примерной
программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и программы
начального общего образования – авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина.
(«Музыка» - Москва «Просвещение», 2013 г.).
Рабочая программа
рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.
Изучение музыки в 4 классе направлено на введение
детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с
музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению
следующих целей и задач:
• формирование основ музыкальной культуры через
эмоциональное, активное восприятие музыки;
• воспитание интереса и любви к музыкальному
искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной
культуре разных народов мира;
• освоение музыкальных произведений и первоначальных
знаний о музыке;
• развитие интереса к музыке и музыкальной
деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной
памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных
видах музыкальной деятельности.
• овладение практическими умениями и навыками в
учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных
музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
• расширение жизненно-музыкальных впечатлений
учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и
композиторских школ;
• выявление характерных особенностей русской
музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и
стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного
восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык
на интонационно-образной основе;
• развитие умения давать личностную оценку музыке,
звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем
или иным музыкальным сочинениям;
• формирование постоянной потребности общения с
музыкой, искусством вне школы, в семье;
• формирование умений и навыков выразительного
исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической
деятельности;
• развитие навыков художественного,
музыкально-эстетического самообразования — формирование фонотеки,
библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках
музыкальных впечатлений;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с
другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и
развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
• совершенствование умений и навыков творческой
музыкально-эстетической деятельности.
Курс
нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном
искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной
классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного
музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе
направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их
способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной
деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия
и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой
индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с
другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями,
навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на
детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная
импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических
чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям
и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и
народному музыкальному творчеству.
Творчески
изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
• узнавать изученные музыкальные сочинения,
называть их авторов;
• продемонстрировать знания о различных видах
музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
• продемонстрировать личностно-окрашенное
эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и
музыкально-творческой деятельностью;
• высказывать собственное мнение в отношении
музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
• продемонстрировать понимание
интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи
выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в
ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
• эмоционально откликаться на музыкальное
произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
• показать определенный уровень развития образного
и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого
голоса;
• выражать художественно-образное содержание
произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
• передавать собственные музыкальные впечатления с
помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли
слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и
корректировать ее;
• охотно участвовать в коллективной творческой
деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
• определять, оценивать, соотносить содержание,
образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального
творчества разных стран мира;
• использовать систему графических знаков для
ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• исполнять музыкальные произведения отдельных
форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение,
инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Формы
организации учебного процесса:
-
групповые, коллективные, классные и внеклассные
Для более
эффективного освоения учащимися 4 класса материала программы обучение строится
на дифференцированном подходе с учетом способностей и мотивации детей.
Высокомотивированные дети привлекаются к участию во внеурочной деятельности,
общешкольных и классных музыкальных мероприятиях различной тематической
направленности. Высокомотивированные дети являются творческим ядром класса,
которое собирает вокруг себя средне- и низкомотивированных детей. Дети со
средней мотивацией работают в соответствии со стандартным учебным планом,
выполняя также творческие задания. Низкомотивированным детям создаются
благоприятные условия, где они могут проявить и развить свои способности. В
урок включаются игровые задания, импровизации, в музыкальный материал –
современные мелодии и ритмы. Большое внимание уделяется игровой составляющей
урока – импровизациям, инсценировкам, ритмическим и музыкальным играм,
музыкальным физкультминуткам.
В
целях развития коммуникативных навыков поощряются их монологические
высказывания и диалоги в процессе обсуждения музыкальных произведений.
Обязательным элементом являются ритмико-пластические упражнения, которые
позволяют убрать скованность, зажатость детей, формируют правильные певческие
навыки. С той же целью используются упражнения на дыхание и артикуляцию.
Список используемой литературы
1.
Учебно-методический
комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
2.
На
основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы
программы « Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2010.
3.
«Методика
работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М.,
Просвещение, 2010г.
4.
«Хрестоматия
музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс», М., Просвещение, 2001г.
5.
Учебник
«Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2013 г.
Календарно
– тематическое планирование
№ п/п
|
Дата
Пл. Факт.
|
Тема
урока
|
Оборудование
|
Кол-во
уроков
|
Планируемые
результаты
|
Предметные
результаты
|
УУД
|
Личностные
результаты
|
1
|
|
|
Мелодия
|
Музыкальное
оформление, наглядные пособия
|
1
|
Уметь
размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей
человека.
|
Р:
Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное
творчество.
П:
высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения.
К:
выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.
|
Общаться
и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения
худ.-муз..образов.
|
2
|
|
|
Ты
пропой мне эту песню…Что не выразишь словами, звуком на душу навей…
|
аудиозаписи
|
1
|
Уметь
узнавать образы народного музыкального творчества, фольклора и
профессиональной музыки.
|
Р:
Самостоятельно подбирать ассоциативные ряды муз. произведениям.
П:
выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки.
К:
творческое задание.
|
Оценивать
собственную музыкально-творческую деятельность.
|
3
|
|
|
Как
сложили песню. Звучащие картины.
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Различать
жанры русских народных песен.
|
Р:
самостоятельно образцы народно-музыкального творчества.
П:
выявлять общность истоков народной и композиторской музыки
К:
исполнение народных песен.
|
Оценивать
собственную музыкально-творческую деятельность.
|
4
|
|
|
Ты
откуда, русская, зародилась музыка? Я пойду по полю белому...
|
презентация
|
1
|
Различать
мелодии народного склада в композиторских произведениях.
|
Р:
самостоятельно эмоционально воспринимать народное и профессиональное
композиторское творчество.
П:
выявлять связь между историческими событиями и музыкальной темой.
К:
высказывать свое мнение о содержании произведения.
|
Гордиться
и уважать русские традиции.
|
5
|
|
|
На
великий праздник собралася Русь!
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Уметь
распознавать, как развитие мелодии помогает передать настроение
стихотворения.
|
Р:
самостоятельно выявлять истоки возникновения духовного наследия.
П:
отвечать на вопросы учителя.
К:
исполнение стихиры.
|
Уважать
память о русских святых.
|
6
|
|
|
Святые
земли Русской. Илья Муромец.
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Уметь
различать в музыке красоту родной земли и человека.
|
Р:
самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и
поэзии, и их связи.
П:
отвечать на вопросы учителя.
К:понимать
формы построения музыкальных и литературных произведений.
|
Гордится
музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.
|
7
|
|
|
Кирилл и
Мефодий.
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Уметь
различать образы, воплощенные в музыке.
|
Р:
самостоятельно распознавать художественный смысл произведения.
П:
сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов.
К:
выполнение творческого задания.
|
Гордиться
русской поэзией и музыкой.
|
8
|
|
|
Праздников
праздник, торжество из торжеств. Ангел воияше.
|
презентация
|
1
|
Различать
народные песни.
|
Р:
самостоятельно распознавать духовную музыку.
П:
отвечать на вопросы учителя.
К:
творческое задание.
|
Гордится
и уважать русские традиции.
|
9
|
|
|
Родной
обычай старины. Светлый праздник.
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Знать русские
народные традиции.
|
Р:
самостоятельно распознавать духовную музыку.
П:
отвечать на вопросы учителя.
К:
творческое задание.
|
Уважать
русские народные традиции.
|
10
|
|
|
Приют
спокойствия, трудов и вдохновения…Зимнее утро. Зимний вечер.
|
презентация
|
1
|
Различать
тембры и звуки народных инструментов.
|
Р:
самостоятельно определять мелодику народной музыки.
П:
различать народную и композиторскую.
К:
выполнение творческого задания
|
Уважать
народные легенды, мифы и предания.
|
11
|
|
|
Что за прелесть
эти сказки! Три чуда.
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Знать
связь музыки и литературных произведений
|
Р:
самостоятельно различать тембры народных инструментов входящих в состав ОРНИ.
П:
знать народные обычаи, обряды.
К:
исследовать историю создания муз. инструментов.
|
Общаться
и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов.
|
12
|
|
|
Ярмарочные
гулянья
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Различать
тембры и звуки народных инструментов.
|
Р:
самостоятельно различать тембры музыкальных инструментов.
П:
овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического
сопровождения.
К:
рассуждать о значении преобразующей силы в музыке.
|
Осмысленно
исполнять сочинения различных жанров и стилей.
|
13
|
|
|
Святогорский
монастырь.
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Различать
понятие старинной музыки и её рисунок.
|
Р:
самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной
музыки.
П:
понимать смысл муз. терминов.
К:
творческое задание.
|
Расширять
музыкальный кругозор.
|
14
|
|
|
Приют,
сияньем муз одетый…
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Различать
музыкальные жанры
|
Р:
знать и понимать музыку Рахманинова.
П:
понимать смысл музыки Рахманинова.
К:
творческое задание.
|
Гордиться
русскими композиторами воспевающими Россию
|
15
|
|
|
Композитор
– имя ему народ
|
презентация
|
1
|
Знать
истоки народной песни
|
Р:
самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки.
П:
отвечать на вопросы учителя.
К:
размышлять о муз. произведениях, как способе выражения чувств и мыслей
человека.
|
Уважать
творчество зарубежных композиторов.
|
16
|
|
|
Музыкальные
инструменты России. Оркестр русских народных инструментов
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Знать и
уметь распознавать музыкальные инструменты
|
Р:
самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.
П:
узнавать музыкальные жанры.
К:
понимать смысл терминов.
|
Расширять
музыкальный кругозор.
|
17
|
|
|
Музыкант
- чародей
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Различать
группы муз. инструментов входящих в симфонический оркестр.
|
Р:
эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.
П:
рассказывать либретто муз. произведения.
К:
выявлять особенности развития образов.
|
Гордиться
патриотами нашей Родины.
|
18
|
|
|
Народные
праздники. «Троица»
|
презентация
|
1
|
Знать
историю появления праздника
|
Р:
самостоятельно выявлять особенности развития образов.
П:
отвечать на вопросы учителя.
|
Гордиться
патриотами нашей Родины.
|
19
|
|
|
Музыкальные
инструменты. Вариации на тему Рококо.
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи ,презентация
|
1
|
Знать
музыкальные инструменты
|
Р:
самостоятельно выявлять особенности развития образов.
П:
отвечать на вопросы учителя.
|
Гордиться
патриотами нашей Родины.
|
20
|
|
|
Пьеса
М.П.Мусоргского «Старый замок»
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Различать
музыкальные образы
|
Р:
эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.
П:
рассказывать либретто муз. произведения.
К:
выявлять особенности развития образов.
|
Гордиться
патриотами нашей Родины.
|
21
|
|
|
Счастье
в сирени живет…С.Рахманинов.
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Уметь
распознавать напевы старинной музыки
|
Р:
эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.
П:
рассказывать либретто муз. произведения.
К:
выявлять особенности развития образов.
|
Уважительно
относиться к муз. культуре других народов.
|
22
|
|
|
Не
умолкает сердце чуткое Шопена…
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Уметь
распознавать музыку Шопена
|
Р:
самостоятельно выявлять особенности развития образов.
П:
отвечать на вопросы учителя.
К:
сопоставлять средства муз. выразительности.
|
Знать
историю своей Родины.
|
23
|
|
|
Танцы,
танцы, танцы…
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Уметь
распознавать танцевальную музыку
|
Р:
самостоятельно определять куплетно-выриационную форму в музыке.
П:
отвечать на вопросы учителя.
|
Развивать
музыкально-эстетический вкус.
|
24
|
|
|
Патетическая
соната. Годы странствий М.И. Глинки
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Формирование
основ музыкальной культуры.
|
Р:
определять и сопоставлять различные по смыслу интонации.
П:распознавать
художественный смысл различных музыкальных форм.
К:
соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.
|
Осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе муз. произведений
русских композиторов.
|
25
|
|
|
Царит
гармония оркестра
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Уметь
различать муз. образы воплощенные в музыке
|
Р:
самостоятельно уметь распознавать жанры музыки.
П:
знать музыкальные термины.
К:
Творческое задание.
|
Расширять
музыкальный кругозор.
|
26
|
|
|
Опера
«Иван Сусанин». Опера М. Мусорского «Хованщина»
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Уметь
различать многообразие жанров музыки.
|
Р:
самостоятельно называть имена известных бардов.
П:
уметь распознавать худ. смысл муз. произведений для гитары.
К:Творческое
задание.
|
Ориентироваться
в культурном многообразии музыкальных жанров.
|
27
|
|
|
Русский
восток
|
презентация
|
1
|
Знать
восточные интонации
|
Р:
самостоятельно называть имена известных бардов.
П:
уметь распознавать худ. смысл муз. произведений для гитары.
К:Творческое
задание.
|
Личностно
оценивать музыку на уроке и вне школы.
|
28
|
|
|
Балет
«Петрушка». Театр музыкальной комедии.
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Знать
музыку в народном стиле, понятие мюзикл.
|
Р:
самостоятельно различать жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.
П:
иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях.
К:
творческое задание.
|
Уважительное
отношение к праздникам русской православной церкви.
|
29
|
|
|
Прелюдия.
Исповедь души.
|
презентация
|
1
|
Знать
формы музыки
|
Р:
самостоятельно определять жанры церковной музыки: тропарь, молитва,
величание.
П:
иметь представление о традициях православных праздников.
К:
выполнение творческого задания.
|
Хранить
шедевры православного наследия.
|
30
|
|
|
Революционный
этюд
|
презентация
|
1
|
Знать
жанр этюд
|
Р:
сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.
П:
свободно ориентироваться в терминах: икона, фреска, молитва, стихира.
К:
рассуждать о значении азбуки в наши дни.
|
Почитать
создателей славянской азбуки.
|
31
|
|
|
Мастерство
исполнителя
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Знать
многообразие жанров музыки
|
Р:
самостоятельно отличать главный признак народного праздника от религиозного.
П:
знать историю создания иконы А.Рублева «Троица»
К:
Объяснять смысл народного праздника.
|
Хранить
и почитать культурное наследие России.
|
32
|
|
|
В
интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты.
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Уметь
образно ориентироваться в музыкальной живописи.
|
Р:
самостоятельно пересказывать сюжет музыкальной сказки.
П:
ориентироваться в музыкальных сюжетах главных героев .
К:
творческое задание.
|
Гордиться
культурным наследием .
|
33
|
|
|
Музыкальный
сказочник
|
Наглядные
пособия, аудиозаписи
|
1
|
Формирование
представления о роли музыки в жизни человека.
|
Р:
самостоятельно выделять интонации помогающие услышать рассвет.
П:
отвечать на вопросы учителя.
К:
творческое задание.
|
Гордиться
культурным наследием .
|
34
|
|
|
Рассвет
на Москве - реке
|
|
1
|
Развитие
музыкально-эстетического чувства.
|
Р:
самостоятельно выделять интонации помогающие услышать рассвет.
П:
отвечать на вопросы учителя.
К:
творческое задание.
|
Уважать
и помнить историю России.
Расширять
интерес к музыке.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.